Основные законы бесконфликтного существования
классный час на тему
знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные законы бесконфликтного существования" | 249.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 4-м классе по теме " Основные законы бесконфликтного существования"
Цель- знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения.
Задачи:
1. Образовательные:
- формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
- ознакомление учащихся с понятиям и «конфликт», «компромисс», базовыми нравственными категориями «добро» и «зло».
2. Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность;
- повышение активности учащихся на занятиях.
З. Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
- формирование социально одобряемых форм поведения.
Примечание. Эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания других людей.
Ход занятия
Ученик.
- Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. СОЛОУХИН)
Ведущий. Давайте и мы на капельку радостней и добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем это сделать? Что для этого нужно? (Ответы учащихся.) Правильно. Мы должны жить без ссор, помогать другим людям, не оставлять в беде друга. И тема нашего занятия - «Основные законы бесконфликтного существования». (слайд 2)
То есть как мы должны жить, чтобы у нас при общении с другими людьми не было ссор.
Наше мироощущение, удовлетворение жизнью зависят не только от деловых успехов и материального благополучия, но, в большей мере, от того, как складываются взаимоотношения в семье, учебном и трудовом коллективах, общественных местах. Искусству общения учатся всю жизнь. Однако именно в молодые годы закладывается фундамент коммуникативной культуры.
Очень хороший педагог, замечательный человек В. А. Сухомлинский писал ( слайд 3): «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание - это радость или слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
(Звучит песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям».)
Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свои характер и темперамент. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встает и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: «Я отличаюсь от других людей тем, что я...» (Проводится игра.)(слайд 4)
И что же мы можем сказать? Что все люди разные, многим отличаются друг от друга.
1-й ученик.
Стань добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие, честное слово!
Ведущий. Ребята! А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его было хорошо. (Ответы учащихся: доброта, отзывчивость, умение любить, дружить, помогать друзьям и прочие.)
Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основы человеческого счастья. Хорошо, что сейчас возрождаются эти понятия.
Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми .Но человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Если ссора все же состоялась - миритесь. А как вы понимаете слово «конфликт»? (Ответы учащихся)(слайд 5)
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений.
2-й ученик.
В жизни немало страниц
Мрачных, тяжелых, суровых.
Хочется дружеских лиц,
Хочется доброго слова.
Хмурый, неласковый день,
Тучи нависли свинцово.
Как не хватает нам всем
Теплого, доброго слова!
Вывод отсюда простой,
Это любому понятно:
Маленькой кошке и той
Доброе слово приятно.
Пусть тишина и покой
В сердце поселятся снова!
Пусть на планете земной
Царствует доброе слово.
Ведущий. Вначале мы с вами говорили о тех качествах, которыми должен обладать человек: доброта, отзывчивость, умение любить и помогать... А как вы понимаете слово «доброта»? (Ответы учащихся.) ( слайд 6)
Доброта – это чуткость, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, деликатность по отношению к другому человеку. ( слайд 7)
Деликатный человек - вежливый, мягкий в обращении; (слайд 7) отзывчивый - легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь; чуткий - отзывчивый, сочувствующий другим людям. Но часто рядом с добром идет зло. ( слайд 8)
Зло - это всё плохое, вредное: грубость, жадность, ненависть, равнодушие.
З-й ученик.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
Ведущий. Ребята, давайте поиграем.
- Заменить все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу:( слайд 9)
- грубость (вежливость);
- ненависть (любовь);
- обман (доверие);
- злость (доброжелательность);
- унижение (уважение);
- равнодушие (внимательность).
Ведущий. Молодцы! Вот какими добрыми качествами должен быть наделен каждый человек. Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, честными, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта. Она согревает окружающих людей и помогает им в трудную минуту.
Звучит песня Б. Окуджавы «Виноградная косточка».
Ведущий. Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов. Эффективное общение - это одна из важных основ разрешения конфликтов.
Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Ситуации: (слайды 10 – 13)
4-й ученик.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился
Ты ему греха не поминай. (Р. Гамзатов)
Ведущий. Ценное качество в людях - умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника. В таких случаях может возникнуть конфликтная ситуация. Собеседника надо принимать таким, каков он есть. Относиться к нему уважительно. Не навязывать ему свое мнение, впечатление, быть терпеливым. А стремитесь ли вы понять своих близких и друзей? (Ответы учащихся.) Чтобы легко жилось с людьми, чтобы с ними складывались близкие, теплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь становиться на их место.
А задумывались ли вы о своих недостатках? Какие из них вам удалось преодолеть? (Ответы учащихся. Например, лень, обидчивость, вспыльчивость.)
Удается ли вам бережно относиться ко времени своих друзей и знакомых? В чем это выражается? (Ответы учащихся. Например, назначил встречу - приди вовремя, не можешь - предупреди заранее.)
А теперь давайте посмотрим, так ли вы чутки к настроению другого человека.
Игра. Ведущий показывает детям картинки-настроения.(слайд 14) Задание - назвать настроение, изображенное на рисунке.
Ведущий. Разрешение конфликта - дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Спокойное поведение во время конфликта значительно снижает напряженность ситуации. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А вы как думаете? (Ответы учащихся.) При назревании конфликта или при враждебных отношениях с человеком полезно обратиться к нему с просьбой о какой-нибудь услуге. Это подчеркнет его значительность и снизит взаимное недовольство.
А как вы думаете, что еще помогает разрешить конфликт? (Ответы учащихся.) Правильно, шутка, юмор, а еще компромисс. Разрешить глубинный конфликт помогает компромисс. А вы знаете, что такое компромисс? (Ответы учащихся.) (слайд 15)
Компромисс - согласие на основе взаимных уступок. Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему оппоненту. Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.
Ведущий демонстрирует учащимся рисунок про осликов, где животные «договариваются» о том, в какую сторону им идти.( слайд 16)
Ведущий. Как вы думаете, почему ослики смогли договориться, найти компромисс? (Ответы учащихся.) Правильно - общее решение можно найти в том случае, если стороны доверяют друг другу и не сомневаются в том, что каждый видит не только свои желания и потребности. При конфликте не исключен и третейский суд - обращение к третьему лицу, авторитетному для обоих людей.
5-й ученик.
Не обижай людей - придет расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.
Ты будешь ближними любим
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь.
Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь - это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.
Ведущий. А теперь давайте посмотрим, как вы поведете себя в той или иной ситуации.
Ситуации:
1. Классный руководитель объявил ребятам, что удалось достать 18 билетов на елку. А в классе 35 человек. Кого выбрать? Как поступить?
2. Ребята готовили к Новому году спектакль. Всем хотелось играть главные роли. Что делать?
Ведущий. Молодцы! И в конце нашего занятия предлагаю разгадать кроссворд. В его основе лежит слово, которое помогает нам жить в мире и согласии, без ссор и конфликтов, - «доброта».
Кроссворд
Вопросы: ( слайд 17)
1. Она может быть настоящая и мнимая. (Дружба.)
2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды. (Отзывчивость.)
3. Это чувство необходимо каждому человеку. (Любовь.)
4. Между друзьями должно быть взаимопонимание и... (доверие).
5. Столкновение противоположных интересов. (Конфликт.)
6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку. (Теплота.)
7. Заботливое отношение к людям. (Внимание.)
Звучит песня О. Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!...
Ведущий. Ребята, послушайте советы на всю предстоящую жизнь. ( слайд 18)
- В конфликте не бывает победителей. Отважьтесь на первый шаг – это показатель силы вашего характера.
- Встаньте на позицию собеседника. Посмотрите на ситуацию «его глазами»
- Детально опишите не устраивающую Вас ситуацию, будьте объективны
- Расскажите о своих чувствах в данной ситуации
- Выслушайте оппонента – не перебивайте и не спорьте. Покажите, что вы слушаете и готовы прийти к соглашению
- Не прибегайте к ультиматуму. Внесите конкретные предложения относительно смены ситуации («Я хотел бы…» «Я вас прошу…»)
- Контролируйте эмоции, тему разговора, языковой стиль (без грубостей)
- Избегайте конфликтов, ссор, не совершайте необдуманных поступков.
- В споре будьте сдержанны и тактичны.
