Статья на тему "Личностно-ориентированный подход в КТД"
методическая разработка на тему

Кутибаева Вероника Темуралиевна

Статья раскрывает смысл личностно-ориентированного подхода и предоставляет пути его реализации при организации коллективно-творческого дела

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsia_l-o_ktd.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника. Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако,  реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.

Что же такое личностно-ориентированный подход? Что такое коллективное творческое дело? Что их объединяет? Попробую разъяснить.

Основная часть

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащихся, проявлению его личностных качеств. Существует огромное отличие личностно-ориентированного подхода от традиционного.

Цель первого - развитие индивидуальных качеств учащихся, а традиционный подход основывается на передаче ребятам социального опыта, его задачи определенны  в типовых программах и обязательны для усвоения каждым. В новых программах ФГОС  сделана установка именно на личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся.

ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА:

  1. Самоактуализации (реализация природных и социально приобретенных возможностей)
  2. Индивидуальности (каждый член коллектива должен быть самим собой, обрести свой собственный опыт жизни)
  3. Субъективности (педагогу следует помочь ребенку обрести жизненный опыт)
  4. Выбора (предоставление возможности выбора форм и способов учебно-воспитательного процесса)
  5. Творчества и успеха (выявление собственных способностей, своих сильных сторон)
  6. Доверия и поддержки (не излишние требовательность и контроль, а вера в ребенка)

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД)

 – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой взрослые выступают как старшие товарищи, действующие вместе с ребятами и впереди них. КТД – это не мероприятие, а забота друг о друге.

КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально-ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает  каждому ученику толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на мой взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Историю КТД можно отсчитывать с первой половины прошлого столетия, с момента педагогической деятельности А. С. Макаренко, который разрабатывал технологию создания детского коллектива и развил уникальные средства воспитания личности через коллективную деятельность. Впоследствии И. П. Ивановым коллективная творческая деятельность рассматривается уже как форма с четкой структурой: 

Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии мною была составлена модель, образ будущего КТД. Сформулированы воспитательные цели, задачи. Проведен анализ сложившийся обстановки в детском коллективе. Определено место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, мне предстояло ответить на следующие вопросы:

Какова основная идея КТД?

В какой форме будет проходить КТД?

Кого привлечь к участию?

К кому обратиться за помощью?

Когда провести стартовую беседу?

Цель заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается Где? Что? Когда?

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование проходило в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Был составлен общий план жизни коллектива и план конкретного КТД. На сборе-старте выступали представители микроколлективов и отвечали на вопросы:

Что и для кого будем делать?

С кем вместе это будем делать?

Кто будет участником?

Кто и кому будет помогать?

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД был создан специальный орган-Совет дела, в который вошли представители каждого микроколлектива. Проект КТД уточнили в микроколлективах, которые планировали и начали работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов будет проходить на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ пройдет сразу после КТД. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Таким образом, можно говорить о том, что форма КТД имела все признаки воспитательной технологии.

Ориентировка на личность в КТД.

   В современном мире возросла  ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов, как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого, как мне кажется, следует развивать КТД. А что же может быть привлекательным для детей? Стремление к лидерству в различных видах деятельности. Каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах, а если шире – в семье, на работе, политике, науке, искусстве. 

   Из великого множества форм КТД наиболее яркой мне представилась форма Клуба веселых и находчивых.

   Во-первых, это популярный  вид деятельности со своими традициями и своей историей.

   Во-вторых, промежуточные результаты этой деятельности проявляются за достаточно небольшой временной промежуток, наглядны и ярки по своим качествам.

   В-третьих, КВН дает возможность проявить свои творческие способности и лидерские качества в самых разнообразных сферах деятельности: написание сценария, изготовление костюмов, мимические и подражательные таланты, актерское мастерство, навыки выразительного чтения, сообразительность, юмор и, конечно, лидерство. Причем каждый чувствует себя в данном проекте востребованным, успешным и главным. Одним словом, в КВН играют и физики, и лирики.

   В-четвертых, КВН дает возможность “сыграть” различные роли, которые может предложить человеку жизнь.

   Не так давно, когда я отдыхала в детском лагере, мне представилась возможность  организовать и провести данное мероприятие. Я собрала желающих из своего (самого старшего) отряда и мы приступили к планированию. КВН решили провести тематический, посвященный семье.  

   Требования к командам:

 - команда – семья;

 - эмблема (отличительный знак команды);

 - визитная карточка (представление команды: название, девиз и др.)

 - домашнее задание (миниатюра).

Действия организаторов:

  1. Составление плана проведения мероприятия;
  2. Написание сценария;
  3. Составление требований к командам и критериев оценивания;
  4. Объявление капитанам отрядов даты и времени проведения мероприятия и требований к командам;
  5. Оформление сцены, подготовка зрительного зала;
  6. Непосредственно проведение мероприятия;
  7. Оценка подготовленности команд по заданным критериям;
  8. Подведение итогов мероприятия, раздача грамот победителям;

Мероприятие было неплохо спланировано и проведено, но оно никак не опиралось на личности участников.  После изученного мной материала об организации КТД основанной на личность, я поняла,  как много ошибок мной было допущено.  Сейчас я сделала бы так:

  1. Вместе с капитанами других отрядов выбрать тему предстоящего мероприятия, опираясь на интересы участников (как младших, так и старших отрядов).
  2. Собрать желающих помочь в организации (желающих из всех отрядов).
  3. Спланировать мероприятие, распределить роли между организаторами, выбрать лидера в каждом из аспектов (главный по сценарию, главный по оформлению и др.)
  4. Вместе с советом капитанов определить дату проведения мероприятия, критерии оценивания и требования к командам, опираясь на возможности каждого из отрядов, выбрать жюри.
  5. Провести несколько репетиций, оформить сцену и зрительный зал.
  6. Непосредственно мероприятие.
  7. Оценка подготовленности отрядов в соответствии с требованиями.
  8. Награждение победителей.
  9. Рефлексия (эмоционально-оценочная беседа).
  10.  Выявление недочетов и учет их в планировании последующих мероприятий.

Заключение

Личностно-ориентированный подход в современной методике КТД имеет огромное влияние на каждого ребенка, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни; и в то же время, должен являться основным воспитательным средством каждого педагога. Ведь если мы не научим детей быть самостоятельными, строить жизнь на своем  собственном опыте,  кто поможет им обрести оптимизм, веру в себя?

Источники:

Статья В.А. Сухомлинского:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-sovremennoy-metodike

Статья «Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированное»

http://school2dergachi.ucoz.ru/index/0-123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья по теме:"Дефференцированный подход на уроках математики"

Дифференцированный подход на уроках математики. Математика,  является одним из фундаментальных предметов начального школьного обучения. На уроках математики дети должны  учиться р...

статья по теме « Новые подходы к системе оценивания младших школьников в рамках ФГОС»

эта статья позволяет расширить представление о безотметочном обучении в системе развивающего обучения...

Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Вторые областные пед чтнения. Направление - формы и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка....

Статья «Осуществление системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников посредством включения их в проектную деятельность» (Система Л.В.Занкова)

В соответствии с ФГОС второго поколения основным направлением при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. Новые стандар...

статья по теме "Компетентностный подход в обучении на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО"

Главная задача современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире....

Статья по теме: "Дифференцированный подход к учащимся при выполнении ими домашнего задания"

Дифференцированный подход к учащимся при выполнении ими домашнего задания...