Организация самоуправления в начальных классах
статья на тему

В статье рассмотрен пример организации самоуправления для учащихся 1-4 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie_statya_.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»

Организация самоуправления

 в начальной школе

Подготовила

учитель начальных классов

Попова О.Ю.

Кемерово 2015

   

 

  Ученическое самоуправление -  управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

 

  Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью

сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.  

ЦЕЛЬ:  Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего  школьника

ЗАДАЧИ:

1.Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности.

2.Организация эффективного функционирования учебной группы.

3.Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.

Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:

  1. Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
  2. Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
  3. Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

4. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о      проделанной работе и её результатах перед общим собранием

 

 Программа самоуправления  рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов. Строится она в 4 этапа:

     1этап  -  изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.

      2 этап   - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого «Делай как я! » -  основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.

      3 этап  - развитие самоуправленческих начал.  Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!» Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.

       4 этап  -  лучшее в жизни класса становится достоянием всего      школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива.  Девиз: «Сей добро, оделяй добром!»

   

  На 4 года обучающиеся делятся на подгруппы. Каждый ребенок имеет поручение. Руководит активом классный руководитель, помогают родители. Роль родителей в деятельности группы очень важна.

   Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классного руководителя и родителей.

Актив класса:

- Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе

- Организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб.
- Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
- Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия
- Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.

Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.

Развитие самоуправления  в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:

1.     Диагностирование школьного, классного пространства.

2.     Проектирование  школьного, классного самоуправления.

3.     Становление самоуправления как основного принципа жизни школы,  класса.

4.     Функционирование в оптимальном режиме.

5.     Обновление и перестройка.

Ожидаемый результат.

  • Обретение чувства уверенности в себе.
  • Умение поддерживать других.
  • Осознание ответственности за свои поступки.
  • Расширение представлений о себе, своих возможностях.
  • Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
  • Стремление использовать свои умения на радость близким.
  • Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
  • Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

Примерные группы и их обязанности

  • Медицинская служба класса – фиксирует пропуски занятий учащимися, сдают медицинские справки в медкабинет, собирают информацию о заболеваемости учащихся класса, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома длительное время, готовят устные журналы и газеты для малышей, собирают информацию из газет и журналов для школьной газеты, готовят сообщения для классов в период эпидемий болезней и т.д.
  • Библиотечная служба класса – помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей – предметников, сбор книг для оказания шефской помощи, организация получения и сдачи школьных учебников, организация посещения книжных выставок, встреч с писателями, анализ читательских интересов учащихся класса при подготовке родительских собраний, совещаний педагогов;
  • Дежурные по столовой и гардеробу – отношение учащихся класса к дежурству в столовой и в гардеробе, выпуск молний и газет, организация сюрпризных моментов во время дежурства класса в столовой;
  • Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из жизни класса для редколлегии школьной газеты, выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов из жизни школы и класса для редакции школьной газеты, выпуск устных журналов, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников;
  • Репортерская служба класса, в обязанности которой входит подготовка фотосюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фотосюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением альбомов, фильмов о классе, например "Один день из жизни класса", "Последний день в школе в роли ученика;
  • Хозяйственная служба класса – сохранность и ремонт мебели класса, сбор денежных средств в копилку класса, подготовка и обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах, обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса в совете школы, оказание шефской помощи больным престарелым людям. Организация и проведение конкурсов, например, "Город мастеров";
  • Служба озеленения – забота о растениях класса и школы, разведение редких зеленых насаждений, участие в исследовательской работе кабинет биологии, организация и проведение экскурсии в природу, в ботанический сад, организация живых уголков, подготовка "зеленых сюрпризов" к дням рождения учащихся класса;
  • Служба сохранения здоровья – учащиеся, которые отвечают за популяризацию физической культуры среди учащихся класса. Анализ посещения уроков физической культуры, подготовка команды класса для участия в физкультурных состязаниях школы и района, сообщения "из первых рук" о физкультурных достижениях учащихся класса, организация и проведение, подготовка и участие в разработке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе, подготовка снаряжения и определение маршрутов походов класса, проведение физкультурных минуток в классе, организация шефской работы с малышами, организация встреч с великими спортсменами, победителями спортивных соревнований в классе и школе, организация посещения спортивных мероприятий;
  • Сценарная группа – учащиеся, у которых хорошо развиты литературные способности, желание разрабатывать праздники в классе. Сценарная группа занимается подбором необходимого материала для подготовки сценариев, подбором музыкального материала, поиском музыкальных текстов и записей, анализирует выбор учащимися тем для проведения внеклассных мероприятий, составляет программы концертов, сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе, ребята помогают в подготовке праздников у младших школьников. Проводят анализ внеклассных дел и рейтинг участия в них учащихся.
  • Аналитики класса – учащиеся, которые помогают классному руководителю организовывать работу с классом в направлении "Интеллект". Аналитики класса помогают классному руководителю подбирать материал для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, представляют класс в интеллектуальных мероприятиях школы, научном обществе учащихся, готовят информационные часы, часы общения. Группа аналитиков помогает учителям начальных классов в подготовке познавательных дел в классах, готовят дни интеллектуального творчества в школе и классе;
  • Диджейская группа занимается досугом учащихся класса. Они занимаются проведением дискотек в классе, вечеров, выполняют роль ведущих на таких праздниках, готовят информацию для класса о театральной и концертной афише города или района, готовят беседы о направлениях в музыке, знакомят с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп, организуют музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе;
  • Лидеры – ребята, которые организуют внеклассную жизнь у младших школьников и в своем классе. Ребята представляют класс в общественных организациях школы и района, налаживают контакт с общественными молодежными организациями, готовят сообщения о молодежных организациях в районе и городе, помогают классному руководителю готовить общественные акции, дебаты, референдумы, дискуссии.

