"За чашечкой чая"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Интерактивный театрализованный классный час "За чашечкой чая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_chashechkoy_chaya.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивный театрализованный классный час

«За чашечкой чая»

Цель: Знакомство с традициями русского гостеприимства.

Задачи:

Учить детей чтить и уважать традиции русского народа; развивать артистические способности, выразительность речи; воспитывать любовь к Родине, народной культуре, формировать и развивать у учащихся интерес к прошлому и настоящему Отечества.

Закрепление навыков приема гостей и умения вести себя в гостях.

Оборудование: презентации, мультимедийный проектор, компьютер, карточки с пословицами, карточки игры «Лабиринт), карточки для рефлексии, русские плясовые песни.

Оформление:

Плакаты с изречениями:

«Гостю почет – хозяину честь».

“Пьют чай все, умеют пить немногие”.

“Вчерашний чай хуже ядовитой змеи”.

“С чая лиха не бывает”.

Самовар, обвешанный баранками, заварные чайники, посуда для чая, розетки с вареньем, сладости.

Репродукции картин о чаепитиях в России:

Бакшеев В.Н. “Житейская проза”

Волосков А.Я. “За чайным столом”

Кустодиев Б.М. “Купчиха за чаем”

Подготовка и проведение. Предварительное домашнее задание: класс разделен на творческие группы учеников, каждая из которых получила индивидуальное задание: подготовить презентацию о традициях русского гостеприимства и чаепития, подобрать исторические сведения, стихи, пословицы, частушки.

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, ребята!

Скажите, пожалуйста, а вы любите ходить в гости? (Ответы детей). А принимать гостей? (Ответы детей).

Мы рады видеть вас – наших дорогих гостей и сегодня мы будем говорить о традициях русского гостеприимства. Традиции русского народа – это бесценный опыт неисчислимых поколений наших предков. Воспитывая в нас тот самый «загадочный русский дух», они преподносят нам обычаи, близкие всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потемках инородных традиций, русские люди всегда возвращаются к родной традиции.

Русские люди во все времена любили ходить в гости. Не меньше любили встречать гостей, т.е. были очень гостеприимными. Как вы думаете, что такое гостеприимство? (Ответы детей).

Презентация 1 - 1 слайд – Что такое гостеприимство? Как вы понимаете это слово?

Гостеприимство – это готовность и желание принимать гостей, угощать их.

Сегодня мы будем говорить о традициях  гостеприимства разных народов.

2 слайд – Почему на Руси старались накормить и напоить гостя?

3 слайд – Чем на Руси встречали гостей? Какая поговорка возникла на Руси?

А чем же угощают в гостях? А вот это мы сейчас и узнаем…

Презентация 2 (картины чаепития).

Ученик 1.

Гостей, всех близких привлечем

Мы ароматным нашим чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Что может быть его полезней?

Наш гость, сегодня не скучай,

Пей с удовольствием душистый чай!

Ученик 2.

Чай горячий, ароматный

И на вкус такой приятный.

Он недуги исцеляет,

Он усталость прогоняет,

Силы свежие дарит,

Всем за стол присесть велит!

Ученик 3. Если сегодня спросить любого жителя Центральной России, Русского Севера, Сибири и Дальнего Востока, какой напиток он пьет чаще всего, ответ наверняка будет один – чай. Действительно, за последние два с половиной столетия чай так обрусел, что, пожалуй, сегодня большая часть русского населения считает его своим национальным напитком.

Однако это не так. Исконно русскими являются лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, костяники, морошки, липы, зверобоя и других растений. По вкусу, цвету и аромату они не уступают традиционным чаям высших сортов. В них нет кофеина, зато много витаминов, микроэлементов и прочих полезных веществ.

Ученик 4. Что же касается чая, который мы привычно завариваем сегодня по несколько раз в день, то он был завезен в Россию только в XVII веке.

…В 1638 году русский боярин Василий Старков привез монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русского царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов и собольих мехов лежали аккуратные свертки с непонятной травой.

– А это что такое? – с обидой спросил хана русский боярин, брезгливо указывая на ничем не примечательные свертки.

– Мой самый дорой подарок русскому царю, – ответил монгольский правитель, улыбаясь.

Находясь в гостях у хана, Старков попробовал напиток, приготовленный из этого зелья, и он ему ужасно не понравился. Стремясь избавится от бесполезного груза, посол хотел выбросить все до единого пакеты с чаем, но, помня слова хана о “дорогом подарке”, не сделал этого. Так среди прочих даров и попал чай в Москву.

