МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тематического урока «700 лет со дня рождения Сергия Радонежского»
классный час на тему
Данный тематический урок проводился в 1-4 классах в предверии 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 183.53 КБ |
metod.razrabotka.docx | 183.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мостовский район станица Хамкетинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 24 станицы Хамкетинской
муниципального образования Мостовский район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тематического урока
«700 лет со дня рождения Сергия Радонежского»
Разработал: учитель начальных классов
Бегу В.В.
2014
Сценарий тематического урока
Цель - рассказать учащимся о житии Сергия Радонежского
Воспитательные и образовательные задачи:
- развивать позитивную оценку
- воспитывать чувство милосердия
- формирование духовного воспитания учащихся на примере жития Сергия Радонежского
Форма проведения: устный журнал
Место проведения: кабинет начальных классов
Оборудование:
- мультимедийная установка
- презентация
Учитель: Сергий Радонежский – образец духовной чистоты и святости, самоотверженного служения людям и беззаветного служения Родине, высокой нравственности, глубокой веры и безграничной любви к Богу (1 слайд)
1 ведущий:
В том веке был Ростов Великий
Под властью золотой орды,
И правил демон многоликий -
Поклонник силы и войны.
Князья расплачивались данью,
Что забирал татарский хан,
Зорил и грабил по желанью
Дома и города славян.
Поборы часто разоряли
Купцов, холопов и бояр,
В долги и бедность загоняли,
Нищали все: и млад и стар.
И власть, и совесть продавались,
За всё платили серебром,
Князья уже не избирались,
Зло властвовало над добром.
2 ведущий
Обобранных людей ссылали
На необжитые места,
Чтоб там они кормились сами,
Всё вновь, как с чистого листа.
Забытый Радонеж на Поже
Средь тёмных ельников лесов,
Где дикий мёд всего дороже
Сребра и злата и мехов.
Там жил в славянском городище,
На берегу реки крутом,
В простом бревенчатом жилище,
Среди болот покрытых мхом,
В земле для ссыльных отведённой,
Что начинали с шалашей,
В семье боярской разоренной
Кирилла сын, Варфоломей.
Учитель: сегодня мы проводим классный час, посвященный 700 – летию со дня рождения Сергия Радонежского. Преподобный Сергий родился в Тверской земле 3 мая 1314г. (2 слайд) В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при крещении имя Варфаломей в честь апостола Варфоломея, родился в селе Вáрницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Родители святого были людьми благородными и благочестивыми - Кирилл и Мария, (3 слайд) принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где отец его, боярин Кирилл, состоял на службе у князя. Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийся ребёнок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха.
1 учащийся - Мария же, когда носила ребёнка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. (4 слайд). На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Через время ребёнок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.
Мальчик подрос, и его стали учить грамоте. У Варфоломея были два брата, Стефан и Пётр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого.
2 учащийся - Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей.(5 слайд). На поле под дубом мальчик увидел старца священника.(6 слайд) Варфоломей рассказал священнику о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошёл в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошёл в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.
3 учащийся - Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.(7 слайд) Отец святого, Кирилл, переселился из Ростова в Радонеж. (8 слайд)
4 учащийся - Его сыновья, Стефан и Пётр, женились, Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Там они вскоре умерли, и Варфоломей решился по примеру святых подвижников уйти в пустынное место и посвятить свою жизнь молитве и служению Богу.(9 слайд). По просьбе Варфоломея Стефан пошёл с ним искать пустынное место.
5 учащийся - Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы.(10 слайд) Освящение совершил митрополит Киевский Феогност. Стефан не выдержал тяжёлой жизни в лесу и ушёл в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Он стал игуменом и княжеским духовником.
6 учащийся - Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли. Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Посещения медведя продолжались более года. (11 слайд)
7 учащийся - Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна.(12 слайд). Но всё же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всём подражая преподобному.(13 слайд) Иноки служили полунощницу, заутреню, часы, а служить обедню приглашали священника, потому что Сергий по смирению не принимал ни священства, ни игуменства.
8 учащийся - Игумен, который постриг Сергия, умёр. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и в конце концов Сергий с другими иноками пошёл в Переяславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился.
Игумен сам пёк просфоры, кутью варил и свечи делал.(14 слайд) Каждый вечер он потихоньку обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял.
