Слайд 1. /заставка/
Дети и родители входят в класс под музыку «Пламя свечи». Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители: мамы и папы, бабушки и дедушки! Добрый вечер, самые счастливые дети на свете! Счастливые, потому что у каждого из вас есть отчий дом, есть родная и любимая семья! Что же такое семья? С чего она начинается, чем крепнет и чем сильна? Ученица: Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слёзы, и смех, Взлёт и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры. Молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда, Пусть мчатся секунды, недели, года… Но стены родные, отчий твой дом - Сердце навеки останется в нем! Учитель: Перед вами лежат листочки, на которых записаны хорошие и добрые слова. Прочтите их и выберите из предложенного списка, только одно слово, которое, на ваш взгляд, является главным в формировании и укреплении семьи. Даны слова: вера, мудрость, сострадание, милосердие, надежда, любовь, прощение, добродетель, взаимовыручка, помощь, уважение, терпение, трудолюбие, доверие, уступчивость, смирение, щедрость… Высказывания родителей, обоснование выбора. Учитель обобщает: Вы совершенно правы в своём выборе - все слова являются важными, нужными, но главное из них вы узнаете, прочитав мудрые высказывания. Внимание на экран! Слайд 2. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», — написал апостол Павел в своем Первом послании к коринфянам (13:13). «Любовь, хотя по порядку последняя из добродетелей, но по достоинству она первая из всех и позади себя оставляет все прежде ее родившиеся» Прп. Марк Подвижник «Любовь изменяет самое существо вещей и неразлучно приносит с собою все блага». Свт. Иоанн Златоуст
« Любовь больше молитвы, потому что молитва есть добродетель частная, а любовь есть добродетель всеобъемлющая». Прп. Иоанн Лествичник Учитель: Главное из них – Любовь! Первые уроки любви, этого светлого, мирного и радостного состояния дети получают в родном доме, в кругу своей семьи, с биением сердца и молоком матери. Мудрые родители день за днём вкладывают любовь в детское сердце, чтобы лампада этой христианской добродетели, едва затеплившись, уже никогда не погасала. Православную семью укрепляет любовь к Богу, она учит маленького человека любить и почитать родителей, сочувствовать и помогать братьям, сёстрам и ближнему, не требуя ничего взамен. Ученик: «Любовью ль сердце разгорится, О, не гаси ее огня! Любовь есть Бог! Им жизнь живится, Как светом солнца яркость дня.
Люби безмерно, беззаветно, Всей полнотой душевных сил, Хотя б любовию ответной Тебе никто не отплатил».. Схиигумен Савва (Остапенко) Учитель: Семья является первым воспитателем детей в традициях благочестия. Семья – это малая церковь, в которой муж – пастырь, жене уготована роль его помощницы, а детки в этом малом приходе - народ Божий. У Русской Православной Церкви есть образец чудесной супружеской жизни - семья последнего Императора Николая II. Слайд 3. /представлена фотография Святой Царственной семьи Российского императора Николая II/ Уклад жизни в царской семье во многом определялся Александрой Фёдоровной - женой, Императрицей, матерью. Семья для Александры Федоровны была единственной опорой в жизни. Всю свою жизнь она посвятила семейному благополучию, которое царило в их доме, постоянно поддерживала огонек любви до самого последнего мгновения. Она была глубоко религиозной, много читала, делала пометки в книгах, выписывала цитаты из них в свои дневники. Ее размышления могут помочь и сейчас тем, кто потерялся в круговороте времени, кто сбился со своего пути. Ценности остаются вечными, в какое бы время мы ни жили, и какие бы слова нам ни внушались. Вот некоторые размышления из дневника Александры Федоровны: Слайд 4. «Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое "я", посвятив себя другому» /фотографии императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны / Выходят семейные пары, зачитывают выдержки из дневника и каждый ставит в вазу белый цветок: - «Брак - это Божественный обряд. Это самая тесная и самая святая связь на земле. После заключения брака главнейшие обязанности мужа и жены - жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Брак - это соединение двух половинок в единое целое. Каждый до конца своей жизни несет ответственность за счастье и высшее благо другого»
- «Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое "я", посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь идет не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение может же все испортить. Резкое слово может на месяцы замедлить слияние душ. С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть все, что этому мешает»
- "Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий: от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб»
- «Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое - нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них»
Учитель: Господь даровал императорской семье 4 дочерей и долгожданного сына. Слайд 5. "Долг родителей в отношении детей, подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог" /поочередно появляются фотографии Детей/ Ученица: Старшая, Ольга Николаевна, обладала очень живым умом. У нее было много рассудительности и в то же время непосредственности. Она была очень самостоятельного характера и обладала быстрой и забавной находчивостью в ответах. Много читала вне уроков, была самой умной из сестёр и самой музыкальной. Ольга Николаевна была честной, искренней, отзывчивой. Любое обращение к ней встречало немедленный отклик .