Ученик 5. О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питье, государь вытер парчовым рукавом бороду и молвил: “Еще!” Однако по другой версии, царю напиток не понравился. Иначе, чем же можно объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет после описываемых событий. В следующий раз новая партия чая была привезена уже из Китая, и снова доставили ее в Москву царские послы. А в 1679 году Россия заключила с Китаем торговый договор на поставку чая. Конечно, жители восточных районов, прилегающих к Монголии и Китаю, были знакомы с чаем задолго до этого договора. Вначале чай не имел большого успеха у населения европейской части России и был очень дорог. Поэтому пили его лишь по большим праздникам и в основном в трактирах. Чаепитие на Руси обставлялось красиво и носило праздничный вид.

Ученик 6.  А.С. Пушкин в романе “Евгений Онегин” писал о деталях русского чаепития:

Смеркалось, на столе блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая,

Над ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал.

Покупала же чай главным образом московская знать, которая иноземную траву использовала преимущественно в качестве лекарственного средства, так как было замечено, что приготовленный из нее напиток “отвращает от сна” во время долгих церковных служб и сидения в Думе. Считалось также, что чай очищает кровь.

Одной из причин медленного распространения чая среди народа была довольно плохая информированность о способах приготовления чайного напитка. По этому поводу в России ходило много анекдотов и даже сатирических куплетов.

Исполнение сценки.

Сценка

Действующие лица:

Барин

Дворовый человек

Сцена:

Барин сидит в кресле, вызывает дворового человека и говорит:

– Приготовь чаю.

Дворовый человек готовит чай.

– Заправлю-ка я варево перцем, луком и петрушкой.

Приносит барину чай.

Барин пробует, морщится и кричит:

– Ты что приготовил, каналья?

Дворовый человек, обиженный, исполняет песенку:

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить,

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

Ученик 1. Но не стоит думать, что в такое курьезное положение попадали только русские. Известен, например, анекдот о матери английского моряка, которая, получив от сына в подарок фунт чая, решила угостить соседей изысканным заморским блюдом. Она сварила в кастрюле весь чай, и слив горькую темно-коричневую воду в поганое ведро, разложила по тарелкам вареные листья, приправив их растительным маслом. Со временем на смену китайскому чаю пришел индийский. Зажиточные горожане предпочитали хорошие сорта индийского чая и так называемый цветочный чай, который выделывали из почек чайного куста. Более дешевыми сортами были байховый (черный) и кирпичный. Для экономии чая крестьяне России добавляли в него высушенные травы, цветы, ягоды, которые исстари использовались славянами для приготовления душистых отваров и настоев. Особенно широко в качестве добавок использовались листья мяты, черной смородины, малины, брусники, моркови, липовый цвет, яблочный и т.д.

Ведущий. Чаевничать на Руси любили и умели. Ребята, все знают правила поведения в школе, на улице, за столом. А как вы думаете, есть ли правила гостеприимства? (Ответы детей). Вот с этими правилами русского гостеприимства и умения вести себя в гостях мы сейчас и познакомимся.

Конкурс «Ошибка наборщика» для 3 класса.

Знакомиться мы начнем с помощью русских пословиц, которые вам надо будет отгадать. (учащиеся сидят за тремя столами – 3 команды). Все команды получают одинаковые карточки с пословицами, в которых перепутаны концовки. Надо их восстановить. За каждую правильную пословицу команда получает 1 балл.

Конкурс “Узнай полезный чай” для 7 класса.

В блюдечки положить имеющиеся лекарственные травы и разместить на столе (чабрец, ромашка, крапива, чистотел, липа, бессмертник, мята).

Под каждую положить салфетку с номером. Заготовить карточки с номерами всех блюдечек. Желающим (одновременно могут участвовать 4-5 человек) раздать карточки и в течение 5-7 минут каждый из них должен отгадать название травы, записав под соответствующими номерами.

Победителям вручаются сладкие призы.

Ученик 2. Поистине народным напитком чай стал лишь в XIX веке. Именно в этот период в России было открыто множество общедоступных чайных заведений. В чайных постоянно кипели огромные многоведерные самовары. Даже стали придумывать частушки про чай. Ребята, давайте послушаем частушки и попляшем немного. Ведь какие же гости без песен и плясок.

Чайные частушки

Глянь, какой стоит пирог,

Пышки да ватрушки,

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

В пляске туфель не жалей,

За столом – заварки!

Запивай-ка веселей,

То-то станет жарко.

