Внеклассное мероприятие (5-9 классы) с использованием мультимедийного оборудования, посвящённое 400-летию династии Романовых.
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Внеклассное мероприятие разработано, как общешкольное. для учащихся 5-9 классов , на основе исследовательской деятельности учащихся, экскурсий по памятным местам, на родине Ивана Сусанина-патриота Земли Русской.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие (5-9 классы) с использованием мультимедийного оборудования, посвящённое 400-летию династии Романовых.
Разработчик: Трусова Л.С., учитель истории Боровской основной школы.
Тема: « Любовью к Родине дыша…» (заочная экскурсия, посвящённая памяти земляка, патриота земли Русской, Ивана Сусанина)
Цель: пробуждать патриотические чувства, подчеркнуть величие духовно-нравственных ценностей.
Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг о Иване Сусанине, выставка детских рисунков о подвиге земляка, музыкальное оформление ( опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»), вопросы викторины.
Участники:
- учащиеся 5-9 классов;
- библиотекарь школы;
- библиотекарь поселения;
- учитель истории;
- организатор внеклассной работы в школе;
- гости.
Ход мероприятия.
- Организационный момент.
- Введение в тему.
На фоне тихо звучащей оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» учащиеся читают стихотворение Кондратия Рылеева «Куда ты завёл нас?...» (в сокращении)
Ведущий: - Ребята! Вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня поведём наш разговор. В 2013 году вся Россия будет отмечать 400-летие династии Романовых. И Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней – чудотворной Фёдоровской иконой Божией Матери – имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина говорит о духовном возрождении Костромской земли и всей России.
Сегодня мы совершим заочную экскурсию по памятным местам, по местам великого подвига простого крестьянина Ивана Осиповича Сусанина.
- Основная часть. Заочная экскурсия (мультимедийная презентация)
Ведущий:
- История нашей страны богата событиями, с которыми пришлось столкнуться нашему народу и испытать все их тяготы. Не исключением было и Смутное время. Перенесёмся в 16 - начало 17-го века.
- С чего начинались трагические события? ( смерть Ивана IV, смерть его сыновей – династический кризис)
- Почему этот период назван Смутным временем? Что такое Смута?
- Перечислите исторические персоны этого времени.
Не обошли стороной беды в те смутные времена и наш Иаково – Железноборовский монастырь. Причиной их был Григорий Отрепьев, с которым была близко знакома Железноборовская обитель. Некогда Отрепьев, сын боярский из Галича, явился сюда и вступил в её братство. По прошествии некоторого времени здесь же он был пострижен в монашество с именем Григория. Из Железноборовского монастыря он перешёл в Спасо-Евфимиевский монастырь г. Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь. В конце концов он объявился в Польско-Литовском государстве в качестве чудом спасшегося царевича Дмитрия. (Лжедмитрия I).
- Сегодня мы остановимся на одном из персонажей и начнём нашу экскурсию с небольшого сообщения о народном герое Иване Сусанине ( краткие сообщения подготовленные учащимися, членами краеведческого кружка «Наш край»)
Ученики:
В исходе 1612 года юный Михаил Фёдорович Романов (фото????), последняя отрасль Рюриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III.
Так, польский отряд проникнул в костромские пределы и искал Михаила, чтобы его захватить. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнино. Они хотели, чтобы он тайно провёл их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын Отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повёл поляков в другую сторону , вглубь Исуповского болота, а своего зятя послал предупредить Михаила об опасности. Поняв, что Сусанин завёл их в гиблое место, раздражённые поляки убили Сусанина. Польский отряд был обречён. По восшествии на престол Михаила Фёдоровича ( в 1613 году) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнино; её подтверждали и последующие государи. В жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича от 30 ноября 1619 года о подвиге домнинского старосты говорится: « Приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытками великими, немерными пытками и пытали у него , где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти».
( Слайд-шоу с комментариями учащихся)
1.( фото Ипатьевского монастыря ) Итак, сами Романовы называли Кострому 2колыбелью своего рода», так как в Костроме, в Ипатьевском монастыре, состоялся чин призвания на русский престол первого царя династии Романовых – Михаила Фёдоровича.
