Программа клуба "Почемучка"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Мостовская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Зам. директора по ВР
__________________Н.В.Секисова
План работы клуба
«Почемучка: мыслим – творим – исследуем»
для обучающихся 1-4 классов
Руководитель: Мосина О.В.
Мостовское
2016
Список обучающихся
1. Еремеев Федор Александрович
2. Медведчикова Анастасия Владимировна
3..Некрасов Дмитрий Алексеевич
4.Ядрышникова Мария Алексеевна
5.Бурцева Ирина Павловна
6.Шорина Анастасия Евгеньевна
7.Антонов Дмитрий Семенович
8.Корягин Алексей Сергеевич
9.Секисов Дмитрий Сергеевич
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью программы является: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих развитию их исследовательских умений.
Задачи: - ознакомить с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;
- формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований,
организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать
и оценивать ее, презентовать результат;
- познакомить с культурой и историей родного края, традициями семьи;
- развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными источниками информации; расширить кругозор учащихся;
- воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, бережное отношение к Родине, своему краю, семье.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса обучающийся научится:
• различать объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека,
• различать прошлое, настоящее, будущее;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, общества, страны.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
• чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
• установка на здоровый образ жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Регулятивные
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на конференции
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения – 33 часа (1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | |
Почемучки - 8 часов | ||||
1 | Как люди смотрят на мир | 1 | Беседа, диагностика Введение. | |
2 | Посмотри на мир чужими глазами | 1 | Экскурсия, беседа. Ученые.. Способы мыслительной деятельности. | |
3 | Признаки одного предмета | 1 | Тренинги. Признаки предметов. | |
4,5 | Мы познаем мир с помощью органов чувств | 2 | Опыты «Органы чувств»;, групповая работа Органы чувств. | |
6 | Задай мне вопрос, а я отвечу | 1 | Тренинги Научные открытия. Оборудование исследователя | |
7,8 | Простейшее оборудование исследователя | 2 | Практическая работа, беседа по правила пользования и технике безопасности Практическая часть включает в себя: практическую работу «Знакомство с оборудованием исследователя»; | |
Вода - 4 часа | ||||
9,10 | Есть ли жизнь в воде | 2 | Прогулка, опыт Обитатели водного мира. | |
11,12 | Рыбья чешуйка | 2 | Экскурсия в магазин, опыт Практическая часть включает в себя: экскурсии в рыбный отдел продовольственного магазина,; опыты «Изучение чешуйки рыбы», « | |
Воздух – 2 часа | ||||
13,14 | Чем я дышу? | 2 | Органы дыхания. Свойства воздуха. Практическая часть включает в себя: практические работы «Свойства воздуха» | |
Природа и земля – 11 часов | ||||
15,16 | Почва у тебя под ногами | 2 | Экскурсия, опыт Почва и её свойства. Практическая часть включает в себя: экскурсии в парковую зону, | |
17,18 | Веточка | 2 | Экскурсия, эксперимент Объекты живой и неживой природы. Растения нашего края. Лекарственные растения. Практическая часть включает в себя: проведение экспериментов «Состояние растений в зимний период», | |
19-21 | Чист ли белый снег? | 3 | Экскурсия, опыты Практическая часть включает в себя: Опыты со снегом | |
22-23 | Живой пенек | 2 | Экскурсия, рисунок-проект «Условия прорастания семян», | |
24-25 | Моё домашнее животное | 2 | Презентация, выставка Домашние животные | |
Свет и зрение – 2 часа | ||||
26 | Да будет свет! | 1 | Практическая работа Свет и его свойства. опыты «Свойства света» и т.д | |
27 | Мой глаз | 1 | Групповая работа Орган зрения. Практическая часть включает в себя: Влияние компьютера и мобильного телефона на зрение детей», « | |
Общество – 6 часов | ||||
28 | Что означает моя фамилия? | 1 | Фамилия человека. | |
29 | Мои мама и папа в школьные годы | 1 | Проект Семья: быт, традиции, увлечения, достижения, праздники. Практическая часть включает в себя: презентацию семейного альбома; | |
30 | Мое генеалогическое древо | 1 | Фотоколлаж Практическая часть включает в себя: фотоколлажа «Генеалогическое древо», | |
