Лекарственные растения
занимательные факты (3 класс) по теме

Кожанова Елена Александровна

Лекарственные растения - игра экологического направления, в которой дети узнают о лекарственных растениях нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya.docx29.67 КБ
Office presentation icon lekarstvennye_rasteniya.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Цель:

Задачи:

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (игра)

  • выявить знания детей о природе, лекарственных растениях, их пользе;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • прививать экологическую культуру.

Форма проведения: игра

Предшествующая работа:

  • чтение художественных произведений;
  • прогулка, экскурсии в парк;
  •  наблюдения на дачных участках, в частном секторе;
  • рассматривание картинок, иллюстраций о природе, лекарственных растениях;
  • чтение описаний лекарственных растений из книг: «Лекарственные растения» под редакцией Г. Н. Кадаева, М. Д. Шинской; «Лечение растениями» Н. Г. Ковалевой;
  •  «Лекарственные растения» в научной и народной медицине издательства Саратовского университета; «Справочник по лекарственным растениям» С. Я. Соколова, И. П. Замотаева; заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.

Оформление:

  • в классе рисунок из зеленых элементов - имитация леса, лесной поляны:
  •  объемные или двухсторонние сосенки, березки, шиповник, липа, малина, смородина.
  • Растения: ромашка, подорожник, земляника (клубника), ландыш, зверобой, мята, чистотел, мать-и-мачеха, солодка, бессмертник, чабрец и другие широко известные растения; бревнышко (с корой) лежит на поляне, стоят 4-5 пенечков (с корой). В сторонке, на пне, - телефон.

Музыкальное оформление: песни и инструментальные произведения о природе: «Я люблю тебя, Россия», «Когда иду я Подмосковьем...», «Край родной», «То березка, то рябина» и другие.

Ход классного часа

 I. Игра-инсценировка.

Входит старшеклассница в костюме Природы и останавливается на поляне. В руках композиция из веток березы и цветов. На голове венок. Фата или шлейф прозрачный - капроновый или газовый. Вальсирует, кружась, останавливается на поляне.

Учитель с детьми подходят к «поляне».

Учитель. О, люди, мыслю я, у всех у нас есть

                      Мать одна, по имени Природа!

Природа (голос издалека). Я здесь.

Учитель. У нее для всех хватает доброты,

                      И мы живем, запечатлев навеки

                     В душе ее прекрасные черты –

                      Поля, луга, леса, моря и реки.

Природа. А кто ко мне спешит?

1-й ученик. Мы, дети, матушка Природа.

2-й ученик. Пришли к тебе просить лекарственных растений.

Природа. Скажите, как можно сказать о них еще.

1-й ученик. Травы жизни.

2-й ученик. Растения-целители.

3-й ученик. Живая сила.

4-й ученик. Растения, дарящие бодрость.

5-й ученик. Кладовая витаминов.

6-й ученик. Удивительная живая сила.

 7-й ученик. Творение природы.

Природа. Как вы метко, ярко сказали о лекарственных растениях.

Учитель. Природа, позволь пройти в твои владения.

Природа. Скажите мне загадки о лекарственных растениях, знаете их? Расскажите стихотворения.

Дети по одному загадывают 2-3 загадки.

  • Почему мы дышим вольно
    И судьбой своей довольны.
    Хоть растем мы вдоль дорог

            И нас топчут сотни ног? (Подорожник.)

  • Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
  • С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу, ведь у некоторых конфет такой же приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята.)
  • Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков - красная ягода. Но не бери ее в рот - она ядовита. (Ландыш.)

В. Золотарева.   Ландыш
Какой же ты душистый!
Какой же ты красивый!
Но почему дрожишь ты?
Ты что такой пугливый?
Тебя я рвать не буду,
Не надо мне букета.
Ведь ты – лесное чудо!
С тобой приходит лето.
Тебя не унесу я,
Расти себе под елью.
Тебя я нарисую
В альбоме акварелью.

                                  Высоцкая О. «Одуванчик»

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

Природа. Интересные загадки и стихотворения.

Пожалуйста, проходите, да помните правила о бережном отношении к природе. Рассаживайтесь удобнее, дети. Спасибо.

А вот я вам загадаю загадки, не отгадаете. Попробуем? Я буду показывать лекарственные растения, а вы назовите их и опишите, для чего они применяются.

Природа показывает валериану, малину, шиповник или любые другие лекарственные растения.

1-й ученик. Валериана. В лечебных целях используется корневище, имеющее характерный запах. Собирать валериану рекомендуется в апреле и сентябре. Применяется при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, неврозах и бессоннице. Это хорошее успокаивающее средство.

