Социально-значимый проект «Страницы истории родного края»
проект (4 класс) по теме
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность, а именно социальное проектирование. Введение детей в социальное проектирование позволяет развивать самостоятельность, инициативность, творчество, компетентность, коммуникативность ребёнка.Особое место в моей педагогической практике занимает социальное проектирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots_proekt_istoriya_kraya.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Северский район, поселок городского типа Ильский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №52
поселка городского типа Ильского
муниципального образования Северский район
УТВЕРЖАЮ
Директор МБОУ СОШ № 52
пгт.Ильского МО Северский район
_____________ Т.С.Купреева
« 14» сентября 2015г
Социально-значимый проект
«Страницы истории
родного края»
Тип проекта: долгосрочный
Срок исполнения : сентябрь 2015г - май 2016 г
Участники проекта: учащиеся, педагоги и родители МБОУ СОШ №52 пгт Ильского МО Северский район
Разработан
Бакулиной Л.В.,
учителем начальных классов
МБОУСОШ №52
пгт Ильского
МО Северский район
Сентябрь, 2015
Содержание проекта:
- Введение. Актуальность выбранной темы.
- Цель и задачи социального проекта.
- Содержание социального проекта. Этапы реализации.
- Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы.
- Определение цели, задач социального проекта.
- Исследование проблемы. Сбор информации.
- Разработка плана действий. Распределение обязанностей.
- Определение необходимых ресурсов.
- Проведение плановых мероприятий.
- Ожидаемые результаты.
- Список использованной литературы
- Введение
Школьные годы жизни имеют решающее значение в становлении основ личности учащихся, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания школьниками окружающей его социальной действительности.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повсеместному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.
В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования в школьном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды. Задача учителя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Основной из задач образовательных учреждений является приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному городу, родной природе, селу, краю».
Данный проект имеет практико-ориентированное значение, потому что все собранные материалы помогут учащимся и преподавателям при подготовке заданий по истории Краснодарского края.
Участие учеников в работе над публикацией материалов на школьном сайте по истории родного края может быть использован на уроках учениками и преподавателями, актуально. Знание истории страны, края, посёлка нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но, даже в большей степени, это знание необходимо молодым, тем, кому передается эстафета истории.
- Тема проекта: «Страницы истории родного края»
Цель проекта: формирование гражданственности и патриотизма, духовно- нравственной культуры, приобретение школьниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах.
Задачи проекта:
- Изучить социальную среду и выявить актуальность социальной проблемы.
- Провести плановые мероприятия.
- Создать страницу на школьном сайте по истории родного края для использования на занятиях внеурочной деятельности в помощь учащимся и педагогам МБОУСОШ №52 пгт Ильского.
- Оказание помощи школьному музею в приобретении новых сведений
Ход работы над проектом:
- Этапы реализации проекта:
- Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы. Сбор информации.
- Составление плана работы. Распределение обязанностей.
- Определение необходимых ресурсов.
- Проведение плановых мероприятий.
Этап 1. Изучение социальной среды и выявление актуальной социальной проблемы.
Социологический опрос «Какие мы, жители края?»
Цель опроса: исследование духовно-культурных ценностей, социальных и личностных качеств школьников для их реализации на благо общества.
1 и 2-й вопросы рассчитаны на все возрастные группы, 3, 4, 5-й вопросы предназначаются преимущественно для учащихся 7 – 11 классов, что учитывается при обработке результатов.
Анкета 1.
Анализ полученных данных
Результаты опроса:
- Знаете ли Вы что такое патриотизм?
ДА – 90 %, НЕТ – 10 %
- Чувствуете ли Вы себя гражданином
России?
ДА – 99 %, НЕТ – 1 %
- Какими качествами должен обладать
житель Краснодарского края?
- Учащиеся объясняют, что значит для них «малая Родина».
Вывод 1:
Быть жителем края Знать историю своего края
История Родины –
каковы её составляющие?
История жизни, История городов История
поступков людей и деревень малой Родины
- С чего начинается Родина?
- Знаем ли мы историю своей малой Родины?
Социологический опрос: «Знаете ли вы историю своего края, района?»
Анкета 2.
Вывод 2:
Необходимо пробудить интерес КАК?
к истории родного края «мозговой штурм»
Как использовать собранные в ходе реализации проекта материалы?