Сопроводительная диагностика классного коллектива

  • Методика "Чудо – дерево"

Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.

  • Методика "Мишень активности"

     Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.

  • Знаком "+" отмечают, как далеко находится от центра.
  • Отмечают, где бы хотелось находиться.

Листы подписываются.

Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.

  • Методика "Фотография"

Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные "групповые снимки" педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.

  • Анкета для учащихся
  • Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?
  • У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?
  • Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?
  • Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?
  • Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?
  • Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?

  И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.

Самоуправление 2  класса

Президент:

Премьер министр:

Министерства:

  1. Министерство медицины

 сдают медицинские справки в медкабинет, сообщают новости ребятам, которые болеют, собирают полезную информацию, готовят устные журналы и газеты,  интересные  сообщения для класса и т.д.

  1. Министерство труда  

организует учащихся в уборке класса,  следит за качеством дежурства,  помогает дежурным по классу.

  1. Министерство досуга

          помогает организовывать настольные игры и подвижные игры.

  1. Министерство физкультуры и спорта

ведет учет спортивных достижений,  отвечает за порядок в спортивном зале,  готовит команду к спортивным мероприятиям.

  1. Министерство здравоохранения

следит за    чистотой  рук, ногтей, наличием носового платка и расчески,  помогает организовывать мероприятия, связанные  с формированием здорового образа жизни,  ведет устный журнал о здоровье  (интересные статьи, передачи, журналы…)

  1. Министерство образования

организует оказание помощи в учебной деятельности,  проверяет обложки и выполнение домашнего задания,  может помочь учителю проверить таблицу умножения, принять долги за домашние задания  и т.д.

  1. Министерство порядка  

разбирает ссоры, споры и драки, следит за порядком, предупреждает драки.

  1. Министерство культуры

оформляет и украшает класс, организует  поздравления с днем рождения и праздниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание, организация и структура самоуправления в начальных классах.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....

Система организации самоуправления в начальных классах

В начальной школе необходимо готовить детей к самоуправлению. Вот так можно поставить работу в классе. Каждый ученик при деле и каждому поручение по интересу! Каждый педагог может творчески подойти к ...

Организация самоуправления в начальной школе

Дети учатся управлять своей жизнью...

Организация самоуправления в 3 классе

Организация самоуправления в 3 в классе...

Организация самоуправления в начальной школе

В презентации дан теоретический материал для организациии самоуправления в начальной школе....

«Опыт работы воспитателя по организации самоуправления в самоорганизации класса».

В данной статье описана работа классного воспитателя в организации самоуправления учащихся начальной школы....

Игровой модуль как форма организации самоуправления в начальной школе

В статье раскрываются игровые модели самоуправления в начальной школе....