Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука животных»
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука животных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zivotn.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Азбука животных»
Содержание курса.
Тема 1.Как животные оказались в нашем жилище
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.
Тема 2.Почему мы любим животных.
Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных.
Тема 3. Собаки – самые верные друзья.
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о собаках.
Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе.
Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
Тема 5. Пернатая радуга в комнате.
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.
Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники.
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах.
Практическая работа: оформление места проживания хомячка.
Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи.
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.
Тема 8. Школа для ваших любимцев.
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные - артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.
Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.
Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приучили.
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.
Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.
Итоговое занятие. Конференция, выставка.
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.
Календарно - тематическое планирование
1 класс
Темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Дата | |
1. Как животные оказались в нашем жилище. | 2 | 1.Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд и т.д. |
2.Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. | |
2.Почему мы любим животных. | 4 | 1.Красота и привлекательность животных. 2.Интерес к животным, их разнообразие. 3.Животные нас воспитывают. | 4.Конкурс эрудитов – любителей животных. | |
3.Собаки – самые верные друзья человека. | 6 | 1.История одомашнивания, выведение разных пород. 2.Воспитание щенка. 4.Основы практической кинологии 5.«Профессии собак» |
3.Просмотр видеоматериалов. 6.Посещение выставки собак. | |
4.Кошки, которые не гуляют сами по себе. | 6 | 1. История домашней кошки. 2.Породы кошек и особенности её поведения. 3.Удивительные истории о кошках и их хозяевах |
4.Основы практической фелиологии. 5.Посещение выставки кошек. 6.Освоение приёмов ухода за кошкой | |
5.Пернатая радуга в комнате. | 8 | 1. Основы содержания комнатных птиц 3.Основные группы комнатных птиц. 4.Корма и правила кормления. 6.Виды попугаев и уход за ними. | 2.Как выбрать и обустроить клетку. 5.Просмотр видеоматериалов о птицах. 7.Освоение приёмов чистки клетки. 8.Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. | |
6.Хомка и его ближайшие родственники. | 6 | 1. Основы содержания мелких грызунов. 3.Хомяки. Морские свинки. Особенности содержания. 4.Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. 6.Особенности жизни грызунов в природе. | 2.Оборудование клетки для грызунов. 5.На что надо обратить внимание, приобретая грызуна. | |
7. Итоговое занятие. | 1 | 1. Организация выставки фотографий и поделок. | ||
2 класс | ||||
8. Вводное занятие. | 1 | 1.Конкурс - игра «Любители животных» | ||
9.Рыбы – самые тихие соседи. | 8 | 1. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. 2.Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. 6.Основные группы рыб. | 3.Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. 4.Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, фильтры. 5.Выбор и посадка растений в аквариум. 7.Просмотр видеоматериалов. 8.Освоение приёмов чистки стенок аквариума. | |
10.Школа для ваших любимцев. | 8 | 1. Основы воспитания и дрессировки животных. 3.Представление об условных рефлексах. 6.Методика дрессировки животных династией Дуровых. | 2. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. 4.Поощрение и наказание. 5.Правила дрессировки собак, основные команды. 7.Животные в цирке. 8.Отработка навыков дрессировки. | |
11.Взрослые, которые всегда готовы нам помочь. | 8 | 1 Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. 3.Общество охраны животных. 5.Ветеринарные врачи и ветклиники. | 2.Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. 4.Приобретение животных у любителей. 6.Лечение животных. 7.Газеты, журналы, телепередачи, посвящённые содержанию животных. 8.Освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным. | |
12.Мы в ответе за тех, кого приучили. | 6 | 1 Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. 4.Права и обязанности хозяев животных. | 2.Как достичь успеха в своём увлечении животными. 3.Дневник наблюдений и картотека. 5.Освоение приёмов фотографирования животных и птиц. 6.Как защищать животных от жестокого обращения. | |
13.Итоговое занятие. Конференция, выставка. | 3 | 1. Подведение итогов занятий. | 2.Проведение конференции. Организация выставки фотографий и поделок. 3. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных | |
Итого | 67 | 31 | 36 |
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- Учитъся работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
- Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
- Называть условия, необходимые для жизни животных.
- Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
- Приводить примеры домашних животных своего края.
- Анализировать тексты писем.
- Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
Ожидаемые воспитательные результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни:
приобретение школьником знаний
- о правилах содержания животных, о правилах обращения с животными;
- об основных нормах гигиены;
- о принятых в обществе нормах отношений к природе;
- об ответственности за поступки, слова и мысли;
- о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
2. Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
- развитие ценностного отношения школьника к родной природе: к животным, растениям, человеку.
3. Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:
- приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
- принятия на себя ответственности за других людей, за жизнь животных, опыта заботы о «братьях наших меньших».
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной научно- познавательной деятельности
Вид внеурочной деятельности | Приобретение школьником новых социальных знаний | Развитие позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества | Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия: |
Научно – познавательная деятельность | Беседы о правилах содержания животных, о правилах обращения с животными; об основных нормах гигиены; о принятых в обществе нормах отношений к природе; об ответственности за поступки, слова и мысли. Занятия по отработке специальных умений обращения с животными. | ||
Беседы о принятых в обществе нормах отношений к природе; об ответственности за поступки, слова и мысли. Занятия, совместно организуемые школьником и педагогом в виде коллективных творческих дел: составление свода прав и обязанностей хозяев животных, проведение конференции, организация выставки фотографий и поделок. | |||
Занятия, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, родителей: организация выставки фотографий и поделок, компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. Занятия, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. |
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование учебного оборудования | |
1 | Книгопечатная продукция | |
| ||
2 | Наглядные пособия | |
Плакаты по темам: «Дикие и домашние животные» «Домашние животные и их детеныши» «Времена года» «Декоративные птицы» Карточки: «Живая и неживая природа» «Классификация животных» «Дикие и домашние животные» «Времена года» | ||
3 | Игры и игрушки | |
Игры, лото, викторины, игрушки-животные | ||
4 | Учебное оборудование | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Ученый стол Учебный стул Учительский стол Учительский стул | ||
5 | Технические средства | |
Компьютер Магнитофон Мультимедийный проектор Телевизор | ||
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофильмы по предмету «Мир вокруг нас. Природа». Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения «Голоса птиц». |
Прил
Приложение 1
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земно водные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,
Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.
Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дуро ва. — М., 1993.
Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для лю бителей птиц / Э. С. Жердев. М., 1988.
Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.
Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.
Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.
Пайере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.
Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрирован ная энциклопедия / В. Д. Полонский. М., 2000.
Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.
Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.
Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.
Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" для 1-4 кл
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" разработана на 4 года обучения...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Азбука добра 3 класс
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и КТП...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Азбука вежливости"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Азбука вежливости"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Курс внеурочной деятельности "Азбука безопасности" разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"...
Презентация по курсу внеурочной деятельности "Азбука общения"
Занятие 1 "Давайте познакомимся!"Работа с пословицей, с правилами работы в группе....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука животных»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука животных»...