Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыанием детей "Планета детства"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Минина Валентина Владимировна

Данная программа содержит цели и задачи работы пришкольного лагеря, описание специфики летней смены, основные направления деятельности, реализуемые мероприятия, ожидаемые результаты и ресурсное обеспечение программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

П.Г.Т. УСТЬ-КИНЕЛЬСКИЙ Г.О. КИНЕЛЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждаю:

_____________________

«___»_____________2016г.

Директор школы

Плотников Ю.А.

ПРОГРАММА

ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

«ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»  

 

2016

Информационная карта программы

Полное название программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства»

Цель программы

Создание благоприятных условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.

Направления деятельности

Приоритетное направление – гражданско-патриотическое.  

Также реализуются культура здорового и безопасного образа жизни, экологическое, художественно-эстетическое,  нравственно-этическое, научно-познавательное, трудовое  направления деятельности.

Краткое содержание программы

Программа содержит цели и задачи работы лагеря, описание специфики организации летней смены, основные направления деятельности, реализуемые мероприятия, ожидаемые результаты и ресурсное обеспечение программы.

Автор программы

Минина В.В.

Образовательное учреждение, представившее программу

ГБОУ СОШ №2  с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский

г.о. Кинель Самарской области

Адрес, телефон

446442, Самарская область,

г. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский,

ул. Спортивная, д. 9

Место реализации

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.

Количество, возраст учащихся

125 учащихся с 7 до 10 лет

Сроки реализации программы

апрель – июнь 2016 г.

1 смена – 01-29 июня

Содержание

Введение……………..…………………………………………………....4

Цель и задачи Программы……….……………………………….……...5

Особенности летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей……………………………………….…6

Основные участники реализации Программы……………….………...6

Принципы, используемые при планировании

и проведении лагерной смены…………………………………………..6

Логика построения содержания Программы………….………………..7

Направления и виды деятельности Программы……………………….9

Методы и уровни реализации Программы…………………………….14

Организация взаимодействия летнего

 оздоровительного лагеря с социумом……………………………......15

Этапы  реализации программы………………………………………..15

Ресурсное обеспечение Программы………………………………..…16

Ожидаемые результаты…………………………………………….…..18

Механизм реализации и обеспечения

контроля над выполнением  Программы…………………………..…18

Список используемых источников  литературы……………………..20

Приложения……………………………………………………………..22

Введение

Каникулы - период активного отдыха, время свободного общения  и  приобретения новых интересов в сферах, ранее не доступных детям. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть что-то новое и  удивительное.

 Но если для мальчишек и девчонок каникулы - это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм, то для их родителей  – это, зачастую, время  их рабочей деятельности.   Поэтому в период каникул мы сталкиваемся с проблемой занятости детей.

 Решением данной проблемы является организация деятельности пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей.  Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.

В летний период лагерь становится центром досуговой деятельности детей, отличной от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.

На базе ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский уже более 15 лет действует летний оздоровительный  лагерь с дневным пребыванием детей. За это время сложилось много хороших лагерных традиций, появился интересный, перспективный опыт работы, зародилась и окрепла система лагерного управления.

Мы стремимся охватывать организованным отдыхом максимальное количество детей младшего школьного возраста, и в первую очередь это относится к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Однако введение новых стандартов в системе образования не может обойти стороной и деятельность пришкольных лагерей.

Таким образом, разработка программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства» вызвана следующими проблемами:

  • наличием спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
  • модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • потребностью учащихся  в самореализации вне школы.

Данная программа является частью воспитательного пространства школы и  продолжает решать вопросы, связанные с всесторонним развитием личности ребенка в летний период. Она -  основополагающий документ, который организует  жизнедеятельность лагеря, обеспечивая ее системность и целостность.

По своей направленности данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Содержание сквозных подпрограмм по направлениям деятельности  соответствует достижениям мировой культуры, традициям, культурно-национальным особенностям, современным педагогическим и оздоровительным технологиям.

