Программа внеурочной деятельности "Школа добрых волшебников"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Данная программа разработана для реализации в условиях ФГОС II поколения. Программа внеурочной деятельности «Школа добрых волшебников» комплексная образовательная программа по типу, так как предполагает последовательный переход от воспитательных результатовпервого уровня к результатам третьего уровня, организует деятельность по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) Программа представляет целостную систему и реализуется в течение всего периода начальной школы (1 – 4 классы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_dobryh_volshebnikov.docx | 41.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа добрых волшебников»
Программа внеурочной деятельности для учащихся и родителей начальной школы.
В Школу волшебников, друзья,
Попасть совсем несложно.
Совсем недалеко она,
По счастью, расположена!
И только тот, кто в волшебство
Не верит, к сожалению,
Увы, никак не попадет
В её расположение!
Пояснительная записка
Данная программа разработана для реализации в условиях ФГОС II поколения. Программа внеурочной деятельности «Школа добрых волшебников» комплексная образовательная программа по типу, так как предполагает последовательный переход от воспитательных результатовпервого уровня к результатам третьего уровня, организует деятельность по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) Программа представляет целостную систему и реализуется в течение всего периода начальной школы (1 – 4 классы).
Проектная технология неслучайно выбрана системообразующей в планировании внеурочной работы. Современное личностно - ориентированное образование нацелено на компетентностное развитие обучающихся, максимальное раскрытие их индивидуально-творческого потенциала, высокую готовность к успешной социализации в обществе. Дети, как и во все времена, являются главным достоянием и предметом пристального внимания государства.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,когда он живет в мире игры сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он — засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский
Мир детства — таинственный и чудесный. Мир детства — это мир радости, улыбок, смеха; это время, когда все получается, неудачи быстро забываются, когда праздник — каждый день, и радость — каждый миг. Детство — время первых открытий, первых свершений. Дети многое знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Успешно приобрести этот опыт они могут только в конкретной, интересной, значимой для них деятельности. Но значимой для детей такая деятельность становится только тогда, когда она поддерживается взрослыми, а точнее родителями. Именно клубная деятельность как нельзя лучше соответствует данным требованиям.
Актуальность программы заключается в возможности превратить внеурочную деятельность в полноценное, результативное воспитывающее пространство. Используя клубную деятельность, удалось организовать воспитательный процесс как внеурочную деятельность, направленную на результативное формирование совокупности коммуникативной, социальной, гражданской, когнитивной и этической компетенций. Комплексное развитие ключевых компетенций вселяет уверенность в успешной социализации юных граждан новой России.
Неоспоримым достоинством программы является то, что совместная деятельность детей и взрослых врамка семейного клуба позволяет вывести воспитательный процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Кроме того, реализация внеурочной деятельности через проектную технологию как одного из направлений реализации данной программы способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.
Данная программа возникла как результат работы по созданию системы воспитательной работы с классом. Эффективность системы воспитательной работы побудила к созданию программы внеурочной деятельности. Теоретической базой создания программы послужили методика организации КТД И.П. Иванова, идеи программы обучения младших школьников по взаимодействию и сотрудничеству О.И. Крушельницкой, подходы к организации проектов экологического содержания и осуществления самодиагностики успешности детьми И.В. Цветкова. В условиях нового базисного учебного плана блоки - модули реализации программы были определены в соответствии основными направлениями внеурочной деятельности ФГОС: спортивно-оздоровительным, художественно- эстетическим, научно-познавательным, военно-патриотическим, общественно полезной и проектной деятельностью, а также с учетом психофизиологических особенностей детей. Важными факторами успешности программы явились тесное сотрудничество с родителями и социальными партнерами школы (детским садом, клубом «Орленок»,библиотекой), использование ресурсов городского краеведческого музея.
Цель программы
Развитие мотивации ребенка к реализации собственного личностного и творческого потенциала через включение в проектную и клубную деятельность.
Задачи:
- раскрытие индивидуальных способностей и интересов;
- развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений, выполнения творческих задач;
- формирование нравственных, социальных норм, навыков диалогового общения и социального взаимодействия;
- развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с искусством, объектами природной и социальной среды;
- воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, великодушия, трудолюбия, целеустремлённости, настойчивости, терпения;
- обучения практическим навыкам по преобразованию окружающей среды, социума.
Основной формой организации образовательного процесса является совместная деятельность детей и родителей в рамках семейного клуба «Волшебники», в том числе и проектной деятельности различной направленности и типологии с включением экскурсий, игр, интеллектуальные и спортивные состязания, выставки, презентации достижений, посильное участия детей в добровольных благотворительных, социально-значимых практиках по улучшению, преобразованию родного города.
Работая по данной программе, удастся создать благоприятный стиль взаимоотношений между учителем, детьми и родителями. Большую роль в сплочении коллектива объединения сыграло становление традиций класса: проведение «Дня рождения класса» и итогового проекта по окончанию учебного года- «Лукошко добрых дел».
