Портфолио учителя начальных классов Божьевой Н. Г.
методическая разработка на тему
В данном портфолио размещены материалы по подготовке к конкурсу "Самый классный классный".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_bozheva_n.g.doc | 515.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ленинградский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 имени С.Н. Кравцова
станицы Ленинградской
муниципального образования
Ленинградский район
ПОРТФОЛИО
Божьевой Натальи Григорьевны
участника муниципального этапа краевого конкурса
лучших классных руководителей
«Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»
В номинации: «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя 3- 4 классов »
2015 год
Духовно-нравственное воспитание
младших школьников в условиях работы по ФГОС.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать
тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся
и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
(В.А. Сухомлинский)
Анализируя слова великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую, являются первопроходцами в перестройке образования – с них начинается путь в Новую школу. Сегодня учителя начальных классов всех школ работают в условий второго стандарта . Работа заключается в анализе наработанного педагогического опыта, методической базы, материального и кадрового обеспечения, выявлении проблем.
Третий год я работаю по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников — основа их успешности и сохранения здоровья». По данному направлению наработан богатый опыт, на основе которого разрабатывается программа духовно-нравственного воспитания (ДНВ) младших школьников.
Анализ сложившейся системы работы по духовно-нравственному воспитанию позволил мне выявить проблемы и соотнести свой опыт с требованиями ФГОС.
Суть нового в следующем определении: « Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности ».
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Я обозначила для себя новые требования ФГОС к ДНВ, которые проявляются :
- в перестройке взглядов учителя на новое: для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;
- в целостности направления ДНВ (охватывает все направления воспитательного процесса);
- в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
- в просветительской работе среди родителей;
- в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- ДНВ – сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства);
- ДНВ предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;
- в интеграции усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;
- при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы, а потом наполнять их содержанием;
- духовность и нравственность развивают и воспитывают не сами проведённые мероприятия, а испытанные эмоциональные переживания ребёнка, душевные порывы.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Организуя социально открытое пространство духовно-нравственного развития и воспитания базовых ценностей, используем следующий инструментарий:
- освоение основных предметных программ (через выбранный УМК);
- программ формирования универсальных (личностных) учебных действий;
- освоение программ внеурочной деятельности (целевые программы, программы дополнительного образования);
- взаимодействие с социально-культурными объектами города и области;
- средовое проектирование.
Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Учитель должен помнить, что воспитывает не проведённое мероприятие, а пережитое ребёнком эмоциональное состояние.
Важную роль в системе воспитательной работы ОУ играют школьные традиции, которые необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т.к. каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции: День знаний, День здоровья, День птиц; праздники: «Посвящение в первоклассники», «Масленица широкая», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Лучше всех на свете – мамочка моя!»; спортивные состязания на приз Деда Мороза;, урок мужества «Этих дней не смолкнет слава…», и др.
Формирование базовых ценностей школьников происходит и через реализацию следующих социальных проектов:
- «От сердца к сердцу» - проект взаимодействия с ветеранами; Приложение 1
- «Это удивительное животное. Кошки» — проект предполагает проведение экологических мероприятий по охране животных Приложение 2
- «Встречи с интересными людьми» — проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий как средство воспитания учащихся на личных примерах; Приложение 3
- «Школьный дворик» — проект предполагает реализацию программы по благоустройству школьного двора: озеленение, уборка, оформление клумб;
- Приложение 4
- «Искусство» — проект предполагает реализацию программы посещения музеев, театров, выставок и т.д. Приложение 5
Успешно реализуются в начальной школе следующие целевые программы:
- «Портфолио выходного дня» – целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.
- - «Школа — территория здоровья» — комплексная целевая программа, направленная на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, проходит сквозной линией через весь УВП, реализуется через апробированные эффективные формы работы. Приложение 6
- - «Зелёные лёгкие школы» — программа экологической направленности, помогающая понять значимость чистоты окружающей среды для здоровья: создание зелёных уголков в школе, знание растений, которые очищают воздух. Приложение 7
- - «Я – маленький гражданин России»» – целевая программа ознакомления с государственной символикой России, культурным и историческим наследием, национальными традициями и др. Приложение 8
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур общественно — педагогической экспертизы.
