Классный час "Дети - герои ВОВ"
классный час на тему

Липовская Ирина Васильевна

Для внеклассной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час

«Дети-герои

ВОВ»

                                             

                         

Классный час «Пионеры-герои» 

Цели:

- познакомить детей с юными героями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

- развивать интерес к истории своей родины;

- воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу;  уважение и глубокую признательность прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.

Оборудование:

-в качестве сопровождения используется компьютерная презентация (использованы материалы Интернет; видеофрагменты из фильмов «Тимур и его команда», «Начало войны», «Песня о пионерах героях».

-выставка книг «Пионеры-герои».

Предварительная подготовка: 

-чтение и обсуждение книги А.Гайдара «Тимур и его команда»;

-просмотр худ. фильмов («Орлёнок», «Сын полка» и др.)

- к уроку учащиеся готовят сообщения о пионерах-героях.

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний.

Сегодня наш классный час посвящается пионерам-героям.

- Знакомы ли вы с этими словами? Объясните их значение.

Знакомство с лексическим значением слов.

1) Герой - Главное действующее лицо литературного произведения

2) Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности

3) Герой - Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление)

- Какое определение мы выберем сегодня, если речь пойдет о героях ВОВ?

 Слово Пионер также имеет несколько значений.

  1. Пионер — (от французского «пехотинец», зачинатель) первый в чём то.
  2. Пионеры  —  это дети, члены пионерской организации,  которая появилась в 1922 году в Советском Союзе.

В пионерскую организацию  принимались дети начиная с 9-летнего до 13-14 летнего возраста. Пионеры были обязаны носить красный пионерский галстук и пионерский значок.

Пионерский галстук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

  Тот же смысл имеют три пламени на пятиконечной звезде пионерского значка.

    Позором считалось прийти в школу без галстука, с помятым галстуком или наспех повязанным. Пионер должен быть честным, старательным в труде и учебе.  

    Пионерский салют — третий обязательный атрибут пионера. Пионерское приветствие -  пять пальцев правой руки, плотно сжатые, поднимаются над головой.  Призыв звучит так: «Будь готов!» Ответ «Всегда готов!»

  Пионерская организация имела свой гимн. И как положено, когда звучал гимн, его слушали стоя, отдавая честь.  

У пионеров была своя форма.

2. Просмотр фрагмента фильма «Тимур и его команда»

- Как вы думаете, ребята из команды Тимура – пионеры? Почему? Можно ли их назвать героями?

  Книга Аркадия Гайдара была напечатана в 1940 году. Читая книгу, мы познакомились, как жили мальчишки и девчонки в предвоенные годы.

- Чем они занимались?

А через год началась война…

3. Просмотр фрагмента фильма «Начало войны»

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу Родину.

От бескрайней равнины сибирской
До полеских лесов и болот
Подымался народ богатырский
Наш великий советский народ,
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.

Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика, поднялись на защиту Родины.  Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда для всех, в том числе и детей.

4.- Чем занимались девчонки и мальчишки (мы можем назвать их и пионерами) в годы войны? (высказывания детей)

         Их детство прервалось 22 июня 1941 года.
В годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг - несмотря на голод и страх дети:  

-продолжали учиться

- работали на полях,

-заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину,

-ухаживали за ранеными,

-собирали  металлолом для постройки танков и самолетов,

 -собирали лекарственные растения,

- отправляли подарки на фронт,

- В грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. дети  встали в шеренги бойцов - рядом с отцами и старшими братьями, взяв в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки,  те,  кто в 41-м на груди с гордостью носил пионерский галстук и пионерский значок, совершили бессмертные подвиги.

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями .

5.  Давайте вспомним их имена.

Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

  Марат   Казей

..Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой  пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
       Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

  Леня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

 Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг.

 Пионеру-партизану Лене Голикову присвоено звание Героя Советского Союза.

 Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь  Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители".  Зина участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в фашиста.
        Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

 Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.

Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

 Валя Котик

Когда началась война, Вале Котик было 11 лет.  Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
          Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружие, которое потом переправляли в отряд партизан.

Валя был связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Он  сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

 Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен  памятник.

 Звание  Герой Советского Союза —  почётное звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а позже, и в мирное время.

- Какие имена пионеров-героев вам еще знакомы?

 Надя Богданова

 В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском  отряде ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

 Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Надя Богданова, награждёна орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

 - Сколько же их было? …

Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.

  Мы познакомились лишь с немногими  из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

- Минутой молчания почтим память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины.

6. - Когда вы слышите слово «ВОЙНА», о чем вы думаете, какие чувства вызывает это слово?  (высказывания детей)

- А может нам стоит забыть об этой страшной войне и не вспоминать этих ужасов? (высказывания детей)

- О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. Война – это горе, это лишение жизни. Мы обязаны  помнить о Великой Отечественной войне, чтобы  эти страшные события не повторялись никогда. Чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир.

Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Люди хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам. Помнят и пионеров-героев.

 -  В честь юных героев назывались пионерские дружины, лагеря отдыха, школы, улицы, корабли. О них писали книги, снимали фильмы и ставили спектакли.

Прочтите книги о пионерах –героях, узнайте о их подвигах и сохраните в своем сердце их имена (Выставка книг)

 7.

Учащийся: Помните!
Через века, через года – 
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!

Учащийся: Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!

Учащийся: Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!

Учащийся: Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, -
Заклинаю, - помните!

Звучит песня «Песня о пионерах героях», видеофильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС "Герои Сталинградской битвы"

Герои Сталинградской битвы (конкурсная программа) Цель:      Способствовать воспитанию патриотизма у учащихся на примерах    подвигов советских ...

Классный час:"Герои Отечества: прошлое и настоящее"

Классный час "Герои Отечества: прошлее и настоящее"  содержит материал, который позволит повысить интерес к истории своего  Отечества, способствует воспитанию уважительного отношения к истор...

классный час "Герои- антифашисты".

Рассказ о юных героях антифашистах. Подборка стихов....

классный час "Героями не рождаются, героями становятся"

Классный час разработан для учащихся 4 классов....

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.Задачи:- суммироват...

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга...

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.Задачи:- суммироват...