С тех пор, Кострома видела многих представителей этой царской семьи, а затем императорской фамилии.
2. (фото пос.Сусанино, Саврасов «Грачи прилетели», церковь Воскресенья, материалы музей имени Ивана Сусанина))
Не только Кострома, но и бывший Костромской уезд с обширной Домнинской волостью, оказались в эпицентре важнейшего события 17 века – избрания юного Михаила царём государства российского.
Сейчас любой желающий может поехать в эти исторические места, и почувствовать сопричастность к времени возрождения Российской государственности, разорённой «смутным временем».
В направлении на северо-восток, в 62 км от Костромы, на высоком холме привольно раскинулось село Сусаннино, так называется село с 1939 года, ныне это один из районных центровКостромской области, а прежде село величалось – Молвитино и славилось железно-рудным промыслом, а позднее шапочным и сыроварением.
В этом селе русским художникомА.К.Саврасовым написан шедевр русского пейзажа «Грачи прилетели»
Изображённая на слайде церковь Воскресенья притягивает к себе местных жителей и гостей. Ныне здесь размещён музей «Подвига Ивана Сусанина»
3. (фото домнинской церкви, памятного креста)
Село Домнино расположилось на возвышении над долиной реки Шачи. В 16-м веке это была вотчина бояр Шестовых. Приблизительно в 1590 г. Ксения Ивановна Шестова – мать первого царя династии Романовых, получила её в приданое от родителей, выходя замуж за боярина Ф.Н.Романова. Домнино стало центром родовой вотчины, управлял которой посельский приказчик Иван Сусанин.
В центре села располагалась боярская усадьба с домовым храмом. Ныне на этом месте возрождён храм Успения Пресвятой Богородицы (нач.19 века). В ограде церкви, на месте предполагаемого захоронения Ивана Сусанина 11 сентября 1994 года был установлен поклонный, памятный крест.
11 сентября стал днём поминовения Ивана Сусанина.
4.(фото часовенки)
Неподалёку от села Домнино находится деревня Деревеньки, место, где родился Иван Сусанин. Словно затерялась во времени родная деревушка Сусанина. Напоминает сейчас об этом часовня – памятник из красного кирпича, возведённая в 1913 году в честь 300- летия подвига И.Сусанина.
5.( фото Исуповского болота, бели, карликовая берёза)
Исуповское болото, место, где разворачиваются исторические события – гибель Ивана Сусанина и поляков. Оно встречает опьяняющими запахами растущих в большом количестве трав и цветов. Завораживающее пение птиц. Исуповское болото относится к типу низинных болот, его площадь 2505 га. Протяжённость гати 2.3 км. Имеет статус памятника природы и истории.
Болотный массив кроме мхов имеет растительный покров – это разные виды осок, ситников, хвощей, сабельника, таволги,рогоз,калужница и т.д., а из деревьев ольха, ива, берёза обычная и реликтовая. От ледникового периода карликовая берёза. Заросли березняка, за белый цвет, местные жители называют большой и малой белью.
6.(фото камня)
На холме, где как со смотровой площадки открывается во всей красе панорама болота, в честь 375 годовщины подвига Сусанина на месте бывшей деревни Алфёрово, через которую увёл Сусанин отряд поляков в болото, а сам ушёл в бессмертие, установлен памятный базальтовый валун, весом 50 тонн.
7. (фото сосны)
С этого высокого места, от камня, можно увидеть отдельно стоящую одинокую сосну. По преданиям эта заветная сосна выросла на месте гибели Ивана Сусанина, на его крови. Её ещё местные жители называют «красной», по цвету пролитой крови.
8. Слайды с экскурсии по памятным местам, состоявшейся 11 сентября 2008 года ( комментирует учитель истории)
- Выступление библиотекаря школы . Стенд, посвящённый подвигу Ивана Сусанина.
- Выступление библиотекаря поселения. Знакомство с выставкой книг о Иване Сусанине.