Летний лагерь «Планета детства» является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, творчества и самореализации детей.

Цель - создание благоприятных условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.

Задачи:

  1. Создание условий для организованного отдыха детей.
  2. Создание  системы  физического  оздоровления  детей  в  условиях  временного  коллектива.
  3. Привитие навыков санитарно-гигиенической культуры, здорового образа жизни.
  4. Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации его индивидуального личностного потенциала.
  5. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  6. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, детьми разного возраста в решении общих проблем.
  7. Формирование духовно-нравственной  культуры личности.
  8. Формирование патриотизма,  основ российской гражданской идентичности и гражданской солидарности.
  9. Содействие осознанию  ценностного отношения  к природе, окружающей среде, формированию экологического сознания.
  10. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Особенности летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

Пришкольный лагерь имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику его работы:

1.        Временный характер детского объединения. В лагере в течение 21 дня отдыхает и оздоравливается  125 воспитанников, объединенных в 5 отрядов по 25 человек.

2.        Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается разнообразный спектр занятий в соответствии с основными направлениями работы.

3.        Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.

4.        Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

5.        Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух являются важной составляющей успеха лагеря.

6.        Чёткий режим жизнедеятельности – рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

Основные участники реализации Программы

  • Учащиеся начального звена (возраст 7-10 лет).
  • Педагогический коллектив.
  • Родители (законные представители) учащихся.

Принципы, используемые при планировании и проведении

лагерной смены

Программа  летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства» опирается на следующие принципы:

  • Принцип гуманизации отношений - построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
  • Принцип активности и сознательности  – участие всех членов коллектива в поиске новых, эффективных  методов и целенаправленной деятельности по организации отдыха и оздоровлению детей, вовлечение максимального количества детей в различные мероприятия.
  • Принцип  дифференциации  работы -          отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.
  • Принцип адресности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья учащихся.
  • Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка - чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
  • Принцип системности - реализация лагерных мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
  • Безусловная безопасность всех мероприятий.

Логика построения содержания Программы

В летний сезон 2016 года в лагере реализовывается гражданско-патриотическая смена «Мы из будущего». Название смены взято у одноименного фильма, что отражает тему 2016 года – Года Российского Кино.

Основная идея смены – формирование морально-нравственных, духовных качеств воспитанников через образ военнослужащего. Идеал современного защитника Отечества выступает в качестве общей целевой установки смены «Мы из будущего». При этом акцентируется внимание на таких качествах, как  чувство ответственности за судьбу своей страны, верности воинскому долгу, готовности к её защите, ответственность, творческий подход к порученному делу, дисциплинированность, инициативность, потребность в сохранении и укреплении здоровья,  ведении здорового образа жизни.

«Мы из будущего» - это сюжетно-ролевая игра. На период смены оздоровительный лагерь превращается в армию, объединяющую различные виды войск. Армия живет по Уставу, согласно которому все воспитанники в течении смены проходят курс молодого бойца и готовятся защищать нашу Родину.  

Каждый отряд представляет собой определенное войско, название которого определяется его спецификой: танкисты, авиация, флот и пр. Название своим отрядам воспитанники придумывают самостоятельно, исходя из своих желаний.  Они же придумывают девиз, эмблему отряда и строевую песню.

В течение всей смены каждый участник играет свою роль: начальник лагеря – главнокомандующий, генерал, педагоги-организаторы – полковники, воспитатели отрядов – майоры, прочие педагогическе работники лагеря (инструктора по физической подготовке, музыкальный работник, руководители кружковой деятельности) – капитаны, воспитанники – рядовые. При этом у воспитанников в ходе выполнения различных «боевых заданий» есть возможность повыситься в звании и пройти путь от рядового до лейтенанта. Это дополнительный стимул к участию в лагерных мероприятиях для детей.