С помощью психодиагностики, педагогических наблюдений определена положительная динамика личностного развития каждого воспитанника. Программа нацелена на комплексное развитие компетенций учащихся. Поэтому главными результатами являются прежде всего формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Через проектную деятельность удастся раскрыть познавательный, интеллектуальный, коммуникативный, нравственный, физический и эстетический потенциал учащихся. Результативность программы подтверждается расширением круга знаний и умений ребенка, повышением уровня его интеллектуального и эмоционального развития, коммуникативной и творческой активности, стабильными положительными психофизиологическими показателями. К 4-ому году реализации программы, «волшебники должен повыситься уровень учебной мотивации и уровень воспитанности.
Новизна программы заключается в осуществлении внеурочной работы через систему клубной деятельности, проектной деятельности, в модульной и сюжетно-игровой реализации программы, в попытке интегрировать внеклассную и внеурочную деятельность. Программа позволяет индивидуализировать образовательный процесс, учитывая особенности и интересы детей и стратегию развития образовательного учреждения.
Календарное планирование связано со значимыми для учащихся и социума знаменательными событиями. Программа не исключает возможности корректировки в зависимости от меняющихся условий реализации.
Данная программа может быть реализована в школе Iступени как с целым классом, так и с группой ребят, а также стать основой для планирования внеурочной деятельности в 5-6 классах основной школы.
Содержание программы
Программа рассчитана на 4 года обучения(1 – 4 класс). Для организации внеурочной деятельности с классом используется идея создания семейного клуба «Волшебники».
Программа включает в себя 8 тематических блоков-модулей и 4 уровня их реализации.
1 класс (1-ый уровень)- «Учимся видеть прекрасное!»,- предполагает умение вести наблюдение за многообразием окружающего мира, эмоционально откликаться на прекрасное в природе и творениях человека.
2 класс (2-ой уровень)- «Мы открываем чудеса!»,- призван учить познавать «тайны» предметов, явлений, событий в природе и обществе.
3 класс (3-ий уровень)- «Мы учимся волшебству!»,- направлен на обучение практическим личностно и общественно значимым действиям.
4 класс (4-ый уровень)- «Мы умеем творить добро!»- обучает учащихся выполнению самостоятельных проектов, полезных для себя, для других людей, для природы.
В сентябре перед первоклассниками предстает чудо-дерево, на котором есть 8 указателей - блоков-модулей «Школы добрых волшебников»:
- «Город Мастеров» -художественно-эстетическое направление с акцентами на трудовое воспитание,
- «Остров Доброделов» - направление общественно-полезной деятельности с акцентом на духовно-нравственное, военно-патриотическое, художественное воспитание,
- «Королевство Наук»- научно-познавательное направление,
- «Горы «Познай Себя»- личностное, саморегулятивное направление (особое направление по изучению и коррекции ребенком собственного поведения),
- «Лес Чудес», открывающий тайны Вселенной – научно-познавательное направление с акцентом на эколого- краеведческое воспитание,
- «Долина Радости», хранящая традиции празднования государственных, народных праздников, традиций школы и класса - военно-«патриотическое, художественно-эстетическое направления,
- «Море Здоровья»- спортивно-оздоровительное направление.
- «Дом совместных дел» - совместная деятельность детей и родителей.
Условия реализация программы
В начале учебного года первоклассникам вручаются пригласительные билеты в сказочную «Школу добрых волшебников».
Главным условием успешности программы является принцип сотрудничества, сотворчества, тесного взаимодействия педагога, воспитанников и их родителей через совместное планирование, создание банка интересных дел по осуществлению проектной деятельности.
Система родительских собраниях предполагает консультации по развитию у учащихся умений (анализа, синтеза, рефлексии, выработке внутреннего плана действий), необходимых для поэтапного выполнения проектов, мастер- классы по планированию и выполнению различных по типологии проектов.
В соответствии с программой развития школы и учетом интересов детей и родителей возможна корректировка учебно- методического раздела программы.
Предполагаемые результаты и способы их фиксации
I уровень результатов (1 класс). Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности.
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Создание благоприятного климата в детском коллективе, формирование у детей желания сотрудничать.
Формирование основ гражданственности личности.
Формирование учебных мотивов и познавательных интересов
Развитие умения предлагать идеи и проектировать.
Приобретение детьми первоначального опыта творческой проектной деятельности.
Создание потребности к участию в социально-преобразующей деятельности.
II уровень результатов (2, 3 класс). Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Приобретение эмоционально-чувственного опыта при общении с коллективом, с окружающим социумом.
Развитие творческой, познавательной активности.
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Развитие у детей проектных умений (формулировка темы, задач, составление внутреннего плана действий, самооценки и рефлексии проделанной работы).
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Формирование системного мышления (восприятие мира во всем многообразии связей).
Формирование мотивов достижения и социального признания.
Формирование стойкой потребности в общественно-полезной проектной деятельности.
