"Профилактика подросткового алкоголизма в рамках использования наглядно-методического пособия В. Ю. Климовича «Детство без алкоголя».
методическая разработка по зож (3, 4 класс) на тему
Сегодня среди современных подростков продолжает нарастать тенденция к злоупотреблению алкогольными напитками. Тревожным фактором является возраст детей, впервые употребивших алкогольные напитки и психоактивные вещества.
Считается, что профилактическая работа по предупреждению злоупотребления психоактвных веществ может быть эффективной в том случае, если она начинает проводиться задолго да начала экспериментирования учащимися с этими веществами.
Так среди учащихся МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты, которые состоят на учете в КПДНиЗП г. Воркуты за распитие спиртных напитков самыми юными являются учащиеся 5-6 классов. Поэтому для нашей школы вопрос ранней профилактики подросткового алкоголизма стоит очень остро. Это значит, что возрастная категория учащихся, нуждающихся в профилактической работе по предупреждению первых проб алкогольных напитков, составляют учащиеся начальной школы. В нашем случае, если мы не будем говорить о проблеме алкоголизма с теми, кто недавно сел за школьную парту, мы рискуем не успеть предупредить их знакомство с алкоголем – веществом, способным когда-нибудь увести детей из мира естественных радостей в мир трагического алкогольного забвения!
В своей работе в рамках ранней профилактики подросткового алкоголизма с 2014-2015 учебного года использую наглядно-методическое пособие В. Ю. Климовича «Детство без алкоголя».Это пособие было представлено Министерством образования и науки Российской Федерации в серии «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detstvo_bez_alkogolya.docx | 27.05 КБ |
forma_prezentatsii.ppt | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Профилактика подросткового алкоголизма в рамках использования наглядно-методического пособия В. Ю. Климовича «Детство без алкоголя».
Вступление.
Сегодня среди современных подростков продолжает нарастать тенденция к злоупотреблению алкогольными напитками. Тревожным фактором является возраст детей, впервые употребивших алкогольные напитки и психоактивные вещества.
Считается, что профилактическая работа по предупреждению злоупотребления психоактвных веществ может быть эффективной в том случае, если она начинает проводиться задолго да начала экспериментирования учащимися с этими веществами.
Так среди учащихся МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты, которые состоят на учете в КПДНиЗП г. Воркуты за распитие спиртных напитков самыми юными являются учащиеся 5-6 классов. Поэтому для нашей школы вопрос ранней профилактики подросткового алкоголизма стоит очень остро. Это значит, что возрастная категория учащихся, нуждающихся в профилактической работе по предупреждению первых проб алкогольных напитков, составляют учащиеся начальной школы. В нашем случае, если мы не будем говорить о проблеме алкоголизма с теми, кто недавно сел за школьную парту, мы рискуем не успеть предупредить их знакомство с алкоголем – веществом, способным когда-нибудь увести детей из мира естественных радостей в мир трагического алкогольного забвения!
В своей работе в рамках ранней профилактики подросткового алкоголизма с 2014-2015 учебного года педагоги школы используют наглядно-методическое пособие В. Ю. Климовича «Детство без алкоголя». Это пособие было представлено Министерством образования и науки Российской Федерации в серии «В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами».
Начиная работу с наглядно-методическим пособием, нами была поставлена цель: повышение эффективности профилактики подросткового алкоголизма.
Для решения поставленной цели, мы будем решить следующие задачи: способствовать формированию у учащихся школы ценностей здорового образа жизни, негативного эмоционального отношения к алкоголю.
Контингент: учащиеся начальной школы (7-10 лет)
Так как, школа работает с пособием только два года, то мы можем говорить пока об ожидаемых результатах. Это:
- приобретение полезных и исключение вредных привычек;
- формирование навыка безопасного поведения;
- сформированность представлений об опасности воздействия алкоголя на здоровье человека;
- формирование понятия о физиологической и моральной зрелости;
- четкая убежденность о несостоятельности поводов для употребления алкоголя;
- умение получать радость и удовольствие от реальной жизни, а не от искусственной;
- отказ от употребления алкоголя.
