статья "Развитие экологической грамотности младших школьников"
статья (2 класс) на тему

Соловьева Ирина Николаевна

В статье рассмотрены направления работы по экологическому воспитанию в начальной школе, приведены конкретные примеры по направлениям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие экологической грамотности младших школьников.

Экологическое воспитание школьников в настоящее время является одной из важнейших задач общества, а значит, и неотъемлемой частью общего образования. Важно научить будущих граждан с самого раннего возраста заботиться об окружающей среде, воспитать чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение.    

     Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания.   Это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.  

  Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах.

  Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде.

 Содержание экологического воспитания включает в себя систему  знаний, норм (запретов и предписаний), которые вытекают из  всего того, что дети знают, чему их научили, как воспитали.

  На уроках в школе учащиеся получают основы знаний по природоведению, но при всём многообразии форм классно- урочной системы без внеклассных и внешкольных занятий обойтись нельзя.

   Внеклассная работа развивает у школьников инициативу и наблюдательность, даёт определённые навыки, умения, учит  самостоятельно мыслить и раскрывать тайны природы.

  Дети могут углубить и расширить свои знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки цветовода, растениевода, эколога, исследователя.

      Во внеклассной работе по экологическому воспитанию можно  выделить  следующие направления работы:

 • Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

 • Познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы).

 • Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

 • Практическое направление работы ( уход за комнатными растениями в классе, подкормка птиц, уборка мусора на территории школы и около дома).

Остановлюсь на некоторых конкретных примерах по каждому направлению.

                                                                  Исследовательское направление.

 

  Одним  из путей познания учащимися окружающего мира является  проведение наблюдений  за сезонными изменениями  в природе на экскурсиях. Эта увлекательная и доступная форма  работы не требует сложного оборудования, не ограничена  рамками времени и места. Когда школьники узнают о природе не только из книг, но и из наблюдений, они становятся её защитниками. Свои наблюдения ребята отмечают в календаре природы. Отмечаются они разнообразно: записями, рисунками, аппликациями, натуральными предметами – веточками, листьями и т.д. Ведение календаря природы помогает учащимся усвоить характерные особенности различных времён года.

  Перед экскурсией  можно предложить  детям заучить стихотворения  о природе, используя для этого стихи  А. Пушкина, И.Бунина,  А.Фета, Ф.Тютчева, С.Есенина, загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р.Федькина. Перед экскурсией  можно  дать детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями . Можно использовать дидактические игры, такие как: “Узнай дерево по листу” или “Что изменилось?».

                                                                                                           

                                                                                             Познавательное направление.

Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе  надо руководствоваться тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы необходимо  опираться на жизненный опыт детей,  запас представлений и понятий ,  полученных  на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.

Темы бесед могут быть и обширными («Если исчезнут леса») и  более  узкими  (« Чем полезны лягушки и почему их нельзя уничтожать»).  

 Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий (например,  фотографирование; зарисовки животных; сочинение загадок, стихотворений о животных; выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное или растение в Красную книгу; оформление гербариев  и многие другие виды деятельности).  Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

Введение заданий, основанных на моделировании, изобразительной деятельности, определяется тем, что обучение экологическим знаниям должно строиться с учетом характера, особенностей, способностей   каждого ребенка в отдельности.  В данном случае проверяется  не техника рисования, не умение вырезать, склеивать и т.п., а умение применять полученные знания в нестандартной ситуации (построение модели, схемы, рисунка). Для младшего школьника  особенно актуальны два способа передачи своего отношения к полученной информации – рисунок и слово. Эта возможность и предоставляется учащимся на занятиях по экологическому воспитанию и образованию.

Так же   можно начинать работу по знакомству с живыми существами, которым угрожает         исчезновение, после чего детям предлагаются занятия по изучению способов охраны природы:                          =  существование охраняемых природных территорий – заповедников, заказников, национальных парков;

=  знакомство с  памятниками природы, ботаническими садами, зоопарком, как местами сохранения и размножения редких видов животных и растений;

= организация путешествий по заповедникам нашей страны  с помощью  фильмов.

                                                                                Познавательно-развлекательное направление.