9 учащийся - Сначала к монастырю не было даже хорошей дороги. А в первое время монахи терпели всякие лишения. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба, но приказывал в монастыре ждать Божьей милости. Один раз Сергий не ел три дня и на четвёртый пошёл рубить сени для старца Данила за решето гнилого хлеба. Из-за нехватки еды один инок стал роптать, а игумен начал учить братию о терпении. В этот момент в монастырь принесли множество еды. Сергий велел сперва накормить тех, кто принёс еду. Они же отказались и скрылись. Так и осталось неизвестным, кто был человек, пославший яства. А братия за трапезой обнаружила, что хлеб, присланный издалека, остался тёплым.
10 учащийся- Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришёл крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен.(15 слайд) Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. Братия роптала, что поблизости нет воды, и по молитве святого Сергия возник источник. Его вода исцеляла больных.
Один благочестивый человек пришёл в монастырь с больным сыном. Но принесённый в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошёл за гробом, тело же ребёнка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нём ученик Сергия.(16 слайд)
1 ведущий
Жизнь Сергия – как восхожденье
К вершине духа и добра –
Каким-то тихим просветленьем
По зрелости озарена:
Так, Божьей матери явленья
Сподобился, молясь, святой,
И в келье «чудное виденье»5
Сияло светлою зарёй.
2 ведущий
Раз, взявши инока с собою,
С ручьём он чудо совершил:
Средь лужицы, блестя струёю,
Внезапно мощный ключ забил.
Он был народа ободритель…
А скольких Сергий исцелил!
И, чадам будучи учитель,
Князей порою он мирил.
Аскет, подвижник, строгих правил
Исконно русский человек,
Когда-то Троицу восславив,
Он люб стал Родине навек.
11 учащийся
На реке Волге жил вельможа, которого мучил бес. Безумного силой повели в монастырь к Сергию. Преподобный изгнал беса. С тех пор много людей стало приходить к святому за исцелением. Однажды поздним вечером Сергию было чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Некий голос сказал, что иноков в монастыре будет так же много, как этих птиц. К преподобному пришли греки, посланцы константинопольского патриарха. (17 слайд). Патриарх советовал Сергию устроить общежительство. Русский митрополит поддержал эту мысль. Сергий так и сделал. Он дал каждому брату особое послушание. Обитель давала приют нищим и странникам.
Число монахов в Сергиевом монастыре так умножилось, что им стало не хватать воды. Ее носили ведрами издалека, и некоторые начали сетовать, зачем Сергий устроил обитель так далеко от источника. Сергий сказал недовольным: «Молитесь и не унывайте. Бог не оставит нас». Он распустил монахов по их кельям, а сам, взяв с собой лишь одного инока, вышел из монастыря и спустился в лесной овраг. Там нашел он ямку с застоявшейся дождевой водой, преклонил возле нее колени и стал молиться Богу. И вдруг там, где стояла дождевая вода, забил полноводный источник. (18 слайд) Сначала этот источник называли Сергеевым, но святой, слыша такое название, говорил: «Не я дал вам воду, а Господь даровал ее всем нам».
12 учащийся - Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за благословением и советом — следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву. (19 слайд) Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всём происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь, где стал игуменом ученик Сергия Савва. По просьбе князя Дмитрия был построен и Богоявленский монастырь в Голутвино. Преподобный пешком ходил туда, благословил место, поставил церковь и оставил там своего ученика Григория.
13 учащийся - За несколько лет до смерти Сергию было чудесное видение. Он молился перед образом Богоматери, говоря: «Пречистая Мати Господа нашего Иисуса Христа, печальница и заступница, крепкая помощница роду человеческому! Будь нам, недостойным, Покровительницей и молись Сыну своему, Богу нашему, чтобы призрел он это святое место». И вдруг великий свет, сияющий ярче солнечного, осенил святого. Сергию явилась сама Богородица в сопровождении двух апостолов, Петра и Иоанна. (20 слайд) Сергий пал ниц. Богородица коснулась его рукой и сказала: «Услышана была молитва твоя об учениках и об обители твоей. Не печалься о них, ибо отныне буду я беречь и сохранять эту обитель, не только при жизни твоей, но и после твоего отшествия ко Господу». Сказав так, Богородица стала невидима. В келье Сергия был в это время один из его учеников по имени Михей. Узрев небесный свет, Михей в страхе упал на пол и лежал, как мертвый. Когда виденье минуло, Сергий поднял Михея и привел его в чувство. Михей спросил. «Отче, что это было? Дух мой едва не разлучился с плотью». Сергий сказал: «И во мне дух трепещет от чудного виденья». Он призвал братию и рассказал о том, что видел и слышал. И все исполнились неизреченной радости.
