Внеурочная образовательная программа «Я - азнакаевец»
материал (1 класс) на тему

 Основными задачами являются: дать ученикам предварительный минимум историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Краеведческий принцип подхода к воспитанию позволяет сформировать у школьников естественнонаучное мировоззрение и выработать чувство любви, ответственного отношения к Родине, краю, родному селу и своим национальным истокам. Добиться осознания учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, сформировать личностно значимые ценностные ориентиры в контексте самореализации в условиях края и региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_ya_aznakaevets.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан.

Внеурочная

образовательная программа

для  учащихся 1 – классов «Я - азнакаевец»

(патриотическое направление    внеурочной                                     деятельности)

                                                                                                                            Составители:

Шарифуллина Альфия Габдулахатовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                           Азнакаево.  2014г.

            Содержание.

1.Пояснительная записка (Введение).

2. Содержание курса.

3.Учебно-тематический план.

4.Предполагаемые результаты реализации программы.

5. Методическое обеспечение программы.

6.Рекомендуемая литература.

Пояснительная записка.

Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, она стояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов – в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения.

 Основными задачами являются: дать ученикам предварительный минимум историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Краеведческий принцип подхода к воспитанию позволяет сформировать у школьников естественнонаучное мировоззрение и выработать чувство любви, ответственного отношения к Родине, краю, родному селу и своим национальным истокам. Добиться осознания учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, сформировать личностно значимые ценностные ориентиры в контексте самореализации в условиях края и региона

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Цели и задачи программы:

Предлагаемый план воспитательной работы по патриотическому воспитанию младших  школьников составлен на основе проекта «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников».

          Ценности программы:

формирование активной гражданской позиции, чувство любви к прошлому, настоящему и будущему  родного края, своего города;

воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

Цели программы:

формировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, экономических особенностях города Азнакаево;

 воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего города;

обеспечить развитие чувственного опыта учащихся.

Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.

Особенности программы

Содержание данной программы рассчитано на учащихся 1 классов школы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на 33 часа обучения, 1 час в неделю.

В процессе преподавания курса “Я - азнакаевец” рекомендуется проводить уроки-встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся готовят сообщения, фото - выставки, конкурс рисунков на тему: «Мой любимый город».

           Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.

Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Учет регионального своеобразия позволяет обогатить учебно-воспитательный процесс. Задача учителя и классного руководителя состоит в том, чтобы использовать историко-культурное наследие Татарстана, родного города и села, изучить его и донести до своих учеников.

Все этапы истории рассматриваются сквозь призму исторической судьбы России и Татарстана. Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных образах.

Среди системных форм внеклассной деятельности огромный потенциал для воспитания и развития учащихся имеет краеведческая и музейная работа. Ее назначение - углубление знаний учащихся, создание условий для реализации познавательных интересов школьников. Изучая краеведческий материал, ребята

поставлены в позицию исследователей, стремящихся к активному самостоятельному поиску исторических фактов. Наиболее целесообразными формами поисковой

деятельности являются: сбор данных о событиях и людях родного края; встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана; консультации сотрудников школьных библиотеки и музея; поиск предметов материальной и духовной культуры.

В целом, изучение школьниками культуры России в совокупности с национально-региональным компонентом позволяет им осознать свою сопричастность к семье, родному краю, окружающим людям, осмыслить понятия: «Родина», «Отечество», «Патриот».

30 августа - День Республики Татарстан. День города.

Народные гулянья. Легенда, история  возникновения Азнакаево.

8 сентября        День воинской славы России.

Беседа, классные часы о героическом прошлом России, о героях - земляках, прославивших нашу Родину.

1 октября        День пожилых людей. 

Патриотическое воспитание невозможно без уважительного отношения к старшему поколению. Рекомендуются встречи с бывшими работниками школы, родителями, бабушками, дедушками учащихся, ветеранами ВОВ. В виде бесед, праздничных концертов, конкурсных мероприятий и т.д.

6 ноября        День Конституции Республики Татарстан.

Знакомство со статьями Конституции РТ как составной части Конституции России. Информационные классные часы, викторины по знанию статей Конституции, государственных символов

Беседа с работниками местного военкомата о священном долге – защиты Родины. Изучение статей Конституции РФ о долге перед Родиной.

Оформление стенда «Как служишь, солдат», где помещена информация о выпускниках школы, отслуживших в армии.

16 ноября        Международный День толерантности.

Уделяя большое внимание проблеме толерантности в современном обществе, предлагаем провести классные часы, открытые мероприятия, лекции, игровые уроки, концертные программы, в которых ярко раскрываются принципы толерантности в нашей многонациональной стране и в нашем регионе.

28 ноября        День Матери.