Руководство армией осуществляет штаб, в который входят офицеры из числа педагогов, командиры отрядов  и те ребята, которые преодолели звание сержанта. Они решают, как будут жить в лагере, участвуют в организации тематических дней, вносят коррективы в программу,  принимают решения о поощрениях и наказаниях участников смены.

Все воспитанники могут принять участие в организации деятельности смены: нести караул, быть связистами и осуществлять работу «Армейской почты», быть членом Пресс-центра и  выпускать «Боевой листок». Аналогичная работа осуществляется и внутри отрядов.

Подобная  форма организации жизнедеятельности детского коллектива  обеспечивает развитие самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

Сюжетно – ролевая игра «Мы из будущего» как механизм реализации программы является ярким проявлением деятельностного подхода в воспитательном процессе. Цели и задачи, которые ставятся перед детьми и успех в достижении которых требует напряжения сил, дают возможности подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Являясь развлечением, отдыхом, игра перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

В течение всей смены каждый отряд борется за почетное звание «Лучший отряд нашей армии». Все результаты участия отрядов в конкурсах, играх и т.п. заносятся в оценочный лист «Подвиги нашей армии», который отслеживает  рейтинг отряда. Также в лагере ведется учет достижений ребят, выражающийся в повышении воинского звания: рядовой – сержант – старшина - лейтенант. Фотографии лучших ребят появляются в рубрике «Доска почета». Поощрение лучших ребят и лучших отрядов осуществляется исходя из возможностей лагеря.

Направления и виды деятельности Программы

  В период работы летней смены лагеря реализуются  основные направления воспитательной работы школы.

        

Все направления деятельности важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Приоритетным направлением смены является гражданско-патриотическое, что отражено в специфике организации лагеря в 2016 году.

Ценностные основы направления

Задачи  направления

Виды деятельности

Научно-познавательное

  • Стремление к познанию и истине,
  • научная картина мира,
  • интеллектуальное развитие личности;
  • творчество и созидание.
  • Расширение знаний детей об окружающем мире.
  • Формирование познавательной активности, любознательности, интереса к окружающему миру.
  • Удовлетворение познавательных потребностей учащихся.
  • Занятия  по интересам в кружковой деятельности.
  • Экскурсии, посещение библиотеки, музыкальной школы.
  • Тематические беседы.
  • Викторины

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного. Просто это стремление реализуется в отличных от школьного урока формах. К тому же ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа.

Гражданско-правовое

  • Правовое государство,
  • гражданское общество;
  • закон и правопорядок;
  • поликультурный мир;
  • свобода личная и национальная;
  • доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
  • Расширение знаний о государственном устройстве,  Конституции РФ, государственной символикой.
  • Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края.
  • Приобщение к  культуре межличностных отношений.
  • Стремление к соблюдению норм и правил поведения во временных коллективах.

        

  • Установление и принятие правил поведения в лагере и отрядах.
  • Организация системы самоуправления.
  • Тематические беседы и праздники («Россия, мы дети твои!»,  «Неофициальные символы России», «Отчего так в России березы шумят», «Фестиваль дружбы народов», «Богатырская застава»  и т.п.).
  • Работа с фольклором (чтение народных сказок, слушание народной музыки,  разучивание народных песен, декоративно-прикладное творчество,  народные подвижные игры и т.п.).
  • Экскурсии по родному поселку.
  • Проведение социальных акций, решающих проблемы жизни лагеря.

        Через семью, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».     Обогащение содержания работы национальной культурой позволяет освоить культурное наследие своего народа и является одним из аспектов гражданско-патриотического воспитания воспитанников.

Военно-патриотическое

  • Любовь к России, своему народу, своему краю,
  • служение Отечеству,
  • мир во всём мире.