31,32 | Место, где я живу | 2 | Экскурсия, выставка рисунков Страна. Родина. Город и его жители. Практическая часть включает в себя: альбома «Городские зарисовки»; | |
33 | Итоговое занятие «Мы Почемучки» | 1 | Презентация для родителей |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения - 34 часа (1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения |
Почемучки – 3 часа | |||
1 | Кто такие ученые | 1 | . Ученые.. |
2 | Научные исследования | 1 | Просмотр фильма, беседа Научные открытия |
3 | Оборудование исследователя | 1 | Оборудование исследователя. Практическая часть включает в себя: практическую работу «Знакомство с оборудованием исследователя»; |
Вода – 7 часов | |||
4-6 | Свойства воды | 3 | Просмотр фильма, беседа, опыты Свойства воды. Обитатели водного мира. Кристаллы и их происхождение. опыты «Свойства воды и её состояние» |
7,8 | Вода в нашем кране | 2 | Эксперимент, просмотр фильма Питьевая вода. Водные ресурсы Земли. эксперименты «Состояние водопроводной воды», |
9,10 | Очистка воды в домашних условиях | 2 | Практическая работа Способы очистки воды. Практическая часть включает в себя: практические работы «Способы очистки воды», |
Воздух – 2 часа | |||
11-12 | Свойства воздуха | 2 | Свойства воздуха. Химические свойства Земли. Практическая часть включает в себя: практические работы «Свойства воздуха», |
Природа и земля- 12 часов | |||
13-14 | Растения нашего края | 2 | Мини-конференция Растения нашего края. Практическая часть включает в себя: мини-конференции «Растения нашего края |
15-17 | С лукошком за грибами | 3 | Выступления, опыт, альбом. Грибы. оформление альбомов «Съедобные грибы», |
18-19 | Цветы вокруг нас | 2 | Набор открыток «Цветы»; |
20 | Родина растений | 1 | Просмотр фильма |
21-22 | Лекарственные растения | 2 | Работа с источниками информации, прогулка, инструкция Лекарственные растения. Оформление альбомов «Лекарственные растения», |
23-24 | Условия прорастания семян | 2 | Эксперимент, ролевая игра «Садовод» Условия прорастания семян. Выполнение проекта «Условия прорастания семян», |
Свет и зрение -6 часов | |||
25-26 | Свойства света | 2 | Опыты Свет и его свойства. Практическая часть включает в себя: практические работы «Свойства света», ; опыты «Свойства света» и т.д |
27-28 | Свет и тень | 2 | Практическая работа«Изготовление 3-D очков», |
29-30 | Обман зрения | 2 | Работа с источниками информации, практическая работа Орган зрения. Свойства зрения и их использование в современном мире. рассматривание трехмерных картинок |
Общество- 4 часа | |||
31 | Самые мудрые люди в моей семье | 1 | Выставка рисунков Семья: быт, традиции, увлечения, достижения, праздники. Генеалогическое древо. Практическая часть включает в себя: презентацию семейного альбома; создание Книги памяти |
32 | Профессиональная династия моей семьи | 1 | Проект Профессиональная династия. работу над проектами «Профессиональная династия семьи», |
33 | Любимый семейный праздник | 1 | Ролевая игра «Устроим праздник» |
34 | Итоговое занятие «Мы Почемучки» | 1 | Презентация для родителей |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения – 34 часа (1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения |
Почемучки – 2 часа | |||
1 | Что такое доклад, выступление? | 1 | Беседа, диагностика Введение. Способы мыслительной деятельности. |
2 | Делаем выводы | 1 | Тренинги |
Вода - 4 часа | |||
3,4 | Водные ресурсы Земли | 2 | Экскурсия, доклады Водные ресурсы Земли. Практическая часть включает в себя: «Свойства воды и её состояние»; эксперименты |
5,6 | Выращивание кристаллов | 2 | Эксперимент «Выращивание кристаллов» Кристаллы и их происхождение. |
Воздух - 2 часа | |||
7 | Химия Земли | 1 | Просмотр фильма Химические свойства Земли Практическая часть включает в себя: опыты «Химия вокруг нас» и т.д. |
8 | Вулкан | 1 | Происхождение вулканов Практическая работа «Изготовление модели вулкана»; |
Природа и земля -11 часов | |||
9 | Прошлое Земли | 1 | Экскурсия Древний растительный и животный мир Земли. |
10,11 | Археология | 2 | Экскурсия, альбом Археология. «Археологические находки», |
12,13 | Загадки обычных животных | 2 | Работа с источниками информации Домашние животные. «В мире путешественников» и т.д. |
14,15 | Жили-были динозавры | 2 | Альбом Динозавры |
16-17 | Животные нашего края | 2 | Мини-конференция Животные нашего края. |
18-19 | Красная книга нашего края | 2 | выполнение проекта «Красная книга нашего края»; |
Свет и зрение - 7 часов | |||
