Конспект занятий. Лепка. "Чашечка и блюдце"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Занятие по лепке из глины. "Чайная посуда - чашечка и блюдце" Схема лепки прилагается ниже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятий Лепка. "Чашечка и блюдце" | 90 КБ |
Схема лепки чашечки и блюдца | 929.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по лепке. 12 11. 2014 год.
Группа №1 (2 класс) Руководитель кружка « Лепка и гончарное искусство» педагог дополнительного образования Федорова Т. Г.
Время проведения 2 занятия по 45 минут.
Тема. «Чайная посуда - чашечка и блюдце».
Цели: Научить изготовить из глины чашечку и блюдце (чайную пару)
Образовательные задачи: - Научить детей лепить посуду способом выбирания глины или вдавливание во внутрь. - Закреплять приемы лепки: скатывание, раскатывание, заглаживание, вдавливание, прощипывания, заглаживание, расплющивание. Уметь видеть и понимать разницу в передаче формы отражения блюдца и чашки (блюдце-мелкое, круглое, чашка - глубокая, высокая). - Научить выделять части, величину, материал, цвет и форму посуды; - Углубить знания детей о различии кухонной, столовой и чайной посуды;
Развивающие задачи: - Развивать речь, внимание, мышление, память; - Чувство величины и размера - Развивать мелкую моторику рук, глазомер; - Вызывать интерес к коллективной работе по созданию чайной пары для игрушек.
Воспитательные задачи: - Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. - Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества. - Воспитывать желание помочь человеку (взаимовыручка).
Предварительная работа: Рассматривание кухонной, столовой, чайной посуды дома, в магазине, в гостях. Дидактические игры «Подбери пару», «Чего не хватает».
Предметы интеграции: скульптура, музыка, танец, литература, кинематография.
Методы работы : Наблюдения. Наглядности. Беседа. Анализ .
Ожидаемые результаты:
1. Освоение различных приемов лепки.
2. Создание дизайнерского, художественного предмета быта.
3. Закрепление навыков работы со стеками.
4. Изучение технологии изготовления стилизованной посуды.
5. Развитие коммуникативных умений учащихся.
6.Укрепление ценностно-смысловой сферы личности.
Оборудование: Репродукции, детские работы, мяч для игры, стеки, кисти, глина, шликер, ткань, емкость с водой, поролон, ПК,
Зрительный ряд: Презентации ПК, видео, иллюстрации по теме. «Посуда – детская игрушка». Картинки с изображением посуды сувениры, игрушки, готовые детские образцы – поделки, чашки разного цвета, формы, величины, схема лепки.
Задания включают в себя обучение ребенка основным техническим приемам лепки: скатывание шарообразной формы круговыми движениями ладошек, раскатывание цилиндрической формы (“колбаски”) продольными движениями ладошек, расплющивание шарообразной и цилиндрической заготовок, прощипывание деталей двумя и тремя пальчиками, сглаживание поверхности. В качестве пластического материала предусматривается использование глины. В занятие внесены игровые и музыкальные элементы.
Литературный ряд: Иллюстрации и отрывки из сказок П. Ершова. К.И. Чуковского.
Музыкальный ряд: Любая детское музыкальное произведение.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие. (3 мин)
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть.
Есть у радости подруга в виде полукруга. (Педагог показывает рисунок круглой формы с улыбкой до ушей на лице).
На лице она живёт, то куда-то вдруг уйдёт, (Педагог показывает рисунок круглой формы с грустью на лице). То внезапно возвратится, грусть тоска её боится. Что это? (улыбка).
2. Подготовительный этап.
Тема нашего занятия : «Чайная посуда - чашечка и блюдце ».
Беседа с детьми о том, что такое глина. Для чего она нужна. (5 мин.)
Рассмотрим разную по форме, величине чайную посуду, где изготавливают посуду. (7 мин.)
Глина - удивительно пластичный и мягкий материал. Издревле глину используют для строительства домов, изготовления художественной Керамики и конечно же Посуды.
По своим свойствам глина напоминает пластилин и легко формируется в задуманную художником форму. Основным преимуществом глины является её долговечность и прочность!
Для того чтобы изделия из глины приобрели свою функциональность, необходим обжиг в муфельной печи при 1.ооо градусах, после этого изделие приобретает необходимую прочность и его можно декорировать Росписью - Цветными Глазурями или Красками.
- Ребята, сегодня к нам пришла большая посылка. Давайте посмотрим что там. Но, сначала предлагаю вам отгадать загадку и немного поиграть Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь – разобьюсь (Посуда).
- Вы любите играть? Сегодня маме помогаем, на стол посуду собираем, я буду мячик вам бросать, а вы посуду называть. (игра) Молодцы! Вот сколько посуды вы назвали, присаживайтесь на стульчики.
Ребята, вспомните, пожалуйста, в какой сказке посуда убежала от своей хозяйки? (ответ детей). Так что же произошло? (от Федоры убежала посуда).