  • Ознакомление с героическими страницами истории России.
  • Сохранение воинских традиций.
  • Формирование готовности к выполнению воинского долга.
  • Просмотр видеофильмов  историко-патриотического содержания.
  • Курс молодого бойца.
  • Смотр строя и песни.
  • Проведение военно-спортивной игры «Зарничка».
  • Организация и проведение мероприятий ко Дню памяти и скорби («Военно-патриотический альманах «Вспомним всех поименно. Это нужно живым.», операция «У обелиска», выставка рисунков «Слава, достойная памяти» и пр.) .
  • Тематические беседы («Забыть не имеем права», «Герои России»).
  •  Фестиваль песен военных лет «Сороковые, роковые».

Важной стороной организации патриотического воспитания в лагере является его включенность в основные виды деятельности: познавательную, воспитывающую и социальную.

 Нравственно-этическое

  • Нравственный выбор;
  • справедливость и милосердие;
  • уважение достоинства человека,
  • ответственность и чувство долга;
  • забота и помощь,
  • мораль, честность,
  • забота о старших и младших.

•        Различение хороших и плохих поступков.

•  Уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.

•  Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

•  Знание правил этики, культуры речи.

•  Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

  • Соблюдение этических норм во взаимоотношениях школьников.
  • Проведение тематических  бесед.
  • Просмотр и обсуждение видео (фильм, сюжет телепередачи), затрагивающее проблемные нравственные ситуации.

 Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни

  • Физическое, физиологическое, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье.
  • Освоение ценности здоровья.
  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы.
  • Укрепление мотивации к выполнению санитарно-гигиенических норм и правил.
  • Расширение знаний об охране здоровья.
  • Отрицательное отношение к ПАВ.

  • Утренняя гимнастика (зарядка)
  • Организация игр на свежем воздухе.
  •  Посещение спортивных кружков по интересам.
  • Спортивные состязания (спортдесант, легкая атлетика, турнир по футболу, пионерболу, шашкам, шахматам, настольному теннису,  «Веселые старты» и т.п.).
  • Игры и состязания по правилам дорожного движения («Дорожная азбука», велоэстафеты).
  • Туриада.
  • Мероприятия, посвященные Дню борьбы с ПАВ (танцпарад,  беседы, викторина)

В начале и в конце лагерной смены учащиеся сдают нормативы физической подготовки с целью отслеживания динамики двигательной активности.

Воспитание экологической культуры

  • Родная земля;
  • природа;
  • планета Земля;
  • экологическое сознание.
  • Изучение природы родного края.;
  • Развитие чувственного, эмоционального  отношения к природе;
  • Формирование бережного отношения к природе, экологического сознания учащихся.

  • Наблюдение за окружающей природой, экскурсии.
  • Конкурсы, творческие программы («Экологическое ассорти», «Нас так много на Земле, но мало во Вселенной», «Парки и заповедники», «Любимый лес» и т.п.).
  • Акции природоохранной направленности (операция «Нас здесь не было», «Цветы пришкольного участка» и т.п.)

Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Трудовое

  • Уважение к труду и людям труда;
  • творчество и созидание;
  • трудолюбие.
  • Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
  • Воспитание привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
  • Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда
  • Бытовой самообслуживающий труд.
  • Общественно значимый труд (уборка прилегающей территории).

Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Художественно-эстетическое воспитание

  • Красота,
  • гармония,
  • духовный мир человека,
  • самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.

  • Представление об искусстве народов России.
  • Пробуждение в детях чувства прекрасного.
  • Вовлечение детей в посильную и доступную деятельности в области искусства, творчества.
  • Развитие творческих способностей детей, возможности самовыражаться и самореализовываться через творческую деятельность.

 

Данное направление многогранно. Поэтому средством воздействия на воспитанника могут быть и музыка, и песня, и танец, и общение с книгой, природой, искусством.

  • Изобразительная деятельность (оформление отрядных уголков, конкурсы рисунков).
  • Художественная литература (чтение, литературные встречи, экскурсии в библиотеку и т.п.).
  • Музыка (прослушивание музыкальных произведений, посещение музыкальной школы, разучивание новых песен, подготовка музыкальных номеров для праздников и фестивалей, игровые программы «Угадай мелодию» и пр.).
  • Танец (подготовка номеров, игровые программы типа «Танцпарад», «Флешмоб» и пр.).
  • Посещение кружков по интересам.
  • Участие в  конкурсах  и фестивалях.