III уровень результатов (4 класс). Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Развитие эмпатии, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Формирование чувства сопричастности Родине, народу, родной истории традициям.
Обогащение опытом предметно-преобразующей, социально значимой деятельности, развитие ориентации в мире профессий.
Развитие творческой инициативы, индивидуального подхода в проектной деятельности.
Развитие нестандартного, творческого мышления, самостоятельности и оригинальности в воплощении проектов.
Развитие коммуникативной активности, самоопределения в выборе дальнейших занятий.
Анализ выполнения программы проводится в соответствии с критериями результативности внеурочной деятельности за каждый из 4-х лет обучения с использованием методик психодиагностики младших школьников («Тест на выявление самооценки младшего школьника», П. Кучегаш ,«Диагностика уровня сформированностиобщеучебных умений и навыков школьника», М. Ступницкая, ), мониторинга физического и психоэмоционального здоровья обучающихся («Паспорт нездоровья» В.С. Безруковой); мониторинга воспитательных результатов по формированию личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Содержание программы первого года обучения
Сроки реализац. | Название блока. Тема. | Направление деятельности | Содержание деятельности учащихся, родителей | Форма работы | Цель |
Сентябрь, 1-я нед. | Лес Чудес «Разведка осенних примет» | Эколого- краеведческое. | За время экскурсии в парке сообща находят как можно больше фактов, подтверждающих приход осени. Сочиняют красивые предложения, стихи об осени. | Совместная экскурсия. | Развивать наблюдательность,эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного |
Сентябрь, 1-я нед. | Королевство Наук Встреча с инспектором ГИБДД Даниловым | Научно-познавательное, Личностное, саморегулятивное | Беседа инспектора ГИБДД по ПДД | беседа | Воспитание ответственности за свою жизнь, здоровье |
Сентябрь 2 нед | Море здоровья ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ | СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ | Организация спортивных команд детей и родителей | Игровая программа | Воспитание дружбы,взаимовыручки. |
Сентябрь, 3-я нед. | Горы «Познай себя» «Кто я? Какой я?» | Личностное, саморегулятивное | Придумывают и оформляют страницы для портфолио- рассказ о себе. | Индивидуальный, творческий, краткосрочный проект | Формирование положительной «Я- концепции», мотивирование на творчество |
Октябрь, 1-3 неделя | Долина Радости День рождения класса | Коммуникативное | Создают в группах «подарки» для своего класса: «Рамка для портрета класса», «Уголок класса», «Летопись класса» (оформляют фотоальбом с первыми фотографиями». Растение в украшенном своими руками горшке и др. | Коллективный, творческий, сценарный, прикладной, долгосрочный проект. | Укрепление дружбы, коллективизма через создание традиций класса |
Октябрь 4 неделя | Дом совместных дел «Осенины | Коммуникативное | Выставка «Дары осени»,конкурс стихов об осени, семейный праздник «Осенины» | Коллективный, творческий, сценарный, прикладной, краткосрочный проект | |
Октябрь- май | Остров Доброделов «Росточек» | Эколого-трудовое. | Выращивают цветок для школьной комнаты, ухаживают и наблюдают за ним. | Создание комфортной, уютной среды в классе, знакомство с работой цветовода. | |
Ноябрь, 2-я нед. | Лес ЧудесЯрмарка кормушек. | Эколого-трудовое | Делают вместе с родителями кормушки и оформляют их. | Индивидуальный, средней продолжительности проект | Развитие экологического сознания |
Ноябрь, 3-4-я нед. | Королевство Наук «В гостях у царицы Математики» | Научно-познавательное | Изготовливают «математические картины» (с помощью цифр), рассказов и стихов, моделей геометрических фигур. | Индивидуальный, творческий, средней срочности | Воспитание интереса к предмету, развитие творчества. |
Ноябрь, 3-4-я | Дом совместных дел «Какое красивое слово – мама!» | Коммуникативное | Конкурс сочинений о маме, конкурс рисунков о маме, конкурс стихов о маме,, круглый стол для детей и родителей «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», семейный праздник «Чай для мамы» | КТД | Воспитание чувства уважении я и любви к матери, учить работать в совместных разновозрастных группах. |
Декабрь, 1-я нед. | Город Мастеров «Загадки морозных узоров» | Художественно-эстетическое | Выполняют в различной технике (графика, лепка из пластилина, ниткопись, акварель, процарапывание и т.д.) эскиз окна с морозными узорами. | Индивидуальный и в парах, творческий, краткосрочный проект | Развитие художественных способностей, эстетического вкуса. |