- Никогда никого не упрекайте. Если же все-таки упреки прозвучали, и ссора произошла - скорее помиритесь.
- Старайтесь видеть в людях прежде всего хорошее и доброе: от этого все окружающие становятся лучше.
Ведущий. Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького ( слайд 19): «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо - увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне...»
6-й ученик.
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастишь деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева "Что ты сделал хорошего?»)
Роль классного руководителя в формировании
бесконфликтного общения в классе.
Шерстобитова Ольга Николаевна,
классный руководитель 7Б класса
Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений, сил.
Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе.
Сегодня конфликты — повседневная реальность. Конфликт может послужить стимулом к переменам, толчком к прогрессу. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. Эта тема - одна из актуальных в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки... Это - приметы нашего времени. Чтобы услышать и увидеть такое, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с проблемой межличностных взаимоотношений, которая является актуальной для нашей школы, в том числе и для учеников моего класса. В целом взаимоотношения между детьми дружеские, несмотря на то, что в классе есть несколько групп по интересам. Случаются иногда разногласия и ссоры между детьми, их реакция на замечания учителя, их неумение установить положительные контакты со сверстниками, эгоцентризм при оценке успехов в учебе, трудности в адаптации к разным видам учебных занятий. Ко всему сказанному хочется добавить еще и недостаток общения в семье, что также приводит к неумению детей конструктивно взаимодействовать с окружающими. Это чаще всего становится причиной частых ссор с одноклассниками, поводом обращения родителей за помощью к социальному педагогу, психологу.
В классном коллективе некоторые дети чувствуют свое превосходство, в основном, за счёт своей физических данных, жёсткости, умения навязать свою волю. Могут вести себя грубовато с одноклассниками, проявлять несдержанность на уроках: выкрикивают с места, перебивая ответы других учеников и учителя; проявляют недисциплинированность на переменах: высмеивают физические недостатки своих одноклассников, дразнят, задираются к другим ученикам.
Став классным руководителем 7Б класса и проработав с ним 3 месяца, я увидела, что конфликты в классе есть. Их я разделила на группы.
1. Мотивационный конфликт. Он возникает между учителями и учениками, чаще всего из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются, и в конечном итоге между учителями и учениками возникает взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба. О чем мы чаше всего говорим в учительской? Конечно же, об учениках: а о своем 7Б я слышу каждый день, каждую перемену.«Они не хотят учиться! Они ничего не умеют и ничего не понимают! Не слушаются!» Нетрудно догадаться о ком говорят школьники, разумеется, об учителях: их неумении и нежелании понять, о несправедливых оценках, неуважении к ученикам.
2. Конфликты взаимодействий учащихся между собой. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера и личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентации.
3. Адаптационный. Во второй четверти в класс пришло 2 новых ученика. ребенок рискует быть не принятым в коллективе, не вписаться в общество сверстников.
Сложившаяся ситуация стала тревожить меня и родителей. Они стали обращаться с жалобами на некоторых детей. И мы совместно с родителями разработали план мероприятий, направленных на формирование бесконфликтного общения в классе.
Предполагаемый результат - переход на более высокий уровень развития критического мышления учащегося в процессе воспитания навыков самоконтроля и самооценки, умение вести диалог с собой и другими людьми, быть объективными к себе и другим, умение сопереживать, проявлять терпение и терпимость.
На эту тему мы провели 2 классных часа: «Наш класс» и «Правила бесконфликтного общения».
Классный час «Наш класс» помог выявить уровень взаимоотношений в классе, поспособствовал расширению знаний друг о друге. На классном часу были проведены различные игры, такие как «Три факта о себе» (где каждый должен был назвать о себе 2 правдивых и 1 ложный факт, а дети должны были отгадать ложный), «Солнце светит на того…» (я называла различные утверждения, если это относилось к детям, то они вставали с места) и другие.
Классный час «Правила бесконфликтного общения» направлен на знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения, на формирование представлений о различных вариантах человеческого общения, на устойчивое развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность, на практическое применение полученных знаний.
