Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Учителю помогает создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха использование такой формы оценки достижений, как портфолио ученика.
Портфолио – это индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА г. НИЖНЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Выступление на методическом совете школы
Выполнил: Пантелеева Марина Алексеевна |
г. Нижнекамск, 2016
Содержание
- Типы портфолио
- Рекомендуемая структура портфолио ученика начальных классов
- Оценка достижений (результатов), входящих в портфолио
- Приложение (памятка для педагогов; памятка для ученика по ведению портфолио: взаимодействие с родителями)
Типы портфолио
Учителю помогает создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха использование такой формы оценки достижений, как портфолио ученика.
Портфолио – это индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:
- учебной,
- творческой,
- социальной,
- коммуникативной.
Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, и перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты способен.
По содержанию можно выделить три основных типа портфолио:
- Портфолио документов (индивидуальные образовательные достижения школьника – документы об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах, др. мероприятиях (выписки, грамоты, свидетельства, сертификаты).
- Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, спортивных и художественных достижений).
- Портфолио отзывов о достижениях ученика (характеристика отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов (заключения, рецензии, отзывы, письма и пр.).
Учебное портфолио представляет собой комплексную модель Жестких требований по ведению не существует. Но есть обязательные элементы портфолио:
- Титульный лист.
- Резюме учащегося с описанием цели (предназначения).
- Успеваемость ученика.
- Самоанализ (со 2 класса) и прогноз (или план) на будущее.
Рекомендуемая структура портфолио ученика начальных классов
Примерное содержание портфолио:
- Титульный лист - содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
- Раздел «Мой мир» - здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
- "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
- "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
- "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
- "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
- Раздел «Моя общественная работа» - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
- Раздел «Мое творчество» - в этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.
- Раздел «Мои впечатления» - в начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
- Раздел «Мои достижения» - здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости,. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
- Раздел «Моя учеба» - в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами, а также диагностическими работами.
- Раздел «Отзывы и предложения» - в портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
Оценка достижений (результатов), входящих в портфолио
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.
Оценивать материалы портфолио должен прежде всего ученик с помощью взрослых (родителей, учителя). Начиная со 2го класса ученик, обученный учителем, проводит самооценку материалов Портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно».
Количественная оценка материалов портфолио складывается из следующих обязательных составляющих:
- результатов итоговой аттестации (средний балл);
- результатов участия в олимпиадах (максимально 5 баллов за каждую олимпиаду школьного уровня; 10 баллов за каждую олимпиаду городского уровня; 15 баллов районного уровня; 20 баллов – всероссийского уровня);
- результатов участия в научнопрактических конференциях (максимально от 5до 20 баллов за каждую конференцию в зависимости от уровня);
- результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного
- образования (до 5 баллов за одно соревнование или конкурс);
- результатов личностных и метапредметных достижений – это диагностические работы (до 5 баллов);
- динамики развития обучающегося (до 5 баллов).
По итогам учебного года классный руководитель проводит рейтингование учащихся на основании данных портфолио. Можно наградить учащихся грамотами и благодарственными письмами.
Портфолио учащихся позволяет учебному заведению получать регулярный отчет о значимых результатах своих учеников и их динамике по годам.
Приложение
Памятка для педагогов по ведению портфолио
1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).
2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Памятка для ученика по ведению портфолио
1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!
Взаимодействие с родителями
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.
Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Список используемых источников
- Мартьянов Е. А. Портфолио ученика начальной школы: сущность, проблемы, виды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2011. - №4 (9)
- Портфолио ученика начальной школы: сущность, проблемы, виды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
http://cyberleninka.ru/article/n/portfolio-uchenika-nachalnoy-shkoly-suschnost-problemy-vidy-v-usloviyah-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-1#ixzz44SBUps7xhttp://cyberleninka.ru/article/n/portfolio-uchenika-nachalnoy-shkoly-suschnost-problemy-vidy-v-usloviyah-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-1 - Портфолио школьника http://www.solnet.ee/parents/p1_61_2.htmlhttp://www.solnet.ee/parents/p1_61_2.html
- Шаблоны для заполнения портфолио ученика начальной школы
http://alfor.ru/sources/6345-portfolio-uchenika-nachalnoj-shkoly.html
5. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/%D0%97%D0%A1%D0%9E%D0%A8%20%E2%84%967/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B.doc
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/22/picture-258484-1369247347.jpg)
Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/04/picture-454291-1401877943.jpg)
Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям. В разработке представлены возможности портфолио в развитии ученика как личности, повышении его учебной мотивации....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-515297-1415123403.jpg)
Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...
Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.
Содержание портфолио ученика начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/03/picture-488143-1627982622.jpg)
«Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития».
Доклад на тему "Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития»....