Учись творить добро
классный час (1 класс) на тему
Воспитательное мероприятие для учащихся 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учись творить добро | 39.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Учись творить добро!
Цель: формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности; облагораживание души и сердца обучающихся; обогащение духовного мира.
Личностные:
- Формирование внутренней позиции школьника на основе положительных героев, пословиц, поговорок, стихов о добре
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- Развитие социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм
Метапредметные:
- Формулирование собственного мнения и позиции, умения задавать вопросы
- Развитие инициативного сотрудничества. Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
- Развитие умения учащихся вести рассуждение.
- Воспитание нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
- Определять общую цель и пути ее достижения
Ход занятия
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.
На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А
Дети составляют слово – "Доброта".,
- Кто догадался, о чем будем говорить на сегодняшнем занятии? (подсказка)
Тема нашего занятия «Учись творить добро»
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...
Дети: Доброта.
- Почему нам нужен разговор о доброте?
На доске цели:
- Правильно! Сегодня мы будем говорить о том, что такое доброта, в чем она проявляется, как научиться быть добрыми. Узнаем, какими качествами должен обладать добрый человек, будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях.
Прочитайте эпиграф .
На доске эпиграф:
«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». (И.Грин).
Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?
В «Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова» слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Сейчас отправляемся в путешествие. Попасть нам помогут волшебные бусинки. Я подойду к каждому, а вы выберите одну бусинку. Звучит песня «Если добрый ты» (учитель под музыку раздает бусинки)
- Сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за что вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.
( высказывания детей )
- Что же такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например: весна, солнце, улыбка…(дети продолжают)
Ребята, а как вы думаете, где живет доброта?
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.
Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого нам потребуется ваша доброта, любовь и доверие. Вместе, сообща, дерево за деревом мы создадим этот сад.
Дерево первое
«Где спряталось добро»
Вспомните слова, в которых «спряталось добро»
Например «добродушный»
Доброта
Добросердечный
Доброжелательный
Добропорядочный
Добросовестный
Добрый день
Доброго здоровья
Добронравный
Дерево второе
«Копилка добрых дел»
- Что такое зло? Это что – то противоположное добру: дурное, плохое, (дети продолжают)
- Мы живем на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? (высказывания
Притча о Добре и Зле.
Когда – то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь… Другой волк добро – мир, любовь, надежду, истину, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: « А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
- Ребята, а какого волка кормите вы? Расскажите о добром поступке, который вы сами совершили или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце.(рассказы детей)
Ученые считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.
«Вредные советы»
Хочу проверить вашу смекалку. Я приготовила вредные советы из книги Григория Остера, которая так и называется «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как нужно поступать в данных ситуациях.
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,-
Ты не чуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Дерево третье
«Добрые сказки»
- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизни представляет нам шанс, быть достойным, добрым человеком.
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы убедились на примере притчи из Библии. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому учатся всю жизнь. Вам помогают в этом ваши учителя, родители, старые добрые сказки. Ведь именно в сказках добро побеждает зло.
Игра «Сказка».
- Я буду вам показывать сказочного героя. Если он добрый – хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Красная шапочка, Карабас Барабас, гуси – лебеди, Баба – Яга, Золушка, Буратино, Морозко, Мальвина.)
Работа в парах. Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов. (выдаются карточки с рисунками предметов: семена, книга, костер) Какие добрые дела можно совершить с помощью данных предметов.
Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
Быть добрым не легко, но в стихотворении М. Садовского «Доброе сердце» герой поистине оказался очень добрым, ведь о доброте человека судят по его поступкам.
Я как-то в дом принёс щенка
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
«Ну, что ж – сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко.
В глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка».
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова…
«Ну, что ж – она сказала, - пусть
Он поживёт немножко.
В глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка».
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились.
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
«Ну, что ж – сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко.
В глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка».
Однажды я нашёл ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: «Пусть живут!
В квартире так чудесно,
А если потесниться тут
И нам найдётся место
- Что можно сказать о мальчике? Какой он? О других он думает?
С. Я. Маршак писал: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
Дерево четвертое
«Пословицы»
В народе всегда относились к доброте по-особенному. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно».
Работа в группе
Игра «Собери пословицу».
У детей карточки красного и желтого цвета. На красных карточках - начало пословиц, а на желтых – концовка. Ребята должны найти себе пару, прочитать и объяснить смысл собранной пословицы.
Скажите, у какого человека больше друзей, у доброго или злого?
А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим в наш сад «дерево дружбы».