На классном часу мы рассмотрели «Стратегию поведения в ситуации конфликта». Это:
1. Избегание-уход от конфликтной ситуации без попытки ее решения (в результате интересы могут быть удовлетворены, а могут и нет).
2. Приспособление (позиция жертвы).
3. Компромисс (не полностью удовлетворяются интересы обоих участников).
4. Сотрудничество (поиск общих интересов).
5. Соперничество (свои интересы удовлетворяются в ущерб другим людям).
Стратегия поведения меняется в зависимости от близости участников, обоснованности требований, зависимости друг от друга и т. д.
Стратегии поведения разобрали на конкретном примере, не обсуждая правильность поведения. На человека напал грабитель, требует отдать ему все деньги, угрожая физической расправой.
В опросе участвовали 21 человек. Из них:
- сами расправятся с грабителем (соперничество) – 3 человека;
- укажут на богатого знакомого (сотрудничество) – 0 человек.
- состоится договор с грабителем, что он берет часть денег в обмен на обещание не обращаться с заявлением в полицию (компромисс) – 0 человек.
- отдадут всю наличность (приспособление) – 0 человек.
- убегут от грабителя (избегание) – 18 человек.
Таким образом, можно сделать вывод, что детям проще уйти от конфликтной ситуации без попытки ее решения, либо удовлетворить свои интересы в ущерб другим людям. Никто не попытался прийти к сотрудничеству.
Также рассмотрели такую ситуацию. Это ситуация «слово за слово». Конфликтогены - слова, действия, поступки, запускающие конфликт.
Влияние конфликтогенов рассмотрели на примере стихотворения «Вовочка и Славочка» Г. Остера. После прочтения стихотворения и обсуждений ребята сделали вывод, что люди часто, использующие конфликтогены не замечают этого. А окружающие отвечают агрессией.
И для предотвращения конфликта разработали данную схему:
1. Не употреблять конфликтогенов.
2. Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.
3. Проявлять эмпатию, понимание к другому человеку и как можно больше благожелательных посылов по отношению к нему.
И еще с ребятами был проведен тест, с помощью которого они установили, к какому типу конфликтного человека они относятся. Результаты получились следующими:
1. «Человек-вулкан» - это человек, у которого во время конфликта могут быть непредсказуемые вспышки – 3 человека.
2. «Глиняный горшок» - тот, кто медленно разогревается и долго обижается – 2 человека.
3. «Волна» - когда вопрос уже решен, может быть новая волна возмущений – 0 человек.
4. «Собиратель» - человек, долго собирающий обиды, а другие люди могут об этом даже не знать – 15 человек.
5. «Реактор» - человек резко расходится, его трудно остановить – 0 человек.
6. Другой – 1 человек (ни к какому из вышеперечисленных выше типов не отнес себя).
Из этого также можно сделать вывод, что большинство детей не умеют решать конфликты и вообще их не решают. А ведь если не решить возникшую конфликтную ситуацию, то она может возникать вновь и вновь.
И в конце классного часа учащимся были предложены несколько советов психологов, для уменьшения остроты конфликта:
1. Обесценивание проблемы («неужели наша дружба этого стоит?»),
2. Снижение эмоционального накала (дыхание, счет до 10 и т. д.),
3. Перенос разговора («Прости, я сейчас не готова разговаривать»),
4. Техника «Я- высказывания», конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда ты вчера не пришел, я …),
5. Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»),
6. Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).
7. Умение слушать и слышать другого человека.
Также была проведена по этой теме работа с родителями. Первое родительское собрание было проведено по теме «Психофизиологические особенности семиклассников», где родители познакомились с особенностями этого возраста, о конфликтах, которые могут возникнуть между родителями и детьми и их причинами возникновения.
Следующее родительское собрание планируется провести по теме «Как организовать диалог с детьми».
Проблемы, связанные с формированием бесконфликтного общения в классе, будут рассмотрены на последующих классных часах, возможно, будут обсуждаться учащимися вне школы, в семье, что будет способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания детей. Данные мероприятия предусматривает предупреждение педагогической запущенности конфликтных ситуаций.
