Программа. Основы проектной деятельности
рабочая программа на тему

Ольга Николаевна Ришнит

Внеурочная деятельность. Проектирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekty_rp.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Причулымская средняя общеобразовательная школа

Ачинского района Красноярского края

РАССМОТРЕНО

на методическом совете

Протокол №____

от «       »                2014   г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

_______________ Н.Н.Киселёва

Заместитель директора по воспитательной работе _______________О.А.Игнатенко

«      »                 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Причулымской СОШ

_____________  С. В.Кураленко

Приказ №____________ от «      »             2014 г.

Программа

внеурочной деятельности

для учащихся 2 класса

«Основы проектной деятельности»

Срок реализации 1год

Составитель программы Ришнит О.Н.

Учитель начальных классов

п. Причулымский

2014г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (интеллектуальной  направленность),   курс «Основы проектной деятельности» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей  /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.

Курс «Основы проектной деятельности» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

На изучение  курса по внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/» 34 часа по 1 занятию в неделю продолжительностью 35 минут.    Курс «Основы проектной деятельности»   представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей.

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:

 

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.  

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель  курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

 Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

2. Содержание занятий

В программе нет отдельно выделенных разделов, но каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

  Тетради «Учусь создавать проекты»   позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

2.Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

Содержание

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

06.09

формирование умения находить информацию, работа с энциклопедией

2

Выбор темы твоего проекта. Ты-проектант. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

13.09

Формирование умения владеть информацией; работа с энциклопедией

3

Знакомство с понятием «формулировка». Словари.

20.09

Формирование умения работать с текстом, находить нужную информацию

4

Выбор помощников в работе над проектом.

27.09

Формирование умения работать в команде

5

Этапы работы над проектом. Понятие «этап»

04.10

Формирование умения работать в группе

6

Актуальность темы проекта. Понятие «актуальность»

11.10

Формирование умения находить важные, существенные признаки в любом процессе

7

Проблема. Решение проблемы.

18.10

Формирование умения находить недостающий способ действий

8

Выработка гипотезы-предположения.

25.10

Формирование умения высказывать предположения о неизвестном; умения проверять способы решения проблемы

9

Цель проекта

01.11

Формирование умения ставить цель в конкретной сюжетной ситуации

10

Задача проекта

15.11

Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта

11

Сбор информации для проекта. Источники информации.

22.11

Формирование умения интерпретировать и обобщать информацию

12

Знакомство с интересными людьми. Интервью.

29.11

Формирование умения брать интервью

13

Обработка информации. Отбор значимой информации.

06.12

Формирование умения отбирать и преобразовывать информацию

14

Создание продукта проекта.

13.12

Формирование умения создавать проекты

15

Играем в учёных. Это интересно

20.12

Формирование умения применять знания на практике

16

Тест

27.12

Формирование умения правильно использовать знания

17

Отбор информации для выступления.

17.01

Формирование умения презентовать свои достижения

18

Творческая работа. Презентация.

24.01

Формирование умения в составлении презентации на бумаге

19

Значимость компьютера в создании проекта. Презентация.

31.01

Формирование умения составлять компьютерную презентацию

20

Первые шаги составления презентации на компьютере.

07.02

Формирование умения работать на компьютере

21

Первые шаги составления презентации на компьютере.

14.02

Формирование умения работать на компьютере

22

Совмещение текста выступления с показом слайдов. Пробное выступление.

21.02

Формирование коммуникативных умений

23

Подгатовка ответов на предполагаемые вопросы по теме проекта

28.02

Формирование умения отстаивать свою точку зрения

24

Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина»

07.03

Формирование умения самоанализа

25

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

14.03

Формирование умения создавать свои собственные творческие замыслы в готовом продукте

26

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

21.03

Формирование умения создавать свои собственные творческие замыслы в готовом продукте

27

Играем в учёных. Это интересно

04.04

Формирование умения основы практического мышления и сознания  

28

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

11.04

Знакомство с различными конкурсами  

29

Памятка жюри конкурса

18.04

Формирование  умения оценивать свою работу по критериям

30

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

25.04

Формирование умения публичного представления результатов

31

Самоанализ-рефлексия после выступления.

08.05

Формирование умения  оценивать свою работу и видеть опасные места

32

Играем в учёных. Это интересно.

16.05

Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов

33

Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта.

23.05

Формирование коммуникативных умений.

34

Советы мудрого Дельфина

30.05

Формирование коммуникативных умений

  1. Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться: 

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4.Учебно-методическое обеспечение

Для обучающихся:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

5.Материально-техническое   обеспечение курса «Основы проектной деятельности»

 

Дополнительная литература для обучающихся:

  • 1.  Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  • 2.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Для учителя: 

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Компьютер
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Видеофильмы, соответствующие тематике программы.
  5. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

 

6.Список литературы

Рекомендуемая  литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.  Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.   Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Заметки об исследовательском проекте «Дорогой берёзового ситца» в рамках программы «Основы проектной деятельности»."

 В свете реализации ФГОС нового поколения и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в ХХI веке  преимущества технологий деятельностного типа, методы проектно-иссле...

Статья "заметки об исследовательском пректе "Дорогой берёзового " в рамках программы "Основы проектной деятельности"С

С.Есенин  великий поэт,  наш земляк ,наша  гордость, патриот своей Родины.  Много стихов поют посвятил образу берёзы-символу  нашей Родины.  Почему береза?  Мы решил...

Программа "Основы проектной деятельности 3-4 класс"

Программа проектной деятельности...

Рабочая программа "Основы проектной деятельности 1-4 класс

Данная программа составлена на основе авторской программы Р.И.Сизова и Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект».Актуальность программы обосновывается необходимостью подготовки эрудирова...

Рабочая программа "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа "Основы проектной деятельности"...

Рабочая программа "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа "Основы проектной дееятельности"...

Рабочая программа "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа "Основы проектной дееятельности"...