Кружок "История нашего города"
рабочая программа (4 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, основной образовательной программы начального общего образования. В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhok_istoriya_nashego_goroda.docx | 36.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Количество недельных часов 1 .
Количество часов в год 34.
Возрастная группа: 4 класс.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Гимназия №32, методического конструктора «Программа внеурочной деятельности» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2011 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г.
По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.
В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.
Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности по «Истории нашего города» обусловлена следующими факторами:
- недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Кургана и Курганского района для учащихся начальной школы;
- не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой Родины и её природы (нецелесообразно ограничиваться рассказом, беседой, показом, “разовыми” экскурсиями в музей и заповедник);
- недостаточно скоординирована совместная историко-краеведческая деятельность школы с музеями, библиотеками, заповедником и другими организациями города.
Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.
Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
- формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
- прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
- способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
- расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Воспитательные:
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;
- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:
- Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
- Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
- Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
- Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
- Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
- Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
При изучении данного курса «История нашего города» в рамках внеурочной деятельности увеличивается вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий, объём занятий – 34 ч. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчёте 1 час в неделю).
Учебно-тематический план
№ п\п | Название модуля | Общее количество часов |
1 | Понимаем наш город | 8 |
1.1 | Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе | 1 |
1.2 | Викторина «Как живёшь ты отчий дом?» | 1 |
1.3 | Устный журнал «История нашего города» | 2 |
1.4 | Беседа «Что мы видим в родном городе?» | 2 |
1.5 | Беседа «Что мы слышим о родном городе?» | 1 |
1.6 | Беседа «Запахи и ароматы родного города» | 1 |
2 | Живём в нашем городе | 17 |
2.1 | Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы. | 2 |
2.2 | Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города»: пешая экскурсия (в рамках проекта «Я и мой город», музей) | 3 |
2.3 | Старинные названия улиц города Кургана. | 3 |
2.4 | Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил. | 3 |
2.5 | Мой микрорайон. | 2 |
2.6 | Дебаты «Доступность и востребованность культурного досуга и занятий спортом юными горожанами» | 2 |
2.7 | Проблемно-ценностная дискуссия «Взаимоотношение между группами молодёжи в нашем городе» | 2 |
3 | Развиваем наш город | 9 |
3.1 | Конкурс авторских рисунков «Проблемы нашего города: взгляд молодых» | 3 |
3.2 | Проблемно – ценностная дискуссия «Основные проблемы города и возможности их решения» | 3 |
3.3 | Дискуссия «Наши инициативы по развитию города» | 3 |
Всего | 34 |
Содержание деятельности
Модуль 1. Понимаем наш город (8 ч)
1.1. Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе. (1 ч) Подбор педагогом одного или нескольких документальных фильмов о городе. Подготовка вопросов к фильму. Проработка возможных сценариев развития беседы. Организация просмотра и обсуждения фильма.
1.2. Викторина «Как живёшь ты, отчий дом?» (1 ч) Подготовка педагогом перечня вопросов о жизни города, его прошлом и настоящем. Проведение викторины с учащимися. Награждение победителей. Обсуждение с учащимися итогов викторины.
1.3. Устный журнал «История нашего города». (2 ч) Разделение школьников на три группы «Исторические события в нашем городе», «Памятные места нашего города», «Люди и судьбы». Подготовка каждой группой сообщений для устного журнала. Представление каждого тематического раздела устного журнала на общее рассмотрение.
1.4. Беседа «Что мы видим в родном городе» (2 ч) Обсуждаемые темы: городская архитектура, скульптура, организация пространства, ландшафтный дизайн, визуальное зонирование городской среды, культурные ниши (музеи, выставочные залы, концертные площадки), безопасность жизни в городе и т. д.
1.5. Беседа «Что мы слышим в родном городе?» (1 ч) Обсуждаемые темы: транспортные потоки, производственные и досуговые зоны в городе, стиль повседневного общения горожан, горячо волнующие их вопросы, отзывы гостей города, комфортность пребывания в городской среде, ночной покой горожан и т. д.
1.6. Беседа «Запахи и ароматы родного города». (1 ч) Обсуждаемые темы: автотранспорт и загазованность, промышленные выбросы, зелёные островки города, уборка мусора в городе, места с уникальным, очаровывающим ароматом, городские клумбы и т. д.
Модуль 2. Живём в нашем городе (17 ч)
2.1. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (2 часа).
Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном отношении к школьному имуществу.
Практика: экскурсия по школе, беседа о том, что запомнилось, конкурс рисунков «Моя школа».
