Кружок "История нашего города"
рабочая программа (4 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, основной образовательной программы начального общего образования. В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Количество недельных часов 1 .
Количество часов в год 34.
Возрастная группа: 4 класс.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Гимназия №32, методического конструктора «Программа внеурочной деятельности» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2011 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского, Москва “Просвещение”, 2011 г.
По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.
В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории, педагогов дополнительного образования, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.
Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности по «Истории нашего города» обусловлена следующими факторами:
- недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Кургана и Курганского района для учащихся начальной школы;
- не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой Родины и её природы (нецелесообразно ограничиваться рассказом, беседой, показом, “разовыми” экскурсиями в музей и заповедник);
- недостаточно скоординирована совместная историко-краеведческая деятельность школы с музеями, библиотеками, заповедником и другими организациями города.
Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.
Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
- формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
- прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
- способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
- расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Воспитательные:
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;
- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:
- Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
- Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
- Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
- Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
- Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
- Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
При изучении данного курса «История нашего города» в рамках внеурочной деятельности увеличивается вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Настоящая программа рассчитана на 1 год занятий, объём занятий – 34 ч. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчёте 1 час в неделю).
Учебно-тематический план
№ п\п | Название модуля | Общее количество часов |
1 | Понимаем наш город | 8 |
1.1 | Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе | 1 |
1.2 | Викторина «Как живёшь ты отчий дом?» | 1 |
1.3 | Устный журнал «История нашего города» | 2 |
1.4 | Беседа «Что мы видим в родном городе?» | 2 |
1.5 | Беседа «Что мы слышим о родном городе?» | 1 |
1.6 | Беседа «Запахи и ароматы родного города» | 1 |
2 | Живём в нашем городе | 17 |
2.1 | Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы. | 2 |
2.2 | Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города»: пешая экскурсия (в рамках проекта «Я и мой город», музей) | 3 |
2.3 | Старинные названия улиц города Кургана. | 3 |
2.4 | Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил. | 3 |
2.5 | Мой микрорайон. | 2 |
2.6 | Дебаты «Доступность и востребованность культурного досуга и занятий спортом юными горожанами» | 2 |
2.7 | Проблемно-ценностная дискуссия «Взаимоотношение между группами молодёжи в нашем городе» | 2 |
3 | Развиваем наш город | 9 |
3.1 | Конкурс авторских рисунков «Проблемы нашего города: взгляд молодых» | 3 |
3.2 | Проблемно – ценностная дискуссия «Основные проблемы города и возможности их решения» | 3 |
3.3 | Дискуссия «Наши инициативы по развитию города» | 3 |
Всего | 34 |
Содержание деятельности
Модуль 1. Понимаем наш город (8 ч)
1.1. Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе. (1 ч) Подбор педагогом одного или нескольких документальных фильмов о городе. Подготовка вопросов к фильму. Проработка возможных сценариев развития беседы. Организация просмотра и обсуждения фильма.
1.2. Викторина «Как живёшь ты, отчий дом?» (1 ч) Подготовка педагогом перечня вопросов о жизни города, его прошлом и настоящем. Проведение викторины с учащимися. Награждение победителей. Обсуждение с учащимися итогов викторины.
1.3. Устный журнал «История нашего города». (2 ч) Разделение школьников на три группы «Исторические события в нашем городе», «Памятные места нашего города», «Люди и судьбы». Подготовка каждой группой сообщений для устного журнала. Представление каждого тематического раздела устного журнала на общее рассмотрение.
1.4. Беседа «Что мы видим в родном городе» (2 ч) Обсуждаемые темы: городская архитектура, скульптура, организация пространства, ландшафтный дизайн, визуальное зонирование городской среды, культурные ниши (музеи, выставочные залы, концертные площадки), безопасность жизни в городе и т. д.
1.5. Беседа «Что мы слышим в родном городе?» (1 ч) Обсуждаемые темы: транспортные потоки, производственные и досуговые зоны в городе, стиль повседневного общения горожан, горячо волнующие их вопросы, отзывы гостей города, комфортность пребывания в городской среде, ночной покой горожан и т. д.
1.6. Беседа «Запахи и ароматы родного города». (1 ч) Обсуждаемые темы: автотранспорт и загазованность, промышленные выбросы, зелёные островки города, уборка мусора в городе, места с уникальным, очаровывающим ароматом, городские клумбы и т. д.
Модуль 2. Живём в нашем городе (17 ч)
2.1. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (2 часа).
Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном отношении к школьному имуществу.
Практика: экскурсия по школе, беседа о том, что запомнилось, конкурс рисунков «Моя школа».