Декабрь, 3-я-4-я нед. | Остров Доброделов «Поделки из безделок» | Художественно-эстетическое | Изготовливают «авторские» новогодние игрушки для школы из различных материалов: лампочек, коробок, фантиков и др. | Индивидуальный, парный, прикладной, средней срочности проект | Воспитание художественного вкуса, бережливого отношения к материалам. |
Январь, 3-4 нед. | Горы «Познай себя» «Именная книга класса». | Познавательное | Учащиеся собирают материалы о своём имени (толкование, происхождение, известные люди, прославившие имя, и др.), оформляют и собирают странички в книгу. | Индивидуальный, групповой, познавательный проект | Создавать положительную мотивацию к познанию. |
Февраль, 2-3-я нед. | Море Здоровья Веселая эстафета. | Спортивно- оздоровительное | Разработка и проведение шуточных конкурсов, изготовление необходимой атрибутики. | Спортивные соревнования среди детей и взрослых | Формирование интереса к занятиям спортом, здоровому образу жизни |
Март, 1-2-я нед. | Королевство Наук «Говорящие буквы» («Прощай, азбука!» | Познавательное, творческое | Сочиняют стихи, сказки о буквах, изготавливают аппликации, коллажи, поделки с изображением букв. | Индивидуальный, творческий, коллективный парный | Воспитание любви к родной речи, к творчеству. |
Февр. Март, 1нед | Дом совместных дел «Праздник для все» | Коммуникативное | Конкурс стихов о защитниках Отечества, игра «Мы – будущие защитники Родины»,КВН «Девчонки-мальчишки».Семейный праздник «8 марта». | Семейный праздник | |
Февр. Март, 1нед | Остров Доброделов Весенняя мастерская «Цветы для мамы». | Художественно-эстетическое | Изготовливают «авторские» букеты для мам из различных материалов. | Индивидуальный и в парах, творческий, краткосрочный проект | |
Апрель, 2-я нед | Море здоровья «Волшебники-спортсмены» взрослые и не очень | Спортивно-оздоровительное | Семейный спортивный праздник с представлением визитки семьи. | Укрепление сотрудничества с семьями, привитие интереса к ЗОЖ | |
Май, 1-я нед. | Остров Доброделов «Майский букет» | Патриотическое, экологическое | Изготовление букетов к 9 мая, поздравление ветеранов ВОв | Индивидуальный, краткосрочный. | Воспитание уважения к защитникам Родины |
Май, 4-я нед. | Подведение итогов года на празднике «Лукошко добрых дел» | Каждый ребенок отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Сообщаются достижения класса за минувший год. Выносится благодарность родителям. Вместе с родителями учащиеся складывают в лукошко записки с указанием наиболее удачных с их точки зрения проектов. Высказывают пожелания на следующий год. |
Содержание второго года обучения.
Сроки реализац. | Название блока. Тема проекта | Направление деятельности | Содержание деятельности учащихся | Тип проекта | Цель |
Сентябрь, 1-2-я нед. | Море Здоровья «Азбука пешехода» | Познавательное, профилактика ДДТТ | Выпуск альбома с рисунками, частушками, стихами, памятками о ПДД. | Коллективный, среднесрочный | Развитие познавательного интереса к изучению правил поведения на улицах и дорогах, дорожных знаков. |
Сентябрь, 3-я нед. еднед. | Горы «Познай Себя» «Секреты общения» | Личностно-смысловое, саморегулятивное | Изготовление книжек «Мои секреты общения». | Индивидуальный или групповой, средней срочности | Актуализация знаний учащихся о себе, обучение успешному взаимодействию со сверстниками. |
Сентябрь, 4-я нед. | Город Мастеров «Осень славим» | Художественно- эстетическое, творческое | Изготовление поделок, создание творческих работ | Индивидуальный, коллективный, средней срочности | Развитие художественного вкуса, творческих способностей учащихся. |
Октябрь, 1-я нед. | Долина Радости День Рождения класса | Коммуникативное | Создание в группах «подарков» для своего класса. | Коллективный, творческий, сценарный, прикладной, среднесрочный | Укрепление дружбы, чувства товарищества через создание традиций класса. |
Октябрь- апрель | Остров доброделов «Крылья, лапы и хвосты» | Нравственное, экологическое, профориентационное | Экскурсия на птицефабрику, свиноферму. Ознакомление с профессиями людей, посвятивших свой труд животным. Операция «Ищу друга». | Коллективный, профориентационный, долгосрочный | Приобщение к миру профессий, воспитание доброго отношения к животным. |
Октябрь, 3-я нед. | Королевство Наук «Путешествие в мир техники» | Познавательное, профориентационное | Знакомство с различными видами современной техники. Изготовление аппликации «Автомобиль будущего» | Групповой, краткосрочный | Обогащение жизненного опыта детей, развитие фантазии. |