(классный час)
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе. Эта тема - одна из актуальных в наше время. Стрельба, нападение, разборки, драки... Это - приметы нашего времени. Чтобы услышать и увидеть такое, достаточно открыть газету или послушать выпуск новостей. Наши дети сталкиваются с проблемой межличностных взаимоотношений, которая является актуальной для нашей школы, в том числе и для учеников моего класса.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Классный час направлен на знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения, на формирование представлений о различных вариантах человеческого общения, на устойчивое развитие таких личностных качеств, как рефлексия, толерантность, на практическое применение полученных знаний.
Классный час знакомит учащихся с понятиями "конфликт", "компромисс", объясняет, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли избежать конфликтов.
Особенность мероприятия – активизация познавательной деятельности, продуктивная работа всех учащихся. Сочетание научности с играми, инсценировками, дают возможность добиться того, что все дети работают увлеченно.
Проблемы, поднятые на данном мероприятии, будут рассмотрены на последующих классных часах, возможно, будут обсуждаться учащимися вне школы, в семье, что будет способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания детей. Мероприятие предусматривает предупреждение педагогической запущенности конфликтных ситуаций.
Темы занятий:
1. Наш класс.
2. Барьеры в общении.
3. Выразительные движения или как понять людей без слов.
4. Общение в ситуации просьбы. Роль интонации.
5. Общение в ситуациях отказа.
6. Правила бесконфликтного общения.
7. Умей дружить.
Цель: формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе
Задачи:
1. Образовательные:
- знакомство учащихся с основами бесконфликтного общения:
- формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
- ознакомление учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс».
2. Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.
3. Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
- формирование социально одобряемых форм поведения.
Предполагаемый результат
Классный час предполагает переход на более высокий уровень развития критического мышления учащегося в процессе воспитания навыков самоконтроля и самооценки, умение вести диалог с собой и другими людьми, быть объективными к себе и другим, умение сопереживать, проявлять терпение и терпимость.
Ребята научатся брать ответственность на себя, отвечать за порученное дело, научатся управлять своими эмоциями, сформируются навыки самодисциплины, понимания интересов и возможностей других людей, проявится способность к рефлексивному социальному поведению.
В результате сформируется благоприятная эмоционально-психологическая
и нравственная атмосфера в классе. Учащиеся будут иметь представления о
различных вариантах человеческого общения, смогут разрешить конфликт,
найти компромисс.
Дети научатся жить и работать с людьми, в коллективе, действовать в социуме
с учетом позиций других людей.
Содержание классного часа:
- игровой тренинг «Звездочки и созвездия»;
- беседа-диалог;
- стихи;
- сценки «Два козлика», «Две козы», «Зеркало»;
- игра «Трио».
Методики и технологии:
- технология личностно-ориентированного подхода;
- игровые технологии;
- технология деятельностного метода;
- методика высоких форм общения по Иванову И.П.;
- информационно-коммуникативные технологии.
- технология педагогики сотрудничества
Оборудование:
- компьютер
-проектор
-интерактивная доска
- две коробки для игры;
- лист А 4 с описанием ситуаций для обсуждения;
Подготовительная работа:
- распределение стихов между учащимися;
- распределение ролей в сценках;
- репетиции стихов и сценок;
Ход занятия
1 часть. Подготовительная. Актуализация проблемы.
Проведение данного классного часа начинается с игрового тренинга.
Игровой тренинг «Звездочки и созвездия»
Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д.
(Подбирается число так, чтобы никто не оставался лишним. Например, если в классе 20 человек, то учитель называет числа 2, 4, 5, 10. Звучит веселая музыка, проводится игра. После нескольких попыток объединения игра завершается. )
Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите?
Ученики. Класс, школа, друзья, кружки и секции…
Учитель. В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и называет свою отличительную черту, начиная со слов: « Я отличаюсь от других людей тем…» (Проводится игра)
Молодцы! И что же мы можем сказать?
Ученики. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
1-й ученик
Стань добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
2 часть. Формирование подходов к решению проблемы
Учитель. Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо. (На слайде №1 1-е правило бесконфликтного общения: «Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»).
А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо
Ученики. Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
Учитель. Молодцы, это и будет следующим нашим правилом. (На слайде №2 появляется правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки»).
Учитель. Ребята, а какими еще качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?
