Тема внеклассного занятия: "Пословицы и поговорки"
проект по теме

  • Тема занятия: Пословицы и поговорки
  • Цель: вспомнить и узнать новые пословицы и поговорки
  • Задачи:
  • Образовательные: научить детей новым для них пословицам и поговоркам; Познакомить с существующими пословицами и поговорками; Познакомить с некоторыми старорусскими словами; Закрепить знания о новых пословицах и поговорках.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к пословицам и умению применять их в жизни,  воспитание ответственности, аккуратности, уважительному отношению к родному языку.
  • Развивающие: развивать навыки чтения, внимание, умения слушать учителя, отвечать на вопросы, делать самостоятельные выводы, логическое мышление, память, разговорную речь.  
  • Оборудование: Интерактивная доска, презентация, проектор
  • План
  • Этапы и время:
  • 1-ый этап: ознакомить учеников с целью урока (сек. 20)
  • 2-ой этап: чем отличается пословица от поговорки (мин. 2)
  • 3-ий этап: пословицы о труде (мин.4-5)
  •                  загадки (минт.3-5)
  • 4-ый этап: физкульт.минутка (мин.1-2)
  • 5-ый этап: песня (мин. 2)
  •                   пословицы о дружбе (мин. 5-7)
  •                   беседа (мин. 5)
  • 6-ой этап: пословицы о книгах (мин. 2-3)
  •                   Старорусские слова (мин. 2-3)
  • 7-ой этап: физкульт. Минутка (мин. 1-2)
  • 8-ой этап: пословицы с числами (1  мин)
  • 9-ый этап: игра (мин. 5-7)
  • 10-ый этап: вспоминаем, что было на уроке (мин.2)
  • 11-ый этап: Все. Всем спасибо

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-poslovitsy_i_pogovorki.docx45.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеклассного занятия:

Пословицы и поговорки

Тема занятия: Пословицы и поговорки

Цель: вспомнить и узнать новые пословицы и поговорки

Задачи:

Образовательные: научить детей новым для них пословицам и поговоркам; Познакомить с существующими пословицами и поговорками; Познакомить с некоторыми старорусскими словами; Закрепить знания о новых пословицах и поговорках.

Воспитательные: воспитывать интерес к пословицам и умению применять их в жизни,  воспитание ответственности, аккуратности, уважительному отношению к родному языку.

Развивающие: развивать навыки чтения, внимание, умения слушать учителя, отвечать на вопросы, делать самостоятельные выводы, логическое мышление, память, разговорную речь.  

Оборудование: Интерактивная доска, презентация, проектор

План

Этапы и время:

1-ый этап: ознакомить учеников с целью урока (сек. 20)

2-ой этап: чем отличается пословица от поговорки (мин. 2)

3-ий этап: пословицы о труде (мин.4-5)

                 загадки (минт.3-5)

4-ый этап: физкульт.минутка (мин.1-2)

5-ый этап: песня (мин. 2)

                  пословицы о дружбе (мин. 5-7)

                  беседа (мин. 5)

6-ой этап: пословицы о книгах (мин. 2-3)

                  Старорусские слова (мин. 2-3)

7-ой этап: физкульт. Минутка (мин. 1-2)

8-ой этап: пословицы с числами (1  мин)

9-ый этап: игра (мин. 5-7)

10-ый этап: вспоминаем, что было на уроке (мин.2)

11-ый этап: Все. Всем спасибо

Ход занятия:

  1. Ребята, а вы слышали когда-нибудь такую пословицу: «Пословица всем углам помощница»? [ответы детей]. И в самом деле, пословицы нас поучают, советуют, наставляют и предупреждают. И сегодня на этом уроке мы с вами поговорим о пословицах и поговорках. (Слайл-1)

 2. Ребята, а вы знаете, чем отличается пословица от поговорки? [ответы детей].

Пословица — образуется от слова «слово», это короткое предложение, содержащее народную мудрость.  

Например:  

«Не зная броду, не суйся в воду»

 «Краткость — сестра таланта»

«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь»
А поговорка - от какого слова оно образуется? Как вы думаете, ребята? [ответы детей]. Поговорка образуется от слова «говор - говорить». Это выражение, которое можно легко заменить другими словами.

Например: (Слайд-2)

«Как две капли воды», что значит очень похожи друг на друга

 «Море по колено», что значит ничто не страшно

«Водить за нос», что значит обманывать

«Мухи не обидит», что значит добрый человек
«Тянуть кота за хвост», что это значит, ребята? Когда так говорят? [ответы детей] — надолго затягивать какое-либо решение или дело. Молодцы.

(Слайд-3)

Пословица — это предложение, содержащее мудрость, а поговорка — Меткое выражение или словосочетание. Это их самое главное отличие. Запомните ребята.

3. Какие вы знаете пословицы о труде? [ответы детей] Молодцы. (Слайд-4)

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Кончил дело - гуляй смело
Делу - время, потехе - час
Труд кормит, а лень портит        

А давайте теперь с вами попытаемся объяснить эти пословицы. Как вы их понимаете? [ответы детей]

А теперь давайте поиграем. Я буду задавать вам загадки, на разные профессии и разные предметы, а вы их попытайтесь отгадывать. Хорошо?