Ноябрь, 2-я нед. | Море Здоровья «Дорога к доброму здоровью» | Спортивно- оздоровительное | Изготовление плаката- маршрута «Друзья здоровья» | Коллективный, краткосрочный | Приобщение к здоровому образу жизни. |
Ноябрь, 2-4 нед. | Лес Чудес «Почемучкина поляна» | Познавательное, экологическое | За несколько недель школьники помещают в «ящик вопросов» интересующие их вопросы о жизни лесных животных и растений. Затем вместе с учителем и родителями готовят ответы. | Индивидуальный (групповой), долгосрочный | Воспитание познавательного интереса, любви к родной природе. |
Декабрь, 1-3-я нед. | Долина Радости «Новогодняя карусель» | Художественно- эстетическое | Проведение ярмарки новогодних украшений для дома и школы. | Индивидуальный, средней срочности | Воспитание эстетики, развитие художественных способностей. |
Декабрь- январь | Море Здоровья «Волшебные каникулы» | Спортивно- оздоровительное | Семейные состязания по зимним видам спорта. | Коллективный, краткосрочный | Развитие товарищества, укрепление связей с семьями. |
Январь, 3-4-я нед. | Королевство Наук «Игралки- смекалки» | Учебно- познавательное | Составление и отгадывание кроссвордов, головоломок, задач «на смекалку». | Коллективный, средней срочности | Развитие познавательной компетентности, креативности. |
Февраль, 1-я нед. | Горы «Познай Себя» «Тренируем память» | Саморегулятивное | Создание вместе с родителями на практикуме опор, таблиц по мнемотехнике. | Индивидуальный, краткосрочный | Развитие процессов мышления. |
Февраль, 2-я нед. | Остров доброделов «Я и Этикет» | Познавательное, эстетическое, этическое | Знакомство с хорошими манерами. Разыгрывание ситуаций. | Групповой, краткосрочный | Обучение овладению правилами культурного поведения. |
Февраль, 3-я нед. | Долина Радости «Мистер волшебник» | Интеллектуальное, нравственное, гражданское | Создание и защита мальчиками в процессе интеллектуально- игровой программы образа «идеального волшебника». | Индивидуальный, краткосрочный | Создание положительной «Я- концепции», умения презентовать себя. |
Март, 1-я нед. | Долина Радости «Мисс волшебница» | Интеллектуальное, нравственное, гражданское | Создание и защита девочками в процессе интеллектуально- игровой программы образа «идеальной волшебницы». | Индивидуальный, краткосрочный | Создание положительной «Я- концепции», умения презентовать себя. |
Март, 2-я нед. | Лес Чудес «Экотеатр для малышей» | Экологическое | Выступление со сценками на экологическую тему для малышей ДОУ № 21. | Групповой, средней срочности | Воспитание экологической культуры. |
Март, 3-я нед. | Королевство Наук «Словарик добрых слов» | Духовно- нравственное | Издание «Словаря добрых глаголов» . | Коллективный, краткосрочный | Обогащение речи, привитие потребности творить добро. |
Апрель, 1-я нед. | Остров доброделов «Подари улыбку» | Творческое | Распространение изготовленных листовок с шутками, розыгрышами, оригинальными пожеланиями. | Индивидуальный.краткосрочный | Привитие потребности творить добро, развитие творчества. |
Апрель, 2 -3-я нед. | Город Мастеров «Ремесла Владимирской области» | Краеведческое | Экскурсии в школьный, районный краеведческий музеи. Выполнение рисунка о ремесле. | Индивидуальный, средней срочности | Воспитание уважения к традициям и культуре родного края |
Апрель, 4-я нед. | Королевство Наук «Тайна 1-ого животного (растения)» | Экологическое | Оформление книжек- малышек с интересными фактами из жизни животного (растения). | Групповой, средней срочности | Развитие познавательного интереса, любви к природе |
Май, 1-я нед. | Долина Радости «Победоносная весна» | Гражданское | Изготовление поздравительной открытки для ветеранов. | Индивидуальный, краткосрочный | Воспитание уважения к солдатам Великой Победы |
Май, 2-3-я нед. | Горы «Познай Себя» «Обо мне и о моей семье» | Нравственное, гражданское | Оформление вместе с родителями рассказов « Как я рос (ла)» | Индивидуальный, средней срочности | Воспитание любви к своей семье, развитие творческих способностей. |
Май, 4-я нед. | Подведение итогов года на празднике «Лукошко добрых дел» | Каждый ученик отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Сообщаются достижения класса за минувший год. Выносится благодарность родителям. Вместе с родителями учащиеся складывают в лукошко записки с указанием наиболее удачных с их точки зрения проектов. Высказывают пожелания на следующий год. |
Содержание третьего года обучения.
