Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа (4 класс) на тему

Барановская Татьяна Михайловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx80.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное     казенное   образовательное    учреждение

«Горная   средняя   школа»

_____________________________________________________________________________

662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.

Тел. 94-2-71, 94-3-16. Email: NIL2008@yandex.ru

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

О.Б. Барашкина  /____________/

Протокол № ___ от  «__»____________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

И.С.Машинистова/______________/

 «__»____________2016г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Горная СШ»

Л.В.Коваленко/______________/

Приказ № ___ от «__»_____________2016 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

(общеинтеллектуальное  направление)

4 класс

Барановская Татьяна Михайловна, 1 КК

п. Горный

2016 - 2017  учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа  курса «Умники и умницы»  составлена  на основе:

- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

- Основной образовательной программы начального общего образования  МКОУ» Горная СШ»,

-  авторской  программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

        Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Назначение программы

    Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во вторых - четвертых классах 34 часа (1 час в неделю). Программа реализована в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом, рассчитана на детей 7 - 11 лет.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

На основе диагностических фактов у обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Программа курса «Умники и умницы» направлена на решение этой проблемы. Набор детей в группу осуществляется по желанию ребенка и родителей. Количество детей в группе составляет 10-15 человек. Такое количество детей наиболее удачно для организации деятельности в групповой форме, при создании творческих и интеллектуальных продуктов.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.

    

Цель данного курсаразвитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.

     Основные задачи курса:

1)​ развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли​тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)​ развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)​ развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе​ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4)​ формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре​шать нестандартные задачи;

5)​ развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

6)​ формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)​ формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Особенности организации занятий кружка

      Участники программы: учащиеся от 7 до 11 лет, педагоги, психолог.

      Сроки реализации: 4 года (1 – 4 классы).

      Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь   ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

     

 Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше​ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют​ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп​равлять собой в сложных ситуациях.

      На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре​шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми​руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож​ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

      На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех обучающихя, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви​ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара​тельностью.

      В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла​бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото​рые они могут решать успешно).

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

     

     В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

            а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

      В предлагаемом пособии создана сис​тема учебных заданий и задач, направленных на развитие позна​вательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных про​цессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и воз​можностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

        В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус​ловно можно разбить на несколько групп:

*​ задания на развитие внимания;

*​ задания на развитие памяти;

*​ задания на совершенствование воображения;

*​ задания на развитие логического мышления.

Вид задания

Содержание задания

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це​лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас​пределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формирова​нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен​но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре​шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер​шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе​циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз​личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве​личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива​ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады​вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

*​ дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

*​ выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

*​ вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на​чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

*​ выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

*​ выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв​ления замаскированного рисунка;

*​ деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит​мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Модель занятия включает этапы, развивающие познавательные способности учеников:

                           «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

      Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

        Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления(15 минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребятразнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, компози​ции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

​ системность: задания располагаются в определенном порядке;

​ принцип «спирали»;

​ принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

​ увеличение объема материала;

​  наращивание темпа выполнения заданий;

​  смена разных видов деятельности.

Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

1.​ Работа в парах.

2.​ Групповые формы работы.

3.​ Индивидуальная работа.

4.​ Самооценка и самоконтроль.

5.​ Взаимооценка и взаимоконтроль.

Формы организации деятельности:

•​ Творческий проект.

•​ Исследовательская работа.

•​ Конкурс.

•​ Игра.

•​ Путешествие.

Реализация программы предусматривает применение технологий:

​ деятельностного обучения;

​ проектной;

​ игровой.

На занятиях используются презентации к занятиям, электронные задания и тестовые работы, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски, электронных учебных пособий «Учимся мыслить логически», «Графические диктанты».

Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как математика, информатика, русский язык.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расши​рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально​го развития.

Описание места программы внеурочной деятельности «Умники и умницы» в учебном плане

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год), продолжительность занятия 35 минут.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

​ Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

​ В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

​ Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

​ Проговаривать последовательность действий.

​ Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

​ Учиться работать по предложенному учителем плану.

​ Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

​ Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности товарищей.

Познавательные УУД:

​ Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

​ Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

​ Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

​ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

​ Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

​ Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

​ Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

​ Слушать и понимать речь других.

​ Читать и пересказывать текст.

​ Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

​ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель​ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни​ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой​стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор​мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе​ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со​циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе​ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре​де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са​мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру​гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель​но положительно к нему настроены, юный человек действи​тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко​торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития обучающихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки).

В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

​ Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

​ Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

​ Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-участие в научно-практической конференции.

Контрольные задания.

​ Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

​ Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

​ Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

- участие в научно-практической конференции.

​ Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Развитие умения работать над исследованием. Постановка целей, определение гипотез и задач, организация исследований, защита.

Учебно-тематический план

1 класс (34 ч).

1. Выявление уровня познавательных процессов у детей. Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Ознакомление обучающихся с результатами начальной диагностики. Рекомендации от учителя по компенсации недостатков. Знакомство с содержанием занятий курса.

2. Мышление и развитие логического мышления . Мышление и логика. Знакомство с логическими и логически-поисковыми задачами, пути их решения. Решение логических задач. Развитие мышления. Составление своих логических задач. Проект «Моя логическая задача». Алгоритм и мышление. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Проект «Спичечный рисунок». Работа над развитием зрительной памяти, воображения, внимания, быстроты реакции. Графические диктанты. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций, воображения. Проектная работа «Воображаемая страна». Мыслим и помним. Игра «Доверяй, но проверяй». Совершенствование мыслительных операций. Творческий проект «Моя нестандартная задача». Графические диктанты.

3. Закономерности. Числовые и нечисловые закономерности. Классификация предметов .

Понятие закономерности. Примеры закономерностей. Числовые и нечисловые закономерности. Составление закономерностей. Выполнение заданий по классификации, группировке, сравнению предметов, по поиску закономерностей. Органы чувств: глаза. Тренировка зрительной памяти, внимания, воображения, восприятия». Графические диктанты.

4. Развитие и совершенствование воображения . Композиции из геометрических тел, линий. Восстановление целого. Уникурсальные фигуры. Выбор идентичных фигур сложной конфигурации. Работа с замаскированным рисунком. Деление фигуры на части и построение заданной фигуры из нескольких частей. Работа с изографами и числограммами. Проектная работа « Загадочный мир рисунков и фигуры». Графические диктанты.

5. Словесно - дидактические игры и задания . Загадки и их роль. Структура загадок. Тематика загадок. Составление загадок. Проект « Лучшая моя загадка». Слово и его значение. Словарные слова. Из истоков слов. Изучение значения слов. Игра «Словарный ряд». Составление проекта «Рисунок и слово, словосочетание». Составление небольших рассказов по теме придуманного рисунка. Продолжение начатого рассказа товарища. Творческая групповая работа « Рисованный рассказ».Графические диктанты.

6. Выявление уровня познавательных способностей учащихся . Определение результативности работы за год. Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Анализ тестов. Ознакомление учащихся с результатами диагностики. Рекомендации от учителя.

7.Развитие умения работать над исследованием. Постановка целей, определение гипотез и задач, организация исследований, защита, участие в Малой научно-практической конференции.

2 класс (34 ч)

1. Выявление уровня познавательных процессов у детей.

Проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. Тестирование. Ознакомление обучающихся с результатами начальной диагностики. Рекомендации от учителя по компенсации недостатков. Знакомство с содержанием занятий курса.

2. Развитие логического мышления.

Определение мышления. Виды мышления, свойства и особенности. Способы развития логического мышления. Знакомство с логическими и логически-поисковыми задачами, пути их решения. Исследовательский проект «Моя нестандартная задача».

Решение логических, логически-поисковых задач и заданий. Магические квадраты. Проектная работа «Магический квадрат». Математические фокусы. Задания со спичками. Проектная работа « Задания со спичками». Работа над развитием зрительной памяти, воображения, внимания, быстроты реакции. Графические диктанты.

3. Тренируем мышление. Словесно - дидактические игры и задания.

Понятие «словесно-дидактическая игра». Особенности и свойства этих заданий. Виды и названия словесно - дидактических игр (анаграммы, друдлы, пентагоны, тригоны, превращения, путаницы, зашифрованное число, пословицы, антонимы и синонимы, слоговица, лабиринты). Работа над словесно-дидактическими заданиями и играми. Развитие памяти, восприятия, быстроты реакции. Творческая работа учащихся «Играем в слова». Исследовательский проект «Создаем словесно-дидактическое задание». Графические диктанты.