Данное пособие имеет одно принципиальное отличие от похожих по содержанию разработок: оно построено с учетом максимального использования наглядных средств обучения. Их использование способно придать любому профилактическому мероприятию и необходимую эмоциональность, ненавязчивую информативность, и вариативность в выборе объектов демонстрации. Методическое пособие включает разработки занятий, набор наглядных пособий для различных видов работы и пояснения к их использованию.
Воспитательный потенциал данного пособия предполагает яркое противопоставление позитивных и негативных образов. Такой прием позволяет не только преподнести учащимся информацию по теме, но и воспитывать личностное отношение к данной информации.
Следует подчеркнуть важную для данного комплекта линию – беречь и развивать, то, чем природа наделила человека: поддерживать уровень здоровья, совершенствовать чисто человеческие качества (способность мыслить, понимать, прогнозировать; осознанно определять свой выбор, уметь отстаивать свои интересы в социуме, отказаться от негативных для себя предложений, находить пути позитивного развития). Это позволяет формировать у учащихся жизненную позицию, реализовывать возможности, которыми владеет сам человек и другие люди, таким образом, дети учатся «быть Человеком».
Пособие предполагает 9 занятий. Это:
- Привычки и здоровье.
- Что такое алкоголь?
- Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.
- Как алкоголь влияет на организм человека.
- Злоупотребление алкоголем.
- Почему люди употребляют алкоголь.
- Алкоголь и закон.
- Умение отказаться.
- Привычка сохранять здоровье.
В зависимости от условий и необходимости можно провести все 9 занятий, можно воспользоваться лишь частью материала. Блоки пособия созданы с учетом преемственности и ориентированы на рассмотрение наиболее актуальных для младших школьников проблем. Эти условия способны обеспечить подрастающее поколение большей ответственностью за свое поведение, умение ставить и достигать цели, добиваться повышения эффективности учебной деятельности и взаимодействия со сверстниками. Обучение этим жизненным умениям и навыкам помогает повысить социально-психологическую адаптацию школьников, дает им стратегию выбора позитивного жизненного пути и становится тем базисом, наоснове которого уже можно говорить с подрастающим поколением о необходимости нести ответственность за свое здоровье, формировать установку на здоровый образ жизни.
Практическая часть.
- Признаки употребления человеком алкогольных напитков.
Ведущий:
-Сегодня мы поговорим с вами о действии алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.
- Я вам напомню, что на прошлом занятии мы уже говорили о том, что среди напитков, употребляемых людьми, встречаются алкогольные, и принадлежность напитка именно к этой группе можно узнать по факту содержания в нем алкоголя.
-А если мы не знаем, что именно выпил человек, можно ли по каким-либо признакам догадаться, что он употребил алкогольный напиток и находится, как принято говорить « в состоянии алкогольного опьянения»?
Работа в группах.
- У вас на столах конструктор с изображением отдельных элементов внешности четырех разных людей. Вам нужно составить портрет человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения (по принципу составления фоторобота). Вы можете составить и все четыре портрета и выбрать нужный.
Ведущий:
- Давайте продемонстрируем результат вашей работы.
(Как выглядят эти люди?Как может выглядеть нездоровый человек?)
- Сделаете вывод о том, как внешне выглядит человек в состоянии алкогольного опьянения.
Вывод 1:
У человека в состоянии алкогольного опьянения претерпевает изменения внешность:
- покрасневшее лицо (шея);
- покрасневшая и влажная слизистая оболочка глаз;
-затуманенный, тяжелый взгляд;
- отечность лица;
- неприятность и неряшливость в одежде.
Вывод 2:
Значит привычка к спиртным напиткам постепенно превращается в болезнь – алкоголизм – и лишает человека здоровья.
Ведущий:
-Скажите, только ли по изменению внешнего вида мы понимает, что человек находится под воздействием алкоголя или что-то еще может служить доказательством?
Работа в группах.
