Выступление на областной конференции.
учебно-методический материал на тему

Дмитриева Елена Михайловна

Тема выступления:«Духовно-нравственное развитие и воспитание в рамках внедрения ФГОС в МАОУ «СОШ № 7»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx57.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное развитие и воспитание в рамках внедрения ФГОС в МАОУ «СОШ № 7»

Учитель МАОУ «СОШ№7» г.Краснокаменск

Особая сфера воспитательной работы –
                                     ограждение детей, подростков и юношества от
                                одной из самых больших бед – пустоты души,
                                         бездуховности... Настоящий человек начинается
       там, где есть святыни души…
В.А. Сухомлинский

( 1 слайд: школа, название выступления, ФИО автора)

Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где  он получает набор определенных знаний  по разным предметам, школа – это то место, где ребенок осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех, чувство удовлетворения своей жизнью будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести.

В 2010-2011 учебном году наша школа перешла на новые ФГОС. Внедрение новых образовательных  Стандартов требует основательного, вдумчивого подхода со стороны администрации образовательного учреждения и педагогов. С 1 сентября 2010 года воспитательный процесс в 1-х классах осуществляется по школьной Программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  первой ступени образования. Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При разработке Программы мы также ориентировались на Устав школы, Программу развития школы.

Главными ориентирами в постановке целей и задач программы, а также в создании воспитательной системы школы являются цели государственной политики в области образования и сформулированы на основе национального воспитательного идеала, который предполагает высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Помимо целей, обозначенных в основных государственных документах, огромное значение имеют цели, определяемые запросом общественности и социума к образовательным услугам школы и предназначенных удовлетворить потребности семьи, личности, государства и общества.

(Слайд 2) Создавая комплексную программу воспитания учащихся, учитывались такие важные целевые ориентации, как:

  • включение учащихся, независимо от возраста, в активную творческую деятельность, при использовании таких форм работы с детьми, которые дают возможность проявлять активность, самостоятельность и помогают им качественно измениться;
  • создание условий и использование таких форм работы и педагогических технологий, которые направлены на саморазвитие учащихся и самосовершенствование при косвенном воздействии педагога, формирование культуры самообразования;
  • формирование нравственной культуры учащихся и их родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности;
  • приобщение учащихся к сохранению природы и истории своей страны, самобытности, неповторимости и индивидуальности природы и человека, взаимодействия людей друг с другом;
  • развитие понимания труда в жизни человека и его результатов на благо себя и других людей, культуры трудовой деятельности и трудового участия, культуры разумного хозяйствования.

(Слайд 3) Созданная в школе воспитательная система организована по направлениям:

  • Гражданско-патриотическое
  • Нравственно-правовое
  • Художественно-эстетическое
  • Эколого-валеологическое 
  • Спортивно-оздоровительное
  • Учебно-интеллектуальное
  • Трудовое
  • Развитие самоуправления

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися.

        (Слайд 4 фотографии с уроков, семинаров, род. собраний) В 2010 году в нашей школе в ФГОС вступили  5 первых классов.  Учителя начальных классов объединены в творческую группу «Внедрение ФГОС на первой ступени образования». В рамках деятельности творческого объединения учителей были проведены семинары, «круглые столы», заседания кафедры начального образования, родительские собрания, Дни открытых дверей  для родителей и учителей школы.

         Работа по духовно-нравственному развитию в классах обеспечивается программами воспитания классов согласованными с общешкольной программой.    

Такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность за порученное дело, пунктуальность, педагоги воспитывают у учащихся, вовлекая их в конкретную деятельность как в школе, так и вне её. Деятельность осуществляется  через следующие Формы работы: (Слайд 5)

  • коллективные творческие дела;
  • традиционные общешкольные праздники;
  • смотры, викторины, экскурсии;
  • конкурсы, встречи;
  • беседы, лекции;
  • ШОУ-программы;
  • разработка проектов

(Слайд 6 – фото с праздников)

Самые запоминающиеся мероприятия в учебном году:

  • Торжественная линейка  посвященная «Дню знаний»
  • Праздник «Первый раз в первый класс»
  • «Посвящение в первоклассники» с торжественным вручением паспортов уч-ся.
  • «Прощание с букварем и азбукой»
  • «Минута славы»
  • Торжественная закладка «Аллеи первоклассников»
  • «Веселые старты»

            Воспитание в нашей школе, направленное на развитие всех детей, построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.

