РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»
рабочая программа (1 класс) на тему

Жуклина (Разинкина) Алена Алексеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по внеурочной деятельности

 «Зеленый патруль»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Зеленый патруль47.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор    МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

_______________Н.В. Джавадова

Приказ №        ______

От «___» _________        2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «Зеленый патруль»

(название программы)

Направление «Социальное »

для 1 классов

Составитель:

                     Жуклина А.А.

учитель начальных классов

         Рассмотрено:

на заседании МО учителей реализующих ФГОС НОО

Протокол № __ от «__» ________  2015 г.

_________ /Лобанова Н.В.

2015 г.

1. Пояснительная записка.

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Кружковая работа  является  оптимальной  формой  работы  по  формированию экологической культуры младших школьников.

Система работы с учащимися  начальных  классов  значительно  расширяет  и  углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.  

Кружковая  работа  формирует  практические  умения  и  знакомит  с  разнообразной  деятельностью  по  оказанию  помощи природе.

Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.

С учётом анализа теории и опыта накопленного в области экологического образования  была  разработана   программа   экологического воспитания младших школьников  в  рамках  кружка  «Юный эколог».  

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:  6,5 - 8 лет.

Сроки реализации  программы:1 года

Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план  предусматривает 1 занятие в неделю с  продолжительностью 45 мин каждое.

Место проведения занятий – учебный кабинет, пришкольный учебно-опытный участок.

Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.

            Задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике полученные знания.
  • формировать представления о краеведческой работе.

Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллек-тивом, реализовать потребности ребят в содержательном и развиваю-щем досуге;
  • развивать творческую деятельность.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Формы организации внеурочной деятельности:

- учебные занятия;

- познавательные беседы;

- экологические игры;

- викторины;

- поиск информации в читальном зале библиотеки;

- экскурсии;

- наблюдения;

- опыты;

- эксперименты;

- организация выставок, фотовыставок, презентаций;

- защита проектов;

- совместная деятельность обучающихся и родителей.

Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими

учебными предметами, как:

  • русский язык;
  • литературное чтение;
  • окружающий мир;
  • технология;
  • изобразительное искусство.

2. Учебно – тематический план.

п/п

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий учащихся

1.

Вводное занятие. Мир вокруг нас.  

1

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

2.

  Путешествие в осень.

2

формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

        умение координировать свои усилия с усилиями других;

        формулировать собственное мнение и позицию;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

3.

Мой дом за окном

3

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

вносить необходимые коррективы;

уметь планировать работу и определять последовательность действий

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

        умение координировать свои усилия с усилиями других;

        формулировать собственное мнение и позицию;

        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

        задавать вопросы;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

4.

Вода- источник жизни

6

формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

уметь планировать работу и определять последовательность действий

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

5.

Удивительный мир животных.

4

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

формулировать собственное мнение и позицию;

        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

        задавать вопросы;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

6.

Наши пернатые друзья.

4

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

        умение координировать свои усилия с усилиями других;

        формулировать собственное мнение и позицию;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

7.

Мой край.

3

формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

        умение координировать свои усилия с усилиями других;

        формулировать собственное мнение и позицию;

        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

        задавать вопросы;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

8.

Сад на подоконнике.

4

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

вносить необходимые коррективы;

уметь планировать работу и определять последовательность действий

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

        умение координировать свои усилия с усилиями других;

        формулировать собственное мнение и позицию;

        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

        задавать вопросы;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

9.

Воздух и здоровье

2

формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

уметь планировать работу и определять последовательность действий

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

10

Солнце и свет в нашей жизни

3

формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

уметь планировать работу и определять последовательность действий

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

11.

Итоговое занятие. Мы – друзья природы.

1

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

формулировать собственное мнение и позицию;

        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

        задавать вопросы;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

Итого:

33

 

3.Учебно-тематическое планирование

№п\п

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

1

Вводное занятие. Мир вокруг нас.

1

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

2

Путешествие в осень.

1

Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром.  Экологические игры на свежем воздухе.  

   

3

Экскурсия в осенний парк

1

Экскурсия в осенний парк. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам.

4.

Откуда берется и куда девается мусор?

1

Выясняем,  откуда берется и куда девается мусор

5.

Деревья твоего двора

1

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что делать осенью для здоровья деревьев?

6.

Экскурсия по территории школы

1

Наблюдения за деревьями. Чем отличаются? Для чего сажают деревья?

7

Вода в моем доме и природе.

1

Откуда поступает вода в дом на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченная, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

8

Стихи, рассказы о воде в природе

1

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнение мирового океана.