Работа по данному направлению  может быть реализована  в рамках экологического клуба  или клуба «Почемучек».

                                                                                Примерная  тематика клубных занятий:

 

2-й класс

Сентябрь.                                                            Краски золотой осени.

Осенний букет.

   Что едят у овощей.

Октябрь.                                                             Осень в лесу.

Грибное царство.

Как животные готовятся к зиме.

Ноябрь.                                                    Путешествие плодов и  семян.

Как растения приготовились к зиме.

Значение комнатных растений.

Декабрь.                                                           Жизнь в лесу зимой.

Где кто зимует.

Птичьи столовые.

Январь.                                                       Всякий защищается по-своему.

Следы на снегу.

Зимняя сказка.

Февраль.                                                 Гиганты и пигмеи в мире животных.

Животные – твои друзья.

Крылатые соседи.

Март                                                                     Весна красна.

Первенцы весны(растения, птицы)

Кто живёт в воде?

Апрель.                                                      Цветочный календарь весны.

Звуки весеннего леса.

Кто пробует еду ногой?

Май.                                                                  Аптека под ногами.

Ядовитые растения.

Как вести себя в природе.

В ходе занятий выделяются следующие основные этапы:

1.Краткие выступления учащихся об изменениях погоды, особенностях жизни растений и животных в рассматриваемый период года или о наблюдениях в природе.

2.Обсуждение основной темы занятия.

3.Проведение игр, конкурсов, соревнований, работа с занимательным материалом.

4.Подведение итогов занятия.

5.Задания к следующему заседанию клуба.

                                    В качестве примера - план занятия «Птичьи столовые».

1.Просмотр фильма или презентации «Зимующие птицы».

2.Рассказ-беседа об особенностях кормов для зимующих птиц.

3.Вести из леса (принесла сорока: птицы обижаются на ребят за неправильно приготовленные корма).

4.Знакомство с различными видами птичьих кормушек.

5.Изготовление детьми простейших картонных кормушек с бортиками.

6.Загадки о зиме и животных зимой.

7.Народные приметы о зиме.

8.Задание на дом: изготовить кормушку для птиц, повесить её около дома. Проводить ежедневную чистку кормушки и следить за  кормом.

                                 

                                   Итогом заседаний клуба  может стать  турнир знатоков природы или конкурс на лучшего знатока   природы.  Такое мероприятие проходит в несколько этапов:

 

= Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).

= Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (  предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить во дворе,  в лесной зоне, у школы ).

= Эстафета эрудитов (вопросы  готовятся заранее детьми  или их предлагает воспитатель).

= Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное — невероятное” и т.п.

= Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают  запись с голосами птиц, других животных.)

= Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира).

= Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.

= Конкурс  стихов о природе.

                                             

                                                                              Практическое направление.

В  рамках этого направления  возможны: уход за комнатными растениями в классе, подкормка птиц, уборка мусора на территории школы и около дома, посадка деревьев, изготовление поделок из природного материала и т. д.

                      Примерная разработка  занятия.

                     Тема: «Уход за комнатными растениями».

          Цель: научить ребят правильно ухаживать за комнатными растениями.

          Оборудование:   лейки, пульверизаторы для опрыскивания, палочки деревянные, поддоны, тряпочки,  кисточки, таз, горшки с цветами.

                       Ход занятия.

Беседа.             1.   Как вы ухаживаете за  своими комнатными растениями?

                           2.   Где стоят у вас растения?

Большинство комнатных растений светолюбивые и лучше развиваются при хорошем освещении, чаще всего дома их ставят на окна. В комнатах с центральным отоплением воздух сухой, для того, чтобы воздух был влажным, вокруг растения можно наливать воду в поддон . Растения следует обрызгивать из пульверизатора. Комнатные растения очень чувствительны к холодному воздуху. Сквозняки вредны для растений.

                           3.   Как часто вы поливаете растения?

От умелого и своевременного полива зависит развитие и цветение растений. Земля в горшках должна быть умеренно влажной. Нельзя допускать пересыхания почвы или наоборот переувлажнения. Многие растения при этом теряют  бутоны. В том случае , когда растения  поливают  слишком часто , так что земля не просыхает и воздух не успевает в неё проникнуть, земля в горшке закисает , а корни загнивают, и растение может погибнуть.