Сроки реализац. | Название блока. Тема проекта | Направление деятельности | Содержание деятельности учащихся | Тип проекта | Цель |
Сентябрь, 1-2-я нед. | Город Мастеров «Уголок хорошего настроения» | Эстетическое, коммуникативное | Оборудоваие школьного уголка | Коллективный, среднесрочный | Развивитие чувства товарищества, творческой активности. |
Сентябрь, 3-я нед. | Лес Чудес «Феникс» | Эколого- трудовое | Операция по возрождению выжженныхкостровищ. (Замена грунта на плодородный, высадка травы, цветов) | Коллективный, краткосрочный | Развивитие экологического сознания, любви к родной земле. |
Сентябрь, 4-я нед. нед. | Долина Радости «Осени славной великолепье» | Познавательное, творческое | Выпуск сборника со стихами, рассказами, рисунками учащихся. | Индивидуальный, коллективный, средней срочности | Развитие литературного, художественного творчества. |
Октябрь, 1-я нед. | Долина Радости День Рождения класса | Коммуникативное, творческое | Создание сценария праздника | Коллективный, творческий, сценарный, среднесрочный | Укрепление дружбы, чувства товарищества через сохранение и развитие традиций класса. |
Октябрь, 3-я нед. | Остров Доброделов «Край родной, навек любимый» | Гражданско- патриотическое | Фестиваль творчества: конкурс чтецов, рисунков, поделок творческих работ о Родине. | Индивидуальный, средней срочности | Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному краю. |
Октябрь,4-я нед. | Море Здоровья «Что мы едим» | Познавательное, оздоровительное | Проект – практикум о вреде пищевых добавок. (Вместе с родителями при помощи «определителя пищевых добавок» учащиеся определяют безопасность любимых семьёй продуктов) | Групповой, краткосрочный | Развитие заинтересованности в правильном питании, укреплении здоровья. |
Ноябрь, 2-я нед. | Королевство Наук «По страницам любимых сказок» | Познавательное, творческое | Создание картинной галереи «Наши любимые сказки» | Индивидуальный, коллективный, краткосрочный | Развитие художественно- эстетических способностей, читательского интереса. |
Ноябрь, 2-3-я нед. | Лес Чудес «Удивительное рядом» | Краеведческое | Изучение родного края. Сбор сведений о происхождении села, его улиц, парка. Создание творческих литературных работ. | Индивидуальный, групповой, средней срочности | Приобщение к истории и культуре родной земли, воспитание патриотизма. |
Ноябрь, 4-я нед. | Остров Доброделов«Неразлучные друзья- взрослые и дети» | Духовно- нравственное, семейное | Урок дружбы родителей и детей, написание писем-обращений детей родителям и родителей детям. | Индивидуальный, краткосрочный | Создание атмосферы доброго сотрудничества: дети- родители- учителя. |
Декабрь, 1-я нед. | Горы «Познай себя» «Мир моих увлечений» | Личностно- познавательное, профориентационное | Учащиеся представляют свои увлечения, рассказывают о достижениях в спорте, музыке, живописи, демонстрируют поделки, выполненные своими руками. | Индивидуальный, средней срочности | Создание условий для самовыражения учащихся, ориентирование в мире профессий. |
Декабрь,2-я нед. | Королевство Наук «Физика для малышей» | Знаниево- ориентированное | Вожатые- старшеклассники знакомят учащихся в увлекательной форме знакомят ребят с законами физики, управляющими игрушками | Групповой, краткосрочный | Развитие познавательной активности учащихся. |
Декабрь, 3-я нед. | Город Мастеров «Мастерская Деда Мороза» | Художественно-эстетическое, трудовое | Изготовление новогодних украшений в подарок одиноким, престарелым жителям села | Групповой, прикладной, средней срочности | Воспитание уважительного отношения к людям преклонного возраста, развитие творчества. |
Декабрь- январь | Остров Доброделов «Новый год и Рождество» | Коммуникативное, творческое | Проведение новогодней игровой программы для воспитанников ДОУ № 21 | Коллективный, сценарный, средней срочности | Стимулирование творческой активности. |
Январь, 3-я нед. | Море Здоровья «Море Здоровья» | Спортивно- оздоровительное | Защита проектов «Как простуду одолеть». | Групповой, краткосрочный | Приобщение к здоровому образу жизни, обучение навыкам профилактики простудных заболеваний. |
Январь, 3-4-я нед. | Королевство Наук «Слово о словах» | Знаниево- ориентированное | «История одного слова». Подготовка сообщений об истории возникновения различных слов. | Индивидуальный, средней срочности | Развитие интереса к родному языку. |
Февраль, 2-я нед. | Город Мастеров «Красота вокруг нас» | Познавательное, профориентационное | Создание коллекции зимнихфотозарисовок с описанием места съемки. | Индивидуальный, краткосрочный | Развитие творческого видения, любви к малой родине. |
Февраль, 3-4-я нед. | Долина Радости «Защитники Отечества в моей семье» | Нравственное, гражданское | Подготовка рассказов о дедушках, папах, братьях, выполнявших гражданский долг во время ВОв, Афганской войны, срочной службы в армии. | Индивидуальный, средней срочности | Формирование гражданственности и патриотизма |
