Внеурочная образовательная программа «Я - азнакаевец»
материал (1 класс) на тему
Основными задачами являются: дать ученикам предварительный минимум историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Краеведческий принцип подхода к воспитанию позволяет сформировать у школьников естественнонаучное мировоззрение и выработать чувство любви, ответственного отношения к Родине, краю, родному селу и своим национальным истокам. Добиться осознания учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, сформировать личностно значимые ценностные ориентиры в контексте самореализации в условиях края и региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.
Внеурочная
образовательная программа
для учащихся 1 – классов «Я - азнакаевец»
(патриотическое направление внеурочной деятельности)
Составители:
Шарифуллина Альфия Габдулахатовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Азнакаево. 2014г.
Содержание.
1.Пояснительная записка (Введение).
2. Содержание курса.
3.Учебно-тематический план.
4.Предполагаемые результаты реализации программы.
5. Методическое обеспечение программы.
6.Рекомендуемая литература.
Пояснительная записка.
Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.
Основными задачами являются: дать ученикам предварительный минимум историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Краеведческий принцип подхода к воспитанию позволяет сформировать у школьников естественнонаучное мировоззрение и выработать чувство любви, ответственного отношения к Родине, краю, родному селу и своим национальным истокам. Добиться осознания учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, сформировать личностно значимые ценностные ориентиры в контексте самореализации в условиях края и региона
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Цели и задачи программы:
Предлагаемый план воспитательной работы по патриотическому воспитанию младших школьников составлен на основе проекта «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников».
Ценности программы:
формирование активной гражданской позиции, чувство любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, своего города;
воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
Цели программы:
формировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, экономических особенностях города Азнакаево;
воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего города;
обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Особенности программы
Содержание данной программы рассчитано на учащихся 1 классов школы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на 33 часа обучения, 1 час в неделю.
В процессе преподавания курса “Я - азнакаевец” рекомендуется проводить уроки-встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся готовят сообщения, фото - выставки, конкурс рисунков на тему: «Мой любимый город».
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Учет регионального своеобразия позволяет обогатить учебно-воспитательный процесс. Задача учителя и классного руководителя состоит в том, чтобы использовать историко-культурное наследие Татарстана, родного города и села, изучить его и донести до своих учеников.
Все этапы истории рассматриваются сквозь призму исторической судьбы России и Татарстана. Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных образах.
Среди системных форм внеклассной деятельности огромный потенциал для воспитания и развития учащихся имеет краеведческая и музейная работа. Ее назначение - углубление знаний учащихся, создание условий для реализации познавательных интересов школьников. Изучая краеведческий материал, ребята
поставлены в позицию исследователей, стремящихся к активному самостоятельному поиску исторических фактов. Наиболее целесообразными формами поисковой
деятельности являются: сбор данных о событиях и людях родного края; встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана; консультации сотрудников школьных библиотеки и музея; поиск предметов материальной и духовной культуры.
В целом, изучение школьниками культуры России в совокупности с национально-региональным компонентом позволяет им осознать свою сопричастность к семье, родному краю, окружающим людям, осмыслить понятия: «Родина», «Отечество», «Патриот».
30 августа - День Республики Татарстан. День города.
Народные гулянья. Легенда, история возникновения Азнакаево.
8 сентября День воинской славы России.
Беседа, классные часы о героическом прошлом России, о героях - земляках, прославивших нашу Родину.
1 октября День пожилых людей.
Патриотическое воспитание невозможно без уважительного отношения к старшему поколению. Рекомендуются встречи с бывшими работниками школы, родителями, бабушками, дедушками учащихся, ветеранами ВОВ. В виде бесед, праздничных концертов, конкурсных мероприятий и т.д.
6 ноября День Конституции Республики Татарстан.
Знакомство со статьями Конституции РТ как составной части Конституции России. Информационные классные часы, викторины по знанию статей Конституции, государственных символов
Беседа с работниками местного военкомата о священном долге – защиты Родины. Изучение статей Конституции РФ о долге перед Родиной.
Оформление стенда «Как служишь, солдат», где помещена информация о выпускниках школы, отслуживших в армии.
16 ноября Международный День толерантности.
Уделяя большое внимание проблеме толерантности в современном обществе, предлагаем провести классные часы, открытые мероприятия, лекции, игровые уроки, концертные программы, в которых ярко раскрываются принципы толерантности в нашей многонациональной стране и в нашем регионе.
28 ноября День Матери.
Понятие патриотизма неотделимо от понятий «мать», «Родина». Встречи, концерты, классные часы, воспитывающие у учащихся не только любовь к матери, но и любовь к Родине.
12 декабря День Конституции Российской Федерации.
Патриотическое воспитание невозможно без знаний основного закона государства – Конституции.
8 февраля День юного антифашиста.
