Особенности развития социальной ответственности в младшем школьном возрасте
статья по теме
Особенности развития социальной ответственности в младшем школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности развития социальной ответственности в младшем школьном возрасте | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития социальной ответственности в младшем школьном возрасте
Рассмотрим проявление этого качества у детей младшего школьного возраста. Среди показателей ответственности этой возрастной группы К.А.Климова выделяет: осознание ребенком необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца и др.); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.[18]
Большой круг исследователей рассматривает волевые качества, в том числе ответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. В младшем школьном возрасте это качество находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности. Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьников отдельно в разных видах деятельности.[15]
В качестве основных критериев проявления ответственности в учебной деятельности, по мнению М.В.Матюхиной и С.Г.Яриковой, могут выступать: умение выполнять требования учителя сразу и до конца; умение планировать и организовывать свою деятельность; умение проявить самостоятельность на уроке и в подготовке домашних заданий; умение дать нравственную оценку своего поведения и поведения товарищей;проявление положительного отношения к учению и требованиям учителя, получение удовлетворения от преодоления трудностей в учении; применение волевых усилий при выполнении задания и др. Ответственный ученик понимает социальные ценности учения, проявляет критичность в оценке своего отношения к учению, своего поведения, своих личностных качеств, умеет признавать свои ошибки, правильно истолковать их причины.[23]
Исследования С.Я.Лайзанепоказали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности, затем - в трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника, - в учебной деятельности. [19]
Т.Г. Самойленко отмечает, что ответственность младшего школьника представляет собой нравственное качество, которое отражает социальный характер взаимоотношений ребенка (субъекта ответственности) с педагогом, сверстниками и родителями (инстанцией ответственности) с точки зрения сознательного и добровольного осуществления субъектом разного рода обязанностей (сферы должного), характеризующее отношение младшего школьника к окружающему миру и самому себе и проявляющееся в различных видах общественно-полезной деятельности.[34]
В условиях выполнения взятых на себя обязанностей, позитивного отношения к их выполнению, следования нравственным правилам и нормам, ориентирования на соответствующие мотивы и готовности отвечать за результаты своей деятельности, считает автор, возможно проявление ответственности ребенка младшего школьного возраста. [32]
М.В. Матюхина, К.А. Климова, Н.А, Минкина определяют ответственность в качестве устойчивой характеристики субъекта, стабильной черты личности. Основы ответственности, указывают данные авторы, формируются в младшем школьном возрасте. Различные ученые сходятся во мнении, что ответственность формируется у человека в школьные годы, точнее, в младшем школьном возрасте. Окружающие ребенка люди, события в большой степени влияют на становление чувства ответственности младшего школьника, на отношение его к поставленным задачам. Уровень формирования ответственности у человека определяется отношением к нему окружающих, доверием и уважением. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что главная задача семьи и школы состоит в развитии у ребенка чувства ответственности за все, что он делает или будет делать.[25]
По мнению С.Я. Лайзане, в младшем школьном возрасте волевые качества, а также и ответственность проявляются, в первую очередь, в игровой деятельности, далее в трудовых действиях и только потом с установлением позиции школьника в учебной деятельности.[19]
Как показывают практические наблюдения, Н.М. Трофимовой, в наше время дети зачастую порядочность, ответственность, культурность относят к понятиям прошлого. В то же время, подчеркивает автор, они заинтересованы в развитии перечисленных качеств личности в себе и своих сверстниках. Младший школьный возраст позволяет проводить систематическое и последовательное этическое и морально-волевое воспитание.[44]
Как показывает анализ научной литературы, в психологии мало изучен вопрос о сензитивных периодах воспитания ответственности и возрасте, в котором она появляется. Так, З.Н. Борисова, В.С. Мухина называют возраст 5-6 лет, а К.А. Абульханова-Славская считает, что данный период продляется до студенческого возраста.[27]
Волевые качества приобретаются в условиях, требующих их проявления. Как указывает Л.И. Божович, предвидеть результат своих действий и поступков, брать на себя ответственность и направлять свои действия способны далеко не все зрелые, сформировавшиеся личности.[3]
В.С. Мухина считает, что с момента поступления ребенка в школу кардинально меняется весь образ его жизни. К первоклассникам предъявляется большое количество новых требований: ежедневно посещать школу, добиваться результатов в учебе, заниматься входящими в школьную программу видами деятельности, выполнять задачи поставленные учителем, следовать школьному режиму, правилам поведения. Некоторые первоклассники оказываются неспособными адаптироваться к новым условиям жизни в силу того, что у них на низком уровне развиты произвольность и волевые качества.[27]
Необходимо отметить, что учителя и родители часто требуют от ребенка прилежания и ответственности, не способствуя развитию этих качеств. Важно научить младшего школьника осознанно контролировать свое поведение и сформировать у него необходимые качества, в частности ответственность. Именно в этом, подчеркивают ученые, заключается основная задача процесса обучения и воспитания.
