Лес - природное богатство
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира в 4 классе по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oom_les-nashe_bogatstvo_4kl..doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела учитель начальных классов
МОУ СОШ№ 5 с. Сергиевское Ставропольского края
Гордеева Нина Викторовна
Тема: « Лес - природное богатство»
Цель: -уточнить представление уч-ся об условиях жизни в лесу.
Задачи: - познакомить уч-ся с понятиями « природное сообщество»,
« ярусность леса»;
- показать взаимосвязь между всеми компонентами природного
сообщества леса;
- формировать бережное отношение к природе.
Оборудование:- плакат с набором карточек; фонограмма голосов птиц;
таблица с зашифрованными названиями кустарников;
листочки с двумя кроссвордами для каждого ребенка.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, отгадайте загадку.
Весной веселится,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает. (лес )
Учитель: - Мы уже изучили лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес более детально, как бы рассматривая его под микроскоп. Так что же такое лес? (природная зона)
Дети отвечают.
Учитель: - Я хочу, чтобы вы познакомились с отрывком из рассказа Ю.Дмитриева о лесе.
Ученик читает текст.
Уч-ся: « Один художник решил нарисовать лес.
- Что такое лес? - размышлял он. - Конечно деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны, осины, дубы и липы. Да какими похожими
на настоящие они получились - вот-вот ветки закачаются. А в углу как и
положено, нарисовал старичка- лесовичка. Повесил картину, а через
некоторое время увидел на ней сухие стволы.
- Это не лес! - послышался голос старика- лесовика из угла картины. - Без
цветов, без трав - не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка. Нарисовал
художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался старичок- лесовичок.
Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
- Нарисуй жабу и ящерицу!
Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье-то фырканье.
- Вот это лес! - сказал старичок - лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а
притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И
все вместе они и есть лес».
Учитель:- Итак, что же такое лес?
Дети:- Лес это целый мир. В нем обитают множество растений и животных,
жизнь, которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше
скрыто от наших глаз. Лес называют природным сообществом.
Учитель:- Как вы это понимаете? Что такое сообщество?
Дети отвечают, ищут определение в словаре Ожегова.
- На какое слово оно похоже? ( сообщество)
- Как образовано слово сообщество?
-Давайте запишем тему урока в тетради так же, как на доске.
Учитель открывает запись:
Лес - природное сообщество |
3. Знакомство с новым материалом.
Учитель: - Лес - дом для растений и животных, как для нас - наши квартиры. И этот дом, как и наши дома, тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи- ярусы, мы сейчас узнаем.
Запишите в тетради подзаголовок: « Ярусы леса».
Дети записывают.
- Как вы сами думаете, что же это такое? (расположение растений по высоте)
Дети высказываются.
- Какой ярус самый высокий? ( деревья)
- Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь.
На доске заготовка: « Ярусы леса». Карточки с названиями ярусов
прикрепляются постепенно у каждой ступеньки по ходу урока; над каждой
ступенькой крепятся магнитные карточки с изображениями представителей
яруса:
• деревья;
• кустарники;
• травы;
• мхи, лишайники.
Учитель: - В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд 1. В первой части, которого отгадки являются названия
деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У
нас должно получиться ключевое слово.
Каждый ребенок получает листок с заголовками двух кроссвордов. ( 1 - растения леса,
2 - животные леса)
Загадки к кроссворду 1.
1.Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (береза)
2. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (липы)
3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит? ( осина)
4.Летом с него стоит -
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? ( тополь)
5.Зимой и летом одним цветом. ( ель)
6.У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. ( сосна)
7.Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но в отличие от елки опадают те иголки. ( лиственница)
8.В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягода? ( рябина)
1 | Р | |||||||||||
2 | А | |||||||||||
3 | С | |||||||||||
Т | ||||||||||||
Е | ||||||||||||
6 | Н | |||||||||||
7 | И | |||||||||||
8 | Я | |||||||||||
9 | Л | |||||||||||
10 | Е | |||||||||||
С |
| |||||||||||
12 | А |
В процессе разгадывания на доске крепятся карточки с изображением соответствующих
деревьев.
- Какое получилось ключевое слово? ( растения)
- Какие изученные словарные слова вам встретились?
- Какой ярус следует за деревьями?( кустарники)
Дети делают записи в тетради.
- Названия представителей этого яруса зашифрованы на доске в таблице.
Используя ключи, запишите их в тетрадь.
Дети работают самостоятельно.