Ученики. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу.
Ученики. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят.
Учитель. Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. (На слайде№3 появляются следующие правила: « Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу».
«Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят»).
Учитель. А всегда ли, получается, понимать друг друга?
Ученики. Иногда между людьми возникает непонимание.
Учитель. Что означает выражение «правильно понимать других людей»?
Ученики. Надо уметь выслушать собеседника, уметь объяснить, что ты хочешь, не считать себя лучше других.
Учитель. К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?
Ученики. Непонимание ведет к спорам и ссорам.
Учитель. А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял? (Ответы детей)
Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе.
Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит кого-нибудь.
Ученик.
Два козла
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один боднул приятеля немножко посильней,
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
Учитель. Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей) Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?
Ученики. Конфликт – это непонимание друг друга, спор, ссора, драка.
Учитель. Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова: «Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор». (слайд №4)
Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Ситуации: (слайд №5)
- Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажите ничего;
- пожалуетесь учителю.
Ученики. Сделаю ему замечание.
- Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действии (слайд№6 )
- будете плакать;
- продолжите играть;
- начнёте злиться;
- ничего не скажете.
Ученики. Продолжу играть.
- Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите? (слайд №7 )
- толкнете и отнимите ластик;
- ударите и отнимите;
- отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;
- скажите учительнице;
- попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.
Ученики. Попрошу вернуть ластик.
Учитель. Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности. (На слайде №8 появляется 5-е правило: «Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»).
Учитель. Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен? Игра «Трио» поможет нам в этом разобраться.
(Звучит музыка, проводится игра)
Игра «Трио»
(Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.)
Учитель. Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Мне понадобится три участника. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. При желании вы можете поменяться местами и обсудить друг с другом, как вам лучше поступить, чтобы ваша маленькая команда могла лучше справиться с заданием
Учитель. Что мешало, а что помогало проходить дистанцию?
Ученики. В начале игры было трудно потому, что каждый выполнял движение сам по себе. Чтобы шагать дружно и не падать, нужно договориться.
Учитель. Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)
Ученик.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился –
Ты ему греха не поминай.
(Р.Гамзатов)
Учитель. Ценное качество в людях – умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника.
Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему.
Два козлика (слайд №9 )
Через ручей положена доска.
Встретились на доске два козлика.
Ни один не хотел уступать
другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.
Учитель. Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
Ученик. Я бы уступил дорогу.
Учитель. Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным и тактичным. (На слайде № 10 появляются следующие правила: «В споре будь сдержан и тактичен»,
«Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков»).
Учитель. Ребята, очень важно научиться принимать близких и друзей такими, какими они есть. Не навязывать свое мнение, впечатление, быть терпеливыми, стремиться понимать их. (На слайде № 11 появляется 8-ое правило: «Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора произошла - скорее помирись»).
Учитель. Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Давайте посмотрим сказку « Две козы» и подумаем, почему героям удалось избежать ссоры. (Инсценировка).
Две козы
На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?
Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.
Учитель. Как козам удалось избежать конфликта?
Ученики. Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков.
Учитель. Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.)
А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?
Ученики. Нужно уступать друг другу.
Учитель. Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта.
Ученики. Можно обратиться к какому-нибудь авторитетному человеку за советом.
Учитель. Правильно, ребята. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения. (На слайде №12 появляется 9-ое правило: «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»).
Учитель. А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор. Следующая сценка продемонстрирует нам, как можно с помощью шутки выйти из конфликтной ситуации.
Сценка «Зеркало» (на слайде № 13 картинки носорога, жирафа, верблюда, слона )
Роли исполняют учащиеся
Автор. Жил-был один носорог. Он имел привычку обзываться и над всеми издеваться.
Носорог (Верблюду). Горбун! Горбун!
Верблюд. Это я горбун? Да будь у меня на спине три горба, я был бы ещё красивей!
Носорог (Слону). Эй, толстокожий! Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу.
Слон. И чего это он ко мне пристает? Хоботом своим я доволен, и он совсем не похож на хвост!
Носорог (Жирафу). Дяденька, достань воробушка!
Жираф. Сам-то больно хорош!
Автор. Однажды друзья раздобыли где-то зеркало и стали искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал.
