внеурочная деятельность "Здоровей-ка" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса. В программе представлен календарно-тематический план в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_zdoroveyka.docx | 48.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровей-ка» по спортивно-оздоровительному направлению для 1 класса составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ.
- Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в гимназии № 25.
Цель:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и обучить способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
сформировать представления о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
обучить правилам личной гигиены в разных условиях, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье; правилам двигательной активности; упражнениям сохранения правильной осанки, зрения; осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.
В 1 классе курс «Первые шаги к здоровью» рассматривает следующие вопросы: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
Место предмета в учебном плане. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год.
Ценностные ориентиры.
Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
Развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Формы проведения: игры, беседы, анкетирование, просмотр тематических видеофильмов, экскурсии, дни здоровья, конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- Определять и высказывать самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
- Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты
Учащийся научится различать
- основы рационального питания;
- способы сохранения и укрепления здоровья;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- заботиться о своем здоровье;
Содержание курса
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» состоит из 7 разделов:
«Вот мы и в школе»: личная гигиена в разных условиях, значение физических упражнений для организма;
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках»: влияние различной окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: занятие спортом.
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся.
Содержание программы отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивает взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе | Форма контроля | |
лекции | практи-ческие занятия | ||||
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 | Праздник |
II | Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 | Викторина |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 3 | 4 | Викторина |
IV | Я в школе и дома | 6 | 3 | 3 | Игра - викторина |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 | Соревнования |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 | 1 | 2 | Ролевая игра |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 2 | 2 | Диагностика |
Итого: | 33 | 14 | 19 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Наименование разделов и дисциплин | Виды деятельности учащихся | |
Введение «Вот мы и в школе». | Различать способы сохранения и укрепления здоровья; Соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях; | |||
1 | Дорога к доброму здоровью | |||
2 | Здоровье в порядке - спасибо зарядке | |||
3 | В гостях у Мойдодыра Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» | |||
4 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» | праздник | ||
Питание и здоровье | Иметь знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания. Понимать основы рационального питания; Осознавать влияние здоровья на успешную учебную деятельность; Понимать значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; | |||
5 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | |||
6 | Культура питания Приглашаем к чаю | |||
7 | Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться) | |||
8 | Как и чем мы питаемся | |||
9 | Красный, жёлтый, зелёный | викторина | ||
Моё здоровье в моих руках | Иметь знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания. Понимать основы рационального питания; Осознавать влияние здоровья на успешную учебную деятельность; Понимать значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; | |||
10 | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим | |||
11 | Полезные и вредные продукты. | |||
12 | Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» | |||
13 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» | |||
14 | Как обезопасить свою жизнь | |||
15 | День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим» | |||
16 | В здоровом теле здоровый дух | викторина | ||
Я в школе и дома | Осознавать влияние здоровья на успешную учебную деятельность; Понимать значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; Соблюдать правила посадки при работе в классе и дома; Соблюдать нормы поведения на перемене; | |||
17 | Мой внешний вид – залог здоровья | |||
18 | Зрение – это сила | |||
19 | Осанка – это красиво | |||
20 | Весёлые переменки | |||
21 | Здоровье и домашние задания | |||
22 | Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим | Игра- викторина | ||
Чтоб забыть про докторов | Иметь знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания. Понимать основы рационального питания; | |||
23 | “Хочу остаться здоровым”. | |||
24 | Вкусные и полезные вкусности | |||
25 | День здоровья «Как хорошо здоровым быть» | |||
26 | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» | круглый стол | ||
Я и моё ближайшее окружение | ||||
27 | Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» | день вежливости | ||
28 | Вредные и полезные привычки | Распознавать вредные и полезные привычки; | ||
29 | “Я б в спасатели пошел” | Ролевая игра | ||
«Вот и стали мы на год взрослей» | Распознавать опасные ситуации в летний период и избегать их; Оказывать первую доврачебную помощь; Отличать вредные и полезные растения; грамотно формулировать свои мысли; слушать одноклассников. | |||
30 | Опасности летом (просмотр видео фильма) | |||
31 | Первая доврачебная помощь | |||
32 | Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» | |||
33 | Чему мы научились за год. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Приложение
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"
Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...
внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "
Научно позновательное направление "Мой родной край"...
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
"Скелет - наша опора" Внеурочная деятельность 1 класс
Разработка занятия " Скелет - наша опора" по программе внеурочной деятельности " Школа докторов природы" в 1 классе".Составлено в соответствии с ФГОС.Цель занятия - побудить стремление детей быт...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...