- Почему посуда не захотела жить с Федорой? - Нужно ли беречь посуду? Почему? - Что было бы, если бы не было посуды? - И как без неё нам приходится худо? - Попробуй поесть без тарелки и ложки… - Без миски никак не накормишь и кошки. Кофейники, чайники, чашки, стаканы, - О них вспоминаем мы утречком рано. Кастрюли, салатницы, вилки, ножи. Всегда всю посуду в порядке держи.
Достаю из коробки игрушечные посуды по одному. Воспитанники рассматривают посуду , рассказывают про блюдце чашечку.. Чем отличается чайная чашка от блюдца? Верно, у чашки есть ручка, она глубокая.
Сегодня на занятии мы будем лепить один из видов чайной посуды – чашку и блюдце. (показываю разнос, на котором стоят разные чашки). Вон их сколько! И все разные по цвету, форме, величине.
- Какого цвета могут быть чашки? (Красные, синие, жёлтые, белые, зелёные, разноцветные и т.д.). - Какого они могут быть размера? (большие, маленькие, высокие, низкие). Педагог: Какой они формы? С чем их можно сравнить? Что общего у всех чашек? (есть стенки, донышко, ручка). Какую форму имеет донышко и для чего оно нужно? Какая ручка и для чего она нужна? Ребята, что это такое? Дети: Тарелка. Педагог: А какая тарелка? Для чего она нужна? Глубокая или мелкая? Дети: Тарелка белая с цветочками, круглая, глубокая, её используют для первых блюд, например для супа. Педагог: А следующий предмет отгадайте: Из горячего колодца, через нос водица льётся. Дети: Чайник. Педагог: Правильно. Какой он? Дети: Большой с цветочками, у него есть ручка, носик, крышка. Педагог: Что это ребята? Дети: Сковородка. Педагог: Какая она, из чего сделана, для чего она нужна? Дети: Сковородка круглая с ручкой и крышкой, металлическая, на ней жарят еду. Педагог: И последний предмет из посылки. Что это? Дети: Чашка Педагог: Какая она? Дети: Чашка белая с цветочками и ручкой. Педагог: Молодцы, ребята. А теперь попробуем сравнить эти предметы. Посмотрите, у каких предметов есть ручки? Дети: Кастрюля, чайник, сковородка. Педагог: А есть ли здесь предметы, у которых нет ни ручки, ни крышки? Дети: Тарелка. Педагог: Верно. А чем отличается тарелка от сковородки? Дети: У сковороды есть ручка и крышка, а у тарелки нет; сковорода не бьётся, а тарелка может разбиться; они разного цвета. Педагог: Чем схожа сковорода и тарелка? Дети: И тарелка, и сковорода круглой формы. Педагог: Правильно. Вот сколько предметов было в посылке. Все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть. Их можно назвать, одним словом. Каким? (Предположение детей.) Педагог: Предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом – посуда. Повторите все вместе это слово. Педагог: Какую посуду нам нужно выбрать для чаепития. Дети: Чайную посуду, т.е. чашку, блюдце, чайник заварочный, сахарница, ложки. Педагог: В чайном сервизе все предметы оформлены одинаково – в горшочек, цветочек, клеточку или как-то иначе.
Проводится командная игра «Сложи картинку». Команды на скорость собирают мозаику – картинки с изображением посуды. (3 мин).
Педагог: А теперь давайте, немного путешествуем и посмотрим вместе небольшой видеофильм про посуды, как изготавливают их на заводах. (просмотр видеофильма . (5 минут).
Ребята вам понравилось то, что вы увидели? Теперь вы имеете представление о том, как их изготавливают на заводах. Как мы увидели, что это не легкий процесс.
Ну что ребята, засиделись? Давайте проведем с вами физ. минутку.
Динамическая пауза «Чайник-ворчун». ( 2 мин)
Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд (шаги на месте). Я всем напоказ выставляю живот .(наклоны влево - вправо, вперед-назад). Я чай кипячу, клокочу и кричу (хлопки в ладоши) Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (прыжки на месте).
Отдохнули? Молодцы, Пора и за работу! (2мин.)
Педагог: Проверили у себя на столе все ли инструменты у нас на месте. А теперь приступаем к работе, но не забудьте, что у вас на столе лежат острые инструменты. Будьте осторожны во время работы: не размахивайте стеками, кисточками, скалками и другими инструментами. Давайте вспомним о том, что лепили на прошлом занятии и каким способом? Дети: Мы лепили котят конструктивным способом. Педагог: Правильно, молодцы! Педагог: Как мы можем вылепить чашку? (дети предлагают свои варианты лепки). Сегодня я научу вас лепить чашку новым способом, (способ выбирания глины или вдавливание во внутрь). Ну, а теперь слепим из глины красивые чайные пары .Схема лепки чашечки и блюдца висит на доске. Техника лепки чайной посуды не сложная. Повторяем все за мной, этап за этапом.
3.Основной этап.
Дети приступают к работе, в процессе выполнения педагог оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения. По желанию могут вылепить дополнительные детали чайного сервиза: ложки, сушки, конфеты на блюдце.