Март, 1-я нед. | Долина Радости «Весна - красна» | Познавательное | Музейный урок. Театрализация старинных русских обрядов встречи весны. | Коллективный, краткосрочный. | Воспитание любви к родной культуре |
Март, 2-3-я нед. | Горы «Познай себя» «Учусь добру» | Саморегулятивное, личностное | Презентация добрых дел для семьи, школы, природы. | Индивидуальный, групповой, коллективный, средней срочности | Развитие готовности и способности участвовать в общественно полезной деятельности. |
Март, 4-я нед. | Остров Доброделов «Чтобы дольше жили книжки» | Личностное, нравственное | Работа в школьной и сельской библиотеках по ремонту книг. Акция «Подарок библиотеке». | Групповой, краткосрочный | Воспитание любви к книгам, освоение опыта совместной полезной деятельности. |
Апрель, 1-2 нед. | Лес Чудес «Берёзкины слёзки». | Экологическое | «Залечивание» ранок у берёз, оставленных собирателями берёзового сока. | Коллективный, краткосрочный | Формирование экологического сознания. |
Апрель, 3-я нед. | Море Здоровья «Мой друг - велосипед» | Спортивно - оздоровительное, профилактика ДДТТ | Проведение театрализованного спортивного праздника для начальной школы, конкурса юных велосипедистов. | Коллективный, сценарный, средней срочности | Стимулирование интереса к изучению ПДД, дорожных знаков. |
Май, 1-я нед. | Остров Доброделов «Салют Победе!» | Гражданско - патриотическое | Поздравление односельчан - ветеранов ВОв. | Коллективный, краткосрочный | Развитие патриотизма, уважительного отношения к ветеранам. |
Май, 2-3-я нед. | Лес Чудес «Зеленая аптека» | Экологическое, оздоровительное | Конкурс на лучших знатоков лекарственных растений. Разбивка Малого аптекарского огорода. | Индивидуальный, коллективный | Развитие познавательной активности, заботы о собственном здоровье. |
Май, 4-я нед. | Подведение итогов года на празднике «Лукошко добрых дел» | Каждый ребенок отмечается за достигнутые успехи в учебе и во внеурочной деятельности грамотами, медалями. Сообщаются достижения класса за минувший год. Выносится благодарность родителям. Вместе с родителями учащиеся складывают в лукошко записки с указанием наиболее удачных с их точки зрения проектов. Высказывают пожелания на следующий год. |
Содержание четвертого года обучения.
Сроки реализац. | Название блока. Тема проекта | Направление деятельности | Содержание деятельности учащихся | Тип проекта | Цель |
Сентябрь, 1-2-я нед. | Море Здоровья «По дорогам безопасности» | Спортивно- оздоровительное, профилактика ДДТТ | Конкурс юных велосипедистов, рисунков, листовок по ПДД | Индивидуальный, краткосрочный | Развивитие чувства товарищества, навыков безопасного поведения на дороге и улице. |
Сентябрь, 3-я нед. | Лес Чудес «Операция Чистодвор»» | Эколого-трудовое | Уборка территории школьного двора и сада. Закладка рябиновой аллеи. | Коллективный, краткосрочный | Воспитание уважения к труду других, развитие экологической культуры. |
Сентябрь- май | Остров Доброделов «Синеокая Ока» | Экологическое, краеведческое | Создание альбомов о растительном и животном мире Оки, речном пароходстве, истории рыболовецкой артели. | Групповой, коллективный, долгосрочный | Развитие любви к родной земле, стремление сохранять её историю и традиции. |
Октябрь, 1-я нед. | Долина Радости День Рождения класса | Коммуникативное, творческое | Игровая программа. Выполнение «волшебных нормативов». Присвоение ученых степеней- «волшебник I, II, III степени») | Коллективный, творческий, сценарный, среднесрочный | Укрепление дружбы, чувства товарищества через сохранение развитие традиций класса. |
Октябрь, 2-я нед. | Королевство Наук «Есениада» | Знаниево-оиентированный, личностный | Конкурс рисунков по творчеству С.А. Есенина, декламирования стихов поэта. | Индивидуальный, краткосрочный | Приобщение к творчеству великого русского поэта. |
Октябрь, 3-4 нед. | Город Мастеров «Краски осени» | Художественно- эстетическое | Создание рисунков, поделок, композиций из природных материалов | Индивидуальный, средней срочности | Воспитание художественного вкуса, развитие фантазии. |
Ноябрь, 1-я нед. | Королевство Наук «Математические фокусы» | Знаниево-оиентированный | Турнир смекалистых. Создание коллекции математических ребусов, задач, фокусов. | Индивидуальный, коллективный, краткосрочный | Развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности. |
Ноябрь. 3-я нед. | Море Здоровья «Веселые старты» | Личностное, оздоровительное | «Суд над вредными привычками». Создание кроссворда, рисунков о пагубных привычках. | Коллективный, краткосрочный | Воспитание отрицательного отношения к вредным пристрастиям. |
Декабрь, 1-2-я нед. | Остров Доброделов «В глубь веков» | Познавательное, личностное | Выполнение исследовательских проектов «Моё генеалогическое древо». | Индивидуальный, исследовательский, средней срочности | Развитие исследовательской деятельности, уважения к истории семьи. |