4. Классификация, группировка предметов, сравнение групп предметов. Поиск закономерностей.

Группы предметов. Особенности, свойства групп предметов. Их классификация. Сравнение, выделение общего и частного. Графические диктанты.

Понятие закономерности. Примеры закономерностей. Числовые закономерности, словесные закономерности, нахождение недостающего элемента, цифровые строчки, пустые клетки, логические весы, определение последовательности. Графические диктанты.

Выполнение заданий по классификации, группировке, сравнению предметов, по поиску закономерностей. Работа по развитию памяти, внимания, воображения, восприятия. Творческий проект «Задания с группами предметов». Графические диктанты.

5. Тренируем мышление. Задачи на сообразительность .

Знакомство с комбинаторными и пространственно-комбинаторными задачами. Примеры комбинаторных и пространственно-комбинаторных задач. Способы решения таких задач. Решение задач данного вида. Проект по созданию комбинаторных задач. Графические диктанты.

Знакомство с алгоритмическими задачами. Составление программы действий (шагов) при решении задач данного вида. Виды алгоритмов: линейные и разветвлённые. Схемы алгоритмов. Решение алгоритмических задач. Творческая работа «Алгоритм решения моей задачи». Графические диктанты.

6.​ Конкурс эрудитов. Стендовое представление коллективных творческих работ.

Конкурсная программа между группами обучающихся. Выступления со стендовой презентацией групп по созданным логическим заданиям и играм.

7.Выявление уровня познавательных способностей учащихся.

8.Развитие умения работать над исследованием. Постановка целей, определение гипотез и задач, организация исследований, защита, участие в Малой научно-практической конференции.

3класс (34 ч), 4 класс (34 ч)

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Тренируем мышление. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Разгадывание и составление ребусов. Работа над фразеологизмами: закончить фразу, заменить фразеологизмом.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Конкурс эрудитов. Конкурсная программа между группами обучающихся.

Развитие умения работать над исследованием. Участие в Малой научно-практической конференции

Учебно - тематическое планирование

№ занятия

         Тема

Характеристика деятельности обучающихся

Личностные

УУД

Дата проведения

Регулятивные

Познавательные

Коммуника

тивные

1

Диагностика уровня развития познавательных процессов

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Оценивать результаты выполненного задания.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Осуществлять поиск необходимой информации.

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность

3

Развитие концентрации внимания.
Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества.

4

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять значение слов и выражений

Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

5

Тренировка зрительной памяти.
Логические задачи на развитие

аналитических способностей.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Ориентировать-ся в разнообразии способов решения задач, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.

6

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Оценивать результаты выполненного задания.

Использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;

7

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Узнавать предметы по их признакам.

Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности своей работы и работы одноклассников

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы.

8

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

 Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения задач.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.  Оценивать свои действия.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре.

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность

9

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Проявлять навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником.

10

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Овладевать навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Учиться планировать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её реализации.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Читать и пересказывать текст, использовать его при выполнении групповых заданий.

11

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических

способностей.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Проявлять эстетические потребности, ценности и чувства. Контролировать свои действия во время учебного процесса.

Учиться  планировать, контролировать и оценивать деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические  рассказы и задачи на основе простейших математических моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им.

12

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Учиться овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности.

Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)

Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе.

13

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с  иллюстрацией  рабочей тетради, алгоритма.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли.

14

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Проявлять уважительное отношение к иному мнению, применять на практике правильно, рационально выбранное мнение.

Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Осуществлять поиск необходимой информации.

Учиться общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах.

15

Развитие логического мышления.
Решение логических и творческо-поисковых задач.

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Различать главное и существенное

Проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание.

Активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Ориентироваться на разнообразии способов решения учебной задачи, уметь строить рассуждение в на основе имеющихся

фактов.

Учиться уважать мнение других, объективно оценивать сою работу и деятельность одноклассников.

16

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Учиться концентрировать внимание на учебном процессе, использовать знания на практике.

Совершенствовать мыслительные операции, выделать главное из второстепенного делать аргументированные выводы.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им.

17

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Узнавать предметы по их признакам. Находить и выделять признаки разных предметов.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Учиться использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации.