2-й ученик. Малина. Ее сушат, из нее делают варенье и компот. Применяют как потогонное средство при высокой температуре, ОРЗ.

3-й ученик. Шиповник. Собирать его нужно в сентябре в сухую погоду. Это хорошее средство для повышения аппетита, в шиповнике содержится много витаминов.

Природа. Молодцы, ребята, приятно вы удивили меня своими знаниями. Но это еще не все испытания, которые я приготовила для вас. Предлагаю вам принять участие в викторине «Лесная аптека».

Викторина «Лесная аптека».

  • Если ты натер в пути ногу, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
  • Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфангол.)
  • Какая ягода может заменить лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)
  • Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)
  • Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев - хорошее средство от кашля.)
  • Какие болезни лечит береза? (Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство.)

Природа. Спасибо, дети, вы очень хорошо всё знаете о растениях, их живительной силе, вырастете - будете народными целителями.

Звонит телефон.

Природа (учителю, называя по имени-отчеству). Послушайте, пожалуйста.

Из трубки. Алло, лесная поляна? Говорят из аптеки, зал фитобара, фитотерапевт. Просим Природу, детей собрать растения для витаминного чая. Будем очень благодарны.

Природа (обращается к детям). Какие растения нужны для витаминного чая?

Дети. Плоды шиповника, черной смородины, рябины, земляники, листьев малины, ежевики.

Природа. Все помнят, все знают. Молодцы!

Звонок телефона.

Учитель (взяла трубку, послушала, обращается к детям). Кто ответит фитотерапевту, какие растения нужны для аппетитного чая?

Ученик (берет трубку). Полынь горькая, тысячелистник.

Фитотерапевт. Из аптеки. Большое спасибо, дети.

Природа. О, человек! Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет. Ни росных трав, ни голубых озер... Цени ее доверие!

Учитель у телефона, набирает номер, слышен зуммер, затем раздается звонок.

Учитель. Аптека, фитобар... Наши дети хотят с вами поговорить.

Ученик (у телефона). Мы вам можем предложить растения: листья мать-и-мачехи, подорожника, корень солодки, сосновые почки, шалфей.

Аптека. Огромное вам спасибо! Для нашего бара так нужны именно эти растения. Сейчас похолодало, столько простуды, люди кашляют. Это прекрасный сбор для грудного чая.

1-й ученик. Все богатства русского пейзажа В полное владенье нам даны.

2-й ученик. Вьюжных зим серебряная пряжа, Кружева зеленые весны.

Природа. Как чудесно вы все знаете о природных богатствах растений!

3-й ученик. А есть еще растения лекарственные. Можно я позвоню в аптеку? Фитобар? Вам нужны такие растения - ромашка, цветы (или, не называя, загадывает загадку или читает стихотворение), малина, плоды (можно стихотворение или загадку), мать-и-мачеха, липа, цветок?

Белая рубашка,

Желтенький платок.

Как зовут целебный

Полевой цветок?

(Ромашка.)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина.)

До чего ж цветок пригож –

Он на солнышко похож.

(Ромашка.)

                                       Липа.
              Листья-сердечки и с крылышком плод -
              Липа на пасеке нашей растёт,
              стройная липа,
              тенистая липа...
              В соты стекается липовый мёд.
                                                     Ю. Насимович

Аптека. Ой, спасибо, спасибо, ведь это для потогонного чая при простудах.

Спасибо большое, ребята, вам, Кто с простудой придет, чайку тому дам. Ведь людям всем известно: Чай потогонный пить полезно! Звучит мелодия песни Д. Кабалевского «То березка, то рябина» или «По малину в сад пойдем», или «Мак-мак, красный мак».

Природа. Как хорошо с вами...

Звонит телефон. Учитель берет трубку и слышит голос фитотерапевта из аптеки.

Фитотерапевт. Дорогие дети, мать Природа предлагает вам прийти к нам в фитобар, откушать нашего чудесного удивительного чая, чая бодрости. Приходите, пожалуйста.

Звучит мелодия песни «На чашку чая» или «У самовара» из репертуара группы «Веселые ребята». В зал фитобара входят дети, Природа, учитель. В зале расставлены 4 столика, на каждом из четырех видов чая для угощения: потогонный, витаминный, грудной, чай для увеличения аппетита.

Фитотерапевт. Итак, как ваши дела?

1-я группа детей. У нас плохой аппетит!

Фитотерапевт. Найдите в зале свои растения и садитесь.

2-я группа детей. У нас вялость, усталость, большая утомляемость.

Фитотерапевт. Значит, вам нужны витамины. Найдите по растениям свой витаминный чай.