9

Вода в жизни растений

1

Как вода влияет на жизнь растений

10

Вода в жизни животного мира

1

Как вода влияете на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

11

Экскурсия к водоему

1

Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма.

   Составление  рисунка-схемы пути воды из реки в море.

12

Вода и здоровье человека

1

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, как расходуется, как выделяется из организма?

13

Животные в доме

1

  Знакомство с домашними животными. Соблюдение правил безопасности содержания животных. Фотовыставка «Мои домашние любимцы»  

14

Рассказы , стихи, поговорки, пословицы о домашних животных

1

Чтение рассказов, стихов о домашних животных

15

Дикие животные

1

Знакомство с экзотическими животными

16

Практическое занятие «Уход за домашними животными в классе»

1

Работа в живом уголке. Распределение обязанностей, отчет о выполнение задания, наблюдение за изменениями, произошедшими после проделанной работы.

17

Наши пернатые друзья.

1

Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице.

    Различение  зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края.

18

Птицы нашего двора

1

     Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе.  

   

19

Птичья столовая

1

Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление  правил подкормки птиц.

20

Рассказы, стихи о птицах

1

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Подготовка отчета в группах. Выставка материалов. Презентации по материалам экскурсионного занятия.

21

Комнатные растения в доме, в классе

1

Знакомство с комнатными растениями. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями

22

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

2

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка томата, огурцов, лука, перца, гороха; проращивание почек на срезанных веточках берез, клена.

23

24

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

Посадка комнатных растений. Формирование крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями.

25

Растительный мир родного края

1

Многообразие растений области. Основные экогруппы. Красная книга области

26

Животный мир Саратовской области

1

Многообразие животных области. Особенности жизни животных.

27

Исчезающие растения и животные родного края

1

Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними. Причины их исчезновения и необходимости защиты каждым человеком

28

Воздух и здоровье человека

2

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух стал чистым? Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

29

30

Солнце, Луна, звезды – источник света

1

Солнце – естественный дневной источник света и тепла.

Свет Луны и звезд в ночное время суток.

31

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря»

1

Сравнение света. Роль света в жизни человека.

32

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1

Знакомство с ТЭЦ и АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты.

33

Итоговое «Мы- друзья природы»

1

Обобщение проделанной экологической работы за год

   

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Зеленый патруль» в 1 классе:

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, в результате наблюдений;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • совместно договариваться о  правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

4. Предполагаемые результаты реализации программы к концу курса обучения учащихся:

1 уровень (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
  • будут иметь позитивный социальный опыт  (готовность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами, ответственность за свое поведение и за происходящее в процессе совместной деятельности);
  • социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания;
  • о способах нахождения обработки и нахождения информации;
  • духовно-нравственные приобретения.

2 уровень (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям;
  • приобретут общечеловеческие нравственные качества;
  • стремление к коллективной творческой деятельности;
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

3 уровень (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

  • опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
  • опыт самостоятельного  поиска необходимой информации в учебной и справочной литературе.
  • опыт взаимоотношения с разными людьми;
  • опыт перехода от одного вида общения к другому;
  • опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  • опыт бережного отношения людей к природе, живым организмам;
  • опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
  • опыт самоорганизации;
  • опыт  социально приемлемых моделей поведения.

5. Формы и виды контроля

  • наблюдение за детьми в ходе работы;
  • проведение практических работ;
  • проведение конкурсов;
  • выставки, презентации;
  • разработка и защита творческих проектов.

6.Материально-техническое обеспечение программы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст  /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст  /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.

Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.

Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики  Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст  /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.

Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

Репродукции картин в соответствии с программой обучения.

Плакаты по окружающему миру .

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Сканер.

Принтер лазерный.

Видеофильмы по предмету, презентации.

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир».

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

Наборы пластилина, цветной бумаги, картона, ножниц.

Коллекции плодов  растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс

Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 3 класс

Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для  3  класса и направлена на реализацию федерального государственного о...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 4 класс

Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для  4  класса и направлена на реализацию федерального государственного о...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Зеленая планета 3 класс.

Программа рассчитана на учащихся 3 а класса ( 9-10 лет)....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета"

Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета" для 1-4 классов ФГОС...

Конспект мероприятия по внеурочной деятельности «Зеленый огонек» на тему: «По страницам книги ПДД»

Конспект мероприятия по внеурочной деятельности «Зеленый огонек» на тему: «По страницам книги ПДД» направлен на профилактику  различных видов детского дорожно-транспортног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ» 3 КЛАСС

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное  направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта на...