Учись творить добро
классный час (1 класс) на тему

Рощупкина Татьяна Александровна

Воспитательное мероприятие для учащихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл учись творить добро39.3 КБ

Предварительный просмотр:

Учись творить добро!

Цель: формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности; облагораживание души и сердца обучающихся; обогащение духовного мира.

Личностные:

  • Формирование внутренней позиции школьника на основе положительных героев, пословиц, поговорок, стихов о добре
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
  • Развитие социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм

Метапредметные:

  • Формулирование собственного мнения и позиции, умения задавать вопросы
  • Развитие инициативного сотрудничества.  Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
  • Развитие умения учащихся вести рассуждение.
  •  Воспитание нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь         дружбу.
  • Определять общую цель и пути ее достижения

Ход занятия

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.

На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А

Дети составляют слово – "Доброта".,

- Кто догадался, о чем будем говорить на сегодняшнем занятии? (подсказка)

Тема нашего занятия «Учись творить добро»

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...

Дети: Доброта.

- Почему нам нужен разговор о доброте?

На доске цели:

- Правильно! Сегодня мы будем говорить о том, что такое доброта, в чем она проявляется, как научиться быть добрыми. Узнаем, какими качествами должен обладать добрый человек, будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях.  

Прочитайте эпиграф .

 На доске эпиграф:

«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». (И.Грин).

Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?

В  «Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова» слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Сейчас отправляемся в путешествие. Попасть нам помогут волшебные бусинки. Я подойду к каждому, а вы выберите одну бусинку. Звучит песня «Если добрый ты» (учитель под музыку раздает бусинки)

- Сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за что вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.

( высказывания детей ) 

- Что же такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например: весна, солнце, улыбка…(дети продолжают) 

Ребята, а как вы думаете, где живет доброта?

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца – это сады,

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды.

Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого нам потребуется ваша доброта, любовь и доверие. Вместе, сообща, дерево за деревом мы создадим этот сад.

Дерево первое

«Где спряталось добро»

Вспомните слова, в которых «спряталось добро»

Например «добродушный»

Доброта

Добросердечный

Доброжелательный

Добропорядочный

Добросовестный

Добрый день

Доброго здоровья

Добронравный

Дерево второе

«Копилка добрых дел»

- Что такое зло? Это что – то противоположное добру: дурное, плохое, (дети продолжают)

- Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (высказывания

Притча о Добре и Зле.

Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь… Другой волк добро – мир, любовь, надежду,  истину, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: « А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

- Ребята, а какого волка кормите вы? Расскажите о добром поступке, который вы сами совершили или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.(рассказы детей)

Ученые считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.

«Вредные советы»

Хочу проверить вашу смекалку. Я приготовила вредные советы из книги Григория Остера, которая так и называется «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как нужно поступать в данных ситуациях.

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,-

Ты не чуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Дерево третье

«Добрые сказки»

- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизни представляет нам шанс, быть достойным, добрым человеком.

Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы убедились на примере притчи из Библии. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому учатся всю жизнь. Вам помогают в этом ваши учителя, родители, старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.

Игра «Сказка».

- Я буду вам показывать сказочного героя. Если он добрый – хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная шапочка, Карабас Барабас, гуси – лебеди, Баба – Яга, Золушка, Буратино, Морозко, Мальвина.)

Работа в парах. Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов. (выдаются карточки с рисунками предметов: семена, книга, костер) Какие добрые дела можно совершить с помощью данных предметов.

Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.

Быть добрым не легко, но в стихотворении М. Садовского «Доброе сердце» герой поистине оказался очень добрым, ведь о доброте человека судят по его поступкам.

Я как-то в дом принёс щенка

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

 «Ну, что ж – сказала мама, - пусть

Он поживёт немножко.

В глазах его такая грусть!

Найдётся супа ложка».

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова…

 «Ну, что ж –  она сказала, - пусть

Он поживёт немножко.

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка».

Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились.

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

 «Ну, что ж – сказала мама, - пусть

Он поживёт немножко.

В глазах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка».

Однажды я нашёл ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное,  со страху.

Сказала мама: «Пусть живут!

В квартире так чудесно,

А если потесниться тут

И нам найдётся место

  • Что можно сказать о мальчике? Какой он? О других он думает?

С. Я. Маршак писал: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».

Дерево четвертое

«Пословицы»

В народе всегда относились к доброте по-особенному. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».

Работа в группе

Игра «Собери пословицу».

У детей карточки красного и желтого цвета. На красных карточках - начало пословиц, а на желтых – концовка. Ребята должны найти себе пару, прочитать и объяснить смысл собранной пословицы.                                                          

Скажите, у какого человека больше друзей, у доброго или злого?

А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим в наш сад «дерево дружбы».

Дерево пятое

«Дружба»

- Ребята, скажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (высказывания)

Как вы себя чувствуете после такого спора? (высказывания)

- Сегодня я принесла вот такую вещь. Это «коврик мира». Я положу этот коврик на середину комнаты, рядом игрушку. Приглашаю к себе двух девочек. Представьте, что вы хотите взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а вас – двое. Как быть? Может у кого – то есть предложение, как разрешить ситуацию, чтобы не было ссоры? (девочки сидят не трогают игрушку, придумывают свой разговор) Дети высказывают свои предложения. Затем девочки инсценируют свою беседу. 

