Программа "Лес-наше богатство"
рабочая программа (1 класс) по теме
Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_les-nashe_bogatstvo.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО».
Автор: Высоцкая И.В., воспитатель ГПД
Новоусманский лицей
Форма: клубный час, экскурсии.
Вид деятельности: игровая, познавательная.
Направление деятельности: экологическое воспитание
Пояснительная записка.
Представленная программа сориентирована на учащихся младшего школьного возраста. Может осуществляться в рамках воспитательной деятельности ОУ (в ГПД) или в УДО на занятиях кружков, клубов, объединений.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в развитии личности ребенка.
Предназначена для организаторов детского досуга, педагогов дополнительного образования.
Цель: формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.
Задачи:
- проинформировать детей о единстве природы, о взаимодействии природы, общества, человека;
- обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики;
- способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | К-во часов | Формы работы |
1. | Природная фабрика кислорода. | Беседа | |
2. | Кладовая природы | Фенологическая прогулка | |
3. | Мир лекарственных растений | Практикум по изготовлению гербария | |
4. | Лес – большой дом. | Дидактические игры | |
5. | Источник древесины | Творческая работа | |
6. | Берегите лес! | Социальный проект.
|
Содержание программы
Тема 1. Природная фабрика кислорода.
Лес – источник кислорода на планете. Естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Конкретизация знаний детей о разнообразии растений, о значении леса для человека и в поддержании жизни на Земле.
Тема 2.Кладовая природы.
Правила поведения во время экскурсии на природе. Ягода из леса – наилучший источник витаминов. Ядовитые лесные ягоды. Грибы: съедобные и ядовитые. Знакомство с природным материалом и его сбор для поделок. Стихи и загадки.
Тема 3. Мир лекарственных растений.
Разнообразие лекарственных растений. Биологические формы лекарственных растений: травянистые – наперстянка, валериана, белладонна; полукустарники – черника, брусника; кустарники – облепиха, боярышник; деревья – береза, липа, сосна. Лекарственные растения, содержащие витамины (шиповник, земляника и др.). Практическая работа. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.
Практическая работа: «Лекарственные растения».
Тема 4. Лес – большой дом.
Представление о лесе как о природном сообществе, о его ярусной структуре, взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества. Ознакомление детей с наиболее типичными для леса представителями растительного и животного мира, используя для этого загадки и кроссворды.
Тема 5. Источник древесины.
Использование древесины в народном хозяйстве. Медленное восстановление леса. Пути восстановления леса. Лесные пожары. Профилактика лесных пожаров.
Практическое занятие: изготовление поделок из природных материалов, тематические рисунки для выставки.
Тема 6. Берегите лес!
Закрепление первоначального представления детей о лесе, его значении, о растительном и животном мире. Бережное отношение к окружающей среде. Выставка работ. Праздничное мероприятие.
Контроль.
К теме 1.
- Главная роль растений на земле?
- Что является настоящим фильтром земной атмосферы? Почему?
- Куда еще, кроме дыхания людей, используется кислород?
- Возможна ли жизнь на земле без лесов? Почему?
- Почему санатории и дома отдыха строят в лесу?
К теме 2.
- Ты пошел в лес за ягодами. Как ты их собираешь?
А) рву по одной только спелые ягоды
Б) собираю комбайном
В) срываю веточки с большим количеством ягод.
2. Ты увидел надломленную веточку дерева. Что ты сделаешь?
А) пройду мимо
Б) укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем.
В) отломлю.
3. Собирая грибы в лесу, вы увидели мухомор. Ваши действия?
А) уничтожите, так как они вредны для человека
Б) оставите, потому что в природе все взаимосвязано; уничтожая одно,
вы приносите вред многим.
В) пройду мимо.
4. Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия?
А) пройду мимо
Б) понаблюдаю
В) поглажу, покормлю птенцов.
5. Мальчик стоит около березы. Он собирается полакомиться березовым соком. Правильно ли он поступит?
А) да, у березы много сока, на всех хватит.
Б) да, мальчик поможет дереву избавиться от лишней воды
В) нет, через рану вытекут питательные вещества, необходимые березе для развития и роста.
6. Весной ты пошел в лес и увидел поляну с ландышами. Что ты будешь делать?
А) сорву только один
Б) полюбуюсь и не трону, они нужны насекомым
В) нарву маленький букетик.
7. после похода остался мусор. Ваши действия.
А) закопать в яму
Б) унести домой и выкинуть в мусоропровод
В) оставлю все как есть, там и так много мусора.
К теме 3. Викторина « Помоги себе сам».
- Это растение растет у дорог, его листья заживляют раны.
- Какое растение используется при простуде и кашле?
- Плоды какого растения являются источником витамина С.
- Какое дерево называют медоносом?
- Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов?
- Что за трава, которые слепые узнают?
К теме 4. Загадки о животных и растениях. Дидактические игры.
К теме 5. Изготовление поделок. Обсуждение сценария праздника.
К теме 6. Праздник « Берегите лес!» Итоги проведения праздника. Коллективное обсуждение.
Список литературы.
- Бобнева Н.Н. «Все о загадочном лесе», М., 2002
- «Все обо всем». Энциклопедия, том 3, М., 1999
- «Что такое? Кто такой?». Энциклопедия, том 2, М., 1978
- Н.И.Панфилова., В.В.Садовникова. «35 суббот», М., 1996
- Мастерская учителя. ГПД. 1-2 класс. М., 2011
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления с растениями. М., 1981
- Олейник В.М. «Новейшие технологии в организации учебной практики и экскурсий по биологии». Харьков. 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Моя семья - мое богатство»
Это проектно-исследовательская работа была выполнена для открытого внеклассного мероприятия. Презентация содержит рисунки детей и красочные картинки. Презентацию можно использовать как основу для собс...
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Урок изо во 2 классе
Любовь к нагрудным украшениям была велика в Древней Руси. Среди них особо жаловали бусы. Они выполнялись из цветного камня, стекла, золота. Золотые укр...
Лес - природное богатство
Урок окружающего мира в 4 классе по УМК "Школа России"...
Наше подземное богатство
В данной презентации учащиеся знакомятся с полезными ископаемыми, их свойствами....
Смотр знаний. Окружающий мир. "Лес - наше богатство"
Конкурсная программа для учащихся 3, 4 класса....
Окружающий мир. 4 класс. Природные богатства.
Я использовала данную презентацию, как иллюстративный материал к уроку.Тема: «Природные богатства»Задачи:сформировать представление у учащихся о подземных богатствах.ознакомить с полезными ископ...
"Здоровье - богатство на все времена!"
Классный час для учащихся 2 класса "Здоровье - богатство на все времена!"....