Все мероприятия этого направления носят практический характер.

 

Методы и уровни реализации Программы

  • Игровые методы,
  • Метод соревнований,
  • Метод положительного примера,
  • Метод создания «ситуации успеха»,
  • Метод проектирования,
  • Метод моделирования,
  • Метод КТД, 
  • Метод психологического сопровождения,
  • Метод формирования команды,
  • Метод здоровье сберегающих технологий.

Работа пришкольного лагеря строится на следующих уровнях: отрядном,  общелагерном и выходящим за пределы лагеря.

Основной груз решения поставленных перед лагерем задач несут на себе, в первую очередь, отрядные дела.  Разнообразие отрядных дел определяется разнообразием интересов и потребностей детей, необходимостью постоянной смены деятельности для сохранения активности восприятия, а также множеством задач, которые предстоит решить педагогу в течение смены. Каждый ребенок может  попробовать себя в разработке и подготовке отрядного дела.

Общелагерные дела отличаются размахом и массовым вовлечением воспитанников в деятельность лагеря. Они выводят каждый отряд на новый уровень и содействуют сплочению временных коллективов.

Кроме того, ребята  могут принять участие в спортивных состязаниях и фестивалях между  лагерями г.о. Кинель. На территории округа сложилась традиция ежегодного проведения таких спортивных мероприятий, как «Лето с футбольным мячом» и «Спартакиада пришкольных лагерей».

С переходом от одного уровня к другому существенно возрастают воспитательные эффекты Программы:

·на первом уровне воспитание сосредоточено вокруг малой группы;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности лагеря и ценности могут усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия детей  в нравственно ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими нового опыта поведения.

Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря

с социумом

В лагере  сложилась система социального партнерства с учреждениями и организациями, готовыми содействовать достижению целей и задач Программы.

При этом в работе  с социальными партнерами используются  следующие формы взаимодействия:

  • организация кружковой работы силами педагогов ЦВР «Вундеркинд»;
  • посещение мероприятий учреждений культуры и спорта;
  • проведение совместных мероприятий по направлениям деятельности.

Этапы  реализации Программы

I этап. Подготовительный ( апрель- май).

  • Проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону.
  • Формирование нормативно-правовой базы (издание приказов о проведении летней кампании, составление Положения о лагере, должностных инструкций, план-сетки и пр. ).
  • Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства».
  • Подготовка методического материала для работников лагеря.
  • Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере.
  • Работа с родителями – набор воспитанников в лагерь дневного пребывания.

II этап. Организационный  (1-3 июня).

  • Встреча детей, формирование отрядов.
  • Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
  • Первичный инструктаж детей.
  • Вводная диагностика состояния здоровья, физической подготовленности,  интересов и направленности воспитанников.
  • Запуск сюжетно-ролевой игры «Мы из будущего».
  • Проведение мероприятий с целью выявления творческого потенциала участников смены.
  • Создание условий для проявления активной позиции школьника в лагере.

III этап. Практический  (июнь).

  • Реализация основной идеи смены.
  • Вовлечение детей в различные виды деятельности с целью организации досуга и оздоровления.
  • Работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический  (28-30 июня).

  • Организация личной рефлексии
  • Организация итоговой рефлексии
  • Подведение итогов смены.
  • Выработка перспектив деятельности организации.
  • Подготовка отчетной документации.

Ресурсное обеспечение Программы

 1.        Нормативно-правовое.

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  • Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
  • Федеральный государственный стандарт
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Устав ГБОУ СОШ №2
  • Положение о оздоровительном лагере с дневным пребыванием при ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  • Приказы Управления образования.
  • Приказ по школе «Об организации летнего оздоровительного лагеря»
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Акт приемки лагеря.
  • План работы.

