Программа кружка "вышивка лентами"
рабочая программа на тему
Данная программа по вышивке лентами способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vyshivka_lentami.docx | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №13»
« УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ «Гимназия №13»
__________________ Т. Н. Ершова
«____» _________________ 2018г.
Программа кружка
«Вышивка лентами»
Воспитатель ГПД: Вилконене И. А.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по воспитательной работе
«Гимназии №13»
_______________ Н. Н. Махалкина
«____» _____________ 2018г
г. Новомосковск
2018 — 2019 учебного года
Пояснительная записка
Данная программа по вышивке лентами способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и края.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведение. Программа способствует: развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера; помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни; формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни; освоению современных видов декоративно – прикладного искусства; обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств; созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
Предполагается использование следующих методов обучения: проблемный, исследовательский через различные формы организации учебной деятельности - коллективные, групповые, индивидуальные на различных видах уроков: урок-проект, урок - исследование, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.
Достижению результатов обучения обучающихся 1, 2, 3, 4-х классов способствует применению системно - деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий: технологии личностно-ориентированного обучения, элементы технологии развивающего обучения, проектной технологии, здоровьесберегающих технологий.
Контроль учета знаний будет осуществляться в форме текущих творческих работ.
Коррекция знаний строится с учетом результатов проектной работы.
Цель кружка - раскрыть перед обучаемыми социальную роль декоративно-прикладного искусства, сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками.
Задачи обучения:
-привить интерес к ленточной вышивки и побудить желание совершенствования в данном направлении.
- развить творческую активность у обучающихся, привить любовь к ручному труду.
- познакомить с истоками и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
-развить образное восприятие окружающего мира.
Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер. т.е. способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры как отдельного человека, так и общества в целом.
Программа составлена на основе знаний возвратных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка.
На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки вышивальщицы, знакомятся с историей развития ленточной вышивки, с народными традициями в данной области, красотой и неповторимостью вышитых изделий.
С целью подведения итогов реализации программы в конце учебного года проводится выставка детских работ.
Общая характеристика деятельности кружка.
Программа кружка Народные ремёсла России «Вышивка лентами» призвана помочь сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, его дальнейшему развитию. Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры как отдельного человека, так и общества в целом. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. На занятиях обучающиеся получают знания, умения и навыки вышивальщицы, знакомятся с историей развития ленточной вышивки, с народными традициями в данной области, красотой и неповторимостью вышитых изделий.
Описание места деятельности кружка в учебном плане.
«Народные ремёсла России»
Программа кружка народные ремёсла России «Вышивка лентами». Разработана на основе проведенного анкетирования с учетом запросов и потребностей учащихся и их родителей, с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Согласно основной образовательной программе муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ «Гимназия №13 » программа кружка «Вышивка лентами» входит во внеурочную деятельность и является вариативной частью учебного плана.
Объем программы рассчитана на 135 часов. Из них 1 класс - 33часа, 2 класс - 34 часа. 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа.
Занятия проходят 1 раз в неделю в группах по 12-15 человек.
Программа объединения «Вышивка лентами» рассчитана на четыре года обучения и предназначена для обучения детей 8 – 11 лет. При несомненных художественных достоинствах этот вид вышивки достаточно прост, и освоить его не составляет труда детям младшего школьного возраста.
- 1 год обучения - на 33 часов (1 час в неделю);
- 2 год обучения - на 34 часа (1 часа в неделю);
- 3 и 4 год обучения «Творческая мастерская» - 34 часа (1 часа в неделю).
Весь процесс усвоения учебного материала можно условно разделить на 4 этапа:
- 1 год обучения - начальные знания, умения, навыки.
- 2 год обучения - базовые знания, умения, навыки и элементы детского творчества.
- 3 и 4 год обучения - « творческая мастерская».
Обучение проводится в двух направлениях:
-усвоение теоретических знаний;
-формирование практических навыков.
