Организация самоуправления в начальных классах
статья на тему
В статье рассмотрен пример организации самоуправления для учащихся 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoupravlenie_statya_.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37»
Организация самоуправления
в начальной школе
Подготовила
учитель начальных классов
Попова О.Ю.
Кемерово 2015
Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью
сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.
ЦЕЛЬ: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника
ЗАДАЧИ:
1.Содействие развитию ребенка. Формирование самостоятельности, активности, ответственности, инициативности, дисциплинированности.
2.Организация эффективного функционирования учебной группы.
3.Формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека. Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:
- Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
- Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
- Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
4. Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием
Программа самоуправления рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов. Строится она в 4 этапа:
1этап - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.
2 этап - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого «Делай как я! » - основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.
3 этап - развитие самоуправленческих начал. Девиз: «Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!» Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.
4 этап - лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: «Сей добро, оделяй добром!»
На 4 года обучающиеся делятся на подгруппы. Каждый ребенок имеет поручение. Руководит активом классный руководитель, помогают родители. Роль родителей в деятельности группы очень важна.
Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классного руководителя и родителей.
Актив класса:
- Содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе
- Организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб.
- Организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы.
- Готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия
- Отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события.
Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.
Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:
1. Диагностирование школьного, классного пространства.
2. Проектирование школьного, классного самоуправления.
3. Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса.
4. Функционирование в оптимальном режиме.
5. Обновление и перестройка.
Ожидаемый результат.
- Обретение чувства уверенности в себе.
- Умение поддерживать других.
- Осознание ответственности за свои поступки.
- Расширение представлений о себе, своих возможностях.
- Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
- Стремление использовать свои умения на радость близким.
- Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
- Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.
Примерные группы и их обязанности
- Медицинская служба класса – фиксирует пропуски занятий учащимися, сдают медицинские справки в медкабинет, собирают информацию о заболеваемости учащихся класса, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома длительное время, готовят устные журналы и газеты для малышей, собирают информацию из газет и журналов для школьной газеты, готовят сообщения для классов в период эпидемий болезней и т.д.
- Библиотечная служба класса – помощь классному руководителю в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей – предметников, сбор книг для оказания шефской помощи, организация получения и сдачи школьных учебников, организация посещения книжных выставок, встреч с писателями, анализ читательских интересов учащихся класса при подготовке родительских собраний, совещаний педагогов;
- Дежурные по столовой и гардеробу – отношение учащихся класса к дежурству в столовой и в гардеробе, выпуск молний и газет, организация сюрпризных моментов во время дежурства класса в столовой;
- Корреспондентская служба класса – подготовка материалов из жизни класса для редколлегии школьной газеты, выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел, подготовка материалов из жизни школы и класса для редакции школьной газеты, выпуск устных журналов, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников;
- Репортерская служба класса, в обязанности которой входит подготовка фотосюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе. Фотосюжеты и видеосюжеты можно использовать при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок. Репортерская служба занимается оформлением альбомов, фильмов о классе, например "Один день из жизни класса", "Последний день в школе в роли ученика;
- Хозяйственная служба класса – сохранность и ремонт мебели класса, сбор денежных средств в копилку класса, подготовка и обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах, обсуждение вопросов хозяйственных нужд класса в совете школы, оказание шефской помощи больным престарелым людям. Организация и проведение конкурсов, например, "Город мастеров";
- Служба озеленения – забота о растениях класса и школы, разведение редких зеленых насаждений, участие в исследовательской работе кабинет биологии, организация и проведение экскурсии в природу, в ботанический сад, организация живых уголков, подготовка "зеленых сюрпризов" к дням рождения учащихся класса;
- Служба сохранения здоровья – учащиеся, которые отвечают за популяризацию физической культуры среди учащихся класса. Анализ посещения уроков физической культуры, подготовка команды класса для участия в физкультурных состязаниях школы и района, сообщения "из первых рук" о физкультурных достижениях учащихся класса, организация и проведение, подготовка и участие в разработке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе, подготовка снаряжения и определение маршрутов походов класса, проведение физкультурных минуток в классе, организация шефской работы с малышами, организация встреч с великими спортсменами, победителями спортивных соревнований в классе и школе, организация посещения спортивных мероприятий;
- Сценарная группа – учащиеся, у которых хорошо развиты литературные способности, желание разрабатывать праздники в классе. Сценарная группа занимается подбором необходимого материала для подготовки сценариев, подбором музыкального материала, поиском музыкальных текстов и записей, анализирует выбор учащимися тем для проведения внеклассных мероприятий, составляет программы концертов, сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе, ребята помогают в подготовке праздников у младших школьников. Проводят анализ внеклассных дел и рейтинг участия в них учащихся.