Носорог (Страусу). Эй, ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!
Верблюд (Носорогу). Послушай, друг! Неужели ты сам себя красивым считаешь и выше всех ставишь?
Носорог. Конечно! Кто же в этом сомневается?!
Слон. Ну, тогда посмотри на себя. (Подает Носорогу зеркало)
Носорог. Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что за уродина на меня смотрит? Что у неё на носу! Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
Автор. И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало. Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.
Учитель. Правильно ли вел себя носорог? Почему?
Ученики. Носорог вел себя неправильно. Нельзя издеваться, смеяться и обижать других людей.
Учитель. Правильно, нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил человеческого общения. (На слайде № 14 появляется правило: «Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).
3 часть. Заключительная. Подведение итогов.
Учитель. Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего классного часа и повторим еще раз правила бесконфликтного общения, которые мы с вами выработали в ходе занятия. Помните их всегда и старайтесь выполнять. (Дети по очереди зачитывают правила).
Правила бесконфликтного общения ( слайд № 15)
1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
4. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
5. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
6. В споре будь сдержан и тактичен.
7. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
8. Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора
произошла - скорее помирись.
9. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
10. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Учитель. В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…». ( слайд № 16)
Ученик. (Л. Татьяничева «Что ты сделал хорошего?»)
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастишь деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Притча о зависти, злости и ненависти.
Старый мастер боевых искусств решил больше никогда не сражаться. Но однажды его все-таки вызвал на бой один самоуверенный юный воин, который посчитал, что он куда искуснее и сильнее своего учителя.
Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на вызов гордеца. Тогда юноша принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов юный воин отчаялся и ушел.
Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, и многие начали его осуждать:
— Неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?
Тогда мудрый мастер сказал:
— Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот подарок?
— Конечно тому, кто его дарит!
— Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью. Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.
Как избежать конфликтных ситуаций
В жизни мы контактируем со многими людьми, и не с каждым из них у нас складывается взаимопонимание. Однако нередки ситуации, когда нам все равно приходится общаться со своими идейными противниками – на работе, в семье, либо в другом коллективе. Как же избежать в таком случае конфликтных ситуаций?
Инструкция
1
Не провоцируйте. Если вы знаете, что человек хам и склочник, лучше держаться от него подальше, лишний раз не разговаривать с ним, общаться только по необходимости. Таким образом вы снизите шансы на то, что конфликтер прицепится именно к вам.
2
Если неприятность все же случилась, и человек втянул вас в конфликтную ситуацию, ни в коем случае не опускайтесь до его уровня. На практике это бывает сделать совсем непросто, однако если в ответ на хамство или ругань в ваш адрес вы поступите подобным образом, вы потеряете лицо, чего и добивается ваш оппонент. Ведите себя сдержанно, не повышайте голос и не кричите.
3
В том случае, если ваш недруг перешел всяческие границы, оскорбляя вас, ни в коем случае не молчите. Скажите, что разговор в таком тоне недопустим, и вы отказываетесь продолжать беседу до тех пор, пока он не извинится. Все дальнейшие его слова игнорируйте напрочь – до тех пор, пока не получите извинение.
4
Подумайте над тем, какие цели преследует человек, с которым у вас часто возникают конфликтные ситуации. Скорее всего, он делает это не ради любви к искусству: коллега может вызывать вас на скандал, чтобы выставить вас в глазах руководства несдержанным и ненадежным человеком, а свекровь может «цеплять» вас, потому что ей кажется, что вы ее недостаточно уважаете. Если вы найдете, откуда растут ноги у конфликта, вы сможете его прекратить.
5
После каждой конфликтной ситуации анализируйте свое поведение. Вполне возможно, что в чем-то вы послужили причиной конфликта, сами того не замечая. Делать это нужно после того, как вы перестали пылать праведным негодованием и можете посмотреть на ситуацию объективно. Попробуйте посмотреть на нее «со стороны», и, возможно, вы увидите какие-то свои ошибки, которых в дальнейшем можно будет избежать.
Классный час «Учимся предотваращать и разрешать конфликты»
6 класс.
Задачи: научить детей относиться друг к другу уважительно;
усвоить правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта.
Мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты происходят оттого, что люди не знают способов выхода из них.
Информация к размышлению:
Кто ударил первым - ударил дважды.(высказывание на доске)
Р. Гальегос
-Как вы понимаете эти слова?
(ответы учащихся)
Объявляется тема классного часа
-Чему вы должны научиться за этот час?
Ситуативный практикум№1: назовите другим словом конфликт, подберите синонимы. Что означает это слово?
Ситуативный практикум№2 закройте глаза и поднимите руки, кто никогда никого не обзывал обидным словом.
Задание (детям раздаются листочки в виде облаков) На облаке напишите то обидное слово, которое сказали вам. (ребята пишут слова,…. К доске прикрепляю солнце. Написав слова сдают листочки-облака)
-у нас сейчас солнечно, ясно. Но вот набежали облака.
-что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром..)
- Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда вам произносили эти слова? (отвечают, а на доске записываем)
Действия Чувства
|
|
-Облака закрыли солнце, и разразилась гроза. Гром и молнии…
- Что же нам сделать, чтобы снова солнце засияло? (предлагают разные варианты)
- вот у меня есть примерные правила выхода из конфликтных ситуаций. Давайте их обсудим и посмотрим, может они подойдут и к нам. (раздаю правила, дети разбиваются на группы, читают обсуждают, а потом в коллективе класса идет обсуждение и принятие или непринятие правил. Приложение 1).
-Сейчас мы на практике закрепляем знания о способах выхода из конфликта.
(Ребята делятся на группы по 2-3 человека, группам раздаются задания, 2-3 минуты дети обдумывают, а потом проигрывают задания. Задания даются такие, которые часто встречаются в повседневной жизни класса.)
Давайте еще раз прочитаем слова Р.Гальегоса «Кто ударил первым- ударил дважды». Вы согласны с этими словами? (ответы учащихся)
И в конце классного часа хочу вам подарить памятку «Учимся жить без конфликтов»
Правила выхода из конфликтных ситуаций:
Говори только о свих чувствах, а не о промахах других (например: «Опять, бессовестный, ты вернулся домой с прогулки поздно». А если: «Я так волновался, на улице темно, а тебя нет дома»)
Говори четко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл ты вкладываешь в свои слова.
«Уход от проблемы». Если ты понимаешь: что бы ты ни сказал, это оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это лишь кажется, что ты бежишь от сложностей. На самом деле иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.
Научись слушать собеседника! Внимательно слушать кого-то –это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства.
Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт. Попробуй произнести следующие фразы: «Мне очень жаль, что так вышло, извини!», «Я совсем не хотел, чтобы так получилось!»
переговоры. «Давай обсудим ситуацию».
отложи обсуждение. Иногда решить конфликтную ситуацию помогает время. Лучше немного успокоиться, подождать, отложить выяснение вопроса, но ты должен быть уверен, что вы снова встретитесь и обсудите ситуацию. Можно использовать следующие фразы: «Сейчас я очень устал, давай поговорим завтра», «Я тороплюсь, давай встретимся после обеда и все обсудим»
Компромисс. Обычно он вытекает из переговоров. Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту: «Я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в этом»
Привлеки посредника. Это означает попросить кого-то, кто не участвует в конфликте, помочь вам.
Памятка учимся жить без конфликтов.
Не говори сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
Если Вам предстоит сказать что-то неприятное, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение, не скупитесь на похвалу.
Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру по теме "Основной закон России и правао человека" ( УМК "Школа России" учебник А.А. Плешаков)
С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и вявить слабые места....
Основной закон России и права человека
Презентация к уроку....
Основные законы бесконфликтного существования (классный час)
Основные законы бесконфликтного существования(классный час)...
Открытый урок по окружающему миру "ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
Данный урок направлен на ознакомление детей с их правами и обязанностями, а также на права жителей нашей страны в общем....
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЧАС "Основные законы бесконфликтного существования"
Разработка тематического часа + презентация....
Устав – основной закон школы. "Законы, по которым мы живем"
классный час...
Основные законы бесконфликтного существования.
Ознакомить учащихся с основами бесконфликтного общения....
- Мне нравится (1)