внеклассное мероприятие
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Сценарий внеклассного мероприятия по теме "Пожарная безопасность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozharnaya_bezopasnost.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пожарная безопасность»
Сценарий внеклассного мероприятия, проведенного в 4 «Б» классе.
(Подготовила и провела учитель начальных классов Титова Елена Ивановна)
Цель: показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; познакомить детей с основными причинами пожаров, с профессией пожарного; учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии; научить обучающихся правильно действовать в случае обнаружения пожара; убедить в недопустимости шуток с вызовом пожарной команды; побуждать к творчеству; составить памятку, как вести себя на пожаре.
План занятия.
- Значение огня в жизни человека.
- Причины возникновения пожаров.
- Инструкция по правилам пожарной безопасности.
- Действия школьников при пожаре.
- Творческие задания, игры, викторины.
- Итог.
Ход занятия.
- Беседа о значении огня в жизни человека.
Загадка.
Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены?
Без рук, без ног, а все съедает? (Огонь)
- Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.
Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и Прометей искренне радовался этому. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею, люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Помогите мне: назовите сферы применения огня.
(Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания, плавка металлов, изготовление стекла и стройматериалов, обжиг керамических изделий, теплоэлектростанции и др.)
Можно еще долго перечислять, как помогает огонь всем нам в быту и на производстве, но нужно помнить, что при небрежном к нему отношении огонь может превратиться в безжалостного врага, уничтожающего города и села, фабрики и заводы, уносящего человеческие жизни.
- А сейчас немного статистики.
- Ежегодно в мире происходит около пяти миллионов пожаров.
- Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.
- Каждый третий погибший – ребенок.
- От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров – таков путь развития пожарной охраны.
Знаете ли вы?
Краткая история пожарного дела.
- В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах: «Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью».
- С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов и посадских людей.
- В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
- Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в её состав входили 25 человек.
- 17 апреля 1918 года был подписан декрет «О государственных мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
- Сегодня эта специальная служба – одна из самых мобильных.
Боятся степи, горные просторы
Его горячих, беспощадных лап.
Но есть такие люди, для которых
Он как прирученный – послушен, тих и слаб.
Они его к земле прижмут, потушат,
В горящий дом, бесстрашные, войдут.
За жизнь других они, не сомневаясь,
Свои жизни отдадут.
Таких людей, ведущих бой с огнем,
Мы нашими пожарными зовем!
II. Причины возникновения пожаров.
Каждый час у нас на планете происходит 700 пожаров и загораний. За год их бывает более пяти миллионов. Убытки от пожаров можно сравнить с потерями малых войн XX века. Из десяти пожаров девять происходят по вине человека, каждый пятый пожар – по вине детей и подростков.
Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со списками не играете. И, тем не менее, количество пожаров растет.
- Почему происходят пожары?
Вот лишь несколько типичных случаев:
- Пожар возник из-за неосторожного обращения со свечой шестилетнего мальчика. В прихожей квартиры находилось много макулатуры. Из-за ожога горячим воском мальчик выронил свечу, бумага загорелась. Малыш испугался и убежал. Пожар быстро распространился по квартире и отрезал путь к спасению. Мальчик погиб.
- Десятилетний Андрей шел к маме на работу и увидел бочку с какой-то жидкостью на дне. Он бросил туда горящую спичку. Произошел взрыв. Мальчик получил сильные ожоги.
- Десятилетняя Наташа зажигала у елки бенгальские огни. Искры попали на вату, произошел пожар. Сгорела часть комнаты. К счастью, взрослые были дома.
Не понимая опасности подобных игр с огнем, вы, ребята, разжигаете костры вблизи строений, поджигаете мусор в баках, старую траву, тополиный пух, пускаете горящие «самолетики» и можете стать виновниками пожаров.
(Раздается телефонный звонок)
- «У меня зазвонил телефон…»
- Кому из вас с детства не знакомы эти строчки Корнея Ивановича Чуковского?
- О чём эти детские стихи? (Об играх с телефоном).
- А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону?
- А теперь признайтесь, шутники, кто вызывал пожарную команду для соседей?