(Слайд 7 – слова Рескина)  Кредо учителей начальных классов нашей школы можно определить словами:  «Цель истинного воспитания – не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но и жаждать справедливости» (Д. Рескин)

Мы хотим, чтобы наши дети стали самостоятельными и самодеятельными личностями, понявшими свою самоценность, достигшие самоопределения, самоутверждения путём саморазвития и самореализации.

            Огромное значение  для духовно-нравственного воспитания и развития  личности школьников мы находим в опоре и помощи родителей. Ни одного мероприятия, ни одной задумки они не оставили без внимания. 

(Слайд 8) Задачи работы с родителями:

  • вооружить родителей основами педагогических знаний;
  • помочь родителям в применении этих знании в воспитании детей;
  • способствовать формированию положительных качеств у самих родителей, формированию дружного родительского коллектива; 
  • сделать родителей действенными помощниками школы.

             В практической работе с родителями учащихся используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуется как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

           Все проводимые родительские собрания просвещают, а не констатируют ошибки и неудачи детей в учебе. Для каждого родителя учителями готовятся конверты, в которые вкладываются работы детей, информация об учебе, рекомендации, советы. Такой метод, считаем удачным, родители не боятся собраний, чувствуют себя комфортно.

Широко используем в школе проведение родительских собраний на параллели с приглашением администрации  города и района, работников межрайонной прокуратуры и краевой больницы № 4, отдела внутренних дел и других ведомств, с которыми школа взаимодействует в области обучения и воспитания учащихся.

            Все темы собраний учитывают возрастные особенности детей. Собрания носят не только теоретический, но и практический характер. Это и разборы ситуаций, тренинги, дискуссии. Родители классов и родительские комитеты - активные участники всех школьных конференций, где обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут их дети.

Применяется метод индивидуальных консультаций, который позволяет не только выяснить проблему, но и вместе с родителями ее решить. Хорошо известно, что только при индивидуальной беседе  родители могут открыться, обратиться за советом, помощью. На помощь приходит школьный психолог, социальный педагог и учителя, преподающие в классе.

             В своей работе никогда не избегаем посещения семей на дому.         Посещаем семьи учащихся в начале учебного года, с целью знакомства и проверкой условий, позволяющих ученикам в комфортных условиях выполнять домашнее задание. В дальнейшем к работе подключаются члены родительского комитета.  

В своей работе использую и родительские чтения, которые дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу и участвовать в ее обсуждении.

(Слайд 9)

                            Что дает такое сотрудничество с родителями?

  • высокую посещаемость родительских собраний;
  • сближение учителя, родителей и детей;
  • частично решают проблемы семейного досуга;
  • нет назидательности со стороны учителей;
  • родители учатся правильно воспитывать детей;
  • Нет обид и недомолвок между учителем и родителями.
  • родители видят уровень знаний детей, их активность;

Духовно-нравственное воспитание складывается из:

(Слайд 10 – перечислить 1,2,3 …)

  1. Воспитания познавательной самостоятельности.

В классах развито самоуправление. В содержание этой работы входят развитие у учащихся умения самостоятельно планировать, анализировать, выполнять и оценивать результаты своей деятельности. Приобщение детей к научным и культурным ценностям через посещение музеев, театров (выездных), проведение экскурсий.

  1. Нравственного  воспитания.