2.        Материально-техническое.

  • Игровые комнаты – 5.
  • Спальни – 2.
  • Спортивный зал - 1.
  • Спортивная площадка при школе – 1.
  • Площадка для игр – 1.
  • Библиотека, читальный зал, медиатека - 1.
  • Актовый зал - 1.
  • Медицинский кабинет - 1.
  • Школьная столовая - 1.
  • Комнаты гигиены - 2.

3.        Кадровое.

В соответствии со штатным расписанием в реализации Программы участвуют:

  • начальник лагеря – Сарандаева Л.И.,
  • педагоги-организаторы – Минина В.В., Лозовская М.А.;
  • музыкальный работник – Данилина И.В.;
  • физруки – Ермилин В.Г., Ролдугин Е.Н.;
  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
  • медработник;
  • руководители спортивных и творческих мастерских (из числа педагогов школы и структурного подразделения «Вундеркинд»).

4.        Программно-методическое.

  • Наличие необходимой документации, программы, плана.
  • Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.
  • Коллективные творческие дела.
  • Творческие мастерские.

5.        Информационное.

         Информационная поддержка  Программы через стенд лагеря, сайт школы и Дневник смены.

Ожидаемые результаты

  • Организация досуга воспитанников в летний период.
  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
  • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
  • Расширение кругозора детей.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  • Личностный рост участников смены.

                             

Механизм реализации и обеспечения контроля над выполнением  Программы

Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы школы и всех заинтересованных сторон, в целях обеспечения досуга и оздоровления учащихся  в летний период. Координацию  за выполнением и контролем  Программы выполняет начальник лагеря.  

Оценка эффективности работы пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей ведется по следующим направлениям:

- наполняемость лагеря,

- выполнение  Программы, реализация запланированных мероприятий,

- соответствие проводимых мероприятий целям и задачам смены,

- качество и разнообразие проводимых мероприятий,

- реализация системы дополнительного образования – кружковой работы,

- участие детей в органах самоуправления,

- сплоченность и комфортное состояние детей внутри социальных групп,

-  формирование методической папки с разработками проводимых мероприятий,

-  эффективность устранения нежелательных отклонений в работе,

- удовлетворенность воспитанниками организацией и проведением летней смены (рефлексия по итогам дня, «Цветопись» по результатам мероприятий, итоговое анкетирование).

Список используемых источников  литературы

  1. Артамонова Л.Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.
  2. Воронкова, Л.В.    Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007.
  3. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2004.
  4. Григоренко Ю.Н.Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе.- М.: Педобщество России, 2008.
  5. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педобщество России, 2002.
  6. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2009.
  7. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2010.
  8. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  10. Кулаченко М.П. Учебник для  вожатого. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  11. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
  12. Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2006.
  13. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007.
  14. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
  15. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008.
  16. Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  17.  Сысоева М.Е.    Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002.
  18. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.
  19. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
  20. Юзефавичус Т.А.Кипарис-9: Советы бывалого вожатого: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.: Педобщество России, 2005.

Примечание:

Отчет о проведении смены «Мы из будущего» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Планета детства» можно найти на сайте школы:  http://kinel-school2.ru/News_old_2016-1.htm#1-21_июня_


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

Цель:         Создание условий для полноценного летнего отдыха и оздоровления обучающихся начальной школы в каникулярное время.     Задач...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Страна здоровья»

Цель программыСоздание условий для оздоровления учащихся и организационного отдыха в летний период, укрепления физического, духовного и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей ...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Весёлые каникулы - 2013"

1. Программа лагеря разработана на основе нормативных документов Министерства образования Нижегородской области "Об организации и проведении летней кампании" 2. Ежедневное планирование лагеря "Ве...

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Надежда"

Программа разработана коллективом педагогов МБ ОУ Арзинская СОШ...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Город детства»

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Город детства"....