На первом этапе обучения каждый ребенок овладевает техникой выполнения несложных изделий. Для последовательной организации деятельности детей педагог предлагает план выполнения работы, помогает в подборе ткани, лент, тесьмы и др. материалов. К концу первого года обучения дети самостоятельно планируют свою деятельность.
На втором этапе обучения техника выполнения вышитых изделий усложняется, вводятся более сложные элементы, дети изготовляют сувенирную продукцию на продажу и на заказ, выполняют изделия для интерьера.
На третьем и четвёртом этапе обучения открывается «творческая мастерская». Внимание уделяется выполнению творческих работ, совершенствованию навыков и раскрытию индивидуального стиля. Дети разрабатывают творческие проекты «Оформление элементов одежды вышивкой лентами».
Обучение по программе организуется через систему занятий; участие в районных, областных выставках, конкурсах; проведении в Доме детского творчества мини-выставок, выставок-распродаж; посещение выставок декоративно-прикладного творчества.
Во время реализации программы используются такие формы и методы:
- словесный рассказ, беседа, объяснение;
- наглядная демонстрация образцов, дидактического материала;
- выставка готовых изделий;
- практическая работа.
Помимо организации учебной деятельности в объединении проводится воспитательная работа:
- учебно-массовые мероприятия (участие в фестивалях и выставках районного и областного уровней);
- культурно - досуговые и массовые мероприятия (праздники и чаепития, конкурсы и викторины, экскурсии и походы на выставки);
Для качественного проведения занятий в кабинете необходимо иметь: образцы практических работ, журналы, книги, фотографии, буклеты.
Описание ценностных ориентиров содержания деятельности кружка.
Данный кружок построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться рукоделием и научиться приемам работы с лентами и текстильными материалами; научиться делать своими руками небольшие сувениры, которые смогли бы стать оригинальным подарком, украсить интерьер. Курс включает изучение и отработка навыков по отделке ткани ручными стежками, вышивкой лентами , изготовление сувениров и изделий в изученной технике. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 1, 2, 3, 4, -х классов, опирается на учебную программу по технологии в начальной школе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения деятельности кружка.
Личностными результатами изучения курса является воспитание развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально - личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметными результатами изучения курса кружка является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Познавательными результатами являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне вышивки лентами, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Формы контроля.
В течение всего курса обучения проводится контроль над усвоением полученных знаний.
Мониторинг учебно-воспитательного процесса в объединении ведется в течение учебного года по трем направлениям:
-обучение (профессиональные знания и навыки);
-развитие (личностные качества);
-воспитание (профессиональная и социальная воспитанность).
В начале года с вновь пришедшими детьми проводится анкетирование с целью выявления мотивации к деятельности и определения уровня изначальных умений.
В дальнейшем прослеживается овладение детьми знаний, умений и навыков. Для этого разработана диагностика по каждому году обучения:
- 1 и 2 годы обучения - теоретическая и практическая подготовка;
- 3 и 4 годы - практическая подготовка.
Диагностика проводится в конце каждого года обучения во время итоговой аттестации обучающихся. Ее фиксирует сам педагог, оценивая знания, умения и навыки детей.
Так как главной идеей программы является нравственно-эстетическое воспитание и психологическое раскрепощение, то наряду с отслеживанием профессионального роста, фиксируются личностное развитие детей, а также их уровень профессиональной и социальной воспитанности на основе наблюдений во время учебной и в не учебной деятельности.
Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения дети должны знать:
- правила техники безопасности при работе с инструментами;
- исторические сведения по развитию искусства вышивки лентами;
- сведения о материалах и приспособлениях для вышивки изделий;
- виды швов и техники выполнения вышивки лентами;
- сведения о цветовом сочетании в изделиях.
Должны уметь:
- правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки, электроприборы;
- выполнять изученные швы в вышивке;
- работать индивидуально с методическим материалом;
- ориентироваться на качество выполняемых изделий;
- придавать изделию законченный вид.
К концу второго года обучения дети должны знать:
- виды швов и техники выполнения вышивки лентами;
- сведения о сувенирных изделиях;
- сведения о применении вышивки в различных изделиях.