 Влажная земля всегда темнее сухой. Полив нужен  тогда, когда верхний слой земли в горшке просохнет и посветлеет. О влажности земли в горшке можно судить по таким признакам . Стенки горшка с влажной землёй при постукивании издают глухой звук. При недостатке влаги листья растений имеют вялый вид и слегка поникают. Поливка  в сухом и тёплом помещении должна  быть чаще, чем в прохладном и влажном. Поливать в пасмурный и холодный день нужно меньше, чем в ясный. Растения , находящиеся в маленьком горшке , поливают чаще, чем в большом.

                              4.    Кто из вас покажет, как правильно поливать растения?

Носик лейки нужно положить на край горшка и, слегка наклонив лейку, медленно выливать воду так ,чтобы струя воды не размывала землю в горшке. Когда вода впитается. Нужно полить ещё раз, а через час после полива воду с поддона следует слить. Растения можно поливать и снизу, наливая воду в поддон. Вода с поддона  впитывается в землю. Подливают  воду до тех пор, пока поверхность земли в горшке не станет влажной.

                              5.   В какое время дня вы поливаете растения?

Поливку лучше производить весной и летом  вечером, а осенью и зимой – утром. В сильную жару поливать растения нужно и утром и вечером.  Если образовалась сухая корочка, нужно взрыхлить землю деревянной палочкой ( показать, как рыхлить).

                               6. Какой водой вы поливаете растения?

Поливать можно речной, дождевой или водопроводной водой комнатной температуры. За сутки до полива нужно налить из крана воду в банку или бутылку, потом ею поливать. Очень холодная вода может быть губительна для растений. Кипячёной водой поливать нельзя, так как из  неё удалён воздух.

Один раз в неделю  надо  мыть растения.  Для этого горшок ставят в пустой таз, растения поливают водой и каждый его лист протирают тряпочкой. Кожистые листья и очень загрязнённые моют мыльной водой, но эта вода не должна попасть на почву в горшке( закрывать плёнкой). Растения с  плотными и кожистыми листьями весной и летом можно опрыскивать чаще. Растения, у которых есть волоски на листьях, опрыскивать нельзя, снимать с них пыль  следует мягкой кисточкой.

                           После беседы дети распределяются по группам. У каждой группы своё растение, все                                            применяют полученные знания на практике.

   Экологическое воспитание и образование выстраивается  также  в соответствии с особенностями местных природных и социальных явлений, в последующем постепенно знания расширяются до уровня рядом расположенных областей, края, страны, далее – выход за рамки своей родины. Так постепенно происходит знакомство учащихся с проблемами экологии других стран, а в общем, единого для всего человечества дома-планеты Земля.

      Более  старшим детям  даются знания об организме и окружающей среде, о связи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Дается, выясняется простейшая классификация экологических связей между живой и неживой природой, связей внутри живой природы; разъясняется сущность и значение экологии на основе различных примеров.

  К месту будут беседа  «Как нам воздух сохранить?», беседа и опыты на тему «Какая ты,  чистая вода?»,  « Что такое под ногами?».    Могут быть выпуски стенгазет, плакатов, призывающих к охране природы.

Далее в процессе разнообразной практической деятельности дети учатся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения. Выявляются наиболее характерные отличительные признаки схожих видов. Можно дать задание- найти информацию о происхождении названий некоторых видов животных или растений .

                     В заключение стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста обязательно реализует свои задачи.

 В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природу.  

 “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через  все дела и мероприятия по экологии.

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая грамотность младших школьников

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать ...

Формирование экологической грамотности младших школьников

Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....

Формирование экологической грамотности младших школьников

Статья о формировании экологической грамотности у младших школьников....

Формирование экологической грамотности младших школьников

."Мир спасёт не красота, а экологическая грамотность"...

Формирование экологической грамотности младших школьников

Формирование у младших школьников экологических знаний на уроках на основе дат экологического календаря....

Психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников...............................................................

В статье показано, как в современных реалиях возрастает значение повышение уровня экологической культуры как части общей культуры личности. Именно поэтому требуется пересмотр содержания экологического...