Роль воспитателя ГПД в формировании детского коллектива
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Овчинникова Зинаида Николаевна

Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время сложное хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль - преподавателя, вторая - воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя - вторая, на самом деле - это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.

 

Соответственно, меняется роль воспитателя. Одним из основных принципов духовно-нравственного воспитания - принцип социально-педагогического партнёрства. Воспитатель по сути своей становится координатором между воспитанниками и субъектами социализации.

 

Главная задача школы - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, т.е. стараться только помочь природе. Это, значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми и самому с ним учиться.

 

Поэтому для решения этой задачи:

 

  • Надо помочь ребенку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения;

  • Помочь ребенку стать творцом;

  • Дать навыки саморегуляции, где ребенку не достаточно быть исполнителем, ему нужно принимать на себя роль субъекта своей деятельности. У него формируется собственное отношение к средствам и способам саморегуляции;

  • Дать ребенку средство защиты, средства восстановления личностной гармонии, физического, психологического стимулирования, всегда быть в «форме».

 

 

Классный руководитель — профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ученика и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.

 

Цели классного руководителя:

 

  • Создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности.

  • Оказание помощи ученику в решении острых проблем.

 

 

Задачи классного руководителя:

  • Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.

  • Защита прав и интересов обучающихся.

  • Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

  • Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива.

  • Обеспечение благоприятного психологического климата в классе.

 

К основным функциям классного руководителя относятся:

 

  • Организация деятельности классного коллектива.

  • Организация учебной работы классного коллектива.

  • Организация вне учебной жизни класса.

  • Изучение личности школьников.

  • Социальная защита школьников.

  • Работа с родителя.

 

 

Важно понимать, что хоть каждый ребенок и уникален, со своими особенностями, запросами и проблемами, современная школа редко когда подразумевает индивидуальное обучение. Все-таки, на протяжении всего обучения в школе, каждый ребенок становиться членом группы, большого коллектива, живущего по своим правилам, законам и своим ритмам.

Роль первого учителя, первого классного руководителя, который будет сопровождать коллектив четыре года его жизни, по истине велика. Именно от того, как он будет себя вести и постоит свою работу в этот период зависит то, как дальше класс идет по жизни.

Класс (он же группа) никогда не стоит на месте. Дети, пришедшие в первый класс, сильно отличаются от детей, которые приходят во второй, в третий и тем более в четвертый. Они постоянно меняются. И учитель вынужден меняться вместе с ними, на каждом этапе решать наиболее актуальные проблемы класса.

 

Как же классному руководителю наиболее эффективно построить свою работу? Ведь задача, стоящая перед ним, не так проста, как кажется. Учитель фактически выступает в роли дирижёра оркестра. Ему нужно понять и услышать каждого, в то же время сделать так, чтоб все стали одним целым, чтоб никто не потерялся на заднем плане. Но как это реализовать с учетом всех детских особенностей?

 

Давайте разберемся поэтапно, что может сделать классный руководитель на каждом этапе формирования коллектива.

 

Итак, дети пришли в первый класс. Они в первый раз переступают порог учебного заведения. Они еще не знают норм и правил школьной жизни. Детям с ними предстоит только познакомиться. Они представляют собой не структурированную группу. В ней еще нет ни лидеров, ни изгоев. Дети знакомятся друг с другом и с учителем. Как с группой учитель на начальном этапе не может работать, потому что группы, по сути, еще нет. Ей только предстоит образоваться.

 

Действия учителя в первом классе:

  • Наладить индивидуальное общение с каждым учеником. (это разговор с семьей, знакомство с их культурой, стилем семейного воспитания, приоритетом ценностей);

  • Работа с небольшой группой;

  • Рекомендуется чаще подходить к ученикам на последних партах для того, чтобы учитель для таких детей стал личностно-значимым;

  • Если учитель замечает какие-то признаки дезадаптации у ребенка, то рекомендуется чаще с ним общаться, разговаривать на отвлеченные темы, поддерживать оптимистический настрой;

  • Устанавливаются правила и нормы общения (называть по имени, не перебивать и т.д.)

Все это должно быть сформировано к концу 1 класса. Социализация произошла, если каждый слышит другого и соблюдает общепринятые правила школьной жизни.

 

Когда дети приходят во второй класс, в коллективе происходят некоторые изменения. К этому периоду класс выстраивается в линию, появляется шкала оценок. Происходит расслоение по нишам (отличник, хорошист, средне успешный, неуспешный)

Основной задачей классного руководителя на этом этапе является уменьшение так называемых социальных издержек. Учитель объясняет детям, что в нашем обществе важны все дети, учит детей видеть в каждом хорошие. Например, кто-то не очень хорошо учиться, зато отлично занимается музыкой и делает там большие успехи. У кого-то не очень красивый подчерк, зато он блестяще справляется с задачами по математике.

В этот период дети учатся терпимости друг к другу, понимают, что каждый из них уникальный, со своими особенностями, интересами и ценностями.