- Организатор внеклассной работы. Выступление с комментариями выставки детских рисунков. Подведение итогов конкурса «Иван Сусанин глазами детей»
- Завершающий этап.
- Вот мы и завершили нашу заочную экскурсию. Скажите, как русский народ бережёт в памяти героический подвиг Ивана Сусанина.
( село Молвитино названо Сусанино, санаторий имени Ивана Сусанина, пароход «Иван Сусанин», опера Глинки «Иван Сусанин», стихи, посвящённые его подвигу и т.д.)
Ученик: В годы Великой отечественной войны мальчик Миша Куприн из села Касилово на Брянщине повторил подвиг Ивана Сусанина. Он завёл фашистов, желающих знать, где находится отряд партизан, в клюквенное болото. Юный герой погиб, но и из фашистов никто не уцелел.
Ведущий: А сейчас в заключении проведём игру «Маска, я тебя знаю»
Даты, события и личность определить в зачитанных отрывках:
1. Что ж поделаешь, когда в падучей,
Но все же очевидцы были,
Сидельцы бабам говорили,
И на базарах с ихних слов,
Что промахнулся Годунов.
И Годунову прямо в спину
Шел слух как ветер по траве,
Что он убил попова сына,
А мальчик прячется в Литве»
(1591г.Смерть Дмитрия в Угличе)
2. «Посмотри-ка, люд честной!
Что творится на Руси Зимой!
Зацвели, запели-
Слышен звон весны-капели!
И, кажись весна пришла!!!
Ан,тут-нет,опять зима!
Все посевы замерзали,
Голодать крестьяне стали!
Тут,наверно,все нечисто!
А виноват во всем Бориска!
А ну к Москве пойдем-ка-
Веди нас, Косолапа-……..?»
(1603-1607гг.-восстание Хлопка-Косолапа)
3. « Я был никто, а тут вот Царь –
Всей Руси я государь!!!
Если б не жена Маринка,
Был бы Гришкою простым
Только помешали с тыла –
С пушки выстрелом одним!!!»
( Лжедмитрий I. 1605-1606 г.г.)
4. « Видят бояре – плохи дела,
Как бы толпа бунтовать не пошла!
И созывается Земский Собор,
Чтоб вынести с русской земли польский сор.
Чтобы решить – кто править нами будет –
Польский царевич, аль россиянин?
Трубецкой ли? Шуйский?
А может Романов?»
( 1613 г. – выбор на Земском Соборе царя М.Ф.Романова)
5. « Куда ты завёл нас?»- лях старый вскричал.
-Туда, куда нужно! – спаситель сказал.
- Умри же! – поляки герою вскричали.
И сабли, над ним свистя, засверкали!
-Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твёрдый герой весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!!!»
(Иван Сусанин. 1613г – польская интервенция)
-Молодцы. Итак, мы совершили с вами путешествие во времени и хочется закончить нашу встречу такими словами:
« … Под большим шатром голубых небес –
Видишь, даль болот зеленеется.
А на гранях их, ниже тёмных туч
Цепи сёл стоят великанами…
… Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!»
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие ( 4 класс)
Разработчик Трусова ЛС, учитель начальных классов.
Тема занятия: «Обычаи. Традиции. Праздники».
Цель: познакомить детей с традициями, обычаями русского народа через включение детей в атмосферу праздника, через эмоциональное восприятие эпохи, в которой жили наши предки.
Задачи: - сформировать положительную мотивацию и увлечённость русскими национальными традициями и обычаями;
- вызвать у детей потребность к исследовательской деятельности;
- развивать историческое мышление;
- воспитывать любовь к малой Родине, национальной культуре.
Оборудование:
1. Народный календарь. «Декабрь»
2. Выставка литературы по теме занятия.
3. Плакаты для оформления класса:
- «Декабрь – стужайло»;
- «7 декабря – Екатерина-санница»;
- славянский алфавит.
4. Кроссворд.
5. Энциклопедии.
6. Жетоны, медальки, верёвочки с узелками, кукла, заколки для волос, пирожки, предметы для рефлексии (солнца, снежинки, тучки).