Самовар шипит, блестит,

Все в нем так и пенится!

Погляди-ка на себя,

Вот так отраженьице!

Подай, подруга, чаю,

Ведь тебе не жалко, чай!

В нем давно души не чаю,

Наливай покрепче чай!

Ведущий. Молодцы! Вот как весело отплясывали. А как же подавали чай и с чем его пили?

Ученик 3. Подавали чай на стол парами: небольшой чайник с заваркой устанавливали на самоварчик либо на чайник с кипятком. Кстати сказать, такой способ подачи чая – чисто русское изобретение, нигде больше так чай не подают. В качестве дополнения к чаю обычно приносили хлебенное: сладкие пироги, калачи, сайки, прочие мучные и кондитерские изделия. Принято было также “забеливать” чай сливками или молоком. Сахар был дорог, и поэтому чаще всего чай с ним пили “вприкуску”. При этом небольшого кусочка сахара особо искусным чаевникам хватало на полдюжины стаканов.

В народе родились многие пословицы, поговорки, присловья:

(Ученики)

“Выпей чайку – забудешь тоску”.

“С чая лиха не бывает”.

“Чай не пить – на свете не жить”.

“Чай не хмельное – не разберет”.

“Хлебца купить не на что: с горя чаек попиваем”.

“Чаем на Руси еще никто не подавился”.

Ведущий. Особенно любили почаевничать в купеческих семьях. Посмотрите на картины Б.М. Кустодиева с начищенными до блеска медными пузатыми самоварами, лоснящимися лицами разомлевших от выпитых стаканов чая купцов и купчих.

Мы тоже что-то засиделись, пора и поиграть.

Конкурс «Ребусы» для 3 класса.

Каждая команда получает свою карточку с ребусом. За каждый правильный отгаданный ребус до 6 баллов. За скорость выполнения дополнительно 1-2 балла.

Ведущий. Ребята, что можно сказать об этих пословицах? О чем они?

(Они имеют одинаковый смысл. Нельзя часть ходить в гости, быть надоедливым. Нужно дождаться приглашения)

Презентация 1 - 4 слайд – Какие сказки о гостеприимстве вы знаете? Каким же было гостеприимство в русских народных сказках? (ответы детей).

Конкурс “Картины русских художников” для 7 класса. (Презентация 2)

Необходимо узнать название картины и автора.

Победителям вручаются сладкие призы.

Ученик 4. И сегодня в России чай – самый популярный из горячих напитков. Разновидностей чая существует довольно много, не одна тысяча, но все они представляют собой завяленные, скрученные, и высушенные листья вечнозеленого растения. Отличаются же разные сорта друг от друга размером чайного листа, степенью его измельчения, технологическими особенностями производства.

Чем же он полезен?

Чай дает нам прилив сил и бодрости если мы устали. Чай также благотворно действует на нервную систему. Он способствует усилению притока кислорода к клеткам мозга, проясняя мысли и обостряя внимание и память.

Ученик 5. Добавим к этому, что свежий чайный лист в 4 раза богаче витамином С, чем лимон. А содержание в чае витамина Р делает его отличным средством для укрепления стенок кровеносных сосудов, повышение их эластичности и гибкости. Всего 2 – 3 стаканов зеленого чая достаточно для удовлетворения потребности организма в витамине Р.

Вкус, аромат и многие целебные свойства чая зависят от правильности его приготовления. Правда, каждый народ, знакомый с чаем, пользуется своим собственным способом заваривания.

Ученик 6. Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае еще до нашей эры. В настоящее время в чистом виде он сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития и живут знатоки древних обычаев. Входя в дом, человек оставляет все заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями и раздумьями. За чаепитием ведутся спокойные беседы на философские темы, в результате чего снимаются стрессы, люди успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными, освободившимися от повседневных дум.

Ученик 1. Русские традиционно заваривают чай следующим образом.

Чистый заварной чайник сполоснуть крутым кипятком и слегка обсушить. Положить в него чай из расчета 1чайная ложка на стакан, залить кипятком, накрыть салфеткой и поставить на самовар минут на 5. В чайник можно положить кусочек сахара – это способствует лучшему разворачиванию чаинок и отдаче ими своих экстрактивных веществ. Когда чай настоится, его наливают в стакан и разбавляют кипятком из самовара.

Вообще чай не следует заваривать ключевым кипятком. Нужно дать воде закипеть и, как только она перестанет бурлить, залить ею чай. Именно по этой причине самый вкусный чай получается из воды, вскипяченной в самоваре, где она не может перекипеть.

