РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Зеленый патруль»
рабочая программа (1 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Зеленый патруль»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зеленый патруль | 47.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Гимназия с. Ивантеевка» _______________Н.В. Джавадова Приказ № ______ От «___» _________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Зеленый патруль»
(название программы)
Направление «Социальное »
для 1 классов
Составитель:
Жуклина А.А.
учитель начальных классов
Рассмотрено:
на заседании МО учителей реализующих ФГОС НОО
Протокол № __ от «__» ________ 2015 г.
_________ /Лобанова Н.В.
2015 г.
1. Пояснительная записка.
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне её. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работе, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
Кружковая работа формирует практические умения и знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
Кружковая работа по экологии в начальной школе требует от ребёнка развитой способности экологического мышления. Она проявляется в умении эффективно использовать экологические знания, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для Природы последствий своей деятельности.
С учётом анализа теории и опыта накопленного в области экологического образования была разработана программа экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог».
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 6,5 - 8 лет.
Сроки реализации программы:1 года
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 45 мин каждое.
Место проведения занятий – учебный кабинет, пришкольный учебно-опытный участок.
Цели программы:
- Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
- Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
- Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Задачи:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике полученные знания.
- формировать представления о краеведческой работе.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллек-тивом, реализовать потребности ребят в содержательном и развиваю-щем досуге;
- развивать творческую деятельность.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Формы организации внеурочной деятельности:
- учебные занятия;
- познавательные беседы;
- экологические игры;
- викторины;
- поиск информации в читальном зале библиотеки;
- экскурсии;
- наблюдения;
- опыты;
- эксперименты;
- организация выставок, фотовыставок, презентаций;
- защита проектов;
- совместная деятельность обучающихся и родителей.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими
учебными предметами, как:
- русский язык;
- литературное чтение;
- окружающий мир;
- технология;
- изобразительное искусство.
2. Учебно – тематический план.
№ п/п | Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий учащихся | ||||||
1. | Вводное занятие. Мир вокруг нас. | 1 | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |||
2. | Путешествие в осень. | 2 | формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; | добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; | |||
3. | Мой дом за окном | 3 | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления | вносить необходимые коррективы; уметь планировать работу и определять последовательность действий | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; | |||
4. | Вода- источник жизни | 6 | формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; | уметь планировать работу и определять последовательность действий | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; | |||
5. | Удивительный мир животных. | 4 | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; | добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; | |||
6. | Наши пернатые друзья. | 4 | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; | добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; | |||
7. | Мой край. | 3 | формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; | |||
8. | Сад на подоконнике. | 4 | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления | вносить необходимые коррективы; уметь планировать работу и определять последовательность действий | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; | добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; | |||
9. | Воздух и здоровье | 2 | формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; | уметь планировать работу и определять последовательность действий | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; | |||
10 | Солнце и свет в нашей жизни | 3 | формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; | уметь планировать работу и определять последовательность действий | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; | |||
11. | Итоговое занятие. Мы – друзья природы. | 1 | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; | добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; | |||
Итого: | 33 | ||||||||
3.Учебно-тематическое планирование
№п\п | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
1 | Вводное занятие. Мир вокруг нас. | 1 | Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. |
2 | Путешествие в осень. | 1 | Изучение текстов о природе. Наблюдения за солнцем и ветром. Экологические игры на свежем воздухе.
|
3 | Экскурсия в осенний парк | 1 | Экскурсия в осенний парк. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. |
4. | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | Выясняем, откуда берется и куда девается мусор |
5. | Деревья твоего двора | 1 | Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что делать осенью для здоровья деревьев? |
6. | Экскурсия по территории школы | 1 | Наблюдения за деревьями. Чем отличаются? Для чего сажают деревья? |
7 | Вода в моем доме и природе. | 1 | Откуда поступает вода в дом на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченная, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? |
8 | Стихи, рассказы о воде в природе | 1 | Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнение мирового океана. |
9 | Вода в жизни растений | 1 | Как вода влияет на жизнь растений |
10 | Вода в жизни животного мира | 1 | Как вода влияете на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? |
11 | Экскурсия к водоему | 1 | Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма. Составление рисунка-схемы пути воды из реки в море. |
12 | Вода и здоровье человека | 1 | Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, как расходуется, как выделяется из организма? |
13 | Животные в доме | 1 | Знакомство с домашними животными. Соблюдение правил безопасности содержания животных. Фотовыставка «Мои домашние любимцы» |
14 | Рассказы , стихи, поговорки, пословицы о домашних животных | 1 | Чтение рассказов, стихов о домашних животных |
15 | Дикие животные | 1 | Знакомство с экзотическими животными |
16 | Практическое занятие «Уход за домашними животными в классе» | 1 | Работа в живом уголке. Распределение обязанностей, отчет о выполнение задания, наблюдение за изменениями, произошедшими после проделанной работы. |
17 | Наши пернатые друзья. | 1 | Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице. Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края. |
18 | Птицы нашего двора | 1 | Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе.