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации из схемы и  рисунка, анализировать, делать выводы.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе.

18

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы

Проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Учиться выполнять логические действия: сравнение, обобщение, классификации, установление аналогий.

Применять имеющиеся знания для решения учебных заданий.

Развивать познавательную активность

19

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Оценивать собственную  учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач.

Учиться концентрировать внимание на учебных действиях, оценивать результат своей работы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические  рассказы и задачи на основе простейших математических моделей ( предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

20

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять значение слов и выражений

Иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.

Определять и формировать цель деятельности с помощью учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Осуществлять поиск необходимой информации.

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;

21

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Беседа : соблюдение ППБ

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять и преобразовывать фигуры

Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Проговаривать последовательность действий, применять её на практике.

Ориентироваться на разнообразии способов решения учебной задачи, уметь строить рассуждение в на основе имеющихся

фактов.

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества.

22

Развитие логического мышления.

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Принимать и осознавать социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе  работы с иллюстративным материалом.

Совершенствовать мыслительные операции, выделать главное из второстепенного делать аргументированные выводы.

Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

23

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Учиться работать по предложенному учителем плану, реализовывать учебные задачи и цели.

Находить и формулировать решение задач с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)

Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя.

24

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликты..

Учиться отличать верно выполненное задания от  неверного. Доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;

25

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений

Проявлять эстетическую потребность, ценности и чувства. Иметь мотивацию к творческому труду.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку  деятельности   товарищей.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Осуществлять поиск необходимой информации.

Слушать и понимать речь других, быть вежливым и культурным собеседником.

26

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических

способностей.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Проявлять мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учиться адекватно воспринимать оценку учитель, ориентироваться на  разнообразие способов решения задач

Осуществлять  сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по признаку, уметь устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, соотносить с известными понятиями.

Читать и пересказывать текст, использовать его при выполнении групповых заданий.

27

Поиск закономерностей.

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений

Определять границы собственного знания и «незнания».

Учиться анализировать объекты  с выделением существенных и несущественных признаков.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им.

28

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять и преобразовывать фигуры

Воспринимать роль учителя, непосредственно не обращённую к учащемуся.

Учиться проговаривать вслух последовательность действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе.

29

Развитие логического мышления.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Проявлять познавательный интерес к изучению нового материала.

Учиться  понимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Устанавливать причинно- следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развивать языковую культуру и формировать речевые умения: чётко и ясно излагать свои мысли.

30

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений,

Знать и применять основные моральные нормы (взаимопомощь, естественность).

Учиться извлекать необходимую информацию из речевого потока, текста, рабочей тетради.

Уметь анализировать, делать выводы, умозаключения.

Учиться общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах.

31

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками

Оценивать собственную  учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, причины неудач

Учиться овладевать способностью принимать и сохранять учебную задачу, проявлять готовность решать её, использовать полученные знания на практике.

Уметь выявлять особенности ( качества, признаки0 разных объектов в процессе их рассматривания ( наблюдения).

Учиться уважать мнение других, объективно оценивать сою работу и деятельность одноклассников.

32

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной   задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Уметь использовать схему, алгоритм для решения учебной задачи, анализировать объект и выделять существенные признаки.

Уметь давать определения, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.

33

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Определять на глаз размеры предмета

Проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Учиться владеть умениями выполнять учебные действия в уме, при помощи алгоритма, самостоятельно, доказывать свою точку зрения.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения во время урока и следовать им.

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Учиться оценивать результаты работы, подводить итоги и делать выводы, анализировать действия.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, тетрадь, технологическую карту, алгоритм, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Учиться выполнять различные роли в группе

( лидера, исполнителя, критика). Адекватно воспринимать критику по отношению к себе.

Материально-технического обеспечение образовательного процесса

1.​ О. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие. 4 кл. – М.:

2.​ О.Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради. Ч.1,2. 4 кл. – М.: РОСТ книга, 2011 г.

3.

Технические средства обучения

Компьютер, проектор

4

Оборудование кабинета

1

2

3

4

5

6

Математические таблицы для начальной школы .

Набор цифр.

Набор геометрических фигур.

Предметные картинки.

Демонстрационный счётный материал.

Настольные развивающие игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)

Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....