- А знаете ли вы, почему такие действия недопустимы?
(Бесполезные затраты бензина. Изнашивается автомобиль. Но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случиться пожар и кому-то будет нужна помощь. Ребячья шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию ваших родителей и вас самих.)
III. Инструктирование по правилам пожарной безопасности.
Пожар - самое страшное зрелище. Особенно страшными бывают пожары в детских садах и школах.
Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности.
- Не играйте сами и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети. Спички должны храниться в местах, недоступных для малышей.
- Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.
- Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, отключите электроприборы от сети.
- Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости (например, краски), а зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.
- Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, солярки).
- Не оставляйте не затушенных костров – это может привести к пожару.
- Не поджигайте сами и не позволяйте малышам поджигать тополиный пух и сухую траву; огонь не только убивает насекомых, которые живут в ней, но и приводит к пожару.
Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим.
Беседа «Правильный выбор»
Вопросы:
- Были ли вы свидетелями пожара?
- Какова была причина пожара?
- Где у вас дома хранятся спички?
- Разрешают ли вам взрослые самостоятельно включать электроприборы? Если да, то как вы контролируете, уходя из дома, отключены ли они?
Запомни!
Чтобы не было пожаров,
Надо правила всем знать.
Их, конечно, очень много –
Выучим хотя бы пять.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
И в лесу костер опасен –
Для деревьев, птиц, зверей.
Будет лес для всех прекрасен
Без пожаров и углей.
Чтоб огонь не убежал,
Чтоб он место свое знал,
Ты ему создай преграду
Из камней, земли ограду.
Уходя, засыпь землей,
Или все залей водой.
Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться –
Ты костер не разжигай,
Там, где зреет урожай.
Вдруг одежда загорелась –
Сразу на пол ты вались,
Сразу по полу катайся,
В одеяло обернись.
Всем давно понять пора:
Детям спички не игра!
Пусть и взрослым будет ясно…
Что с огнем шутить опасно!
IV. Рассказ о действиях в случае пожара.
- Большой огонь или пожар – это огромное чудовище, пожирающее все вокруг своим пламенным языком. Этот огромный язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы. Как правило, дети боятся огня.
- А как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы огонь был совсем не страшным? Конечно, можно. Для этого нужно научиться управлять своим страхом. Для начала пусть каждый скажет себе: «Я сильный. Я не боюсь огня. Я могу управлять огнем. Я могу предотвратить пожар». А для того, чтобы предотвратить пожар, нужно знать правила пользования предметами, от которых он может возникнуть.
- Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь)
- На крыше – столбом, в избе – скатертью. (Дым)
- Это – тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер.
- Шипит и злится, воды боится; с языком, не лает; без зубов, а кусает. (Огонь)
- Плывет электроход – то назад, то вперед. (Утюг)
- Все съест – не наедается, а пьет – умирает. (Огонь)
- В маленьком амбаре лежат сто пожаров. (Спички)
- Красный бык стоит, черный – на небо бежит. (Огонь и дым)
- Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра)
- Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай! (Пожарные)
- От маленькой меня не оберешься ты огня. (Искра)
- Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар)
- Каждый из вас, ребята, не раз слышал о мерах предосторожности в борьбе с огнем. Эти правила просты и легко выполнимы, но не все придерживаются, помнят о них. Что же делать, если случился пожар? Пожар обычно начинается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.
Прежде всего, надо позвать на помощь взрослых, если они рядом. Если очаг небольшой, то его можно погасить. Надо только знать несколько правил:
- Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение.
- Нельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего, загоревшийся электроприбор необходимо по возможности отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки.
- Если это телевизор, то нужно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком. Если вы видите, что не можете справиться с огнем, и огонь распространяется дальше, то необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим.
- При сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол (так как ядовитые продукты горения вместе с теплым воздухом поднимаются вверх) и, закрыв нос мокрым платком, полотенцем, двигаться к выходу вдоль стены.
- Не тратьте время на поиски документов и денег, не рискуйте, уходите из опасного помещения.
- Никогда не возвращайтесь в горящее помещение, какие бы причины ас ни побуждали к этому.