7. Магнитофон. (запись мелодии русской плясовой)
8. Балалайка.
Участники занятия: ученики 4 класса, учитель, приглашённые местные жители, дети из краеведческого кружка «Наш край».
Ход занятия:
I. Организационный момент. – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
II. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжаем элективный курс «Русская душа».
-Скажите, с какими разделами курса мы уже познакомились?
Я хочу, чтобы тему сегодняшнего занятия вы определили сами. Для этого нужно разгадать кроссворд.
( На доске кроссворд. Отгадки: платок, самовар, балалайка, пирог, скоморохи, ярмарка, декабрь, праздник.)
Дети сами определяют тему занятия.
- Действительно, тема нашего занятия «Обычаи. Традиции. Праздники».
Цель нашей работы – ближе познакомиться с традициями, обычаями русского народа, к которому принадлежим и мы с вами.
III. Основная часть занятия.
1.Знакомство с народным календарём.
-Ребята, что вы подразумеваете под словами «обычаи», « традиции», «праздники». (объяснения детей)
- Посмотрим, как объясняются эти слова в энциклопедии.
1 группа находит слово «обычай», 2 группа – слово «традиция» (Группа, нашедшая слово раньше получает жетон).
Отгадайте загадку. « Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белолица, круглолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром». (Зима и зимние месяцы)
- Посмотрите на доску. О каком месяце в году пойдёт речь? (о декабре)
-Что вы о нём знаете?
- Давайте заглянем в народный календарь этого месяца.
Называйте по очереди любое число, которое вас интересует. (называют числа, смотрим в календарь)
- Мы с вами остановимся подробнее на нескольких днях этого календаря.
2. 4 декабря. Введение в храм Пресвятой Богородицы.
- Один из самых ярких православных праздников на Руси в декабре считается праздник Введения, который был совсем недавно – 4 декабря. Может быть, от своих бабушек кто-то слышал другое название этого праздника? ( Его ещё старые люди называют «Введеньё»)
- На прошлом занятии я вас просила узнать, почему этот день так называется. Кто может об этом рассказать? ( рассказ детей)
-Молодцы. Мы с вами, когда говорили об устном народном творчестве, отмечали, что народ всё примечал , что происходило в живой и неживой природе. Так складывались пословицы и поговорки.
У вас на партах лежат пословицы и поговорки об этом празднике – Введении. Но они разрезаны. Их нужно собрать. Кто соберёт быстрее и правильнее, тот получает жетон. (Работают в группах)
- Молодцы. Как вы понимаете эти поговорки? (Объясняют).
- Кроме того, в этот день родителям очень хотелось побаловать девочек, так как Введение считалось девичьим праздником. Для девочек делали тряпичных кукол. С этого дня открывались торги, ярмарки, устраивались продажи саней. ( Звучит музыка тихо и слышны голоса)
- Ребята, чьи-то слышны голоса. ( появляются в русских сарафанах девочки, с лоточками как у торговцев, расхваливают свой товар)
1. Эй, молодицы,
Сёстры, девицы!
Платки расписные,
Ситцы цветные,
Заколки, помада-
Всё, что вам надо!
2. Кому пирожки?
Горячие пирожки,
С пылу, с жару,
Гривенник за пару!
3. Ай да игрушка!
Вот так игрушка!
И потешная!
И безгрешная!
4. Ай да пироги!
Только лица береги!
Хоть нет зубов,
А кусаются.
Вот горячие-то!
5. Ай да кукла!
Ай да Малаша!
Неслыханное чудо!
Невиданное диво.
Не ревёт, не плачет,
А по полу скачет.
Частушки. ( под балалайку):
1. Вот так сани- самокаты! 2. Сани новы загремели,
Разукрашены богато. Конь вороненький заржал,
Богато раззолочены. Выше леса поднимался,
Сафьяном оторочены. Хвостом речку застилал.
3. Люблю сани с подрезами,
А коня за быстроту.
Люблю милого за ласку,
А ещё за доброту!