Работая в данном направлении, проводим коллективные беседы на нравственную тему («Доброе слово, что ясный день», «Урок вежливости», «Будь человеком», «Лучшее слово о дружбе», «Друг в моей жизни»), праздники («Чтобы радость друг другу дарить, надо добрым и вежливым быть», «Школа хороших манер», «Мамин праздник», «В мире рыцарей немного – шире рыцарям дорогу!», «Богатырские забавы»); встречи с работниками культуры (музыкальная школа). Стараемся помнить о гражданской позиции (беседы «Символы России», «Я – человек и гражданин, хотя и маленький», «Урок гражданина», «Мои права и обязанности»). Организуем встречи с интересными людьми (встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, с работниками ГИБДД для изучения правил дорожного движения); помогаем школе в соблюдении порядка и чистоты.

  1. Воспитания личностных и творческих качеств.

Воспитание личностных качеств  происходит посредством развития индивидуальных интересов и способностей. Так как дети очень разные, а каждый имеет индивидуальные способности и интересы, воспитательную работу строим таким образом, чтобы каждый занимался тем, что ему нравится и что хорошо удаётся.

Есть дети, которые обладают артистическими данными. Они реализуют свои способности  на сцене. Принимают активное участие в общешкольных мероприятиях (праздники «Минута Славы», «Праздник мам»,  и т.д.).

Есть ребята, которые хорошо рисуют. Для них  проводятся персональные выставки «Юный художник», эти дети участники школьных и городских выставок  рисунков.

Используя их природные и приобретённые способности, умения, навыки, проводим праздники («Новогодние забавы у ёлки», «Прощай, первый класс!»,  «В стране Грамотеев»); концерты «От всей души»; Творчество ребят проявляется при проведении конкурсов рисунков различной тематики, конкурсов чтецов, поделок («Город мастеров»),

Ребята посещают танцевальный кружок, спортивные секции, музыкальную школу.

Таким образом, для каждого ученика подобрано такое дело, в котором он  показывает себя с лучшей стороны.

  1. Воспитания коммуникативных умений.

Дети учатся общаться между собой, со старшими и младшими; учатся  работать в командах; приобретают умение руководить при организации отдельных мероприятий (игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Слабое звено», различные викторины)

Для развития коммуникативных умений важны традиционные дела класса – «День именинников», «Огоньки», концерты для родителей, совместные встречи с бывшими учениками – выпускниками начальной школы.

Основным в данном направлении воспитательной работы является умение и желание дойти до каждого ученика, помочь ему найти себя, повысить самооценку, найти свой путь в жизни. Эту задачу решаем, создавая такие жизненные ситуации, в которых ребёнок мог бы показать себя и свои способности: коллективные дела, субботники, посещение больных товарищей, оказание различной помощи школе, классному руководителю и одноклассникам.

Основным объектом воспитания является ребёнок как носитель нравственных ценностей, со своими качествами и проявлениями своего «Я». Наша  воспитательная работа должна быть сосредоточена вокруг этого «Я», каким бы разным оно ни было в многоликом мире.

Как собрать 25«Я» в один кулак, как их заинтересовать своими увлечениями, задумками, идеями, направить их в верное русло воспитания? Задача  учителя – наладить духовный контакт с детьми,  помочь поверить им в себя.

Учитывая формы и методы в воспитательной деятельности, мы ставим задачи соответственно духу времени, вводим новаторские идеи и, не оглядываясь, может быть, рискуя, но помним главную заповедь: «Не навреди!». Не навредить ребёнку, а значит, нашему и его будущему.

Классные руководители  стремятся к тому, чтобы каждый ученик вышел из школы, готовый к преодолению трудностей, обладающий личностными качествами, приобретенными практическими навыками, мог реализовать себя в различных видах деятельности. В школе хорошо продумана система воспитательных влияний на детей в урочное и внеурочное время. Она даёт учащимся установку на правильный, социально одобряемый образ жизни в школе и вне её, формирует устойчивые привычки в поведении, отношении к людям, к делу, к построению модели собственной жизнедеятельности.