- Уходя из горящих комнат, закрывайте за собой двери, это уменьшит риск распространения пожара.
- Если нет путей эвакуации, по возможности заткните дверные щели подручными средствами (любыми тряпками, скотчем и т. п.)
- Находитесь около окна, чтобы вас можно было увидеть с улицы.
- Старайтесь не открывать другие двери в помещении, чтобы не создать дополнительную тягу.
- Будьте терпеливы, не паникуйте.
- При пожаре не пользуйтесь лифтом, он может отключиться в любую минуту.
- Выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре по телефону «01». При этом надо четко назвать адрес горящего объекта, указать, что горит, назвать свою фамилию. Сообщи кратко:
- Причину вызова.
- Фамилию, им телефон и адрес.
- Не вешай трубку до конца разговора.
V. Творческие задания, сценки, викторины.
1. Составлении памятки «Как вести себя при пожаре».
- А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте вместе создадим памятку. (Дети и учитель составляют памятку. Составленную памятку дети вклеивают в дневник).
Помни!
Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Коробка спичек хоть мала,
Но много может сделать зла.
Сам костер не разжигай
И другим не позволяй:
Даже крошка-огонек
От пожара недалек.
Не бери из печки жар –
Ведь он таит пожар.
Уголек, хоть невеличка,
Но опасен, как и спичка.
Газ на кухне, пылесос ли,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый –
Наш надежный старший друг.
Если же стряслась беда,
Что тогда нам делать?
Не теряться никогда,
Действовать умело.
Если слаб огонь, скорей
Ты его водой залей.
Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно «01» набрать
И пожарных быстро звать!
Если же большой огонь,
Дымом все объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам.
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей.
Быть нельзя огню вблизи
Там, где краска, газ, бензин;
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Опасно!»
Не шути, дружок, с огнем,
Чтобы не жалеть потом.
Будьте с огнем осторожны, дети,
Твердо запомните правила эти.
Чтобы не было пожара:
- Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.
- Самостоятельно не зажигайте газовую плиту.
- Не оставляйте без присмотра включенный утюг или чайник.
- Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
- В лесу не разжигайте костер без взрослых.
- Инсценировка.
Ноль-один – зазвонил телефон,
Чей-то крик принесли провода,
Чей-то плач уловил микрофон –
Значит, где-то случилась беда…
(Выходят Огонь и Спички.)
Огонь. Я – огонь, я – друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом.
(Кружится по сцене.)
1-я спичка. Человеку друг – огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать,
От огня несдобровать!
2-я спичка. Знайте, в гневе он сердит:
Ничего не пощадит!
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом
И у дома все кругом.
А взметнувшись до небес,
Перекинется на лес.
3-я спичка. Огонь силен – он может сжечь деревню.
Он беспощаден, зол, напорист, груб.
И сгубит он столетние деревья
Быстрее, чем умелый лесоруб.
4-я спичка. И там, где он проходит,
Сгорает лес, сгорает весь дотла.
Недаром поговорка есть в народе:
«Бояться как огня!»
5-я спичка. Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда.
Это помните всегда!
Хором. Это помните всегда!
- Работа в парах.
- Если вы увидели пожар, то необходимо сообщить по телефону «01» следующую информацию:
- Адрес.
- Объект (квартира, склад, школа).
- Что горит (что конкретно горит в квартире, школе).
- Номер дома.
- Номер подъезда.
- Номер квартиры.
- Этаж. Сколько всего этажей в здании.
- Есть ли опасность для людей.
- Фамилия.
- Телефон.
После внимательного изучения памятки (30 секунд) каждый должен сделать «звонок пожарным». Работа идет в парах. Выслушать несколько пар.
- Придумайте начало и конец рассказа.
… Костер начал разгораться все сильнее и сильнее. Искры взлетали высоко. Вот уже загорелась сухая трава вокруг костра, а ведь рядом был лес! Но мальчики не растерялись. Они стали забрасывать костер …(песком). Постепенно огонь уменьшился и угас…
VI. Подведение итогов.
- Дополните фразу: «Теперь я знаю, что…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...