На доске:
1 КА | 2 СК | 3 НА |
4 ШИ | 5 Т | 6 ЛЕ |
7 РЕ | 8 БЕ | 9 ЛИ |
10 К | 11 ЩИ | 12 РУ |
Ключи:
1) 6-11-3
2)1-9-3
3) 8- 7- 2- 6-5
4)10-12-4-3
Ответы:
1) лещина
2) калина
3) бересклет
4) крушина
- Постарайтесь запомнить название этих кустарников.
- Спускаемся еще ниже на один ярус. Что находится ниже кустарников?
( трава)
Дети делают запись в тетрадь.
Учитель:- Сюда де относятся маленькие кустарники- черника, брусника.
Учитель прикрепляет на доску рисунки.
- Переходим ко второму кроссворду.
9. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.( колокольчик)
10. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.( земляника)
11. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту,
Зовусь я... ( подосиновик)
12-Беленькие горошки
На зеленой ножке.( ландыш)
Учитель:- Какая фраза получилась? ( растения леса)
Учитель:- Еще раз перечитайте слова в кроссворде и скажите, все ли верно?
Дети: Подосиновик- Это не растение, а гриб. Он относится к царству грибов, но
растет в ярусе трав.
Учитель:- Какие грибы вы еще знаете?(белый, опята, лисички…)
Дети отвечают. На доску крепятся иллюстрации грибов.
Учитель:- Оказывается, грибы в лесу - это не только лакомство, но и очень важный компонент лесного сообщества. Но грибы таят в себе и опасность. Какую? Мы уже не раз говорили о правилах, которые необходимо соблюдать при сборе грибов. Давайте еще раз вспомним их.
Дети называют правила сбора грибов.
- Все ли ярусы мы рассмотрели? (нет)
Учитель:- Остался еще один ярус. Самый нижний ярус - мхи и лишайники. Где они растут? ( на коре деревьев)
4. Физминутка.
5. Знакомство с новым материалом ( продолжение).
Учитель:- Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент?
Дети: Да. Это почва.
Учитель:- А в почве подземные коммуникации - корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу?
Дети: Четыре.
Учитель:- Перечислите их.(Деревья, кустарники, трава, мхи и лишайники)
Учитель:- Влияет ли один ярус на другой? Каким образом?
Дети отвечают.
Учитель: - Мы подробно поговорили о растительном мире леса. О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе как о природном сообществе?
Дети: О животных.
Учитель:- Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества. ( они там живут, питаются)
Дети отвечают.
Учитель:- Давайте назовем представителей каждого класса царства животных: звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, пауки, черви.
Дети называют животных и крепят рисунки с изображением животных.
Учитель:- Представителей какого класса легче всего увидеть в лесу?(зверей) А услышать?(птиц)
Учитель:- Давайте послушаем голоса птиц.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Учитель:- Мы уже сказали, что в природе в целом и в природном сообществе леса в частности все взаимосвязано.
- Давайте попробуем показать эту взаимосвязь на примере, каких- то цепей
питания. Составьте в тетрадях примеры цепей питания в природном сообществе леса.
Дети пишут в тетрадях.
шишки —— белка—— ястреб. Трава —— олень —— волк. |
- Теперь обменяйтесь тетрадями и обсудите полученные варианты.
6. Рефлексия.
Учитель:- Давайте подведем итог урока.
Что же такое лес?
Какие ярусы существуют в лесу?
Как взаимосвязаны растения и животные в лесу?
7. Домашнее задание.
Заполнить кроссворд « Животные леса». Подобрать загадки к полученным
словам.
Урок окружающего мира Тема: « Лес – природное богатство» в 4 классе. Учитель: Гордеева Н.В. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. 4 класс. Природные богатства.
Я использовала данную презентацию, как иллюстративный материал к уроку.Тема: «Природные богатства»Задачи:сформировать представление у учащихся о подземных богатствах.ознакомить с полезными ископ...
Тест по теме "Наши природные богатства" Окружающий мир 2 класс
Проверочная работа...
Презентация внеклассного занятия по теме "Вода - природное богатство""
Вода - природное богатство. Где мы встречаемся с водой? Загадки. Зачем нужна вода? Кому нужна вода? Кто загрязняет воду? Как беречь воду? Памятка....
Внеклассное занятие по теме "Вода - природное богатство""
вода - природное богатство. Где мы встречаемся с водой? Зачем она нужна? Кто загрязняет воду ? Как беречь это богатство.? Памятка....
Природные богатства и труд людей- основа экономики.
Презентация составлена для урока окружающий мир 3 класс. " Школа России"....
Технологическая карта урока на тему: "Природные богатства и труд людей – основа экономики"
Окружающий мир...
Урок окружающего мира, 3 класс "Природные богатства и труд - основа экономики"
Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономикиЗадачи урока:раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике;расширить знания о предприятиях нашего края, профессиях родит...