(Слайд 11 – кружки) Большое значение в духовно-нравственном воспитании имеет внеурочная деятельность. Создана программа, которая отвечает требованиям стандарта к организации внеурочной деятельности  школьников: В ней все виды внеурочной деятельности сгруппированы в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое направление, а также общественно-полезная и проектная деятельность. Направления пересекаются и частично перекрывают друг друга. Все они сохранятся и в программе для старшей школы.
Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных  социокультурных и образовательных потребностей детей.

Внеурочная деятельность в нашей школе организована по направлениям следующими объединениями дополнительного образования

«Здоровье»

«Культура здоровья»

«Плавание»

Вокальная группа «Солнышко»,

Хореографический ансамбль «Юность»

«Юный Патриот», «Добрая дорога»

«Логика», «Хочу учиться», «Полезные привычки», «Здоровое питание»»

«Бумагопластика»

Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной деятельности.  

(Слайд 12 – таблица) Есть риски, трудности и проблемы в реализации программы. Среди основных факторов, способных повлиять на результаты апробации Проекта ФГОС можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования

привлечение средств из дополнительного фонда

низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов

отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов

привлечение специалистов дополнительного образования

дефицит учебно-методических пособий

Использование ресурсов  Интернет-пространства

недостаточная методическая подготовка педагогов

проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации, прохождение курсовой подготовки

Воспитанию и социализации младших школьников способствует тесное сотрудничество с учреждениями местного сообщества: учреждениями дополнительного образования, спортивными обществами, государственными структурами. Большое значение для патриотического воспитания школьников имеют связи с погранзаставой, клубом «Натиск». Здоровьесберегающая программа школы  реализуется в сотрудничестве с ДООЦ, КБ № 4. Становлению правовой культуры учащихся способствуют взаимовыгодные отношения с ПДН, КДН, ГРОВД.

(Слайд13 – таблица) Сотрудничество  с учреждениями местного сообщества

Учреждение

Направления  взаимодействия

Комитет по делам молодежи

Антинаркотическая акция

День Защиты детей

Молодежная Дума

Комитет по управлению образованием

Всеобуч

Детско-юношеский центр

Детские общественные объединения

Объединения дополнительного образования

Детско-юношеская спортивная школа

Футбол

Плавание

Гимнастика

Велоспорт

Спортклуб «Бриз»

Бокс

Дзю-до

Карате

ДК «Даурия»

Концерты, творческие объединения

РДК «Строитель»

Спектакли, представления, торжественные мероприятия, творческие объединения

Детская городская библиотека

Клуб «Муравейник»

Областная больница № 4

Профилактика заболеваний, медосмотр, просветительская работа

ГИБДД

Профильный отряд ЮИД «Светофорик»

Беседы по профилактике ДТП

Совместное патрулирование улиц

Районный конкурс «Безопасное колесо»

ПДД

Работа по профилактике преступлений и правонарушений.

Патриотическое объединение «Натиск»

Экскурсии в музей. Занятия по славной истории и современным будням Армии

Практика доказывает, что работа по духовно-нравственному воспитанию эффективна при сотрудничестве с родителями и учреждениями местного сообщества.

«Детство – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни» Я.Б.Княжнин.

Мы очень надеемся, что семена, засеянные в учеников в условиях современной школы, взойдут в будущей жизни наших выпускников высоконравственными побегами лучших человеческих добродетелей.

(слайд 14 – Спасибо за внимание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на областной конференции на тему: "Формирование культуры правильного питания у обучающихся как составляющая часть здорового образа жизни"

Данный материал создан совместно с коллегой Журавлёвой О.В. и является нашей авторской разработкой....

Проект выступления на областном круглом столе по теме «Первые шаги по ФГОС ООО»

Проект выступления на областном круглом столепо теме  «Первые шаги по ФГОС ООО»...

Выступление на областной конференции в ДЮЦ по программе "Дорогами янтарного края"

Выступление на областной конференции в ДЮЦ по программе "Дорогами янтарного края"...

Выступление на областном семинаре- практикуме по теме "Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС - НОО

Уважаемые коллеги!Мы рады приветствовать Вас на семинаре-практикуме по теме «Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО&ra...