Выступление на методобъединении
учебно-методический материал на тему
Духовно-нравственное воспитание является одной из актуальных проблем нашего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_doklad_na_metod_obed.odt | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
124489 г. Москва, г. Зеленоград, корп. 603 А тел./факс: 8(499)736-75-15
ОГРН 1027739319156 http:// s854zg.mskobr. ru
ИНН\КПП 7735099084/773501001 854@edu.mos.ru
Выступление на методическом объединении
Доклад «Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ»
Подготовила
Учитель начальных классов
Кремнева Л.А.
2013г.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом в наше нелегкое время. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились:
- отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью;
- резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей псевдонаукой «валеологией», идеями «безопасного секса» и «планирования семьи»;
- отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей;
- резкие, непродуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне - развитой личности.
Все это происходит на фоне пропаганды разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессии и рекламы алкогольной продукции, при полной неспособности правоохранительных органов и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к духовному истощению, безнравственности, агрессивности, формированию вредных привычек у детей и деградации личности молодежи.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От того, направим ли мы их на путь истины, добра и света или оставим во тьме неведения смысла жизни человека, зависит и наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается еще в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, уважение, милосердие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимость к отклонениям от норм нравственности. Эти качества должны закладываться у детей с раннего детства.
Мы, педагоги, надеемся на то, что наш педагогический труд, наше стремление и желание воспитать каждого своего подопечного не только, как всесторонне - развитую личность, но и как доброго и порядочного человека, не пройдут даром. Используемые в школе учебные авторские программы, педагогические технологии, методические разработки внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы педагогов по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, природы родного края, что так актуально сегодня. Воспитательный процесс в урочное время планируется и строится во взаимосвязи духовного и нравственного направлений, а внеклассная деятельность является продолжением начатой на уроке работы. При разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст воспитанников, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо чтобы каждое воздействие педагога было целенаправленно, осмысленно и закреплено своим личным позитивным примером, особенно это касается педагога коррекционного класса, где педагог является большим авторитетом и примером поведения. Поэтому, в группе продленного дня при работе с детьми с ОВЗ я применяю технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, которая направлена на понимание ребенка, как отдельной целостной уникальной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей и взаимопонимание между педагогом и ребенком. Своим личным примером доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, их родителям, своим коллегам я стараюсь воспитать у детей доброжелательность, уважение, чуткое отношение друг к другу. Я всегда провожу с ними беседы на этические и нравственные темы, особенно темы добра и зла. Современные дети уже с раннего возраста проявляют себя как жестокие агрессивные взрослые люди. За последнее время очень часто во время перемен или во время игр наблюдаешь такую картину, как небольшой конфликт между детьми постепенно перерастает в кровавую бойню и ногами, и руками под всеобщее улюлюканье \ одноклассников. Дети, вместо того, чтобы успокоить конфликтующих, наоборот, обостряют конфликт. И такое неприятное зрелище многим детям приносит удовольствие! Это настораживает - все это вредное влияние интернета, просмотр фильмов – боевиков или фильмов – ужасов, агрессивных и безнравственных компьютерных игр. Многие родители, не понимая всей пагубной роли всего этого для своего ребенка, сами предлагают ему полюбить этот жестокий агрессивный мир. С детьми необходимо, как можно чаще разговаривать обо всем, чтобы выявить затаенную обиду, месть, зависть, т.е. все то, что отравляет светлую детскую душу и затем, путем бесед объяснить, как надо поступать в той или иной ситуации, учить любить тех, кто рядом с ними, учить относится друг к другу так, как если бы они хотели, чтобы относились к ним люди.
В своей практике духовно- нравственного воспитания я также применяю сказкотерапию, используя сюжеты сказок Коротковой Л.Д. Дети любят слушать сказки, а сказки учат жить. Недаром говорится: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми зффективными способами воспитательно - образовательной работы с детьми.
