Особенности развития логических УУД в младшем школьном возрасте
занимательные факты (1, 2, 3, 4 класс)
Значимость формирования логических УУД у младших школьников в том, что именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования логического мышления, что свидетельствует о необходимости овладения элементами логических универсальных действий. Это подчеркивал и Л. С. Выготский. Он отмечал, что сенситивный период для развития логического мышления – возраст до 13 лет. Поэтому именно в младшем школьном возрасте целенаправленное развитие логического мышления наиболее значимо.
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний. Сформированные логические действия определяют характер логического мышления. Для успешного формирования логических УУД у младших школьников необходимо обеспечить переход от выполнения действия с опорой на творческие задания.
Рассмотрим основные действия логических УУД, которые формируются у младших школьников на протяжении обучения в начальной школе.
Так действия анализа формируются следующей последовательности. Учащиеся учатся:
1 класс – проводить анализ учебного материала по вопросам учителя или опорным словам;
2 класс – выполнять анализ учебного материала, опираясь на существенные и несущественные признаки;
3 класс – анализировать с помощью учителя, выделяя существенные признаки предметов;
4 класс – самостоятельно выполнять анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.
Синтез. Учащиеся учатся:
1 класс – действовать по вопросам учителя, составляя из предложенных учителем частей целое (буквы, рисунок);
2 класс – выбирать только нужные объекты для создания целого;
3 класс – составлять целое из предложенных учителем частей, самостоятельно достраивая объект;
4 класс – самостоятельно составлять целое из частей, восполняя недостающие компоненты.
Сравнение, классификация, сериация.
Учащиеся учатся:
1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям;
2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации;
3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию;
4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты [21].
Таким образом, формирование логических УУД у младших школьников в начальной школе происходит поэтапно, на протяжении всего обучения в начальной школе.
Подводя итоги можно сделать следующие выводы.
Познавательные универсальные учебные действия — это универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности и направленные на познавательное развитие личности младшего школьника.
Логические УУД - процесс построения поисковой деятельности, непосредственного исследования, а также комплекс основных логических операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию той самой информации, которая была получена учащимися.
Таким образом, наиболее продуктивным в развитии логического мышления, а, следовательно, и логических УУД является младший школьный возраст. Логические УУД у младших школьников формируются посредством развития каждого мыслительного приема в отдельности, вследствие чего ученик научится анализировать, сравнивать, обобщать и т.д. Логическое мышление связано с процессом обучения, и эффективное развитие каждого логического приема будет зависеть от соблюдения педагогом в образовательном процессе принципов целенаправленности и непрерывности.
Значительная роль в формировании у младших школьников логических УУД принадлежит творческим заданиям, так как при работе над творческим заданием необходимо раскрыть логику их решения в целом, без конкретизации отдельных вычислительных приемов. Творческие уроки возможно реализовать с помощью интерактивного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_logicheskih_uud_v_mladshem_shkolnom_vozraste.pptx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О сновные действия логических УУД 1 класс – проводить анализ учебного материала по вопросам учителя или опорным словам; 2 класс – выполнять анализ учебного материала, опираясь на существенные и несущественные признаки; 3 класс – анализировать с помощью учителя, выделяя существенные признаки предметов; 4 класс – самостоятельно выполнять анализ объектов с целью выделения их существенных признаков.
Синтез 1 класс – действовать по вопросам учителя, составляя из предложенных учителем частей целое (буквы, рисунок); 2 класс – выбирать только нужные объекты для создания целого; 3 класс – составлять целое из предложенных учителем частей, самостоятельно достраивая объект; 4 класс – самостоятельно составлять целое из частей, восполняя недостающие компоненты.
Сравнение, классификация, сериация. 1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям; 2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации; 3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию; 4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития социальной ответственности в младшем школьном возрасте
Особенности развития социальной ответственности в младшем школьном возрасте....
Особенности развития личностной саморегуляции в младшем школьном возрасте
В современных условиях гуманизации образования стоит проблема реализации заложенного в ребёнке личностного потенциала, что требует от педагога создания специальных педагогических условий, реализующих ...
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте.
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....
«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....
«Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте»
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....
Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте
для педагогов, работающих с ОВЗ...