МЕЖШКОЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме
В статье раскрывается проблема формирования культуры толерантности современных школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhur._1.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЖШКОЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Бобинова Светлана Вячеславовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №13» г. Новосибирска
Сегодня изменился социальный заказ на образование, воспитание и личностные качества выпускника. Реформы всех уровней образования затрагивают концептуальные основы воспитательного процесса, содержание, формы, методы, технологии воспитательной деятельности, заставляют искать новые подходы к воспитанию личности молодых людей XXI века.
В законе РФ «Об образовании в РФ» приоритетной задачей современного образования постулируется усиление воспитательного потенциала школы. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание социально-педагогических условий для развития духовно-нравственного потенциала обучающихся на основе отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Мы полагаем, что к числу первостепенных воспитательных задач сегодня должна быть отнесена задача формирования у современного школьника цивилизованного поликультурного сознания. Речь идет о сознании, лишенном крайностей национализма и этноцентризма, сознании, в котором знание, понимание культуры своего народа сочетается со знанием, пониманием и уважением культур других народов.
Происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, таких как толерантность, умение жить в поликультурном мире, т.к. впервые учащиеся сталкиваются с проблемами взрослого сообщества, именно в школе.
Таким образом, идеи воспитания толерантности школьников в условиях поликультурного мира выдвигаются сегодня на первый план.
Нами были выделены следующие условия и характер воспитания культуры толерантности: общественные условия развития личности, в частности, общественные внеклассные мероприятия, направленные на развитие поликультурных связей; создание условий для формирования межличностных отношений.
Суть и содержание воспитания культуры толерантности – целенаправленная организация условий формирования позитивного опыта толерантности, т.е. создания толерантной образовательной среды прямого или опосредованного взаимодействия с другими иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного.
разнообразие пространства бытия ребенка открывает единственно реальную возможность успешности процесса воспитания толерантности: когда он включен в общую систему учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Школой отнюдь не исчерпывается, в ней не замыкается сфера проявления толерантности: и сама школа погружена в более широкую социальную среду, факторы которой существенно менее доступны педагогическому влиянию. И в то же время они, пожалуй, не менее значимы для развития ребенка и его толерантности, чем школа.
МБОУ «Гимназия №13» города Новосибирска системно занимается проблемой воспитания культуры толерантности около десяти лет.
Двухуровневая технология была разработана творческой группой учителей гимназии №13:
1 уровень: «Мы разные – Мы дружим» - начальная школа.
Программа воспитательной работы, направленная на воспитание культуры толерантности детей младшего школьного возраста.
2 уровень : «Я–МЫ» - основная школа. Программа воспитательной работы, направленная на воспитание культуры толерантности детей старшего школьного возраста.
При разработки технологии был обобщен опыт организации внеурочной деятельности по воспитанию культуры толерантности, реализуемый в учебном процессе гимназии № 13.
Цель – воспитание культуры толерантности у учащихся младшего и старшего школьного возраста.
В содержании технологии учитывается преемственность:
начальная школа - основное образование.
Технология в течение учебного года имеет следующий алгоритм:
1 этап – проведение диагностики, с целью выявления проблемных точек;
2 этап - проведение в классно-урочной системе уроков воспитания толерантности;
3 этап - проведение культурно-досуговых мероприятий во внеурочной деятельности с учетом взаимодействия в системе: родители + дети + учитель;
4 этап – проведение диагностики результатов воспитания толерантности в классе.
Проблема воспитания толерантности должно решаться комплексно. В программу каждого года входят следующие организационно-педагогические формы: психолого-педагогические тренинги (сентябрь – декабрь), тематические классные часы, коллективно-творческие дела, конкурсы, заседания родительского клуба (январь, май).
Диагностика проводится три раза в год (в начале в середине и в конце учебного года) совместно со школьными психологами.
Ожидаемый результат:
- Ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
- Ребенок, противостоящий интолерантным отношениям;
- Социально-адаптированный ребенок
В течение трех лет гимназия №13 является организатором городского конкурса-фестиваля «Мы разные – мы дружим». На фестиваль представляются работы по следующим направлениям: конкурс плакатов «Новосибирск – семья народов», конкурс видеороликов «Мы вместе», конкурс презентаций стран «Национальный номер», конкурс методических материалов для педагогов «Учимся толерантности».
Учредители фестиваля:
Главное управление образования мэрии г. Новосибирска.
Фестиваль проходит при поддержке:
- Управления общественных связей мэрии города Новосибирска.
- Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
- Отдела образования Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам
г. Новосибирска.
- Дома национальных культур им. Заволокина.
- ГАОУ ДПО НСО НИПК и ПРО.
- МБОУ ДОД ДШИ «Весна».
Программа фестиваля –конкурса направлена на укрепление толерантной среды города Новосибирска на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Городской межшкольный конкурс – фестиваль «Мы разные - мы дружим» приуроченный к Международному дню толерантности –
16 ноября (Решение ЮНЕСКО), проходит в течение сентября и октября на базе МБОУ гимназии № 13.
- За три года в конкурсе - фестивале приняло участие 1485 ребят, 98 педагогов из 86 школ города. Они представили культуру разных стран.
Народы становились в горящий круг танцев: зажигательная лезгинка, завораживающая цыганочка, весёлый хороводный немецкий танец и изящное выступление китайских девушек с веерами. Народный дух оставался на протяжении всего фестиваля - звучали песни на немецком, чувашском, украинском языках. Народные костюмы поражали своей яркостью, красотой и разнообразием. Удивительно, насколько они уникальны, неповторимы, впрочем, как и культура каждой представленной страны. А какие интересные и познавательные видеоролики показали ребята на конкурсе! И конечно же конкурс плакатов. Яркие и запоминающиеся работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры толерантности у младших школьников.
Из опыта работы по теме "Формирование культуры толерантности у младших школьников"...
Формирование культуры толерантности у младших школьников.
Из опыта работы по теме "Формирование культуры толерантности у младших школьников"...
Формирование культуры толерантных отношений среди младших школьников через внеклассную работу
Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. ...
Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования культуры младших школьников.
В данной статье можно узнать об организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, этапах работы над проектом....
Этнокультурные игры как условие формирования у младших школьников опыта межнациональных отношений и толерантного поведения
Формирование у младших школьников опыта межнациональных отношений через этнокультурные игры....
Условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников
Актуальность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обусловлена востребованностью в российском обществе личности, способной быть субъектом происходящих в стране преобразований. Име...
Отчет по самообразованию по теме "Условия формирования у младших школьников толерантного отношения к людям разных национальных культур"
Презентация опыта организации работы на основе принципа открытости образовательной среды класса к обогащению культурного опыта ученика посредством включения его во взаимодействие с социокультурным окр...