- Все вышеуказанные направления работы по духовно-нравственному воспитанию, апробированные программы, формы, методы, приёмы организации воспитательной работы свидетельствуют о хорошей воспитанности наших учащихся Приложение 9 «Методика изучения направленности личности»
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, участие в конкурсах. Приложение № 10
В классе проводятся праздники:
сентябрь День знаний; Приложение № 11
октябрь Юбилей Есенина
ноябрь День матери
декабрь Посещение храма
январь Рождество Христово;
февраль Неделя патриотической песни;
март День птиц
апрель Пасха; Приложение № 12
май День Победы
Хочется поделиться опытом проведения классного часа, который проходил в 3 «Б» классе 1 сентября. Его тема — “В единстве наша сила ”. На классной доске помещен рисунок с изображением планеты. Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. Составляется проект, который будет защищаться в конце урока. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята.
Такая форма проведения разнообразит традиционные классные часы и вызывает активность даже у пассивных ребят.
Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”.
Интересно можно проводить предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции и выпечка пирогов. Приложение № 13
Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал? Приложение № 14
Не менее важным этапом работы по кубановедению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями станицы, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация работы способствует осознанию своего места в окружающем мире» Осенины» Приложение № 15
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению малой Родины, как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств.
Кубановедение предполагает комплексное изучение родного края. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.
Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Здесь речь идет не только о православии, но и о других религиях, ведь все они несут и дают людям человеческие ценностные ориентиры. Приложение № 16
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха
Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
- мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
- я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
- я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | |||
- я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми | |||
- я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:
5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся 3Б класса
№ п/п | Фамилия, имя ученика | Любознательность | Прилежание | Отношение к природе | Я и школа | Прекрасное в моей жизни | Средний балл | Уровень воспитанности | ||||||||||
сам | Уч. | сам | Уч. | сам | Уч. | сам | Уч. | сам | Уч. | . | ||||||||
1 | Бехтер Артем | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 | хороший | |||||
2 | Бруяка Александр | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 | хороший | |||||
3 | Велигурская Алена | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 | хороший | |||||
4 | Дорошенко Родион | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3,8 | средний | |||||
5 | Жертовский Артем | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 | хороший | |||||
6 | Кириллов Вячеслав | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 | хороший | |||||
7 | Кошелев Александр | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,3 | низкий | |||||
8 | Лукашов Артем | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4,3 | хороший | |||||
9 | Мазирко Максим | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | высокий | |||||
10 | Медведева Эльвира | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4,8 | высокий | |||||
11 | Мардулатов Николай | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 | хороший | |||||
12 | Менжинский Артём | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4,5 | высокий | |||||
13 | Мороз Иван | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4,8 | высокий | |||||
14 | Родинка Ксения | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,8 | средний | |||||
15 | Сикоева Алина | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 3,7 | средний | |||||
16 | Чмутова Алиса | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,8 | средний | |||||
17 | Финько Ольга | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 | хороший | |||||
18 | Григорьев Максим | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4,1 | хороший | |||||
19 | Чуруксаев Максим | 4 | 3 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 | 3,7 | средний |
Уровень воспитанности | Количество учащихся 3 Б | Количество учащихся 2 Б | Количество учащихся 1 Б |
Высокий | 5 | 4 | 4 |
Хороший | 7 | 6 | 5 |
Средний | 4 | 5 | 6 |
Низкий | 3 | 4 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учителя начальных классов Чермошенцевой Елены Анатольевны
Вариант оформления электронного портфолио учителя. ...
Портфолио учителя начальных классов
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурен...
Портфолио учителя начальных классов
В портфолио собрала всю свою деятельность как учи теля начальных классов....
Портфолио учителя начальных классов
Портфолио учителя начальных классов.Поможет учителям создающим свое портфолио.(в связи с ограничением объема работ, размещаемых на сайте, удалены все фотографии)...
портфолио учителя начальных классов
портфолио учителя начальных классов1 раздел:Документы2 раздел :Результаты педагогической деятельности3 раздел: Внеурочная деятельноть4 раздел:Работа в качестве классного руководителя5 раздел:Методичес...
Портфолио учителя начальных классов
Результат моей деятельности....
Электронное портфолио учителя начальных классов
В данной презентации отражаются результативность педагогической деятельности....