14 учащийся - А 25 сентября скончался. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви, с правой стороны. Множество народу из разных городов — князья, бояре, священники, иноки — пришли проводить святого Сергия. (21 слайд)
Учитель - В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября , а также 5 июля, в день обретения мощей. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др.), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности является Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. Жертвенность, молитвенность, смирение, проповедь, рассудительность - всё это черты образа Господа, к которым стремился всю жизнь Сергий Радонежский. Святой Сергий – это непростой человек, это не просто человек, это больше, чем человек, это избранник Божий. Безусловно, пастырь играет огромную роль в жизни человека, помогает стать настоящим человеком. Необходимо, чтобы у человека был надежный духовник. Образ Сергия Радонежского, сумел стать для людей настоящим помощником, духовным врачевателем и образцом для подражания, смог вместить в себя целый мир и повести за собой сподвижников. Хочу наш классный час цитатой из труда историка В.О.Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравов».
1 ведущий
Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
2 ведущий
Угодника нетленно тело –
Живёт его святое дело.
Он всем нам
показал дорогу,
Которая приводит к Богу
Литература
1. Аветисян С. А. История Отечества в лицах. М.,19931.Житие Сергия Радонежского // Древнерусская литература. М.,1993.
2. «Исторические портреты» . В.О. Ключевский. Москва «Правда» 1990 г.
3. Исмаилова С.Т. «История России и ее ближайших соседей. Том 5.
4. Крутин В.Н.Великие русские. Русские святые». «Росмэн» 2002 г. Часть 1». Москва «Аванта+» 1996 г.
5.Куприн В.Святые заступники России. Православие и мы.- М.,2007.
6. Рыжов К. «100 великих россиян» Москва «Вече» 2000 г.
7. Шикман А.П. Деятели Отечественной истории. Биографический
справочник. М.,1997.
Предварительный просмотр:
Мостовский район станица Хамкетинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 24 станицы Хамкетинской
муниципального образования Мостовский район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тематического урока
«700 лет со дня рождения Сергия Радонежского»
Разработал: учитель начальных классов
Бегу В.В.
2014
Сценарий тематического урока
Цель - рассказать учащимся о житии Сергия Радонежского
Воспитательные и образовательные задачи:
- развивать позитивную оценку
- воспитывать чувство милосердия
- формирование духовного воспитания учащихся на примере жития Сергия Радонежского
Форма проведения: устный журнал
Место проведения: кабинет начальных классов
Оборудование:
- мультимедийная установка
- презентация
Учитель: Сергий Радонежский – образец духовной чистоты и святости, самоотверженного служения людям и беззаветного служения Родине, высокой нравственности, глубокой веры и безграничной любви к Богу (1 слайд)
1 ведущий:
В том веке был Ростов Великий
Под властью золотой орды,
И правил демон многоликий -
Поклонник силы и войны.
Князья расплачивались данью,
Что забирал татарский хан,
Зорил и грабил по желанью
Дома и города славян.
Поборы часто разоряли
Купцов, холопов и бояр,
В долги и бедность загоняли,
Нищали все: и млад и стар.
И власть, и совесть продавались,
За всё платили серебром,
Князья уже не избирались,
Зло властвовало над добром.
2 ведущий
Обобранных людей ссылали
На необжитые места,
Чтоб там они кормились сами,
Всё вновь, как с чистого листа.
Забытый Радонеж на Поже
Средь тёмных ельников лесов,
Где дикий мёд всего дороже
Сребра и злата и мехов.
Там жил в славянском городище,
На берегу реки крутом,
В простом бревенчатом жилище,
Среди болот покрытых мхом,
В земле для ссыльных отведённой,
Что начинали с шалашей,
В семье боярской разоренной
Кирилла сын, Варфоломей.
Учитель: сегодня мы проводим классный час, посвященный 700 – летию со дня рождения Сергия Радонежского. Преподобный Сергий родился в Тверской земле 3 мая 1314г. (2 слайд) В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при крещении имя Варфаломей в честь апостола Варфоломея, родился в селе Вáрницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Родители святого были людьми благородными и благочестивыми - Кирилл и Мария, (3 слайд) принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где отец его, боярин Кирилл, состоял на службе у князя. Удивительное чудо свершилось ещё до рождения святого, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийся ребёнок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха.
1 учащийся - Мария же, когда носила ребёнка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. (4 слайд). На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Через время ребёнок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.
Мальчик подрос, и его стали учить грамоте. У Варфоломея были два брата, Стефан и Пётр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого.
2 учащийся - Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей.(5 слайд). На поле под дубом мальчик увидел старца священника.(6 слайд) Варфоломей рассказал священнику о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошёл в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошёл в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.