|
19 | Птичья столовая | 1 | Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление правил подкормки птиц. |
20 | Рассказы, стихи о птицах | 1 | Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Подготовка отчета в группах. Выставка материалов. Презентации по материалам экскурсионного занятия. |
21 | Комнатные растения в доме, в классе | 1 | Знакомство с комнатными растениями. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями |
22 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 2 | Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка томата, огурцов, лука, перца, гороха; проращивание почек на срезанных веточках берез, клена. |
23 | |||
24 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 | Посадка комнатных растений. Формирование крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. |
25 | Растительный мир родного края | 1 | Многообразие растений области. Основные экогруппы. Красная книга области |
26 | Животный мир Саратовской области | 1 | Многообразие животных области. Особенности жизни животных. |
27 | Исчезающие растения и животные родного края | 1 | Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними. Причины их исчезновения и необходимости защиты каждым человеком |
28 | Воздух и здоровье человека | 2 | Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух стал чистым? Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. |
29 | |||
30 | Солнце, Луна, звезды – источник света | 1 | Солнце – естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток. |
31 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря» | 1 | Сравнение света. Роль света в жизни человека. |
32 | Откуда приходит свет и тепло в мой дом | 1 | Знакомство с ТЭЦ и АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты. |
33 | Итоговое «Мы- друзья природы» | 1 | Обобщение проделанной экологической работы за год |
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Зеленый патруль» в 1 классе:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, в результате наблюдений;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
- классификации объектов;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
- совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
- основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
- преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
4. Предполагаемые результаты реализации программы к концу курса обучения учащихся:
1 уровень (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
- знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
- будут иметь позитивный социальный опыт (готовность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами, ответственность за свое поведение и за происходящее в процессе совместной деятельности);
- социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания;
- о способах нахождения обработки и нахождения информации;
- духовно-нравственные приобретения.
2 уровень (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
- развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям;
- приобретут общечеловеческие нравственные качества;
- стремление к коллективной творческой деятельности;
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
3 уровень (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
- опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
- опыт самостоятельного поиска необходимой информации в учебной и справочной литературе.
- опыт взаимоотношения с разными людьми;
- опыт перехода от одного вида общения к другому;
- опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
- опыт бережного отношения людей к природе, живым организмам;
- опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
- опыт самоорганизации;
- опыт социально приемлемых моделей поведения.
5. Формы и виды контроля
- наблюдение за детьми в ходе работы;
- проведение практических работ;
- проведение конкурсов;
- выставки, презентации;
- разработка и защита творческих проектов.
6.Материально-техническое обеспечение программы
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991. Елизарова Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007. |
Репродукции картин в соответствии с программой обучения. Плакаты по окружающему миру . |
Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. Сканер. Принтер лазерный. |
Видеофильмы по предмету, презентации. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир». |
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. Наборы пластилина, цветной бумаги, картона, ножниц. |
Коллекции плодов растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения, животные) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 3 класс
Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для 3 класса и направлена на реализацию федерального государственного о...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 4 класс
Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для 4 класса и направлена на реализацию федерального государственного о...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Зеленая планета 3 класс.
Программа рассчитана на учащихся 3 а класса ( 9-10 лет)....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета"
Программа внеурочной деятельности "Зеленая планета" для 1-4 классов ФГОС...
Конспект мероприятия по внеурочной деятельности «Зеленый огонек» на тему: «По страницам книги ПДД»
Конспект мероприятия по внеурочной деятельности «Зеленый огонек» на тему: «По страницам книги ПДД» направлен на профилактику различных видов детского дорожно-транспортног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ» 3 КЛАСС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Зелёные страницы» (социальное направление) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта на...