 

Когда дети приходят в третий класс, они уже знают нормы и правила поведения в школе, над которыми учитель работал в первом классе. Во втором классе коллектив научился принимать всех такими, какие они есть, не выставлять оценки, не навешивать ярлыки. Если эти две ступеньки проработаны в полном объеме, то в третьем классе ситуация для детей стабильна, все привычно. Группа развивается дальше.

Основная задача учителя на этом этапе поддерживать те же самые правила и отношения. Если что-то не доработано, дорабатываем, делаем на этом акцент.

С этого года можно начинать обучение работе в группах, прививать навыки делового общения. Для этого учитель дает разные задания небольшим группам по пять человек (например, решения полезных дел в классе). При этом важно, чтоб они формировались мальчики плюс девочки, чтоб дети учились взаимодействовать между собой с разных позиций и ролей, а так же число участников группы должно быть нечетным. Это нужно для того, чтоб в спорных моментах группа научилась принимать решение большинства. Группы не стабильны, они меняются, каждый раз подбираются заново. Это дает возможность каждому ребенку наладить отношения со всеми членами коллектива, попробовать себя в любой деятельности и разными людьми.

 

Наконец, когда дети приходят в четвертый класс, формируется социальная структура класса. Основная задача учителя на этом этапе - не управлять классом, а сопровождать его. Выбирается староста и другие члены коллектива, которые принимают решения. Учитель всегда находиться рядом, наблюдает, анализирует, помогает в сложных ситуациях, разбирает какие-то моменты на классных часах. Важно ввести элемент самоуправления, самостоятельности. Это ценный опыт для будущих пятиклассников. При таком подходе, дезадаптация при переходе в среднее звено, о которой так много говорят психологи, будет минимальна. Класс становиться целостным, может самостоятельно решать некоторые вопросы. Внутри группы будут сформированы такие механизмы, которые смогут оказать поддержку каждому участнику этой группы.

 

И в заключении хочется сказать словами народного учителя А.А. Захаренко:

 

«Я убежден: школа - не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа - возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывая - кто деньги, кто оценки, и считают дни, минуты до отпуска, до очередного звонка... Учитель призван реализовывать мечты детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя начальных классов в формировании детского коллектива.

Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время сложное хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль - преподавателя, вторая - воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя - вторая, на самом деле - это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.

Соответственно, меняется роль классного руководителя. Одним из основных принципов духовно-нравственного воспитания - принцип социально-педагогического партнёрства. Классный руководитель, по сути своей, становится координатором между воспитанниками и субъектами социализации.

Главная задача школы - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, т.е. стараться только помочь природе. Это, значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми и самому с ним учиться.

Поэтому для решения этой задачи:

  • Надо помочь ребенку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения;
  • Помочь ребенку стать творцом;
  • Дать навыки саморегуляции, где ребенку не достаточно быть исполнителем, ему нужно принимать на себя роль субъекта своей деятельности. У него формируется собственное отношение к средствам и способам саморегуляции;
  • Дать ребенку средство защиты, средства восстановления личностной гармонии, физического, психологического стимулирования, всегда быть в «форме».

Классный руководитель — профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ученика и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.

Цели классного руководителя:

  • Создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности.
  • Оказание помощи ученику в решении острых проблем.

Задачи классного руководителя:

  • Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.
  • Защита прав и интересов обучающихся.
  • Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
  • Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива.
  • Обеспечение благоприятного психологического климата в классе.

К основным функциям классного руководителя относятся:

  • Организация деятельности классного коллектива.
  • Организация учебной работы классного коллектива.
  • Организация вне учебной жизни класса.
  • Изучение личности школьников.
  • Социальная защита школьников.
  • Работа с родителя.

Важно понимать, что хоть каждый ребенок и уникален, со своими особенностями, запросами и проблемами, современная школа редко когда подразумевает индивидуальное обучение. Все-таки, на протяжении всего обучения в школе, каждый ребенок становиться членом группы, большого коллектива, живущего по своим правилам, законам и своим ритмам.

Роль первого учителя, первого классного руководителя, который будет сопровождать коллектив четыре года его жизни, по истине велика. Именно от того, как он будет себя вести и постоит свою работу в этот период зависит то, как дальше класс идет по жизни.

Класс (он же группа) никогда не стоит на месте. Дети, пришедшие в первый класс, сильно отличаются от детей, которые приходят во второй, в третий и тем более в четвертый. Они постоянно меняются. И учитель вынужден меняться вместе с ними, на каждом этапе решать наиболее актуальные проблемы класса.

Как же классному руководителю наиболее эффективно построить свою работу? Ведь задача, стоящая перед ним, не так проста, как кажется. Учитель фактически выступает в роли дирижёра оркестра. Ему нужно понять и услышать каждого, в то же время сделать так, чтоб все стали одним целым, чтоб никто не потерялся на заднем плане. Но как это реализовать с учетом всех детских особенностей?