3 учащийся - Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.(7 слайд) Отец святого, Кирилл, переселился из Ростова в Радонеж. (8 слайд)
4 учащийся - Его сыновья, Стефан и Пётр, женились, Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Там они вскоре умерли, и Варфоломей решился по примеру святых подвижников уйти в пустынное место и посвятить свою жизнь молитве и служению Богу.(9 слайд). По просьбе Варфоломея Стефан пошёл с ним искать пустынное место.
5 учащийся - Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы.(10 слайд) Освящение совершил митрополит Киевский Феогност. Стефан не выдержал тяжёлой жизни в лесу и ушёл в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Он стал игуменом и княжеским духовником.
6 учащийся - Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли. Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Посещения медведя продолжались более года. (11 слайд)
7 учащийся - Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна.(12 слайд). Но всё же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всём подражая преподобному.(13 слайд) Иноки служили полунощницу, заутреню, часы, а служить обедню приглашали священника, потому что Сергий по смирению не принимал ни священства, ни игуменства.
8 учащийся - Игумен, который постриг Сергия, умёр. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и в конце концов Сергий с другими иноками пошёл в Переяславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился.
Игумен сам пёк просфоры, кутью варил и свечи делал.(14 слайд) Каждый вечер он потихоньку обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял.
9 учащийся - Сначала к монастырю не было даже хорошей дороги. А в первое время монахи терпели всякие лишения. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба, но приказывал в монастыре ждать Божьей милости. Один раз Сергий не ел три дня и на четвёртый пошёл рубить сени для старца Данила за решето гнилого хлеба. Из-за нехватки еды один инок стал роптать, а игумен начал учить братию о терпении. В этот момент в монастырь принесли множество еды. Сергий велел сперва накормить тех, кто принёс еду. Они же отказались и скрылись. Так и осталось неизвестным, кто был человек, пославший яства. А братия за трапезой обнаружила, что хлеб, присланный издалека, остался тёплым.
10 учащийся- Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришёл крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен.(15 слайд) Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. Братия роптала, что поблизости нет воды, и по молитве святого Сергия возник источник. Его вода исцеляла больных.
Один благочестивый человек пришёл в монастырь с больным сыном. Но принесённый в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошёл за гробом, тело же ребёнка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нём ученик Сергия.(16 слайд)
1 ведущий
Жизнь Сергия – как восхожденье
К вершине духа и добра –
Каким-то тихим просветленьем
По зрелости озарена:
Так, Божьей матери явленья
Сподобился, молясь, святой,
И в келье «чудное виденье»5
Сияло светлою зарёй.
2 ведущий
Раз, взявши инока с собою,
С ручьём он чудо совершил:
Средь лужицы, блестя струёю,
Внезапно мощный ключ забил.
Он был народа ободритель…
А скольких Сергий исцелил!
И, чадам будучи учитель,
Князей порою он мирил.
Аскет, подвижник, строгих правил
Исконно русский человек,
Когда-то Троицу восславив,
Он люб стал Родине навек.
11 учащийся
На реке Волге жил вельможа, которого мучил бес. Безумного силой повели в монастырь к Сергию. Преподобный изгнал беса. С тех пор много людей стало приходить к святому за исцелением. Однажды поздним вечером Сергию было чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Некий голос сказал, что иноков в монастыре будет так же много, как этих птиц. К преподобному пришли греки, посланцы константинопольского патриарха. (17 слайд). Патриарх советовал Сергию устроить общежительство. Русский митрополит поддержал эту мысль. Сергий так и сделал. Он дал каждому брату особое послушание. Обитель давала приют нищим и странникам.
Число монахов в Сергиевом монастыре так умножилось, что им стало не хватать воды. Ее носили ведрами издалека, и некоторые начали сетовать, зачем Сергий устроил обитель так далеко от источника. Сергий сказал недовольным: «Молитесь и не унывайте. Бог не оставит нас». Он распустил монахов по их кельям, а сам, взяв с собой лишь одного инока, вышел из монастыря и спустился в лесной овраг. Там нашел он ямку с застоявшейся дождевой водой, преклонил возле нее колени и стал молиться Богу. И вдруг там, где стояла дождевая вода, забил полноводный источник. (18 слайд) Сначала этот источник называли Сергеевым, но святой, слыша такое название, говорил: «Не я дал вам воду, а Господь даровал ее всем нам».
12 учащийся - Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за благословением и советом — следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву. (19 слайд) Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всём происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь, где стал игуменом ученик Сергия Савва. По просьбе князя Дмитрия был построен и Богоявленский монастырь в Голутвино. Преподобный пешком ходил туда, благословил место, поставил церковь и оставил там своего ученика Григория.