Определенный интерес для нашего исследования представляет точка зрения О.Ю. Гроголевой. Ответственность детей данного возраста, полагает автор, имеет типологический характер. На основании этого О.Ю. Гроголева называет следующие типы ответственности: оптимальный, исполнительский, избегающий, инициативный, ситуативный.[8]
Данные типы ответственности характеризуются различным сочетанием параметров, отражающих когнитивный, эмоциональный и поведенчески-результативный компоненты ответственности; различной степенью выраженности компонентов ответственности. [8]
Среди индивидуально-психологических факторов ответственности автор выделяет уверенность ребенка, мотивацию к обучению в школе и реактивность.
Опираясь на проведенные практические исследования, М.В.Матюхина и С.Г. Ярикова приходят к мнению о том, что личная ответственность младшего школьника является недостаточно сформированным качеством. Ребенок, переживая невыполнение задания учителя, не желает брать ответственность за результаты учебы на себя, оправдывая сложившуюся ситуацию внешними причинами.[23]
Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что самооценка ответственности, проявление личной ответственности определяют реальное проявление данного качества. Отмечено, например, что ученики с несколько заниженным уровнем самооценки с большей ответственностью относятся к выполнению какого-либо задания. Школьники же с высокой степенью самооценки склонны искать причины невыполнения задания во внешних обстоятельствах, не желая брать ответственность на себя.[41]
Различные ученые сходятся во мнении о том, что ответственно относящийся к процессу обучения младший школьник достигает больших результатов. Практические исследования, проведенные целым рядом авторов, подтверждают наличие взаимосвязи между проявлением ответственности и успеваемостью школьников.[7]
В своих трудах М.В. Матюхина и С.Г. Ярикова описывают основные критерии проявления ответственности в процессе обучения у детей младшего школьного возраста. Назовем их:
1. Выполнение требований учителя сразу и до конца;
2. Планирование своей деятельности;
3. Самостоятельность в подготовке домашних заданий, а также на уроке;
4. Умение дать нравственную оценку своего поведения и поведения товарищей;
5. Положительное отношение к учению и требованиям учителя, получение удовлетворения от преодоления трудностей в учении;
6. Затрата волевых усилий при выполнении задания и др.
Как указывают М.В. Матюхина и С.Г. Ярикова, ответственный ученик понимает социальные ценности учения, способен дать адекватную оценку своего отношения к учению, своего поведения, своих личностных качеств, способен признавать свои ошибки, верно определяя их причины.[23]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте
В современных условиях гуманизации образования стоит проблема реализации заложенного в ребёнке личностного потенциала, что требует от педагога создания специальных педагогических условий, реализующих ...
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для социального и психологического благополучия ребенка. Верное влияние на внутренние механизмы психического развития, особенности влияний социальн...
Статья на тему: Особенности методики развития ловкости у детей младшего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу.
Обьектом исследования является учебно-тренировочный процесс по баскетболу с детьми младшего школьного возраста...
Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте
для педагогов, работающих с ОВЗ...
Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
для педагогов и методистов...
Особенности развития логических УУД в младшем школьном возрасте
Значимость формирования логических УУД у младших школьников в том, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования логического мышления, что свидетельствует о н...