Ученица: Татьяна Николаевна была признанной любимицей обоих родителей. Характер её являл собой смесь точности, аккуратности и упорства. Именно она заботилась о младших сестрах. Именно она ухаживала за больным братом и строго выполняла все предписания врача. Она отличалась редким бескорыстием и всегда была готова отменить свои планы, чтобы пойти с отцом на прогулку или почитать матери. Татьяна Николаевна была очень общительной, дружелюбной, всегда проявляла заботу о тех, с кем сталкивала её жизнь. Ученица: Мария Николаевна была красавицей. Она блистала яркими красками и здоровьем; у нее были большие, чудные глаза. Мария Николаевна, единственная из всех сестёр, имела талант к рисованию, делая наброски левой рукой. Вкусы ее были очень скромны; она была воплощенной сердечностью и добротой; Мария Николаевна находилась в полном подчинении у младшей сестры, Анастасии Николаевны. Ученица: Анастасия Николаевна была наблюдательна и сметлива, а также бойким и беспечным ребенком, разумным и не без хитрости - ей всегда удавалось все повернуть на свой лад. С самого раннего детства в ее голове возникали планы разных забав, позднее к ней присоединялся всегда готовый к шалостям наследник. Анастасия унаследовала отцовскую наблюдательность, но обычно ее внимание привлекала комическая сторона. Она была единственной из сестёр, кто не испытывал и тени робости и замешательства. Она могла рассмешить своими репликами серьёзных и пожилых гостей - соседей по столу. " Ученик: Алексей Николаевич был центром этой тесно сплоченной семьи, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. Сестры его обожали, и он был радостью своих родителей. Когда он был здоров, весь дворец казался как бы преображенным; это был луч солнца, освещавший и вещи, и окружающих. Счастливо одаренный от природы, он развивался бы правильно и равномерно, если бы этому не препятствовал его недуг. Учитель: Государыня занималась детьми сама — ведь постоянный контакт с матерью особенно важен для девочек. Она проявляла свой авторитет только при необходимости, и это не нарушало атмосферы полного доверия, царившей между нею и дочерьми. Александра Федоровна понимала жизнерадостность юности и никогда не сдерживала царевен, если они шалили и смеялись. Дочери Императора Николая получили прекрасное образование, они изучали иностранные языки, играли в теннис и ездили верхом. Царица обучала дочерей основам домашнего хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощниц. Царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала у них чувство дома. Ученица: Царские дети очень скромными, милыми, простыми, чистыми и невинными. Великие Княжны спали на жестких тюфяках, положенных на походные кровати, под головой — волосяная подушка, одевались просто, платья и обувь переходили от старших к младшим. Пища у них была простой. Любимой пищей Цесаревича Алексея были щи, каша и черный хлеб, которые, как он говорил, «едят все мои солдаты». Ученица: Дети были горячими патриотами: они обожали Россию и все русское, плохо говорили на иностранных языках. Старшие лишь недурно говорили по-английски, с младшими детьми Императрица разговаривала по-русски. Учитель: Главным примером для детей были отношения родителей между собой, атмосфера любви, уважения и сам образ жизни, который вели родители. Были и строгость, и дисциплина, при этом доверие, милосердие и любовь к ближнему воспитывались ежечасно, в процессе самой жизни. Ученица: Царица не любила "праздных рук" - Ей чужды были сплетни и безделье, И девочек учила рукоделью, Уборка в комнатах Своих - за слуг!
Отечеству Высокое служенье Мать мудрая Им с детства привила. Родители выходят и зачитывают строчки из дневника: - "Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни"
- «Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен и солнечный свет. Самое богатое наследство, которое родители могут дать детям, это счастливое детство с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров»
- «Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно – слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других»
- "Долг родителей в отношении детей, - писала Государыня, - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог".
Ученица: Детство – коротенькая ступенька в большую жизнь. Но какая важная! Детство царских детей закончилось в 1914 году, когда началась война, а их жизни прервались 17 июля 1918 года. И в испытаниях, выпавших на их долю, проявилось все, что было в них заложено в детстве: и любовь, и долг, и верность, и вера в Бога, в Россию. В вазу ставятся цветы. Слайд 6. «Наша жизнь на благо людям» /фотографии Александры Фёдоровны, Ольги Николаевны и Татьяны Николаевны/ Ученик:
- Дух праздности, безделья был в столице -
О, как беспечно, праздно можно жить?!! Не по сердцу тот дух Императрице, - Всегда спешила бедным послужить!
- Из личных денег – сколько помогала!