Опубликовать материалы по истории края, своего района на школьном сайте.
Выявление и анализ проблемы (анкетирование)
Фамилии членов группы_______________________________________________
Дата________________________________________________________________
Проблема (формулируем тему проекта: «Страницы истории родного края» и цель проекта: развитие интереса к истории родного края)
- Считаете ли Вы и другие люди Вашего района, что эта проблема является важной? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие органы управления отвечают за решение этой проблемы? _______________________________________________________________________
- Проводится ли этим органом управления какая-либо политика для решения этой проблемы? ___________________________________________________________
Если такая политика существует, то ответьте на следующие вопросы:
ˇ Каковы её преимущества и недостатки?_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ˇ Где можно получить информацию по данной проблеме?
__________________________________________________________________________
ˇ Существуют ли какие-нибудь другие проблемы в Вашем края района, которые можно решать в классе, школе? Что за проблемы?____________________________________
_________________________________________________________________________
Подведение итогов первого этапа (резюме).
Два социологических опроса («Какие мы, жители края?» и «Знаете ли вы историю своего родного края, района?») показали следующие результаты:
Ответы респондентов свидетельствуют, что участники опроса понимают важность значения историю своей страны, своей малой Родины, однако этих знаний недостаточно. Следовательно, необходима просветительская и пропагандистская работа по распространению знаний по истории своего родного края и района. Проблема является актуальной и может стать предметом рассмотрения в школьной проектной лаборатории. Продуктом проектной деятельности может стать публикация материалов по истории края, своего района на школьном сайте, в который будут включены исследовательские работы детей. Такая просветительская работа может способствовать решению задач по развитию интереса к истории малой Родины и родного края, в рамках празднования знаменательных дат Краснодарского края: 13 сентября 1937 года - день образования Краснодарского края (отмечается во второе воскресенье сентября), 28 мая 1864 года - день основания станицы Северской; 2 июня 1924 года - день образования Северского района, 12 июня - День Северского района, последнее воскресенье сентября - День города Краснодара.
Этап 2. Определение цели, задач социального проекта.
Задачи:
- Провести социологические опросы
- Провести анкетирование членов инициативной группы
- Собрать информацию по проблеме
- Опубликовать материалы по истории края, своего района на школьном сайте для использования учащимися и преподавателями на основе исследовательских работ учащихся и других практических материалов
Этап 3. Исследование проблемы. Сбор информации.
План сбора информации:
- Встреча с компетентными специалистами, интервью.
- Анализ материалов по проблеме обзора:
- Исследовательских работ научно-практических конференций;
- Публикаций газет и журналов;
- Информации печатных источников историко – краеведческих музеев края;
- Ресурсов Интернет
Этап 4. Разработка плана действий. Распределение обязанностей.
Этап 5. Определение необходимых ресурсов
БИЗНЕС – ПЛАН
- Резюме.
Целью проекта является повествование об истории Краснодарского края, Северского района; систематизация и структурирование информации, которая собиралась учащимися-участниками нескольких школьных выпусков.
Учащиеся МБОУСОШ №52 решили опубликовать материалы на школьном сайте, в котором рассказывается о событиях истории своей малой родины, не отражённых в «большой литературе», но не ставших от этого менее значимыми.
- Производственный план.
- Подготовительный период включает следующее:
- Разработка бизнес-плана проекта.
- Регистрация проекта.
- Привлечение финансовых ресурсов.
- Сбор информации.
- Предварительная оценка и просмотр проекта.
- Проведение работ по запуску проекта.
Затраты на маркетинг.
Наименование | Затраты | В течение… |
Реклама | ||
Концерт | ||
Ярмарка | ||
Вывод:
Проведение финансово-экономического анализа проекта позволяет говорить о том, что представляемый проект «Страницы истории родного края» может быть реализован с высокой эффективностью различными способами.
Этап 6. Проведение плановых мероприятий.