Лепка чашки. (20 мин). Педагог: Ребята, на сколько частей мы должны разделить кусок глины? Правильно, на три. Самый большой кусок – это будущая чашка, поменьше – донышко и самый маленький кусочек – это ручка. Создаём цилиндрическую форму или форму шара В первом случае наша чашечка будет высокой, а во втором случае чашечка окажется низкой с широкими краями. Делаем углубление указательным пальцем или стекой путём вдавливания глины. Увеличиваем полученную форму – расширяем и вытягиваем пальцами, поворачивая изделие по кругу. Стараемся сделать так, чтобы стенки чашки получились одинаковыми по толщине. Сглаживаем стенки и выравниваем край, проводя несколько раз пальцем по кругу. Ручку вылепливаем из цилиндрика или делаем шарик и раскатываем его в «колбаску». Ребята, давайте отдохнем. .Что потеряла бабушка Федора? Правильно, посуда от нее убежала. А что потерял Буратино? «Золотой ключ».
Физ. минутка. ( 2 мин. ) Буратино потянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся. Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Упражнение для пальцев. Мы посуду для Федоры вымоем без уговоров:
Моем вилку, чашку, ложку, сковородку, поварёшку,
Моем блюдце и стакан
И закроем крепко кран «И обрадовались блюдца: «Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!»
И танцуют и смеются: «Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!». Из какой сказки этот отрывок? («Федорино горе») Кто написал эту сказку? (К.И. Чуковский)
Педагог:
Мы снова приступаем к лепке блюдца. (15мин.) . Раскатываем шар, сплющиваем в лепёшку (диск) и слегка загибаем края, сглаживаем серединку, выравниваем бортики – блюдце готово. Или же 2 вариант раскатываем шар, сплющиваем в лепёшку (диск) . Скатываем длинный жгутик (колбаску) и примазываем этот жгутик на лепёшку по кругу- по краю.(бортик).
4. Контрольно – рефлексивный этап. (10 мин.)
Давайте подведем итог нашего занятия и вспомним, какой способ мы использовали при лепке чашечки и блюдца. (способ выбирания глины или вдавливание во внутрь).
В конце занятия внимательно рассматриваем работы, обращаем внимание на их ь, выразительность, дизайн. Я предлагаю ребята вам подвести итог, рассказать о своей работе, о работе соседа. Что вам понравилась и почему? Какие положительные стороны и где не совсем удачные варианты? Почему?
Чтобы ты посоветовал и пожелал своему соседу7
- О чём мы с вами сегодня говорили?
- Для чего нам нужна посуда?
- Понравилось ли вам занятие? - Чего мы узнали на занятии и чему научились?
Педагог: Сегодня, ребята, вы узнали, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом – посуда.
Посуда сделана из разных материалов, некоторая посуда может разбиться. Поэтому, мы с вами будем очень бережно относиться к посуде. Дома или в гостях, когда вы будете помогать накрывать на стол, делайте это аккуратно, чтобы ничего не разбить. За посудой надо ухаживать. После еды, что делают с посудой? Дети: Моют, вытирают и ставят на полки. Педагог: Правильно! .Вот строки из сказки «Федорино горе» : « Было мне однажды худо. Убежала вся посуда, Но ее я воротила, очень долго чисто мыла. Я теперь всегда тружусь и посудою горжусь!».
Педагог: А что будет, если посуду не мыть? На этот вопрос ответите сами себе. Домашнее задание: Педагог: Ребята, внимательно рассмотрите дома, какие у вас посуды имеются и из какого материала они сделаны? Ну и рассмотрите роспись на посудах, нам предстоит на следующем занятии расписывать наши изделия.
(Рефлексия.5 мин.) Ребята, на столе лежат рисунки - солнышки с веселой улыбкой «до ушей» и без улыбки. Если вам понравился сегодняшнее занятие, возьмите рисунок солнышки с веселой улыбкой и опустите ее в желтую чашечку с блюдцем. Если вам не очень понравилось, тогда опустите рисунок солнышка без улыбки в зеленую чашечку с блюдцем.
На этом наше занятие окончено. Спасибо за урок. До свидания. Просьба ко всем не забывайте прибраться за собой. (вылить воду из емкости, помыть хорошенько инструменты и руки) .
Уборка рабочего места.(10 мин.)
Построение и увожу детей в класс на продленку к воспитателю. (5 мин.)
Используемая литература:
- И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М.; 2009. Карапуз – дидактика.
- Дошкольное воспитание № 5; 2009
- Данкевич Е.В.,Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. – Спб: Кристалл.1998. – 272с
- Учимся лепить и рисовать (серия “от простого к сложному”).– Спб.: Кристалл, 1999. – 224с.
- Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе.// Начальная школа. – .1991. – № 8. – с.48–51
- Заводнова Т.Е. В помощь учителю мировой художественной культуры. – Мн. ИООО “Красико-Принт”, 2004.
Предварительный просмотр:
Схемы
3
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.
Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....
Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»
Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...
Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»
Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
Конспект занятия по коррекционно-развивающему курсу ( формирование речевого слуха и произносительной стороны речи)Конспект занятия
Конспект занятия по рассказу В.Катаева "Грибы". Составление пересказа с опорой на сюжетные картинки....