Все вместе: Нам везде надо успеть –
И сплясать, и песню спеть!
Съесть корзину пирогов
Да с три короба блинов. (уходят)
-Вот, ребята , мы и на ярмарке с вами побывали. А что за инструмент здесь звучал?
- Какие ещё русские народные инструменты вы знаете? (ложки, гусли)
- Вечером в праздник продолжались гулянья. Пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. Какие русские народные игры вы знаете? (называют)
- Вспомним игру «Качу-мечу» (выходят и становятся в хоровод)
- Садитесь. Вот мы и проводили праздник Введение. Вернёмся к нашему календарю.
3. 14 декабря. Наум-грамотник.
- Остановимся на 14 декабря. Как называется этот день. Как вы думаете, почему?
- Кто же нам в этом поможет? (заходит Наум-грамотник)
Наум-грамотник: - Здравствуйте, люди добрые! Услышал я, обо мне здесь говорят, вот и заглянул.
Учитель: Кто вы? ( Наум-грамотник рассказывает о себе, затем даёт детям задание - досказать пословицы, дети получают жетоны)
Учитель: Наум-грамотник, а ведь ребята не знают, как учились раньше дети, расскажите им пожалуйста.
Наум: Хорошо. Слушайте. ( рассказывает, как учились дети грамоте, используя буквы славянского алфавита, дарит на память верёвочки с узелками, уходит)
- Скажите, ребята, кто запомнил, какие пословицы говорил вам о себе Наум-грамотник. (вспоминают)
Пора нам с вами возвращаться в реальную жизнь.
4. 7 декабря – Екатерина-санница.
- Посмотрите на доску. Какой сегодня день?( народный календарь)
- Как вы думаете, почему так назван этот день?
- На этот день приходились гулянья. Первое катанье на санях.
Говорили: «Молодая зима с гор на санках катается», «Катеринин день пришёл – катанье привёл». Хорошо. А вот почему Екатерина, а не кто-то другой, как вы думаете? ( пытаются ответить)
- Ребята, к нам на занятие пришёл сегодня отец Арсений, священник нашей церкви Рождества Христова. Он нам поможет узнать, кто такая Екатерина?
(гость рассказывает о мученице Екатерине)
- Спасибо, отец Арсений, за ваш рассказ.
III. Подведение итога. Рефлексия.
- Наше занятие подходит к концу. Что нового, интересного вы сегодня узнали?
- Посмотрим, у какой группы больше жетонов?
Они получают медаль «Знаток народного календаря».
- А сейчас выберите соответственно вашему настроению солнышко, снежинку или тучку и прикрепите на доску. (смотрим результат)
- И последнее, что является обязательным атрибутом русского народного праздника, традицией за праздничным столом. (пирог)
- И мы с вами не будем нарушать эту добрую традицию. ( дети получают по кусочку пирога)
- На этом наше занятие окончено.
Учитель : Трусова Любовь Сергеевна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийного оборудования в начальной школе
Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. Во многих образовательных учреждениях ...
К 400 - летию династии Романовых
Презентация к уроку...
Внекласное мероприятие "Сердце матери: дарите любовь", посвященное 400-летию династии Романовых
Учебная тема «Сердце матери: дарите любовь…»Форма Внеклассное мероприятиеЦелевая аудиторияОбучающиеся в начальной школе и их родителиПродолжительность45-50 минут Цель развитие у учащихся и их род...
Внеклассное мероприятие в 4 классе( совместно с родителями) посвящённое Дню Матери " Самая хорошая, дорогая самая.."
Данное мероприятие учит детей быть внимательными и заботливыми по отношению к близким. а также способствуе сплочению коллектива и родительской общественности. Участие детей в данном меропр...
Использование мультимедийного оборудования в начальной школе
Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее. Во многих образовательных учреждениях ...
План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)
Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования в на...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов, посвящённого ДНЮ МАТЕРИ
Цель: воспитывать любовь к женщине-матери; способствовать улучшению взаимоотношений между родителями (в лице матерей) и детьми , осознание детьми особой роли матери и её значения в их жизни; рас...