- У вас на столах карточки-транспаранты «Особенности поведения». Подумайте, какие признаки могут свидетельствовать о том, что изображенные на рисунках люди находятся в состоянии алкогольного опьянения?
-Какие признаки вы выделили?
У человека в состоянии алкогольного опьянения:
- агрессивное или развязное поведение по отношению к окружающим;
- громкая, «невнятная» речь;
- отсутствует правильная координация движений;
- суетливость (или заторможенность) движений, вплоть до сна.
Ведущий:
Какой вывод можно сделать?
Вывод 1:
Узнать об употреблении человеком алкоголя и нахождении его в состоянии алкогольного опьянения можно по изменению его поведения. Таким образом, не только внешность, но и особенности поведения человека могут свидетельствовать об употреблении спиртных напитков.
Ведущий:
- На тот факт,что под действием алкоголя и внешность,и поведение человека становятся крайне непривлекательными, обращали внимание многие художники, писатели и поэты. Вот какой совет дает детский писатель, Григорий Остер, в своей книге «Вредные советы»:
Если друг-приятель Толя
Предложил тебе немного «очень вкусного» вина,
Без сомнений соглашайся –
Что тут думать, размышлять?..
Лишь представь, что очень скоро
Ты совсем похожим станешь на любителей вина.
И тогда ты сможешь так же, как они, подобно свинкам
В лужах грязных и глубоких днями целыми лежать.
Хочешь быть на них похожим?
Ну тогда не сомневайся, – и конечно пей вино.
Ведущий:
- Как вы относитесь к такому совету? Хотите быть похожими на этих грязных свинок?
II.Причины изменения внешнего вида и поведения человека в состоянии алкогольного опьянения.
Ведущий:
-Давайте подумаем, в чем причина того, что у человека, принявшего алкогольные напитки, так меняется внешний вид и поведение?
Вывод 1:
- Даже небольшое количество алкоголя ведет к изменению внешности и поведения человека.
Он теряет способность критически оценивать ситуацию.
Он перестает обращать внимание на свою внешность и поведение, может стать агрессивным.
Человек живет как бы в нереальном мире. В мире, которого нет.
Русская пословица гласит: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».
Это значит, что у человека нет контроля сознания за своими мыслями, чувствами, эмоциями…
Кроме того в нормальном состоянии человеку присущ инстинкт самосохранения. Алкоголь изменяет сознание: возникает ощущение бесстрашия, инстинкт самосохранения притупляется. Он совершает поступки, которые никогда бы не совершил, будучи трезвым. Поведение его становится неадекватным.
Он становится опасным для самого себя и для окружающих.
Эту способность человека под воздействием алкоголя совершать необдуманные поступки, люди заметили давно. Так появилась пословица «Пьяному море по колено».
III. Отработка умения безопасного поведения в ситуациях встречи с человеком, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.
Ведущий:
- Раз такой человек может быть опасен и для себя и для окружающих, давайте представим, как нам необходимо вести себя при встрече с таким человеком.
Демонстрация «Ситуаций»
Работа в группах.
Ведущий:
- Вам предложены ситуации. Обсудите их. (Пьяный человек устроился на тротуаре; пьяный человек обращается к вам на улице; пьяный человек садится за руль автомобиля и предлагает поехать с ним.)
- Как нужно поступать в таких случаях? Ответьте на вопросы:
- Какая возникает опасность в этом случае?
- Кто подвергается этой опасности?
- Какое поведение при встрече с таким человеком будет наиболее правильным?
Ведущий:
Вывод 1:
- Теперь мы знаем особенности поведения человека, находящегося в алкогольном опьянении, в нереальном мире.
Просчитать его поведение невозможно, оно может угрожать и подвергать опасности не только его здоровье и жизнь, но и здоровье и жизнь окружающих людей, следовательно надо избегать любого контакта с таким человеком. (в случае необходимости прибегнуть к помощи взрослых)
Проще говоря, следовать поговорке «Увидел пьяного – отойди!»