3-я группа детей (держатся за горло, голову). Простыли, температура.

Фитотерапевт. Чтобы выгнать простуду, надо хорошо пропотеть. Найдите свой чай - потогонный.

Если нет нужных растений, можно использовать картинки с их изображением. Можно налить мёд в горшочки как рекомендуемую добавку к чаю.

II.        Чаепитие.

Во время чаепития тихо звучит (в качестве фона) мелодия «На дальней станции сойду» («Полевые цветы», «Городские цветы» или «Подорожник-трава»).

Дети. Спасибо за чай.

III.        Заключение.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

 Если будут уничтожены они,

 На планете мы останемся одни.

В. Берестов

Природа (обращается к детям). Дети, скажите, как можно изучать лекарственные растения?

1-й ученик. По картинкам.

2-й ученик. По гербариям.

3-й ученик. По живым растениям.

4-й ученик. На прогулках, экскурсиях.

Природа. Какие правила надо знать, чтобы сохранялись природные сокровища леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей?

1-й ученик. В природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

2-й ученик. Нельзя срывать растения для букетов.

3-й ученик. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

4-й ученик. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

5-й ученик. Собирая лекарственные растения, нужно обязательно оставлять их и в природе, чтобы они размножались.

6-й ученик. Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя - ландыш, валериана, первоцвет.

7-й ученик. Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных.

Дети поднимают вверх картинки с нарисованными ланды-шами, фиалками, подснежниками, кувшинками, колокольчиками.

Дети. Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь. Мять, топтать, рвать для букетов - нельзя! Они занесены в Красную книгу.

Цветы можно нарисовать на карточке с двух сторон, прикрепить изображение к палочке, рейке и т. п.

Природа. Молодцы дети, правильно. Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашей защите.

Дети (все вместе).

БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

 Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

 И стрекозы только тут

 В реку смотрят удивленно.

Природа.    Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

(Обращается к хозяйке фитобара.) Большое спасибо за чудесные лечебные чаи.

Хозяйка. Вам спасибо за растения, за стихи, за то, что вы очень хотите заботиться о родной природе. Я вам подарю рецепты чая из растений. (Раздает открытки с рецептами детям и гостям.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ «Стрелецкая СОШ» Тамбовского района, Тамбовской области Е.А. Кожанова

Слайд 7

Информационные ресурсы http://sukha.ru/bozhii-oduvanchik http://www.vashsad.ua/encyclopedia-of-plants/show/1515/ http://timeherbal.com/valeriana-lekarstvennaya/ http://www.agrobook.ru/blog/user/klimov/remontantnaya-malina-uskorennyy-metod-vyrashchivaniya-posadka-uhod-sorta http://just-my-beauty.com/zdorove/shipovnik-poleznye-svojstva-ispolzovanie-v-narodnoj-medicine-i-protivopokazaniya.html http://www.blog-otvetov.ru/index.php/zdorov/284-pochemu-podorozhnik-prikladyvajut-k-rane http://indasad.ru/lekarstvennye-rasteniya/1805-moch-sfagnum-primenenie-i-poleznie-svoystva http://www.likefoods.ru/yagodi/klyukva-poleznye-svojstva-i-protivopokazaniya.html http://domfito.ru/lekarstvennyie-rasteniya/shipovnik.html http://lechenie-simptomy.ru/lechebnye-svojstva-mat-i-machehi http://tisyachelistnik.ru/lekarstvennye-rasteniya/romashka-aptechnaya.html http://lesmir.ru/lipa Классные часы. 3 класс. /авт.-сост.Г. Попова.-2-у изд.-Волгоград: Учитель, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в начальной школе. Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, люб...

Лекарственные растения

Знакомство с лекарственными растениями...

Лекарственные растения

В презентации собран материал по теме "Лекарственные растения", игра "Поле чудес" для знатоков лекарственных растений....

Урок на тему "Лекарственные растения"

Урок для учащихся начальной школы, где рассказывается о наиболее распространённых лекарственных растениях....

"Зелёная аптека" рядом с нами (о лекарственных растениях моей местности)

Очень часто мы проходим мимо тех растений,которые помогут от многих болезней. Расширить кругозор детей,усвоить народную мудрость помогут знания, усвоенные на этом уроке....

Лекарственные растения - замечательное богатство природы. Охрана лекарственных растений Владимирской области.

Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с лекарственными растениями; составить экологические правила сбора лекарственных растений....

«Путешествие в мир растений (о лекарственных растениях)».

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями нашего региона. Задачи: - развивать познавательный интерес, - расширять представления о лекарственных растениях: название, ...