В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках опробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально - исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Поэтому, я стараюсь привлекать детей к участию во всех организуемых школой или внутригрупповых мероприятиях - будь то конкурс рисунков, выставка поделок или музыкальное представление, спортивное состязание, возродить народные праздники, создавая интересные познавательные музыкальные проекты - «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха». Эти мероприятия позволяют детям раскрыть все свои творческие таланты- художественные и артистические, познать, что-то новое и получить удовольствие от проведения праздников и создания веселого настроения своим одноклассникам, учителям, родителям.
Веселые старты, эстафеты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую роль в оздоровлении не только тела ребят, но и их души. Во время спортивных состязаний у детей воспитываются такие важные качества характера, как воля, сознательная дисциплина. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Хочется отметить, что большую роль в успешном осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся играет привлечение и участие родителей во всех широкомасштабных проектах школы, класса. Родители-первые помощники воспитателя и учителя. Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, в классе у ребенка, играет положительную роль для самого ребенка. Если родители принимают активное участие во всех делах класса вместе со своим ребенком, то в глазах ребенка поднимается авторитет родителей и вместе с этим поднимается самооценка самого ребенка. А безразличие родителей к школьным делам ребенка в дальнейшем порождает безразличие ребенка к делам родителей, черствость и цинизм. Поэтому с родителями своих подопечных я стараюсь наладить тесную связь и сотрудничество, провожу беседы по поводу духовно- нравственного, этического и эстетического воспитания детей в семье. Патриотическое воспитание является важной частью духовно-нравственного воспитания учащихся. Я нахожу интересный материал по патриотическому воспитанию детей и провожу внеклассные мероприятия, посвященные «Дню защитника Отечества», «Дню космонавтики», «Дню Победы»; тематические занятия о подвигах защитников Отечества, о детях-героях, о научных достижениях нашей страны; конкурсы рисунков на военную, космическую тематику, осуществляю просмотр документальных и художественных фильмов о войне, современных достижениях науки и техники. Все это создает в душе каждого ребенка гордость за свой народ, за свою страну, воспитывает патриотические чувства к своей Родине.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является экологическое воспитание, охрана природы. Каждый год в сентябре я провожу с детьми экологическую игру «Природа родного края», с помощью которой дети получают много интересной и познавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). Как важно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое значение для человека имеет тот или иной вид растения или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находят во время игры. Получая новые знания о природе родного края, они начинают понимать значение природоохранительной деятельности человека. Проводя беседы, викторины, конкурсы рисунков, игра «Что? Где? Когда?», которые посвящены экологическому воспитанию учащихся, привитию любви и заботы о родной природе.
Наблюдая, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков я пришла к выводу, что еще очень много нужно сделать воспитателям, учителям, родителям, чтобы воспитать в детях нравственные чувства, вести их к подлинной духовности. Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, воспитателя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровье – это всё, но всё без здоровья – ничто». Выступление на методобъединении учителей начальных классов
Быть здоровым - это модно, так как здоровье и красота взаимосвязанные понятия. Если перечислить признаки здорового человека, то одновременно это будут и признаки привлекательного человека с физи...
Выступление на методобъединении: "Смысловой аспект литературных произведений духовной направленности".
В своем выступлении на методическом объединении школы я попыталась объяснить,основной задачей духовной нравственности является воспитание и формирование у школьников младшего возраста личных качеств, ...
Выступление на методобъединении учителей начальных классов «Кейс-метод или метод конкретных ситуаций»
Работа раскрывает осноные понятия нового метода работы. Данная работа поможет вовлечь учителей начальных классов в новую деятельность, используя при этом кейс-метод - метод ситуаций. К выступлению дан...
Выступление на методобъединении на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках и занятиях".
Текст выступления на методобъединении на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках и занятиях"....
Выступление на Методобъединении учителей начальных классов
Тема "Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника"...
Выступление на методобъединении воспитателей "Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности"
В данном выступлении затрагивается проблема утраты нашим обществом традиционно российского патриотического сознания и представлен опыт педагога по патриотическому воспитанию на приме...
2023 - 2024 уч. год Материал к выступлению на методобъединении учителей начальных классов
quot;Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"....