2.2. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города» - пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой город», городской краеведческий музей (3 часа).
Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего двора», «Название моей улицы».
Практика: «Улицы нашего города» - пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой город» (городской краеведческий музей).
2.3. Старинные названия улиц города Кургана (3часа).
Теория: беседа о старинных и современных названиях улиц.
Практика: рассматривание современной карты города Кургана, нахождение улиц на карте.
2.4. Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил (3 часа).
Теория: беседа о достопримечательностях нашей улицы, о том, что нравится, что бы изменил.
Практика: фотографирование зданий улицы, викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» (работа в группах).
2.5. Мой микрорайон (2 часа).
Теория: дать представление об истории названий улиц нашего микрорайона.
Практика: индивидуальная и самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой, выставка рисунков «Мой дом».
2.6. Дебаты «Доступность и востребованности культурного досуга и занятий спортом юными горожанами». (2 ч) Разделение участников дебатов на три группы: 1) группа «да», доказывающая, что культурный досуг и занятия спортом вполне доступны и востребованы юными жителями города; 2) группа «нет», доказывающая, что культурный досуг и занятия спортом не вполне доступны и востребованы юными жителями города; 3) группа экспертов, наблюдающая за работой двух этих групп и выносящая решение о доказательности и убедительности представленных мнений. Работа групп по подготовке тезисов в защиту собственной позиции. Выступление спикера первой группы. Вопросы к нему от участников второй группы и экспертов. Критика аргументов первой группы участниками второй группы. Возражения от участников первой группы. Выступление спикера второй группы. Вопросы к нему от участников первой группы и экспертов. Критика аргументов второй группы участниками первой группы. Возражения участников второй группы. Анализ аргументации экспертами, вынесение решения об итогах дебатов. Рефлексия участниками итогов дебатов.
2.7. Проблемно-ценностная дискуссия «Взаимоотношения между группами молодёжи в городе». (2ч) Выбор группой темы (или тем) обсуждения (возможные варианты: субкультурные разногласия, расслоение молодёжи по уровням обеспеченности и образованности, территориальные конфликты и т. п.). Проблематизация. Проявление позиций и выход в позиционное общение. Итоговая групповая рефлексия.
Модуль З. Развиваем наш город (9 ч)
3.1. Конкурс авторских рисунков «Проблемы нашего города: взгляд молодых». (3 ч) Разделение участников на авторские группы (не менее трёх). Разработка авторскими группами тематик рисунка. Просмотр и обсуждение рисунков всеми авторскими группами. Рейтингование рисунков всеми участниками. Чествование победителей конкурса.
3.2. Проблемно-ценностная дискуссия «Основные проблемы города и возможности их решения». (3 ч) Выбор группой наиболее волнующих проблем из числа поднятых в рисунках. Итоговая групповая рефлексия.
3.3. Дискуссия «Наши инициативы по развитию города». (3 ч) Поиск решения проблем, обсуждавшихся ранее, в форме мозгового штурма. Обсуждение возможности участия молодёжи в осуществлении этих решений. Формулирование перечня и внутригрупповое обсуждение молодёжных инициатив по развитию города.
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм, правилах конструктивной групповой работы, способах организации взаимодействия людей и общностей, способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как Таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность); стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение учащимися опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за них; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.
Учебно-методическая литература
1.Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. М.,1991г.
2.Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010
3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
4.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2010.
6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, Москва «Просвещение», 2011 г.;
7. Матюшин Т.Н. Историческое краеведение. М.,1987г.
8.Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского, Москва «Просвещение», 2011 г.
9. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина. – М.: просвещение, 2010.
10.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Самара: Издательство. Учебная литература, 2006.
11. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010.
12.Я иду на урок - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/02/picture-44685.jpg)
Путешествие в прошлое нашего города
Презентация. Цель: изучение исторического прошлого города Тольятти...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/02/picture-44685.jpg)
Путешествие в прошлое нашего города
Научная статья. Цель: узнать историческое прошлое города Тольятти....
Беседа "Движение на улицах нашего города"
На занятии знакомимся с основннами понятиями: безопасность, пешеход. Повторяем изученные элементы дороги, разбираем ситуации на дороге по картинкам. Отвечаем на вопрос: легко ли быть пешеходом?...
"Их именами названы улицы нашего города".
Многие улицы нашего города носят имена славных сынов своего отечества, однако далеко не все знают кем они были, чем и какой ценой заслужили право быть увековечены в названиях улиц города-героя и...
Проект "Зимующие птицы нашего города
Материал был использован на научно-практической конференции "Первый шаг в науку"Можно использовать на уроках "окружающего мира" или для внеклассной работы...