Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Учителю помогает создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха использование такой формы оценки достижений, как портфолио ученика.
Портфолио – это индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_uchenika_nachalnoy_shkoly_kak_sredstvo_motivatsii_lichnostnogo_razvitiya.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА г. НИЖНЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Выступление на методическом совете школы
Выполнил: Пантелеева Марина Алексеевна |
г. Нижнекамск, 2016
Содержание
- Типы портфолио
- Рекомендуемая структура портфолио ученика начальных классов
- Оценка достижений (результатов), входящих в портфолио
- Приложение (памятка для педагогов; памятка для ученика по ведению портфолио: взаимодействие с родителями)
Типы портфолио
Учителю помогает создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха использование такой формы оценки достижений, как портфолио ученика.
Портфолио – это индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:
- учебной,
- творческой,
- социальной,
- коммуникативной.
Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, и перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты способен.
По содержанию можно выделить три основных типа портфолио:
- Портфолио документов (индивидуальные образовательные достижения школьника – документы об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах, др. мероприятиях (выписки, грамоты, свидетельства, сертификаты).
- Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, спортивных и художественных достижений).
- Портфолио отзывов о достижениях ученика (характеристика отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов (заключения, рецензии, отзывы, письма и пр.).
Учебное портфолио представляет собой комплексную модель Жестких требований по ведению не существует. Но есть обязательные элементы портфолио:
- Титульный лист.
- Резюме учащегося с описанием цели (предназначения).
- Успеваемость ученика.
- Самоанализ (со 2 класса) и прогноз (или план) на будущее.
Рекомендуемая структура портфолио ученика начальных классов
Примерное содержание портфолио:
- Титульный лист - содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
- Раздел «Мой мир» - здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
- "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
- "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
- "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
- "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
- Раздел «Моя общественная работа» - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
- Раздел «Мое творчество» - в этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.
- Раздел «Мои впечатления» - в начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
- Раздел «Мои достижения» - здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости,. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
- Раздел «Моя учеба» - в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами, а также диагностическими работами.
- Раздел «Отзывы и предложения» - в портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
Оценка достижений (результатов), входящих в портфолио
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.
Оценивать материалы портфолио должен прежде всего ученик с помощью взрослых (родителей, учителя). Начиная со 2го класса ученик, обученный учителем, проводит самооценку материалов Портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно».
Количественная оценка материалов портфолио складывается из следующих обязательных составляющих:
- результатов итоговой аттестации (средний балл);
- результатов участия в олимпиадах (максимально 5 баллов за каждую олимпиаду школьного уровня; 10 баллов за каждую олимпиаду городского уровня; 15 баллов районного уровня; 20 баллов – всероссийского уровня);
- результатов участия в научнопрактических конференциях (максимально от 5до 20 баллов за каждую конференцию в зависимости от уровня);
- результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного
- образования (до 5 баллов за одно соревнование или конкурс);
- результатов личностных и метапредметных достижений – это диагностические работы (до 5 баллов);
- динамики развития обучающегося (до 5 баллов).
По итогам учебного года классный руководитель проводит рейтингование учащихся на основании данных портфолио. Можно наградить учащихся грамотами и благодарственными письмами.
Портфолио учащихся позволяет учебному заведению получать регулярный отчет о значимых результатах своих учеников и их динамике по годам.
Приложение
Памятка для педагогов по ведению портфолио
1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).
2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Памятка для ученика по ведению портфолио
1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!
Взаимодействие с родителями
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Список используемых источников
- Мартьянов Е. А. Портфолио ученика начальной школы: сущность, проблемы, виды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2011. - №4 (9)
- Портфолио ученика начальной школы: сущность, проблемы, виды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
http://cyberleninka.ru/article/n/portfolio-uchenika-nachalnoy-shkoly-suschnost-problemy-vidy-v-usloviyah-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-1#ixzz44SBUps7xhttp://cyberleninka.ru/article/n/portfolio-uchenika-nachalnoy-shkoly-suschnost-problemy-vidy-v-usloviyah-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-1 - Портфолио школьника http://www.solnet.ee/parents/p1_61_2.htmlhttp://www.solnet.ee/parents/p1_61_2.html
- Шаблоны для заполнения портфолио ученика начальной школы
http://alfor.ru/sources/6345-portfolio-uchenika-nachalnoj-shkoly.html
5. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/%D0%97%D0%A1%D0%9E%D0%A8%20%E2%84%967/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B.doc
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Выступление на РМО...
Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям. В разработке представлены возможности портфолио в развитии ученика как личности, повышении его учебной мотивации....
Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...
Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Содержание портфолио ученика начальной школы....
«Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития».
Доклад на тему "Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития»....