Загадки:

Встаем мы очень рано, 
Ведь наша забота – 
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель) 

Кто в дни болезней всех полезней. 
И лечит нас от всех болезней?  (Доктор) 

В прошлый раз был педагогом, 
Послезавтра - машинист. 
Должен знать он очень много, 
Потому, что он ...  (Артист )

Наведет стеклянный глаз, 
Щелкнет раз - и помним вас. (Фотограф)

Скажи, кто так вкусно 
готовит щи капустные, 
Пахучие котлеты, 
Салаты, винегреты, 
Все завтраки, обеды? (Повар) 

А теперь загадки про инструменты, которые люди использую в разном труде:

 
Огородник тот 
с длинным носом живёт. 
Где носом качнёт, 
Там вода потечёт. (Лейка) 

Рядом с дворником шагаю, 
Разгребаю снег кругом 
И ребятам помогаю 
Делать гору, строить дом.  (Лопата) 

В лесу родился, а дома хозяйничает.  (Веник) 

Одноглазая старушка 
Узоры вышивает, весь мир одевает, 
Что сошьёт - не надевает.  (Иголка) 

4. Вы молодцы. А теперь давайте немного отдохнём и проведем физ. минутку. Давайте встанем поудобнее, что б никому не мешать и повторяйте за мной. {разминка головы, плеч, запястий, коленей, стоп}

5. Дети садятся. И я включаю песню «Вместе весело шагать...» (Видео)

- Ребята, о чем эта песня? [ответы детей].

Молодцы, о дружбе. Давайте вспомним пословицы о дружбе. Я сейчас вам раздам пословицы, в которых перепутаны все слова, вам их надо собрать и прочитать. Раздаю пословицы одну на две парты.

  • Дружба - великая сила
  • Друга на деньги не купишь
  • Дерево держится корнями, а человек друзьями
  • Лучше друг верный, чем камень драгоценный
  • Старый друг лучше новых двух
  • Без друга в жизни туго
  • Из-за нового приятеля не теряй старого
  • Назвался другом - помогай в беде

[Дети собирают пословицы]. Мы о каждой беседуем. Корректирую ответы детей, делаю правильное обобщение. Молодцы.

  • 6. А теперь мы поговорим о пословицах,  в которых идет речь о книгах. Вы любите читать книги? [ответы детей] каждый из вас любит читать разные книги. А кто-нибудь встречал в книгах пословицы? [ответы детей]. А вы знаете кто из писателей посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? [ответы детей] Владимир Даль. (Слайд-5) 
  • Он был офицером, врачом, но самым главным делом его жизни, которое принесло ему славу и известность, был «Словарь живого великорусского языка» - огромное собрание русских слов (200 000) пословиц, сказок и народных игр. А как вы думаете, зачем он собирал все это? [ответы детей]
  • А вы знаете значение слов, которые имеются в пословицах появившихся давным-давно? Сейчас мы это проверим.
  • 1. Пословица недаром молвится. Что означает слово «молвится»? {говорить}
  • 2. Своя земля и в горсти мала. Что такое «горсть»?{ то что помещается в ладошке}
  • 3. Делу – время, потехе – час. Что означает слово «потеха»? {веселье}
  •  Молодцы.
  • 7.Вы справились со сложным заданием. Давайте опять немножко отдохнем и проведем разминку для  головы, глаз.
  • 8. Давайте продолжим работу.
  • Известно множество пословиц, в которых упоминаются числа. Как вы думаете, какое число встречается в пословицах чаще всего? [ответы детей] Да, число 7. Давайте вспомним пословицы с числом 7.
  • Семеро одного не ждут
  • Семь потов сошло
  • Семь пядей во лбу

Кстати, ребята, а вы знаете, что такое пядь? И когда говорят про человека, что у него «семь пядей во лбу»? [ответы детей] Пядь- это расстояние от кончика большого пальца до указательного. А говорят так про очень умного человека.  Продолжим.

  • Семь пятниц на неделе
  • Семь раз отмерь - один раз отрежь
  • Тайна за семью печатями

9. А теперь попробуем эти пословицы «оживить» т.е. продемонстрировать, показать их с помощью жестов и мимики.  

  • Семь потов сошло
  • Семь пядей во лбу
  • Семь раз отмерь - один раз отрежь
  • Тайна за семью печатями

Всем понятно? Я тогда раздаю на 2 парты пословицу и вы в группах подумаете как это можно показать и кто-то выходит сюда на моё место,  и  показывает своим одноклассникам. Выходить можно не одному а по несколько человек. [играем]

10. Ребята, а давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? [ответы детей] Что вы новое узнали? [ответы детей]

11. Молодцы. На этом мы закончим. Всем спасибо. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Пословица - всем делам помощница"

Красив русский язык! Кто не восхищался и не восхищается величием и богатством нашего родного языка. Он мелодично звучит на просторах нашей Родины. Это богатый сильный, выразительный и музыкальны...

Раздел "Сказка мудростью богата" Тема: "Русские народные пословицы и поговорки"

Раздел "Сказка мудростью богата" Тема: "Русские народные пословицы и поговорки"...

Сценарий внеклассного мероприятия (интеллектуальной игры) для 4 класса "Тема Родины в пословицах и поговорках"

  Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства,  изображающих и прославляющих красоту на...

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...