20-21 | Компьютер | 2 | Практическая работа, работа с источниками информации, инструкция . Свойства зрения и их использование в современном мире. Практическая часть включает в себя: «Влияние компьютера и мобильного телефона на зрение детей», опыты «Свойства света» и т.д |
22-23 | Трехмерное изображение | 2 | Практическая работа, работа с источниками информации рассматривание трехмерных картинок; |
24-26 | 3D- эффект | 3 | «Изготовление 3-D очков», |
Общество - 8 часов | |||
27 | Традиции и реликвии моей семьи | 1 | Обрядовые действия . Семья: быт, традиции, увлечения, достижения, праздники. |
28 | О чем мне рассказал семейный фотоальбом? | 1 | Презентация . презентация семейного альбома |
29-30 | Я - житель города и района | 2 | Альбом, экскурсии по городу; исследование экологического состояния города и района;; Исследования альбома «Городские зарисовки»; |
31-33 | Экология города и района | 3 | |
34 | Итоговое занятие «Мы Почемучки» | 1 | Презентация для родителей |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 год обучения – 34 часа (1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения |
Почемучки– 6 часов | |||
1 | Словарь исследователя | 1 | составление словарика исследователя и т.д. Копилка исследователя, диагностика Введение. Ученые. Научные открытия. Оборудование исследователя. Способы мыслительной деятельности. Признаки предметов. Беседа,Тренинги |
2 | Цели, задачи, гипотеза | 1 | |
3 | Суждения, умозаключения | 1 | |
4 | Планирование | 1 | |
5 | Оформление | 1 | Практическая работа, выставка |
6 | Защита | 1 | Мастер-класс |
Вода – 3 часа | |||
7 | Осадки | 1 | Просмотр фильма, практическая работа Свойства воды. Практическая часть включает в себя: практические работы «Образование осадков |
8-9 | Фонтан | 2 | Практическая работа «Изготовление фонтана»; |
Воздух – 2 часа | |||
10-11 | Химия Земли | 2 | Химические свойства Земли. Практическая часть включает в себя: практические работы «Свойства воздуха», «опыты «Химия вокруг нас» |
Природа и земля – 10 часов | |||
12-13 | Тайны камней | 2 | Выставка, экскурсия Практическая часть включает в себя: практическую работу «Полезные ископаемые Земли»; |
14-15 | Природные ресурсы Земли | 2 | Мини-конференция,выполнение проекта «Красная книга нашего края»; |
16-17 | Клуб путешественников | 2 | Фотовыставка», «В мире путешественников» и т.д. |
18-21 | Звездное небо | 4 | Экскурсия, альбом |
Свет и зрение – 3 часа | |||
22 | Дорожные знаки | 1 | Экскурсия Свойства зрения и их использование в современном мире. Практическая часть включает в себя: «рассматривание трехмерных картинок; |
23-24 | Мобильный телефон | 2 | Работа с источниками информации, практические работы «Влияние компьютера и мобильного телефона на зрение детей», |
Общество – 10 часов | |||
25-26 | Увлечения домочадцев | 2 | Выставка Семья: быт, традиции, увлечения, достижения, праздники. Фотовыставка |
27-28 | Достижения и гордость моей семьи | 2 | |
29-30 | Вклад моих предков в годы войны | 2 | Создание Книги памяти |
31-32 | Улицы моего города | 2 | Проект«Улицы моего города»; |
33-34 | Научная конференция «В стране Почемучии» | 2 | Презентация для родителей и учителей |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
2. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.
4. Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы [Текст] /Л. Е. Курнешова // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004.- № 2.- С. 13-14.
5. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии [Текст] / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.
6. Психология одарённости: от теории к практике [Текст] / Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: - ПЕР СЭ, 2000. – 80 с.
8. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
9. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.
10. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения [Текст] / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6. – С. 23-58.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Атлас для школьников. Кемеровская область - Новосибирск: картографическая фабрика, 2002.- 31с.
Крылов Г.В., Степанов Э.В. Зеленая аптека и Кузбасса - Кемеровское книжное изд-во, 1975
Плешаков, А.А., От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков- М.: Просвещение, 2010- 222с.
Дополнительные источники
Словарь русского языка Ожегова
Энциклопедия «Все обо всем»
Энциклопедия «Потомучка»
Детский образовательный портал kidportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...