Понятие патриотизма неотделимо от понятий «мать», «Родина». Встречи, концерты, классные часы, воспитывающие у учащихся не только любовь к матери, но и любовь к Родине.

12 декабря        День Конституции Российской Федерации.

Патриотическое воспитание невозможно без знаний основного закона государства – Конституции.

8 февраля        День юного антифашиста. 

На примере открытых мероприятий, уроков Мужества, читательских конференций показать активное участие детей и подростков в борьбе против фашизма, их вклад в нашу победу.

15 февраля        День рождения Мусы Джалиля. 

На примере жизни великого татарского поэта и его соратников, показать стойкость и мужество узников фашистских концлагерей и тюрем, их веру в грядущую победу, и самоотверженную любовь к Родине. Рекомендуется проведение музыкально-литературных композиций, уроков Мужества, посещение мест, связанных с именем М. Джалиля.

23 февраля         День защитников Отечества. 

Предлагается проведение спортивно-игровых («Зарница»), концертных мероприятий, выпуск тематических стенгазет, организация выставок рисунков, встреча с военнослужащими разных родов войск.

8 марта        Международный женский день.

Показать большой вклад женщин на благо Родины в военное и мирное время. Беседы с женщинами - участницами ВОВ, работниками тыла, строителями заводов, нефтяных объектов и т.д. Оформление стендов «Женщины – летчицы», «Женщины – Герои Советского Союза», «Женщины среди нас», концертная программа.

21 марта  День весеннего равноденствия. Науруз-байрам. Карга боткасы.

Проводы зимы. Знать традиции татарского народа.

22 марта        Международный день водных ресурсов.

Открытые мероприятия, классные часы, беседы о необходимости сохранения и бережного отношения к водоемам родного края.

30 марта        День защиты Земли.

Расширять представления детей об истории своего края, о необходимости защиты его окружающей среды, природных и культурных памятников. Экологические конференции, информационные классные часы, открытые внеклассные мероприятия.

12 апреля        День Космонавтики.

Классные часы о космонавтах, конкурсы рисунков. Показать значимость развития космических сил в военном потенциале России, информационные классные часы о достижениях в области освоения космоса.

26 апреля        День рождения Габдуллы Тукая.

Чтение сказок, конкурс рисунков, урок-инсценировка произведений Г. Тукая, уроки – конференции по творчеству поэта, тематические вечера.

9 мая         День Победы.

Уроки Мужества, уроки-концерты, возложение венков у памятника павшим воинам ВОВ, встреча с ветеранами войны и работниками тыла, выпуск стенгазет, тематические вечера.

18 мая        Международный день музеев.

Информация о музеях мира в виде познавательных конференций, викторин, классных часов, просмотр видеоматериалов, знакомство с музеями родного города, информация о школьных музеях.

Содержание программы

1-й класс

Наш город – (6 ч.)

Наш дружный  дворик и друзья. (Беседа.)

Главная улица нашего города (рисунки).

Памятные и исторические места города (экскурсии).

Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте (устный рассказ, экскурсии на места работы родителей).

Название моего города (легенды).

Экскурсия по аллее героев.

Моя семья – (8 ч.)

Мои мама и папа – самые близкие для меня люди. (Беседа. Фоторепортаж.)

Орден в моем доме (поисковое задание).

Мои родные (устный рассказ, рисунки).

Ты – родитель (игра).

Мое имя и фамилия

Игры бабушек, дедушек (разучивание).

Выполнение посильных поручений в семье (рисунки).

Конкурс стихов «Я и моя семья»         (Сочиняем вместе с семьёй. Творчество семьи.)

Наша школа – (8 ч.)

Школьные кабинеты (обзорная экскурсия).

Адрес школы. Дорога в школу (рисунки. Выступление работников ГИБДД)

Мой сосед по парте (урок – игра).

Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников).

Школьная библиотека (экскурсия).

Наши обязанности.

Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики (экскурсия по школе).

Уважай труд всех работников школы. (Ролевая игра)

Природа и мы – (5 ч.)

Природа моего города (посещение парка «Тарсус»).

Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой (практическая деятельность по изготовлению кормушек).

Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения).

Карга боткасы (Науруз байрам)

Дары леса (экскурсия в лес.

Россия – Родина моя  (6 часов.)        

Москва-столица России.        (Заочная экскурсия.)

Я живу в России.        (Путешествие по карте России).

Мои родственники по всей России.        (Фоторепортаж.)

Символы российского государства.        (Просмотр слайдов. Рисунки.)

Дружественные народы России.        (Диспут.)

Детский Сабантуй.        (Национальные игры татарского народа.)

Содержание курса.

Раздел программы

Тема

Содержание, методические приемы

Коли-

чество часов

Дата

1.

Наш город

1.Наш дружный  дворик и друзья.        

Беседа.

2.Главная улица нашего города

Улица Ленина. Памятные места этой улицы. Экскурсия по улице Ленина.