На примере открытых мероприятий, уроков Мужества, читательских конференций показать активное участие детей и подростков в борьбе против фашизма, их вклад в нашу победу.
15 февраля День рождения Мусы Джалиля.
На примере жизни великого татарского поэта и его соратников, показать стойкость и мужество узников фашистских концлагерей и тюрем, их веру в грядущую победу, и самоотверженную любовь к Родине. Рекомендуется проведение музыкально-литературных композиций, уроков Мужества, посещение мест, связанных с именем М. Джалиля.
23 февраля День защитников Отечества.
Предлагается проведение спортивно-игровых («Зарница»), концертных мероприятий, выпуск тематических стенгазет, организация выставок рисунков, встреча с военнослужащими разных родов войск.
8 марта Международный женский день.
Показать большой вклад женщин на благо Родины в военное и мирное время. Беседы с женщинами - участницами ВОВ, работниками тыла, строителями заводов, нефтяных объектов и т.д. Оформление стендов «Женщины – летчицы», «Женщины – Герои Советского Союза», «Женщины среди нас», концертная программа.
21 марта День весеннего равноденствия. Науруз-байрам. Карга боткасы.
Проводы зимы. Знать традиции татарского народа.
22 марта Международный день водных ресурсов.
Открытые мероприятия, классные часы, беседы о необходимости сохранения и бережного отношения к водоемам родного края.
30 марта День защиты Земли.
Расширять представления детей об истории своего края, о необходимости защиты его окружающей среды, природных и культурных памятников. Экологические конференции, информационные классные часы, открытые внеклассные мероприятия.
12 апреля День Космонавтики.
Классные часы о космонавтах, конкурсы рисунков. Показать значимость развития космических сил в военном потенциале России, информационные классные часы о достижениях в области освоения космоса.
26 апреля День рождения Габдуллы Тукая.
Чтение сказок, конкурс рисунков, урок-инсценировка произведений Г. Тукая, уроки – конференции по творчеству поэта, тематические вечера.
9 мая День Победы.
Уроки Мужества, уроки-концерты, возложение венков у памятника павшим воинам ВОВ, встреча с ветеранами войны и работниками тыла, выпуск стенгазет, тематические вечера.
18 мая Международный день музеев.
Информация о музеях мира в виде познавательных конференций, викторин, классных часов, просмотр видеоматериалов, знакомство с музеями родного города, информация о школьных музеях.
Содержание программы
1-й класс
Наш город – (6 ч.)
Наш дружный дворик и друзья. (Беседа.)
Главная улица нашего города (рисунки).
Памятные и исторические места города (экскурсии).
Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ, экскурсии на места работы родителей).
Название моего города (легенды).
Экскурсия по аллее героев.
Моя семья – (8 ч.)
Мои мама и папа – самые близкие для меня люди. (Беседа. Фоторепортаж.)
Орден в моем доме (поисковое задание).
Мои родные (устный рассказ, рисунки).
Ты – родитель (игра).
Мое имя и фамилия
Игры бабушек, дедушек (разучивание).
Выполнение посильных поручений в семье (рисунки).
Конкурс стихов «Я и моя семья» (Сочиняем вместе с семьёй. Творчество семьи.)
Наша школа – (8 ч.)
Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).
Адрес школы. Дорога в школу (рисунки. Выступление работников ГИБДД)
Мой сосед по парте (урок – игра).
Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).
Школьная библиотека (экскурсия).
Наши обязанности.
Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе).
Уважай труд всех работников школы. (Ролевая игра)
Природа и мы – (5 ч.)
Природа моего города (посещение парка «Тарсус»).
Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).
Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).
Карга боткасы (Науруз байрам)
Дары леса (экскурсия в лес.
Россия – Родина моя (6 часов.)
Москва-столица России. (Заочная экскурсия.)
Я живу в России. (Путешествие по карте России).
Мои родственники по всей России. (Фоторепортаж.)
Символы российского государства. (Просмотр слайдов. Рисунки.)
Дружественные народы России. (Диспут.)
Детский Сабантуй. (Национальные игры татарского народа.)
Содержание курса.