Правильно заваренный чай образует на поверхности пену, которую ни в коем случае нельзя снимать.  Забеливают чай, как мы уже говорили, сырыми сливками и сырым молоком. К незабеленному чаю подают лимон, фруктовые варенья, прочие сласти.

Конкурс «Лабиринт» для 3 класса.

Каждая команда получает свою карточку с лабиринтом, в котором надо соединить цифру с буквой, прочитать таким образом пословицу, объяснить ее смысл. За правильность команда получает 6 баллов, за скорость выполнения дополнительно 1-2 балла, за раскрытие смысла до 3 баллов.

Конкурс «Чайная викторина» для 7 класса.

Вопросы к викторине о чае

Кто открыл чай? (Говорят, что козы. Наелись чайных листьев с вечно-зеленого куста и стали вести себя странно, заметно живее, чем обычно).

Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы, успокаивает сердце, сжимает кровяное давление, предохраняет от простуды).

Сколько времени прошло с тех пор, как открыли чай? (около 500 лет).

Родина чая? (Китай).

В какой стране сегодня больше всего пьют чай? (Рекордсмены – “чаеманы” – англичане. В Англии на душу населения приходится 4,5 кг чая в год (4-5 чашек в день). И еще Ирландия. Мужчины пьют больше женщин. А Китай занимает 10-е место).

Какой чай считается идеальным: с добавками или без добавок? (истинный чай не должен иметь добавок).

В чем хранят чай? (В старину – в стеклянных банках с притертыми пробками. Посуда должна быть герметичной).

Срок хранения чая? (по стандарту 8 месяцев).

В какой посуде следует заваривать чай? Почему? (В фарфоровом чайнике или фаянсовом, т.к. фарфор, фаянс как бы смягчает воду).

Из каких растений можно заваривать чай? (Розы, Иван – чай, зверобой, липа, чага, морковь, смородиновый лист, лист малины, жасмина и другие растения).

Подведение итогов. Награждение победителей сладкими призами.

Итог мероприятия.

Ведущий.

Вот и подошла к концу наша игра. Вам понравились традиции русского гостеприимства? (Ответы детей). Как вы думаете, надо ли их поддерживать? (ответы детей).

О каких традициях русского гостеприимства вы сегодня узнали? (ответы детей).

Рефлексия.

По итогам классного часа проводится рефлексия:

  • Я (узнал, смог придумать, представить, изобразить, ) … и захотелось …
  • Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …

Перед вами лежат карточки. Раскрасьте самовар в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Ученик.

Дорогие гости! Как говорится-

Милости просим в нашу светлицу.

Не нужно платы и робеть не надо

Всем, чем богаты, тем вам и рады!

Все присутствующие приглашаются за чайный стол, пьют чай с вареньем, медом, пирожными.

Литература и источники

  1. Белякова, Т.С. Славянская мифология / Т.С. Белякова. - М., 2005. - 173 с.
  2. Лаврентьева, Л.С. и др. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор / Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. – СПб. : Паритет, 2004. – 448 с. : ил.
  3. Рогов, А.П. Мир русской души, или История русской народной культуры / А.П. Рогов. – М. : ТЕРРА – Книжный клуб, 2003. – 352 с. : ил.
  4. festival.1september.ru
  5. kazak-n-a.ucoz.ru
  6. http://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post189877577 
  7. /http://www.rculture.spb.ru/articles/19-istoriya-russkogo-chaepitiya.html
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_чайная_культура 
  9. http://www.matsestatea.ru/2391817188 
  10. http://eatme.ua/world-cuisine/russian/1219 
  11. skolaharangino.ucoz.ru
  12. http://nzars.ru/meropriytya/tradicii-gostepriimstva.html

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий. Лепка. "Чашечка и блюдце"

Занятие по лепке из глины.  "Чайная посуда - чашечка и блюдце"  Схема лепки прилагается ниже....

Конспект урока по технологии для 4 класса по теме "Подвижное соединение. Возвратно поступательное движение». Изделие: «Утята с чашечкой» или (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Подвижное соединение. Возвратно поступательное движение».Изделие: «Утята с чашечкой».Цели деятельности учителя: усвоение техники подвижного с...

Конспект урока по технологии «Подвижное соединение. Возвратно поступательное движение. (Изделие «Утята с чашечкой»)», 4 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о технике подвижного соединения.Планируемые результатыПредметные:- знать историю создания подвижных игрушек;- знать технику подвижного соедине...