Статья на тему "Личностно-ориентированный подход в КТД"
методическая разработка на тему
Статья раскрывает смысл личностно-ориентированного подхода и предоставляет пути его реализации при организации коллективно-творческого дела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsia_l-o_ktd.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако, реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.
Что же такое личностно-ориентированный подход? Что такое коллективное творческое дело? Что их объединяет? Попробую разъяснить.
Основная часть
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащихся, проявлению его личностных качеств. Существует огромное отличие личностно-ориентированного подхода от традиционного.
Цель первого - развитие индивидуальных качеств учащихся, а традиционный подход основывается на передаче ребятам социального опыта, его задачи определенны в типовых программах и обязательны для усвоения каждым. В новых программах ФГОС сделана установка именно на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся.
ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА:
- Самоактуализации (реализация природных и социально приобретенных возможностей)
- Индивидуальности (каждый член коллектива должен быть самим собой, обрести свой собственный опыт жизни)
- Субъективности (педагогу следует помочь ребенку обрести жизненный опыт)
- Выбора (предоставление возможности выбора форм и способов учебно-воспитательного процесса)
- Творчества и успеха (выявление собственных способностей, своих сильных сторон)
- Доверия и поддержки (не излишние требовательность и контроль, а вера в ребенка)
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД)
– это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой взрослые выступают как старшие товарищи, действующие вместе с ребятами и впереди них. КТД – это не мероприятие, а забота друг о друге.
КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально-ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает каждому ученику толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на мой взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
Историю КТД можно отсчитывать с первой половины прошлого столетия, с момента педагогической деятельности А. С. Макаренко, который разрабатывал технологию создания детского коллектива и развил уникальные средства воспитания личности через коллективную деятельность. Впоследствии И. П. Ивановым коллективная творческая деятельность рассматривается уже как форма с четкой структурой:
Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии мною была составлена модель, образ будущего КТД. Сформулированы воспитательные цели, задачи. Проведен анализ сложившийся обстановки в детском коллективе. Определено место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, мне предстояло ответить на следующие вопросы:
Какова основная идея КТД?
В какой форме будет проходить КТД?
Кого привлечь к участию?
К кому обратиться за помощью?
Когда провести стартовую беседу?
Цель заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается Где? Что? Когда?
Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование проходило в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Был составлен общий план жизни коллектива и план конкретного КТД. На сборе-старте выступали представители микроколлективов и отвечали на вопросы:
Что и для кого будем делать?
С кем вместе это будем делать?
Кто будет участником?
Кто и кому будет помогать?
Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД был создан специальный орган-Совет дела, в который вошли представители каждого микроколлектива. Проект КТД уточнили в микроколлективах, которые планировали и начали работу по воплощению общего замысла.
Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.
Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов будет проходить на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ пройдет сразу после КТД. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.
Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.
Таким образом, можно говорить о том, что форма КТД имела все признаки воспитательной технологии.
Ориентировка на личность в КТД.
В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов, как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого, как мне кажется, следует развивать КТД. А что же может быть привлекательным для детей? Стремление к лидерству в различных видах деятельности. Каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире – в семье, на работе, политике, науке, искусстве.
Из великого множества форм КТД наиболее яркой мне представилась форма Клуба веселых и находчивых.
Во-первых, это популярный вид деятельности со своими традициями и своей историей.
Во-вторых, промежуточные результаты этой деятельности проявляются за достаточно небольшой временной промежуток, наглядны и ярки по своим качествам.
В-третьих, КВН дает возможность проявить свои творческие способности и лидерские качества в самых разнообразных сферах деятельности: написание сценария, изготовление костюмов, мимические и подражательные таланты, актерское мастерство, навыки выразительного чтения, сообразительность, юмор и, конечно, лидерство. Причем каждый чувствует себя в данном проекте востребованным, успешным и главным. Одним словом, в КВН играют и физики, и лирики.
В-четвертых, КВН дает возможность “сыграть” различные роли, которые может предложить человеку жизнь.
Не так давно, когда я отдыхала в детском лагере, мне представилась возможность организовать и провести данное мероприятие. Я собрала желающих из своего (самого старшего) отряда и мы приступили к планированию. КВН решили провести тематический, посвященный семье.
Требования к командам:
- команда – семья;
- эмблема (отличительный знак команды);
- визитная карточка (представление команды: название, девиз и др.)
- домашнее задание (миниатюра).
Действия организаторов:
- Составление плана проведения мероприятия;
- Написание сценария;
- Составление требований к командам и критериев оценивания;
- Объявление капитанам отрядов даты и времени проведения мероприятия и требований к командам;
- Оформление сцены, подготовка зрительного зала;
- Непосредственно проведение мероприятия;
- Оценка подготовленности команд по заданным критериям;
- Подведение итогов мероприятия, раздача грамот победителям;
Мероприятие было неплохо спланировано и проведено, но оно никак не опиралось на личности участников. После изученного мной материала об организации КТД основанной на личность, я поняла, как много ошибок мной было допущено. Сейчас я сделала бы так:
- Вместе с капитанами других отрядов выбрать тему предстоящего мероприятия, опираясь на интересы участников (как младших, так и старших отрядов).
- Собрать желающих помочь в организации (желающих из всех отрядов).
- Спланировать мероприятие, распределить роли между организаторами, выбрать лидера в каждом из аспектов (главный по сценарию, главный по оформлению и др.)
- Вместе с советом капитанов определить дату проведения мероприятия, критерии оценивания и требования к командам, опираясь на возможности каждого из отрядов, выбрать жюри.
- Провести несколько репетиций, оформить сцену и зрительный зал.
- Непосредственно мероприятие.
- Оценка подготовленности отрядов в соответствии с требованиями.
- Награждение победителей.
- Рефлексия (эмоционально-оценочная беседа).
- Выявление недочетов и учет их в планировании последующих мероприятий.
Заключение
Личностно-ориентированный подход в современной методике КТД имеет огромное влияние на каждого ребенка, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни; и в то же время, должен являться основным воспитательным средством каждого педагога. Ведь если мы не научим детей быть самостоятельными, строить жизнь на своем собственном опыте, кто поможет им обрести оптимизм, веру в себя?
Источники:
Статья В.А. Сухомлинского:
Статья «Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированное»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Метапредметный подход к обучению иностранному языку посредством формирования и развития универсальных учебных действий в младшей школе. "
статья рассматривает вопрос применения универсальных учебных действий...
Методическая статья по теме:"Дефференцированный подход на уроках математики"
Дифференцированный подход на уроках математики. Математика, является одним из фундаментальных предметов начального школьного обучения. На уроках математики дети должны учиться р...
статья по теме « Новые подходы к системе оценивания младших школьников в рамках ФГОС»
эта статья позволяет расширить представление о безотметочном обучении в системе развивающего обучения...
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
Вторые областные пед чтнения. Направление - формы и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка....
Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)
В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...
статья по теме "Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО"
Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире....
Статья по теме: "Дифференцированный подход к учащимся при выполнении ими домашнего задания"
Дифференцированный подход к учащимся при выполнении ими домашнего задания...