Бюджета не хватало на весь год! Приюты, лазареты содержала, И с нуждами к Ней шел и шел народ - Устраивала бедным мастерские,
И строила больницы для детей, И слезы отирала в скорбь людские, И утешала вдов и матерей. - Всех красотой душевной поражала,
Чем силы зла невольно раздражала…
Учитель: С начала войны царская семья поселилась в Александровском дворце Царского Села и жила там до самой ссылки. Быт максимально упростился. Государыня организовывала госпитали, передвижные лазареты, санитарные поезда, комитеты для помощи беженцам и семьям воинов. Александра Федоровна и великие княжны были хорошо обученными сестрами милосердия. Они обрабатывали раны, ухаживали, помогали на операциях. Лаской и заботой облегчали страдания. Раненые не всегда знали, что перед ними царские дочери. Родители: - «Мы всегда должны думать о том, чтобы наша помощь другим приносила им какую-то пользу, учила их чему-то, изменяла к лучшему характер, делала их мужественнее, сильнее, искреннее, счастливее»…
- «Любовь - это самое великое в мире. Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других»…
- "Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей", - считала Государыня. "Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь, - такими должны быть и мои дети".
В вазу ставятся цветы. Слайд 7. /фотография Императорской семьи/ Учитель: Это была удивительная семья, редкая даже по тем патриархальным временам: все в ней было подчинено закону любви, заботе друг о друге. Никогда не было слышно у них гневного слова, ни разу сердитый взгляд не коснулся прекрасных лиц. Да иначе и быть не могло, ведь эти люди учились любви у самого Христа и, следуя Ему, становились святыми. "Заповеди Христовы да будут единым, общим для нас путем, который вел бы нас на небо к Самому Богу", - записала Императрица слова преподобного Симеона Нового Богослова.Члены царской семьи всегда, по мере возможности старались быть вместе даже на официальных мероприятиях. Это духовное единение, родство душ помогало им в самые тяжкие минуты жизни.
До нас дошло стихотворение «Молитва » русского драматурга и поэта, офицера царской армии Сергея Бехтеева, переписанное княжной Ольгой Николаевной накануне смерти. Родители: Пошли нам, Господи, терпенье В годину буйных, мрачных дней, Сносить народное гоненье И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый, Злодейство ближнего прощать И крест тяжелый и кровавый С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья, Когда ограбят нас враги, Терпеть позор и оскорбленья, Христос Спаситель, помоги!
Владыка мира, Бог вселенной. Благослови молитвой нас И дай покой душе смиренной В невыносимый, страшный час.
И у преддверия могилы Вдохни в уста Твоих рабов Нечеловеческие силы — Молиться кротко за врагов. Учитель: В 2000 году Русская Православная церковь приняла решение: канонизировать Николая II как новомученика. К лику святых причислены также члены царской семьи Императрица Александра Федоровна, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
В вазу ставятся цветы. III. Приглашённый на мероприятие священник выносит икону "Царственные страстотерпцы". /Перед иконой затепляется лампада. От зажженной священником лампады родители зажигают свечи. Символизирует это передачу тепла и любви от семьи Императора в каждую семью, соборность, незримое присутствие Царской семьи в каждой из семей: зажжен семейный очаг, его тепло поддерживаем молитвой и заботой друг о друге/ Читается молитва. Слово священника. Ученики: Семья – это счастье, а счастье стекло, Стеклянному счастью разбиться легко. Как хрупкую вазу и нежный букет Семью берегите, живите без бед.
Добро, теплоту и уют сохраняйте, Надежду, любовь никогда не теряйте. Для счастья семейного - надо трудиться, И в доме тепло очага сохранится.
Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
IV. Rf : Совместная творческая работа детей и родителей «Счастливый дом» / Каждой семье выдаются схемы черно-белых домов, и предлагается «построить» дом, т.е. подписать каждый кирпичик и крышу своего чудесного дома, оформить в цвете / Выставка работ. V. Общая песня «Семейный альбом» с просмотром слайд-шоу фотографий родителей и детей класса. V. Чаепитие и общение за круглым столом. Детям и родителям вручаются сердечки с советами:
Дети! Любите, цените и берегите своих родителей. Это самые близкие и родные вам люди. Их никто не заменит. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт вам радость. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы ваши родители были спокойны и счастливы. Это зависит от вас. Старайтесь следовать совету Марины Цветаевой: «Не сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими». Дети, молитесь за своих родителей, да пошлет им Милосердный Господь многие лета жизни, а всем нам дарует познать Любовь.
Родители! Проводите больше времени вместе с детьми. Постарайтесь, чтобы время вашего общения с ребёнком было для него радостным. Не вмешивайтесь в те занятия, с которыми ребёнок справляется сам. Помогайте только в том случае, когда он сам об этом попросит. Поддерживайте успехи ребёнка и помогайте решить его проблемы. Будьте примером для ребёнка – это самый эффективный и ненавязчивый приём воспитания. Делитесь с ребёнком своими чувствами и мыслями, и он увидит в вас друга. Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет своё гнездо. И надо воспитать его так, чтобы он всегда с благодарностью вспоминал родной дом.
|