Основной вывод:
Ведущий:
- Подведем итоги нашего разговора.
Действуя на человека, алкоголь изменяет его сознание, внешний вид и поведение, которое перестает соответствовать реальности.
Алкоголь угрожает здоровью и жизни как самого человека, так и окружающих его людей, поэтому пьяный человек – это опасно!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи Цель: повышение эффективности профилактики подросткового алкоголизма Задачи: способствовать формированию ценностей здорового образа жизни, негативного эмоционального отношения к алкоголю. Контингент: учащиеся начальных классов (8-10 лет)
Результаты Реальные Ожидаемые приобретение полезных и исключение вредных привычек; формирование навыка безопасного поведения; сформированность представлений об опасности воздействия алкоголя на здоровье человека; формирование понятия о физиологической и моральной зрелости; четкая убежденность о несостоятельности поводов для употребления алкоголя; умение получать радость и удовольствие от реальной жизни, а не от искусственной; отказ от употребления алкоголя.
В. Ю. Климович Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма. Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с детьми 8-10 лет. Центр Планетариум, М., 2004
Занятия Привычки и здоровье. Что такое алкоголь? Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека. Как алкоголь влияет на организм человека. Злоупотребление алкоголем. Почему люди употребляют алкоголь. Алкоголь и закон. Умение отказаться. Привычка сохранять здоровье.
Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека.
Действие алкоголя на внешний вид человека
Действие алкоголя на внешний вид человека: покрасневшее лицо (шея); покрасневшая и влажная слизистая оболочка глаз; затуманенный, тяжелый взгляд; отечность лица; неприятность и неряшливость в одежде.
Действие алкоголя на особенности поведения человека: агрессивное или развязное поведение по отношению к окружающим; громкая, «невнятная» речь; отсутствует правильная координация движений; суетливость (или заторможенность) движений, вплоть до сна.
Григорий Остер «Вредные советы» Если друг-приятель Толя Предложил тебе немного «очень вкусного» вина, Без сомнений соглашайся – Что тут думать, размышлять?.. Лишь представь, что очень скоро Ты совсем похожим станешь на любителей вина. И тогда ты сможешь так же, как они, подобно свинкам В лужах грязных и глубоких днями целыми лежать. Хочешь быть на них похожим? Ну тогда не сомневайся, – и конечно пей вино.
Причины изменения внешнего вида человека Человек: теряет способность критически оценивать ситуацию; перестает обращать внимание на свою внешность и поведение (агрессия); живет как бы в нереальном мире. У человека: нет контроля сознания за своими мыслями, чувствами, эмоциями; притупляется инстинкт самосохранения.
Отработка умения безопасного поведения Увидел пьяного – ОТОЙДИ!
Действие алкоголя на внешний вид и особенности поведения человека: алкоголь изменяет сознание и внешний вид человека; поведение человека перестает соответствовать реальности; алкоголь угрожает здоровью и жизни человека и окружающих его людей; пьяный человек – это опасно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Подростковый алкоголизм"
С каждым годом растет количество подростков, которые употребляют спиртное, всё чаще возникают случаи употребления спиртного учениками начальной школы. В ходе мероприятия родителям представлена информа...
Проектная работа Тема: «Формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде»
Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди...
Тематический классный час по профилактике подростковой наркомании "Скажи наркотикам НЕТ!"
Цели классного часа: профилактика употребления наркотических веществ, формирование установок на здоровый образ жизни, социально приемлемое поведение. Задачи:обучающая:- обучение поведенческ...
Формирование УУД на уроках и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС с использованием учебно-наглядных пособий и ИКТ в начальной школе
Из опыта работты учителя...
Профилактика подросткового суицида
Данный материал рекомендую использовать на родительском собрании по профилактике подросткового суицида и суицидального поведения....
Социально-педагогический проект по первичной профилактике подросткового алкоголизма и наркомании "Здоровое детство - счастливое детство"
Социально-педагогический проект «Здоровое детство – счастливое детство!» - это комплексно-целевой проект по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...