№ | Раздел программы | Тема | Содержание, методические приемы | Коли- чество часов | Дата |
1. | Наш город | 6ч | |||
1.Наш дружный дворик и друзья. | Беседа. | 1ч | |||
2.Главная улица нашего города | Улица Ленина. Памятные места этой улицы. Экскурсия по улице Ленина. | 1ч | |||
3.Памятные и исторические места города. | Краеведческий и нефтяной музеи. | 1ч | |||
4.Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте | Устный рассказ «Профессии моих родителей». Фото-конкурс. Экскурсии на места работы родителей | 1ч | |||
5.Название моего города | История возникновения Азнакаево | 1ч | |||
6.Экскурсия по аллее героев | Беседа о героях ВОВ, соцтруда. Экскурсия по аллее героев. | 1ч | |||
2. | Моя семья | 8ч | |||
1.Мои мама и папа – самые близкие для меня люди. | Беседа. Фоторепортаж. | 1ч | |||
3.Мои родные. | Родословная моей семьи. | 1ч | |||
4.Ты – родитель | Сюжетно – ролевая игра | 1ч | |||
5.Мое имя и фамилия | Значение моего имени и фамилии. | 1ч | |||
6.Игры бабушек и дедушек. | Татарские народные игры. | 1ч | |||
7.Выполнение посильных поручений в семье | Конкурс рисунков «Мои обязанности» | 1ч | |||
8. Конкурс стихов «Я и моя семья» | Сочиняем вместе с семьёй. Творчество семьи. | 1ч | |||
3. | Наша школа
| 8ч | |||
1.Школьные кабинеты | Обзорная экскурсия по школе. | 1ч | |||
2.Адрес школы. Дорога в школу | Безопасный маршрут в школу (рисунок – схема) | 1ч | |||
3.Мой сосед по парте. | Какой он? | 1ч | |||
4.Традиции школы | Рассказ учителя и старшеклассников. | 1ч | |||
5.Школьный музей | Экскурсия в школьный музей. | 1ч | |||
6.Наши обязанности. | Обязанности школьника. | 1ч | |||
7.Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики. | Экскурсия по школе. | 1ч | |||
8.Уважай труд всех работников школы. | Ролевая игра. | 1ч | |||
4. | Природа и мы | 5ч | |||
1.Природа моего города | Посещение парка «Тарсус». | 1ч | |||
2.Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой | Практическая деятельность по изготовлению кормушек. | 1ч | |||
3.Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края | Рисунки, лепка, сообщения. | 1ч | |||
4.Карга боткасы | Науруз байрам. Фольклорный праздник татарского народа. | 1ч | |||
5.Дары леса | Экскурсия в лес. Лекарственные травы нашего края. | 1ч | |||
5. | Россия – Родина моя | 6ч | |||
1.Москва-столица России. | Заочная экскурсия. | 1ч | |||
2.Я живу в России. | Путешествие по карте России. | 1ч | |||
3.Мои родственники по всей России. | Фоторепортаж. | 1ч | |||
4.Символы российского государства. | Просмотр слайдов. Рисунки. | 1ч | |||
5.Дружественные народы России. | Диспут. Игры разных народов. | 1ч | |||
6. Детский Сабантуй. | (Национальные игры татарского народа.) | 1ч |
Предполагаемые результаты реализации программы:
1 уровень:
- формирование активной гражданской позиции, чувства любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, своего города;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;
- усвоение основных знаний об истории своего города, родного края;
- воспитание интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
Учащиеся должны получить знания по краеведению, а также овладеть следующими умениями и навыками:
- готовить и выступать с сообщениями;
- работать в семейных архивах;
- сравнивать и обобщать факты;
- уметь вести себя в обществе, проявлять уважение к семье, к старшим людям,
к ветеранам труда и героям войны;
- любить и бережно относиться к природе родного края;
- охранять и беречь историческое наследие своего народа, соблюдать традиции и обычаи народов России и Татарстана;
Методическое обеспечение программы.
Педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:
1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
2. комплекс учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
3. использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
4. активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успехе, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование, ранжирование, опросы).
Список используемой литературы:
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Изд. «Просвещение» 2009г
В.А. Бухвалов. Экознание. – Рига, 1996 год.
Р.И. Шаяхметова, Р.Х. Ягфарова, И.Т. Сагдиева. Хартия земли.
– Казань, 2007год.
В.А. Сухомлинский. Мудрость родительской любви. – Москва, 1985год.
А.В. Миронов. Развивающие технологии в начальном образовании и подготовке учителя. – Н.Челны, 2009год.
«Юбилейный буклет»75 лет Азнакаевскому району. ООО» Альмедиа» 2006г.
Рассказы о родном крае .Б.Ф.Султанбеков, А.Л.Литвин .
Татарское книжное издательство. Казань. 1980 год.
Введение в историю Е.Л.Саплина, А.И.Саплин «Введение в историю «ООО» Дрофа». 2004г.
Интернет-ресурсы
1.Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
2. Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/
3 Законодательство Республики Татарстан http://www.tatarkodeks.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/19/picture-77714-1379618395.jpg)
«Этика и этикет для первоклассников» Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/05/picture-731664-1452023026.jpg)
Авторская программа «Я-азнакаевец» по патриотическому воспитанию.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-145802-1354558284.jpg)
Внеурочная образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению «Экологическое воспитание».
В начальной школе закладываются основы экологической культуры.Дети впервые попадают в мир знаний о природе.Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.Конечн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/06/picture-889836-1486379966.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.
Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1355238-1634390704.jpg)
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...