Разыгрывание ситуаций:

  1. «В холодную погоду»

Соня в холодную погоду была легко одета и очень быстро замёрзла, а у Стаса была курточка.  Как поступит Стас?

  1. «В тесноте, да не в обиде»

Ребята работают за столом. Все места заняты. Подошла Валя. Она хочет работать с ребятами вместе.   Как поступит Дима?

  1. «На лестнице»

Соня  осторожно спускается по лестнице. Лестница только что вымыта. Мимо идёт Егор.  Как он поступит?

  1. «По дороге в школу»

Вова заходит в школу, следом идёт  Соня с пакетом и рюкзаком.  Как поступит Вова?

Как же надо вести себя, если все-таки произошел конфликт? (высказывания детей)

- Нравится ли вам, когда вас обижают? Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу? Как быть добрее? (высказывания детей)

- Боль от обидных слов остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить.  Путь к добру - это трудный путь, но он ведет к счастливой жизни.

А если в сердце появилась злость к человеку, нужно постараться с ней справиться:

(правила для учеников)

  • Постарайся подумать о том, что есть хорошего в этом человеке
  • Подумай, как на твоем месте поступили бы папа, мама, учитель
  • Успокой себя: посчитай до 10
  • Если не сорвался, не нагрубил, не ударил, похвали себя за это, скажи себе: “Я стал добрее и лучше”

Вывод:  Любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

 Игра «Волшебное сердечко» Скажи соседу комплимент.

Передают сердечко и говорят комплимент

Инсценировка «ПОД ГРИБОМ»

Дерево шестое

«Добрые слова»

Дорогие ребята! У нас иногда случается такая беда. В класс неожиданно врывается страшная Злобуля. Она прячет Добрулю, а веселье, смех, улыбки исчезают сами по себе. Своими приближенными она делает жадность, ложь, сплетню, страх. У нас становится хмуро даже в солнечный денек. Все дерутся и обижают друг друга, сплетничают и наговаривают о каждом. Что нужно сделать, чтобы прогнать Злобулю? Теперь то вы наверняка знаете волшебные слова, которое могут прогнать Злобулю из класса да из школы насовсем.

Работа в группе. В священном писании (показать Библию) бога называют солнцем правды. Как вы думаете, почему? Именно бог абсолютно добр, и там поясняется, что бог есть любовь. Мы с вами лучи божьего солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе, зажигать их в себе.

Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку.

(На столах лежат лучи, на которых написаны слова добро, радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида.)

Добрый человек – это человек с доброй душой. В нашем саду не хватает цветочной поляны. Перед вами цветы, в середине которых написаны качества доброго человека. Выберите по одному цветочку с тем качеством, которое вы считаете главным для доброго человека.

Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность, милосердие,

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.

Медаль «за добрые дела»

Дома вы изготовили  медаль «За добрые дела». Подумайте, кому бы ее вручили и за что?

Вывод.

- Как вы думаете, чего в нашей жизни больше: доброго или злого?

- Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.

- А от кого и от чего зависит наличие добра и зла в жизни?

Вы правы: станет ли добра еще больше, а зла меньше – зависит от человека.

Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”. 

Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми,  зависит только от вас.

- Наш разговор подходит к концу. Возьмите свои бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Подумайте, что вы возьмете с собой в жизнь с этого занятия. Пусть этот опыт поможет вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Давайте каждую бусинку будем нанизывать на одну нитку. Посмотрите, какие чудесные получились бусы у нас. Я хочу, чтобы вы были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения остались у вас надолго. Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и будем учиться быть добрыми.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звездной красоте

Земля добра: она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. – М.: ВАКО, 2014.
  2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.
  4. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.
  6. «Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 2013г.
  7. «Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова»

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

http://www.profistart.ru/ps/blog/23159.html

http://mail.booksbooksbooks.ru/download/Irving_Magomet.pdf

http://www.bibliotekar.ru/iskusstvo-europa/19.htm

http://www.teremok.in/Pisateli/Zarub_Pisateli/d_bisset/slon_koster_utochka2.htm

Про доброе дело говори

Жизнь дана на

Доброе слово лечит,

Доброе слово и кошке

Худо тому, кто добра не делает

Не одежда красит человека, а его

Доброго человека дела

Правила для учеников

  • Постарайся подумать о том, что есть хорошего в этом человеке
  • Подумай, как на твоем месте поступили бы папа, мама, учитель
  • Успокой себя: посчитай до 10
  • Если не сорвался, не нагрубил, не ударил, похвали себя за это, скажи себе: “Я стал добрее и лучше”

Правила для учеников

  • Постарайся подумать о том, что есть хорошего в этом человеке
  • Подумай, как на твоем месте поступили бы папа, мама, учитель
  • Успокой себя: посчитай до 10
  • Если не сорвался, не нагрубил, не ударил, похвали себя за это, скажи себе: “Я стал добрее и лучше”

                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

Твори добро!

Анализ воспитательной работы по  духовно- нравственной  программе " Твори Добро!" Полезно будет учителям начальнах классов....

Классный час "Твори добро"

Разработка классного часа в форме устного журнала для 3 класса...

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе "Учись творить добро"

Методическая разработка внеклассного мероприятия во 2 классе "Учись творить добро"...

Внеклассное мероприятие "Учись творить добро"

Цель:Формирование понятия «доброта»в сознании детей...

Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Материалы для классного часа....