3.Памятные и исторические места города.

Краеведческий и нефтяной музеи.

4.Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, в транспорте

Устный рассказ «Профессии моих родителей». Фото-конкурс. Экскурсии на места работы родителей

5.Название моего города

История возникновения Азнакаево

6.Экскурсия по аллее героев

Беседа о героях ВОВ, соцтруда. Экскурсия по аллее героев.

2.

Моя семья

1.Мои мама и папа – самые близкие для меня люди.

Беседа. Фоторепортаж.

3.Мои родные.

Родословная моей семьи.

4.Ты – родитель

Сюжетно – ролевая игра

5.Мое имя и фамилия

Значение моего имени и фамилии.

6.Игры бабушек и дедушек.

Татарские народные игры.

7.Выполнение посильных поручений в семье

Конкурс рисунков «Мои обязанности»

8. Конкурс стихов «Я и моя семья»

Сочиняем вместе с семьёй. Творчество семьи.

3.

Наша школа

 

1.Школьные кабинеты

Обзорная экскурсия по школе.

2.Адрес школы. Дорога в школу

Безопасный маршрут в школу (рисунок – схема)

3.Мой сосед по парте.

Какой он?

4.Традиции школы

Рассказ учителя и старшеклассников.

5.Школьный музей

Экскурсия в школьный музей.

6.Наши обязанности.

Обязанности школьника.

7.Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики.

Экскурсия по школе.

8.Уважай труд всех работников школы.

Ролевая игра.

4.

Природа и мы  

1.Природа моего города

Посещение парка «Тарсус».

2.Наблюдение за птицами. Охрана птиц зимой

Практическая деятельность по изготовлению кормушек.

3.Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края

Рисунки, лепка, сообщения.

4.Карга боткасы

Науруз байрам. Фольклорный праздник  татарского народа.

5.Дары леса

Экскурсия в лес. Лекарственные травы нашего края.

5.

 Россия – Родина моя  

1.Москва-столица России.

Заочная экскурсия.

2.Я живу в России.

Путешествие по карте России.

3.Мои родственники по всей России.

Фоторепортаж.

4.Символы российского государства.

Просмотр слайдов. Рисунки.

5.Дружественные народы России.

Диспут. Игры разных народов.

6. Детский Сабантуй.        

(Национальные игры татарского народа.)

Предполагаемые результаты реализации программы:

1 уровень:

- формирование активной гражданской позиции, чувства любви к прошлому, настоящему и будущему  родного края, своего города;

- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

- усвоение основных знаний об истории своего города, родного края;

- воспитание интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.

 Учащиеся должны получить знания по краеведению, а также овладеть следующими умениями и навыками:

- готовить и выступать с сообщениями;

- работать в семейных архивах;

- сравнивать и обобщать факты;

- уметь  вести себя в обществе, проявлять уважение к семье, к старшим людям,

  к ветеранам труда и героям войны; 

-  любить и бережно относиться к природе родного края;

-  охранять и беречь историческое наследие своего народа, соблюдать традиции и обычаи народов России и Татарстана;

Методическое обеспечение программы.

Педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:

1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

2. комплекс учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;

3. использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

4. активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успехе, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование, ранжирование, опросы).

Список используемой литературы:

А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,  В.А. Тишков  «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Изд. «Просвещение» 2009г

В.А. Бухвалов. Экознание. – Рига, 1996 год.

Р.И. Шаяхметова, Р.Х. Ягфарова, И.Т. Сагдиева. Хартия земли.

– Казань, 2007год.

В.А. Сухомлинский. Мудрость родительской любви. – Москва, 1985год.

А.В. Миронов. Развивающие технологии в начальном образовании и подготовке учителя. – Н.Челны, 2009год.

«Юбилейный буклет»75 лет Азнакаевскому району. ООО» Альмедиа» 2006г.

Рассказы о родном крае .Б.Ф.Султанбеков, А.Л.Литвин .

Татарское книжное издательство. Казань. 1980 год.

Введение в историю Е.Л.Саплина, А.И.Саплин «Введение в историю  «ООО» Дрофа». 2004г.

     Интернет-ресурсы

1.Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан     http://mon.tatar.ru  

2. Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/

3 Законодательство Республики Татарстан  http://www.tatarkodeks.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

«Этика и этикет для первоклассников» Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

Содержание программы курса включает в себя: введение и четыре раздела: школьный этикет, речевой этикет, культура общения, поведение в общественном транспорте....

Авторская программа «Я-азнакаевец» по патриотическому воспитанию.

      Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного...

Внеурочная образовательная программа для учащихся 1 класса по направлению «Экологическое воспитание».

В начальной школе закладываются основы экологической культуры.Дети впервые попадают в мир знаний о природе.Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.Конечн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...