13 учащийся - За несколько лет до смерти Сергию было чудесное видение. Он молился перед образом Богоматери, говоря: «Пречистая Мати Господа нашего Иисуса Христа, печальница и заступница, крепкая помощница роду человеческому! Будь нам, недостойным, Покровительницей и молись Сыну своему, Богу нашему, чтобы призрел он это святое место». И вдруг великий свет, сияющий ярче солнечного, осенил святого. Сергию явилась сама Богородица в сопровождении двух апостолов, Петра и Иоанна. (20 слайд) Сергий пал ниц. Богородица коснулась его рукой и сказала: «Услышана была молитва твоя об учениках и об обители твоей. Не печалься о них, ибо отныне буду я беречь и сохранять эту обитель, не только при жизни твоей, но и после твоего отшествия ко Господу». Сказав так, Богородица стала невидима. В келье Сергия был в это время один из его учеников по имени Михей. Узрев небесный свет, Михей в страхе упал на пол и лежал, как мертвый. Когда виденье минуло, Сергий поднял Михея и привел его в чувство. Михей спросил. «Отче, что это было? Дух мой едва не разлучился с плотью». Сергий сказал: «И во мне дух трепещет от чудного виденья». Он призвал братию и рассказал о том, что видел и слышал. И все исполнились неизреченной радости.
14 учащийся - А 25 сентября скончался. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви, с правой стороны. Множество народу из разных городов — князья, бояре, священники, иноки — пришли проводить святого Сергия. (21 слайд)
Учитель - В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября , а также 5 июля, в день обретения мощей. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенскую на Киржаче, Андроников и Симонов в Москве, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Георгиевский, Высотский и др.), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности является Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. Жертвенность, молитвенность, смирение, проповедь, рассудительность - всё это черты образа Господа, к которым стремился всю жизнь Сергий Радонежский. Святой Сергий – это непростой человек, это не просто человек, это больше, чем человек, это избранник Божий. Безусловно, пастырь играет огромную роль в жизни человека, помогает стать настоящим человеком. Необходимо, чтобы у человека был надежный духовник. Образ Сергия Радонежского, сумел стать для людей настоящим помощником, духовным врачевателем и образцом для подражания, смог вместить в себя целый мир и повести за собой сподвижников. Хочу наш классный час цитатой из труда историка В.О.Ключевского: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравов».
1 ведущий
Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
2 ведущий
Угодника нетленно тело –
Живёт его святое дело.
Он всем нам
показал дорогу,
Которая приводит к Богу
Литература
1. Аветисян С. А. История Отечества в лицах. М.,19931.Житие Сергия Радонежского // Древнерусская литература. М.,1993.
2. «Исторические портреты» . В.О. Ключевский. Москва «Правда» 1990 г.
3. Исмаилова С.Т. «История России и ее ближайших соседей. Том 5.
4. Крутин В.Н.Великие русские. Русские святые». «Росмэн» 2002 г. Часть 1». Москва «Аванта+» 1996 г.
5.Куприн В.Святые заступники России. Православие и мы.- М.,2007.
6. Рыжов К. «100 великих россиян» Москва «Вече» 2000 г.
7. Шикман А.П. Деятели Отечественной истории. Биографический
справочник. М.,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает во всех школах России провести 1 сентября 2012г «Уроки семьи и семейных ценностей». Представляю мето...
Методическая разработка тематического классного часа «Семья и семейные ценности»
Конспект классного часа, посвящённый празднику Дня Знаний на тему: «Семья и семейные ценности». Данный урок поможет раскрыть значение понятий «семья», «семейные ценности», воспитывать уважение к члена...
Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
В 2014 году верующие всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Житиё Сергия Радонежского" (урок 2) + "Куликовская битва"
Урок построен так, что обсуждая прочитанный дома текст, углубляем зания о жизни Сергие Радонежском и переходим к событиям Куликовской битвы.П. С. Если не откроется или будет плохое изображение пишите ...
Методическая разработка тематического урока знаний «УЧИТЕЛЬ – ПРОФЕССИЯ НУЖНАЯ, ВАЖНАЯ, САМАЯ ГЛАВНАЯ НА ЗЕМЛЕ»
Методическая разработка урока знаний в первом классе, посвященного году учителя. В ходе беседы ребята знакомятся с понятием "профессия", со своими новыми "профессиональными" обязанностями и инструмент...
Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе "Сергий Радонежский"
Почитание великого святого земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Почему его назвали "игуменом земли Русской". Святыни Троице-Сергиевой Лавры....
Методическая разработка тематического урока. «Светофорик»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и изготовление поделки «Светофорик»....