- Аналитики класса – учащиеся, которые помогают классному руководителю организовывать работу с классом в направлении "Интеллект". Аналитики класса помогают классному руководителю подбирать материал для устных журналов, викторин, интеллектуальных марафонов, представляют класс в интеллектуальных мероприятиях школы, научном обществе учащихся, готовят информационные часы, часы общения. Группа аналитиков помогает учителям начальных классов в подготовке познавательных дел в классах, готовят дни интеллектуального творчества в школе и классе;
- Диджейская группа занимается досугом учащихся класса. Они занимаются проведением дискотек в классе, вечеров, выполняют роль ведущих на таких праздниках, готовят информацию для класса о театральной и концертной афише города или района, готовят беседы о направлениях в музыке, знакомят с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп, организуют музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе;
- Лидеры – ребята, которые организуют внеклассную жизнь у младших школьников и в своем классе. Ребята представляют класс в общественных организациях школы и района, налаживают контакт с общественными молодежными организациями, готовят сообщения о молодежных организациях в районе и городе, помогают классному руководителю готовить общественные акции, дебаты, референдумы, дискуссии.
Сопроводительная диагностика классного коллектива
- Методика "Чудо – дерево"
Цель: выявление отношения каждого ученика к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.
Методика "Мишень активности"
Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.
- Знаком "+" отмечают, как далеко находится от центра.
- Отмечают, где бы хотелось находиться.
Листы подписываются.
Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.
- Методика "Фотография"
Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные "групповые снимки" педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.
- Анкета для учащихся
- Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?
- У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?
- Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?
- Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?
- Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?
- Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.
Самоуправление 2 класса
Президент:
Премьер министр:
Министерства:
- Министерство медицины
сдают медицинские справки в медкабинет, сообщают новости ребятам, которые болеют, собирают полезную информацию, готовят устные журналы и газеты, интересные сообщения для класса и т.д.
- Министерство труда
организует учащихся в уборке класса, следит за качеством дежурства, помогает дежурным по классу.
- Министерство досуга
помогает организовывать настольные игры и подвижные игры.
- Министерство физкультуры и спорта
ведет учет спортивных достижений, отвечает за порядок в спортивном зале, готовит команду к спортивным мероприятиям.
- Министерство здравоохранения
следит за чистотой рук, ногтей, наличием носового платка и расчески, помогает организовывать мероприятия, связанные с формированием здорового образа жизни, ведет устный журнал о здоровье (интересные статьи, передачи, журналы…)
- Министерство образования
организует оказание помощи в учебной деятельности, проверяет обложки и выполнение домашнего задания, может помочь учителю проверить таблицу умножения, принять долги за домашние задания и т.д.
- Министерство порядка
разбирает ссоры, споры и драки, следит за порядком, предупреждает драки.
- Министерство культуры
оформляет и украшает класс, организует поздравления с днем рождения и праздниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание, организация и структура самоуправления в начальных классах.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....
Система организации самоуправления в начальных классах
В начальной школе необходимо готовить детей к самоуправлению. Вот так можно поставить работу в классе. Каждый ученик при деле и каждому поручение по интересу! Каждый педагог может творчески подойти к ...
Организация самоуправления в начальной школе
Дети учатся управлять своей жизнью...
Организация самоуправления в 3 классе
Организация самоуправления в 3 в классе...
Организация самоуправления в начальной школе
В презентации дан теоретический материал для организациии самоуправления в начальной школе....
«Опыт работы воспитателя по организации самоуправления в самоорганизации класса».
В данной статье описана работа классного воспитателя в организации самоуправления учащихся начальной школы....
Игровой модуль как форма организации самоуправления в начальной школе
В статье раскрываются игровые модели самоуправления в начальной школе....