Декабрь, 3-я нед. | Город Мастеров «Подарок любимой школе» | Гражданское, художественно-эстетическое, профориентационное | Выпуск заметок в общешкольной газете ко дню рождения школы. | Групповой, средней срочности | Продолжение школьных традиций, ознакомление с профессией журналиста. |
Декабрь, 4-я нед. | Долина Радости «Новогодний карнавал» | Творческое, художественно-эстетическое | Парад изготовленных новогодних костюмов. | Индивидуальный, средней срочности | Развитие творчества и воображения. |
Декабрь- январь | Остров Доброделов «Каникулы с волшебниками» | Нравственное, личностное | Изготовление Снежного городка для малышей ДОУ № 21. | Коллективный, краткосрочный | Развитие товарищества через совместную полезную деятельность. |
Январь, 3-я нед. | Горы «Познай себя». «Секреты успешной учебы» | Саморегулятивное, личностное | Защита мини- проектов «Как планировать свое время». | Групповой, краткосрочный | Обучение рефлексии и планированию собственной учебной деятельности |
Январь, 4-я нед. | Долина Радости «Наш класс в лицах» | Коммуникативное | Фоторепортаж о жизни класса. | Коллективный, средней срочности | Укрепление дружбы, традиций класса |
Февраль, 1-2-я нед. | Лес Чудес «Чудеса земли Владимирской» | Гражданское, краеведческое | Оформление фотогалереи с описанием удивительных мест родного края | Индивидуальный, коллективный, средней срочности | Развитие патриотизма, любви к родному краю, |
Февраль, 3-я нед. | Море Здоровья. Военно- спортивная игра «Гвардеец» | Гражданско- патриотическое, спортивно- оздоровительное | Участие в общешкольной игре. | Коллективный, краткосрочный | Воспитание патриотизма, приобщение к здоровому образу жизни. |
Март. 1-я нед. | Долина Радости. «Во славу матерей» | Нравственное, л ичностное | Оформление альбома «Мамы нашего класса». | Коллективный, средней срочности | Воспитание любви и уважения к матерям. |
Март, 2-я нед. | Королевство Наук «Парад занимательных уроков» | Познавательное | Интеллектуально- познавательная игра. Присвоение победителям знаков отличия. | Индивидуальный, краткосрочный | Развитие познавательной активности, креативности мышления. |
Март, 3-я нед. | Горы «Познай себя» «Я и мои четвероногие друзья» | Познавательное, экологическое | Обсуждение правил взаимоотношения с животными. Сочинения на тему «Мой любимый питомец». | Индивидуальный, краткосрочный | Обучение навыкам ухода за домашними животными, воспитание любви к животным. |
Апрель, 1-я нед. | Остров Доброделов «Кошкин дом» | Трудовое, художественно-эстетическое | Конкурс на лучший домик для домашнего любимца, изготовленный своими руками. | Индивидуальный, средней срочности | Развитие художественно- декоративных навыков, воспитание любви к животным. |
Апрель, 2-3-я нед. | Королевство Наук «Мы - дети галактики» | Знаниево- ориентированное | Оформление альбома «Наша Солнечная система» | Индивидуальный, коллективный, средней срочности | Развитие интереса к наукам, изучающим космос. |
Апрель, 4-я нед. | Город Мастеров «Ярмарка профессий» | Профориентационное. Познавательное | Познавательная игра, вводящая учащихся в мир наиболее востребованных профессий. | Коллективный, игровой, краткосрочный | Расширение кругозора детей, определение их талантов и возможностей. |
Май, 1-я нед. | Долина Радости «Солдатами спасенная весна» | Гражданско- патриотическое | Участие в митинге у обелиска погибшим воинам- землякам. | Коллективный, средней срочности | Воспитание патриотизма. Приобщение к истории малой родины. |
Май, 3-я нед. | Лес Чудес «Путешествие в Турград» | Гражданское, спортивно-оздоровительное | Участие в общешкольном туристическом слете. | Групповой, краткосрочный | Укрепление школьных традиций, товарищества, пропаганда здорового образа жизни. |
Май, 4-я нед. | Долина Радости «Прощание с начальной школой» | Духовно- нравственное | Подведение итогов обучения в начальной школе. Торжественное закрытие «Школы добрых волшебников». | Коллективный, краткосрочный | Воспитание уважительного отношения к традициям класса, дружбы между учащимися и учителями. |
Литература.
- Афонькин С. Когда, зачем и почему.- Санкт-Петербург: Лань, 1996
- Внеклассные мероприятия (мозаика детскогог отдыха).-М.:ВАКО, 2008
- Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2009
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. -М.: 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы "Школа добрых волшебников"
Программа внеурочной деятельности для детей и родителей начальной школы. разработанная в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир"1 класс
Рабочая программа....
Программа внеурочной деятельности «Добрая дорога»
Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрая дорога детства"
Социальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса"
РП внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"
Программа внеурочной деятельности "Добрые дела детскими руками"...