Должны уметь:
- качественно выполнять вышитые изделия;
- самостоятельно подбирать материал, узор, цвет, форму;
- использовать вышивку в различных изделиях;
- придавать законченный вид изделию, дополняя его другими видами декоративно-прикладного искусства (тесьма, бисер, и др.);
На третьем и четвёртом году обучения теоретические знания ребенка, полученные за первые два года обучения, закрепляются и совершенствуются в практической деятельности.
К концу третьего - четвёртого года обучения дети должны уметь:
- работать, соблюдая правила техники безопасности;
- выполнять различные виды швов и рисунков вышивки лентами;
- самостоятельно подбирать материал, узор, цвет для выполнения работы;
- создавать в воображении и на бумаге модель изделия (эскиз);
- создавать изделие по собственному замыслу;
- анализировать и оценивать художественные особенности выполненных изделий
Содержание деятельности кружка.
Искусство декора.
План работы на учебный год. Цели и задачи обучения вышивке. Общие сведения о вышивке. Правила безопасного труда, санитарии и гигиены. Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Применение вышивки в народном и современном костюме. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение составленной композиции.
Технология вышивки лентами.
Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты, приспособления для работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила заправки изделия в пяльцы. Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения швов: вперед иголку, назад иголку, шнурок, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прикрепом, полупетля с приерепом, крестообразный, крест, узелки, длинный стежок, длинный стежок с завитком, петля не затянутая, закрученная лента, лента с перехватами вприкреп. Технология выполнения роз: на 5-ти каркасных нитях, выпуклые, объемные, змейка из закрученной ленты, роза из собранной ленты, «Дама» (собранная на нитку), «Утренняя заря» (собранная). Роспись фона. Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами. Зарисовка узоров вышивки. Технология изготовления изделий: крокусы, голубые ирисы, тюльпаны, золотые розы в вазе, розовые розы в горшочке, земляника.
Декор композиции.
Обработка вышитого изделия (стирка, утюжка). Окончательное оформление вышитого изделия под рамку.
Итоговое занятие.
Организация выставки работ учащихся. Обзор знаний о вышивке лентами, профессиях, связанны с отделкой швейных изделий, вышивкой. Ответы на вопросы учащихся.
Учебно - календарно - тематическое планирование 1 класс
Список литературы
Школа вышивки шелковыми ленточками/ Л. Т. Шереминская. – М.: Эксмо, 2009.
Энн Кокс. Вышивка лентами. Техника, приемы, модели. Харьков. Белгород: Клуб семейного досуга, 2010
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Турпин-Делпорт Лесли, Делпорт-Вепенер Никки. Объемная вышивка. Техника. Приемы. Изделия. Переводчик: Кракан М. Редактор: Скляр С. С. Издательство: Клуб семейного досуга, 2010 г. http://www.labirint.ru/books/254860/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лента цифр.
Лента цифр - необходимая наглядность в 1 классе. Нумерация, состав числа, сравнение чисел....
Лента цифр.
Лента цифр - необходимая наглядность на уроках математики в 1 классе....
Сумочка из магнитной ленты.
Круккккптаптлвопвопиалдпвпкккклпвпвпа...
Лента букв. Видеоурок по обучению грамоте в 1 классе по программе В.Г.Горецкого УМК "Школа России"
Ссылка на видеоурок по теме. http://youtu.be/v7NgclppY5M...
Лента букв по программе "Школа 2100"
Данная лента букв поможет учащимся начальных классов в освоении звуко-буквенного анализа слов по русскому языку....
Урок по предмету « Мир природы и человека» во 2 классе коррекционной школы вида по теме "Вот и осень прошла" с применением ИКТ (компьютерная программа «Лента времени. В городском дворе»)
Урок по предмету « Мир природы и человека» во 2 классе коррекционной школы вида по теме "Вот и осень прошла" с применением ИКТ (компьютерная программа «Лента времени....
Программа кружка "Волшебная лента"
Данная тема актуальна и практически значимая. Занятия отвечают духовным запросам и интересам детей , развивают их художественные и творческие способности. Школьники становятся ...