2.2. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города» - пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой город», городской краеведческий музей (3 часа).
Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего двора», «Название моей улицы».
Практика: «Улицы нашего города» - пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой город» (городской краеведческий музей).
2.3. Старинные названия улиц города Кургана (3часа).
Теория: беседа о старинных и современных названиях улиц.
Практика: рассматривание современной карты города Кургана, нахождение улиц на карте.
2.4. Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил (3 часа).
Теория: беседа о достопримечательностях нашей улицы, о том, что нравится, что бы изменил.
Практика: фотографирование зданий улицы, викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» (работа в группах).
2.5. Мой микрорайон (2 часа).
Теория: дать представление об истории названий улиц нашего микрорайона.
Практика: индивидуальная и самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой, выставка рисунков «Мой дом».
2.6. Дебаты «Доступность и востребованности культурного досуга и занятий спортом юными горожанами». (2 ч) Разделение участников дебатов на три группы: 1) группа «да», доказывающая, что культурный досуг и занятия спортом вполне доступны и востребованы юными жителями города; 2) группа «нет», доказывающая, что культурный досуг и занятия спортом не вполне доступны и востребованы юными жителями города; 3) группа экспертов, наблюдающая за работой двух этих групп и выносящая решение о доказательности и убедительности представленных мнений. Работа групп по подготовке тезисов в защиту собственной позиции. Выступление спикера первой группы. Вопросы к нему от участников второй группы и экспертов. Критика аргументов первой группы участниками второй группы. Возражения от участников первой группы. Выступление спикера второй группы. Вопросы к нему от участников первой группы и экспертов. Критика аргументов второй группы участниками первой группы. Возражения участников второй группы. Анализ аргументации экспертами, вынесение решения об итогах дебатов. Рефлексия участниками итогов дебатов.
2.7. Проблемно-ценностная дискуссия «Взаимоотношения между группами молодёжи в городе». (2ч) Выбор группой темы (или тем) обсуждения (возможные варианты: субкультурные разногласия, расслоение молодёжи по уровням обеспеченности и образованности, территориальные конфликты и т. п.). Проблематизация. Проявление позиций и выход в позиционное общение. Итоговая групповая рефлексия.
Модуль З. Развиваем наш город (9 ч)
3.1. Конкурс авторских рисунков «Проблемы нашего города: взгляд молодых». (3 ч) Разделение участников на авторские группы (не менее трёх). Разработка авторскими группами тематик рисунка. Просмотр и обсуждение рисунков всеми авторскими группами. Рейтингование рисунков всеми участниками. Чествование победителей конкурса.
3.2. Проблемно-ценностная дискуссия «Основные проблемы города и возможности их решения». (3 ч) Выбор группой наиболее волнующих проблем из числа поднятых в рисунках. Итоговая групповая рефлексия.
3.3. Дискуссия «Наши инициативы по развитию города». (3 ч) Поиск решения проблем, обсуждавшихся ранее, в форме мозгового штурма. Обсуждение возможности участия молодёжи в осуществлении этих решений. Формулирование перечня и внутригрупповое обсуждение молодёжных инициатив по развитию города.
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм, правилах конструктивной групповой работы, способах организации взаимодействия людей и общностей, способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как Таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность); стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за них; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.
Учебно-методическая литература
1.Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М.,1991г.
2.Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010
3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
4.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010.
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, Москва «Просвещение», 2011 г.;
7. Матюшин Т.Н. Историческое краеведение. М.,1987г.
8.Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 г.
9. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина. – М.: просвещение, 2010.
10.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
11. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010.
12.Я иду на урок - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в прошлое нашего города
Презентация. Цель: изучение исторического прошлого города Тольятти...
Путешествие в прошлое нашего города
Научная статья. Цель: узнать историческое прошлое города Тольятти....
Беседа "Движение на улицах нашего города"
На занятии знакомимся с основннами понятиями: безопасность, пешеход. Повторяем изученные элементы дороги, разбираем ситуации на дороге по картинкам. Отвечаем на вопрос: легко ли быть пешеходом?...
Урок окружающего мира в 3 классе "Улицы наших городов"
"Улицы наших городов"...
"Их именами названы улицы нашего города".
Многие улицы нашего города носят имена славных сынов своего отечества, однако далеко не все знают кем они были, чем и какой ценой заслужили право быть увековечены в названиях улиц города-героя и...
Проект "Зимующие птицы нашего города
Материал был использован на научно-практической конференции "Первый шаг в науку"Можно использовать на уроках "окружающего мира" или для внеклассной работы...