Программа "Лес-наше богатство"
рабочая программа (1 класс) по теме

Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_les-nashe_bogatstvo.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

                   Тема: «ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО».

                                                          Автор: Высоцкая И.В., воспитатель ГПД

                                                          Новоусманский лицей                              

Форма:  клубный час, экскурсии.

Вид деятельности: игровая, познавательная.

Направление деятельности:  экологическое воспитание

                                Пояснительная записка.

Представленная программа сориентирована на учащихся младшего школьного возраста. Может осуществляться в рамках воспитательной деятельности ОУ (в ГПД) или в УДО на занятиях кружков, клубов, объединений.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в развитии личности ребенка.

Предназначена для организаторов детского досуга, педагогов дополнительного образования.

Цель: формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе.

Задачи:

  • проинформировать детей о единстве природы, о взаимодействии природы, общества, человека;
  • обучить правилам поведения в природе, соответствующим принципам экологической этики;
  • способствовать развитию у детей познавательного интереса, любознательности;
  • воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

                   

                           УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

К-во часов

 Формы работы

1.

Природная фабрика кислорода.

Беседа

2.

Кладовая природы

Фенологическая прогулка

3.

Мир лекарственных растений

Практикум по изготовлению гербария

4.

Лес – большой дом.

Дидактические игры

5.

Источник древесины

Творческая работа

6.

Берегите лес!

Социальный проект.

 

Содержание программы

Тема 1.  Природная фабрика кислорода.

Лес – источник кислорода на планете. Естественный фильтр, очищающий земную атмосферу. Конкретизация знаний детей о разнообразии растений, о значении леса для  человека и в поддержании жизни на Земле.

Тема 2.Кладовая природы.

          Правила поведения во время экскурсии на природе. Ягода из леса – наилучший источник витаминов.  Ядовитые лесные ягоды. Грибы: съедобные и ядовитые.  Знакомство с природным материалом и его сбор для поделок.  Стихи и загадки.

Тема 3. Мир лекарственных растений.

 Разнообразие лекарственных растений. Биологические формы лекарственных растений: травянистые – наперстянка, валериана, белладонна; полукустарники – черника, брусника; кустарники – облепиха, боярышник; деревья – береза, липа, сосна.  Лекарственные растения, содержащие витамины (шиповник, земляника и др.). Практическая работа. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.

Практическая работа: «Лекарственные растения».

 

Тема 4. Лес – большой дом.

Представление о лесе как о природном сообществе, о его ярусной структуре, взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества. Ознакомление  детей с наиболее типичными для леса представителями растительного и животного мира, используя для этого загадки и кроссворды.

Тема 5.  Источник древесины.

 Использование древесины в народном хозяйстве.  Медленное восстановление леса. Пути восстановления леса. Лесные пожары. Профилактика лесных пожаров.

Практическое занятие: изготовление поделок из природных материалов, тематические рисунки для выставки.

Тема 6. Берегите лес!

Закрепление первоначального представления детей о лесе, его значении, о растительном и животном мире. Бережное отношение к окружающей среде.  Выставка работ. Праздничное мероприятие.

                                    Контроль.

К теме 1.

  1. Главная роль растений на земле?
  2. Что является настоящим фильтром земной атмосферы? Почему?
  3. Куда еще, кроме дыхания людей, используется кислород?
  4. Возможна ли жизнь на земле без лесов? Почему?
  5. Почему санатории и дома отдыха строят в лесу?

К теме 2.

  1. Ты пошел в лес за ягодами. Как ты их собираешь?

А) рву по одной только спелые ягоды

Б) собираю комбайном

В) срываю веточки с большим количеством ягод.

     2. Ты увидел надломленную веточку дерева. Что ты сделаешь?

          А) пройду мимо

          Б) укреплю между двух палочек и обвяжу пластырем.

          В) отломлю.

      3. Собирая грибы в лесу, вы увидели мухомор. Ваши действия?

          А) уничтожите, так как они вредны для человека

          Б) оставите, потому что  в природе все взаимосвязано; уничтожая одно,

              вы приносите вред многим.

          В) пройду мимо.

       4. Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия?

          А) пройду мимо

          Б) понаблюдаю

          В) поглажу, покормлю птенцов.

       5. Мальчик стоит около березы. Он собирается полакомиться березовым соком. Правильно ли он поступит?

           А) да, у березы много сока, на всех хватит.

            Б) да, мальчик поможет дереву избавиться от лишней воды

            В) нет, через рану вытекут питательные вещества, необходимые березе для развития и роста.

         6. Весной ты пошел в лес и увидел поляну с ландышами. Что ты будешь делать?

            А) сорву только один

            Б) полюбуюсь и не трону, они нужны насекомым

            В) нарву маленький букетик.

          7. после похода остался мусор. Ваши действия.

            А) закопать в яму

            Б) унести домой и выкинуть в мусоропровод

            В) оставлю все как есть, там и так много мусора.

К теме 3. Викторина « Помоги себе сам».

  1. Это растение растет у дорог, его листья заживляют раны.
  2. Какое растение используется при простуде и кашле?
  3. Плоды какого растения являются источником витамина С.
  4. Какое дерево называют медоносом?
  5. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов?
  6. Что за трава, которые слепые узнают?

К теме 4. Загадки  о животных и растениях. Дидактические игры.

К теме 5. Изготовление поделок. Обсуждение сценария праздника.

К теме 6. Праздник « Берегите лес!» Итоги проведения праздника. Коллективное обсуждение.

                                           Список литературы.

  1. Бобнева Н.Н. «Все о загадочном лесе», М., 2002
  2. «Все обо всем». Энциклопедия, том 3, М., 1999
  3. «Что такое? Кто такой?». Энциклопедия, том 2, М., 1978
  4. Н.И.Панфилова., В.В.Садовникова. «35 суббот», М., 1996
  5. Мастерская учителя. ГПД. 1-2 класс. М., 2011
  6. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления с растениями. М., 1981
  7. Олейник В.М. «Новейшие технологии в организации учебной практики и экскурсий по биологии». Харьков. 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Моя семья - мое богатство»

Это проектно-исследовательская работа была выполнена для открытого внеклассного мероприятия. Презентация содержит рисунки детей и красочные картинки. Презентацию можно использовать как основу для собс...

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Урок изо во 2 классе

       Любовь к нагрудным украшениям была велика в Древней Руси. Среди них особо жаловали бусы. Они выполнялись из цветного камня, стекла, золота. Золотые укр...

Лес - природное богатство

Урок окружающего мира в 4 классе по УМК "Школа России"...

Наше подземное богатство

В данной презентации учащиеся знакомятся с полезными ископаемыми, их свойствами....

Смотр знаний. Окружающий мир. "Лес - наше богатство"

Конкурсная программа для учащихся 3, 4 класса....

Окружающий мир. 4 класс. Природные богатства.

Я использовала данную презентацию, как иллюстративный материал к уроку.Тема: «Природные богатства»Задачи:сформировать представление у учащихся о подземных богатствах.ознакомить с полезными ископ...

"Здоровье - богатство на все времена!"

Классный час для учащихся 2 класса "Здоровье - богатство на все времена!"....