Давайте разберемся поэтапно, что может сделать классный руководитель на каждом этапе формирования коллектива.

Итак, дети пришли в первый класс. Они в первый раз переступают порог учебного заведения. Они еще не знают норм и правил школьной жизни. Детям с ними предстоит только познакомиться. Они представляют собой не структурированную группу. В ней еще нет ни лидеров, ни изгоев. Дети знакомятся друг с другом и с учителем. Как с группой учитель на начальном этапе не может работать, потому что группы, по сути, еще нет. Ей только предстоит образоваться.

Действия учителя в первом классе:

  • Наладить индивидуальное общение с каждым учеником. (это разговор с семьей, знакомство с их культурой, стилем семейного воспитания, приоритетом ценностей);
  • Работа с небольшой группой;
  • Рекомендуется чаще подходить к ученикам на последних партах для того, чтобы учитель для таких детей стал личностно-значимым;
  • Если учитель замечает какие-то признаки дезадаптации у ребенка, то рекомендуется чаще с ним общаться, разговаривать на отвлеченные темы, поддерживать оптимистический настрой;
  • Устанавливаются правила и нормы общения (называть по имени, не перебивать и т.д.)

Все это должно быть сформировано к концу 1 класса. Социализация произошла, если каждый слышит другого и соблюдает общепринятые правила школьной жизни.

Когда дети приходят во второй класс, в коллективе происходят некоторые изменения. К этому периоду класс выстраивается в линию, появляется шкала оценок. Происходит расслоение по нишам (отличник, хорошист, средне успешный, неуспешный)

Основной задачей классного руководителя на этом этапе является уменьшение так называемых социальных издержек. Учитель объясняет детям, что в нашем обществе важны все дети, учит детей видеть в каждом хорошие. Например, кто-то не очень хорошо учиться, зато отлично занимается музыкой и делает там большие успехи. У кого-то не очень красивый подчерк, зато он блестяще справляется с задачами по математике.

В этот период дети учатся терпимости друг к другу, понимают, что каждый из них уникальный, со своими особенностями, интересами и ценностями.

Когда дети приходят в третий класс, они уже знают нормы и правила поведения в школе, над которыми учитель работал в первом классе. Во втором классе коллектив научился принимать всех такими, какие они есть, не выставлять оценки, не навешивать ярлыки. Если эти две ступеньки проработаны в полном объеме, то в третьем классе ситуация для детей стабильна, все привычно. Группа развивается дальше.

Основная задача учителя на этом этапе поддерживать те же самые правила и отношения. Если что-то не доработано, дорабатываем, делаем на этом акцент.

С этого года можно начинать обучение работе в группах, прививать навыки делового общения. Для этого учитель дает разные задания небольшим группам по пять человек (например, решения полезных дел в классе). При этом важно, чтоб они формировались мальчики плюс девочки, чтоб дети учились взаимодействовать между собой с разных позиций и ролей, а так же число участников группы должно быть нечетным. Это нужно для того, чтоб в спорных моментах группа научилась принимать решение большинства. Группы не стабильны, они меняются, каждый раз подбираются заново. Это дает возможность каждому ребенку наладить отношения со всеми членами коллектива, попробовать себя в любой деятельности и разными людьми.

Наконец, когда дети приходят в четвертый класс, формируется социальная структура класса. Основная задача учителя на этом этапе - не управлять классом, а сопровождать его. Выбирается староста и другие члены коллектива, которые принимают решения. Учитель всегда находиться рядом, наблюдает, анализирует, помогает в сложных ситуациях, разбирает какие-то моменты на классных часах. Важно ввести элемент самоуправления, самостоятельности. Это ценный опыт для будущих пятиклассников. При таком подходе, дезадаптация при переходе в среднее звено, о которой так много говорят психологи, будет минимальна. Класс становиться целостным, может самостоятельно решать некоторые вопросы. Внутри группы будут сформированы такие механизмы, которые смогут оказать поддержку каждому участнику этой группы.

И в заключении хочется сказать словами народного учителя А.А. Захаренко:

«Я убежден: школа - не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа - возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих - учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывая - кто деньги, кто оценки, и считают дни, минуты до отпуска, до очередного звонка... Учитель призван реализовывать мечты детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...

Роль родителей в формировании детского коллектива

Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме....

Роль классного руководителя в формировании классного коллектива

Из опыта работы: «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива»....

доклад на тему " Роль классного руководителя в формировании классного коллектива"

Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , форми...

Роль диагностических исследований в формировании классного коллектива.

Воспитанию нет начала и конца его тоже не видно, а перемена в этом процессе не существует....

Роль КТЛ при формировании детского коллектива

Статья о роли коллективного творческого дела при формировании и сплочении детского коллектива. В статье рассматриваются этапы организации КТД, поясняется важная роль  и актуальность проведения эт...