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный | Участники |
1 | Акция «Внимание проект» Выпуск школьной стенгазеты. | 3 неделя сентября | Фоменко Е. | Учащиеся 4 класса |
2 | Изучение социальной среды. Социологический опрос «Какие мы, жители края?» | 1 неделя октября | Ершова А. | Учащиеся школы |
3 | Социологический опрос: «Знаете ли вы историю своего края, района?» | 2 неделя октября | Кучерова А. | Учащиеся школы |
4 | Выявление и анализ проблемы (анкетирование членов инициативной группы) | 3 неделя октября | Координатор проекта | Инициативная группа |
5 | Встреча с компетентными специалистами, интервью. | Ноябрь - декабрь | Родители учащихся | Инициативная группа |
6 | Благотворительная акция | декабрь | Кочконогов Е. | Родители учащихся |
7 | Экскурсии в историко-краеведческие музеи ст. Северской, г. Краснодара музей им. Фелицина. | январь | Родительский комитет | Учащиеся 4 класса |
8 | Анализ материалов по проблеме обзора: исследовательских работ научно-практических конференций; публикаций газет и журналов; информации печатных источников историко – краеведческих музеев края; Ресурсов Интернет | февраль | Координатор проекта | Инициативная группа |
9 | Разработка и создание страницы на школьном сайте | март | Фоменко Е. | Инициативная группа |
10 | Публикация материалов на школьном сайте | Апрель-май | Координатор проекта | Инициативная группа |
План публикации материалов на школьном сайте:
- Вступление. Цели и задачи работы.
- История возникновения Краснодарского края.
- Предприятия города.
- Музеи города.
- История улиц.
- Почётные жители.
4.Ожидаемые результаты:
- приобретение учащимися опыта социально значимой деятельности;
- воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с родного
края; познании его истории, формировании гордости и патриотизма;
- осознание учащимися своей роли в жизни местного сообщества, значение их труда для населения края, района.
- публикация материалов по истории Краснодарского края на школьном сайте для использования во внеурочной деятельности в помощь учащимся и педагогам школы для изучения родного края.
- Оказание помощи школьному музею в приобретении новых сведений
Используемая литература:
- Проектная деятельность в начальной школе. Автор-составитель Н. Б. Полянина и др. – Волгоград: учитель, 2008.
- Школьная проектная лаборатория. Авторы-составители Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина. – Волгоград: учитель, 2009.
- Новикова С. Методика составления социологической анкеты. – М.: МПА, 1993
- Прутченков А.С. шаг за шагом. Технология разработки и реализации социальных проектов. – М., 2010
- Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2009.
- Журнал Педагогическая мастерская – 2009
- Журнал Современный урок – 2012
- Бардадым, В. П. Священные камни: историч. камни / В. П. Бардадым. – Краснодар: Совет. Кубань, 2007
- История Кубани с древнейших времен до наших дней: учебное пособие / науч. ред. В. Н. Ратушняк. – Краснодар: Кубанькино, 2004
- Маслов, А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. – Краснодар: Перспективы образования, 2007
- Трудовая слава Кубани: люди немеркнущей славы / под ред. Н. Л. Заздравных, Л. Д. Мурзиной. – 2-е изд. – Краснодар: Диапазон – В, 2006
- Щербина, Ф. А. Кубанское казачество и его атаманы / Ф. А. Щербина, Е. Д. Фелицын. – М.: Вече, 2007. (История казачества)
- Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. – Ростов н/Д: БАРО-ПРЕСС, 2007
- Писатели Кубани – детям: сборник / Краснодарская краевая детская б-ка им. братьев Игнатовых; отв. за выпуск В. Ю. Соколова. – Краснодар: Традиция, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-значимый проект "Разговор о правильном питании". Презентация "Каша-радость наша"
Презентация "Каша - радость наша" принимала участи в краевом этапе конкурса методик реализации тематических модулей второй части программы "Две недели в лагере здоровья" и третьей ...
Разработка сценария к социально-значимому проекту. Презентация "Каша-радость наша"
В разработке представлена беседа к сценарию "Каша - радость наша", подробная информация о крупах, игры и загадки....
План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов в рамках введения ФГОС
План социально-значимых мероприятий обучающихся 1-х классов в рамках введения ФГОС (классные часы, праздники, соревнования, беседы, акции...
Формирование социально - значимой личности через технологию социального проектирования
Воспитание и социализация младших школьников – одни из основных направлений Стандарта второго поколения для начальной школы. Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения вовсем обществе, ...
Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. "Страницы Великой Отечественной войны"
Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. Страницы Великой Отечественной войны". Пояснительная записка,учебно-тематическое планирование,КТП....
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»
Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...