Проект "Зимующие птицы нашего города
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Материал был использован на научно-практической конференции "Первый шаг в науку"
Можно использовать на уроках "окружающего мира" или для внеклассной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 107»
Г. Саратов
Экологический проект
«Зимующие птицы нашего города» Руководитель проекта
учитель начальных классов
первой категории
Орлова Ирина Константиновна
г. Саратов
2012
Проект : «Зимующие птицы нашего города»
(Чем могут помочь птицам люди?)
Цель проекта: (слайд 1 ,2,3)
Помочь зимующим птицам нашего города
Задачи проекта:
Изучить литературу о зимующих птицах нашего города
Изготовить кормушки
Провести акцию «Поможем пернатым друзьям»
Провести наблюдения за поведением зимующих птиц
Найти интересную информацию о птицах нашего города
Собрать фотогаллерею «Они такие забавные»
Провести анкетирование обучающихся 3-4х классов с целью изучения отношения ребят к птицам
Составить памятку
Методы и приёмы исследования: (слайд4)
Наблюдения
Сбор и обработка информации
Экскурсии
Практическая работа
Зимою птицам холодно,
Тоскливо, очень голодно.
Порой терпеть невмочь.
А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие,
Должны ли им помочь ?
Слайд 5
На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках.
Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.
На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Ребята нашего класса решили помочь птицам перезимовать в наших краях с суровыми зимами. Прежде всего мы решили собрать и изучить литературу о зимующих птицах нашего края, узнать чем они питаются, изучить их повадки, трудности с которыми они сталкиваются.
Работая с информацией мы открыли для себя много нового и интересного.
Слайд 6-14
Мы собрали фотоматериал и сделали фотоколлаж «Они такие забавные» Слайд15-16
Подобрали материал для рубрики «Это интересно» Слайд 17
Собрали народные приметы, в которых птицы помогают нам определить погоду. Слайд18
Провели интересную и познавательную викторину. Слайд 19
Выпустили газету и провели конкурс рисунков о птицах. Слайд20-21
Провели анкетирование ребят 3-4 классов. Слайд 22
В опросе приняли участие 167 человек
Анализ опроса:
- Птицы- имеют значение в моей жизни 99ч----60%
не всегда заслуживают моего внимания 53ч---31%
очень редко 15ч---9%
- Я обращаю внимание на птиц- очень редко 12ч---7%
в любое время 150ч---70%
когда это необходимо 5---23%
- Из книг, которые я люблю читать- многие о птицах 70---42%
нет книг о птицах 24---14%
некоторые о птицах 73---44%
- Мне приходилось наносить вред птицам- да -
нет 167---100%
не знаю -
- Музыкальные произведения- могу вспомнить несколько 115ч---69%
не могу вспомнить ни одного 52ч---31%
- Изображение птиц на картинах- люблю смотреть 16ч---10%
рисую сам 151---90%
- Птицы влияют на моё настроение- часто 133ч---80%
не часто 34ч---20%
- Кто-то наносит вред птицам- пройду мимо 2ч---1%
обязательно вмешаюсь 165ч---99%
- Птиц я- делю на привлекательные и непривлекательные 8ч---5%
никогда не делю 159ч---95%
- Меня многое интересует в мире птиц, и этот интерес -
часто проявляется в моих поступках 144ч---86%
редко проявляется в моих поступках 23ч---145
- Птицы в жизни человека
Любуюсь
Люблю слушать
У меня есть дома птицы
Птицы помогают нам
Я помогаю птицам
Всегда буду защищать птиц
Я вешаю кормушки и подкармливаю птиц
Таким образом мы сделали вывод, что птицы играют немаловажную роль в жизни наших ровесников. Они ими любуются , любят их слушать, читают о них книги, разводят дома, помогают им выживать в природе , подкармливая в холодное время.
Слайд23
Чтобы помочь зимующим птицам нашего города, необходимо знать, чем они кормятся? Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!
Слайд 24-26
Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные кормушки, сделанные из дерева. Мы вышли на территорию школы, для того чтобы развешать кормушки и наполнить их кормом. Старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер. .
Группа ребят проводили наблюдения. Слайд27-28
Наблюдения
Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение 1/2 часа, наблюдать за поведением птиц.
Дата | t воздуха | Кол-во птиц | Какие птицы прилетают |
29 октября | +5 | 7 | 5 синицы, 2 воробья |
30 октября | +4 | 6 | 1 сорока 3 синицы, 2 воробья |
31 октября | +2 | 9 | 6 синиц, 3 воробья |
1 ноября | +1 | 6 | 3 синицы, 2 воробья 1 снегирь |
2 ноября | 0 | 10 | 3 воробья, 4 синицы 3 сороки |
3 ноября | +3 | 10 | 5 синицы, 4 воробья , 1 снегирь |
Слайд29
После того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками. На территорию школы действительно прилетают снегири, дятлы, воробьи, синицы, сойки, чёрный ворон и сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв и синиц, а меньше всего дятлов. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины. Таким образом, наши предположения подтверждаются, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
Памятка "Как подкармливать птиц". Слайд 30
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (нежареные, несолёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сал. Нельзя давать чёрный хлеб.
Дорогие ребята!
Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.
Заключение Слайд31
В ходе реализации проекта мы сделали следующие выводы:
В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях оседлые и кочующие птицы.
Сытой птице мороз не страшен.
Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки вечером или рано утром. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.
Всех этих птиц можно спасти, подкармливая их. Привыкнув к вашему участку зимой, они останутся весной на гнездование. Наши наблюдения подтверждают гипотезу.
По результатам наших наблюдений мы создали буклет с рекомендациями по кормлению птиц в зимний период
Подготовили материал для классного часа и познакомили учащихся начальных классов нашей школы с зимующими птицами нашего города.
Нас очень заинтересовала эта тема, в следующем году мы планируем продолжить эту работу, чтобы изучить перелётных птиц.
Источники информации:
- http://festival.1september.ru/articles/528244/
- http://zvuki-tut.narod.ru
- http://galereika.net
- http://stat16.privet.ru
- http://tula-animal.ucoz.ru
- http://www.gla-mur.ru
- http://cs9508.vkontakte.ru
- http://img-fotki.yandex.ru
- http://img1.liveinternet.ru
- http://dobrota.perm.ru
- http://www.google.ru/
- http://www.yandex.ru/
- Литература
1. И.П. Сосновский, В.И.Корнеева «Уголок природы в школе» Москва, «Просвещение» 1986г
2. К.В.Авилова «Позвоночные животные, изучение их в школе» Москва. «Просвещение» 1983г
3. С.А.Молис «Книга для чтения по зоологии» Москва. «Просвещение» 1981г
4. Винсон Браун «Настольная книга любителя природы» Ленинград, «Гидрометиоиздат» 1985 г
5. Д.И.Трайтан «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии» Москва, «Просвещение» 1979г
6. К.А.Воробьев «Записки орнитолога» Издательство «Наука» Москва 1973 г.
7. А.И. Янушевич «Летят перелетные птицы» Западно-Сибирское книжное издательство. Новосибирск 1979 г.
8. Н.Г.Иванова «Я иду на урок биологии» Издательство «Первое сентября» 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Птицы – наши друзья!» (перелетные птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
«Птицы – наши друзья!» (Зимующие птицы)
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной деятельности детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников.Проблема экологизации всех...
Классный час "Зимующие птицы нашего города" Проект.
Расширение знаний учащихся о зимующих птицах....
Реализация проекта "Птицы нашего города"
В статье даётся отчёт о выполненном проекте....
Зимующие птицы нашего города
Презентация "Зимующие птицы нашего города" предназначена для использования на учебных занятиях или воспитательных мероприятиях для учащихся 4-6 классов. В презентации представлено описание некоторых п...
Улицы нашего города. город Липецк
Улицы нашего города...
Экологическая экскурсия "Птицы нашего города"
Сценарий экологической экскурсии для младших школьников "Птицы нашего города"...