Дерево пятое
«Дружба»
- Ребята, скажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (высказывания)
Как вы себя чувствуете после такого спора? (высказывания)
- Сегодня я принесла вот такую вещь. Это «коврик мира». Я положу этот коврик на середину комнаты, рядом игрушку. Приглашаю к себе двух девочек. Представьте, что вы хотите взять эту игрушку поиграть, но она – одна, а вас – двое. Как быть? Может у кого – то есть предложение, как разрешить ситуацию, чтобы не было ссоры? (девочки сидят не трогают игрушку, придумывают свой разговор) Дети высказывают свои предложения. Затем девочки инсценируют свою беседу.
Разыгрывание ситуаций:
- «В холодную погоду»
Соня в холодную погоду была легко одета и очень быстро замёрзла, а у Стаса была курточка. Как поступит Стас?
- «В тесноте, да не в обиде»
Ребята работают за столом. Все места заняты. Подошла Валя. Она хочет работать с ребятами вместе. Как поступит Дима?
- «На лестнице»
Соня осторожно спускается по лестнице. Лестница только что вымыта. Мимо идёт Егор. Как он поступит?
- «По дороге в школу»
Вова заходит в школу, следом идёт Соня с пакетом и рюкзаком. Как поступит Вова?
Как же надо вести себя, если все-таки произошел конфликт? (высказывания детей)
- Нравится ли вам, когда вас обижают? Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу? Как быть добрее? (высказывания детей)
- Боль от обидных слов остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. Путь к добру - это трудный путь, но он ведет к счастливой жизни.
А если в сердце появилась злость к человеку, нужно постараться с ней справиться:
(правила для учеников)
- Постарайся подумать о том, что есть хорошего в этом человеке
- Подумай, как на твоем месте поступили бы папа, мама, учитель
- Успокой себя: посчитай до 10
- Если не сорвался, не нагрубил, не ударил, похвали себя за это, скажи себе: “Я стал добрее и лучше”
Вывод: Любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
Игра «Волшебное сердечко» Скажи соседу комплимент.
Передают сердечко и говорят комплимент
Инсценировка «ПОД ГРИБОМ»
Дерево шестое
«Добрые слова»
Дорогие ребята! У нас иногда случается такая беда. В класс неожиданно врывается страшная Злобуля. Она прячет Добрулю, а веселье, смех, улыбки исчезают сами по себе. Своими приближенными она делает жадность, ложь, сплетню, страх. У нас становится хмуро даже в солнечный денек. Все дерутся и обижают друг друга, сплетничают и наговаривают о каждом. Что нужно сделать, чтобы прогнать Злобулю? Теперь то вы наверняка знаете волшебные слова, которое могут прогнать Злобулю из класса да из школы насовсем.
Работа в группе. В священном писании (показать Библию) бога называют солнцем правды. Как вы думаете, почему? Именно бог абсолютно добр, и там поясняется, что бог есть любовь. Мы с вами лучи божьего солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе, зажигать их в себе.
Вам надо выбрать подходящие лучи со словами и прикрепить к солнышку.
(На столах лежат лучи, на которых написаны слова добро, радость, мир, улыбка, дружба, ссора, тепло, грусть, обида.)
Добрый человек – это человек с доброй душой. В нашем саду не хватает цветочной поляны. Перед вами цветы, в середине которых написаны качества доброго человека. Выберите по одному цветочку с тем качеством, которое вы считаете главным для доброго человека.
Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность, милосердие,
Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.
Медаль «за добрые дела»
Дома вы изготовили медаль «За добрые дела». Подумайте, кому бы ее вручили и за что?
Вывод.
- Как вы думаете, чего в нашей жизни больше: доброго или злого?
- Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.
- А от кого и от чего зависит наличие добра и зла в жизни?
- Вы правы: станет ли добра еще больше, а зла меньше – зависит от человека.
Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас.
- Наш разговор подходит к концу. Возьмите свои бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу. Подумайте, что вы возьмете с собой в жизнь с этого занятия. Пусть этот опыт поможет вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Давайте каждую бусинку будем нанизывать на одну нитку. Посмотрите, какие чудесные получились бусы у нас. Я хочу, чтобы вы были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения остались у вас надолго. Давайте улыбнемся друг другу, забудем все плохое и будем учиться быть добрыми.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. – М.: ВАКО, 2014.
- Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2007.
- Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. – М.: ВАКО, 2008.
- Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
- «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.
- «Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 2013г.
- «Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова»
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
http://www.profistart.ru/ps/blog/23159.html
http://mail.booksbooksbooks.ru/download/Irving_Magomet.pdf
http://www.bibliotekar.ru/iskusstvo-europa/19.htm
http://www.teremok.in/Pisateli/Zarub_Pisateli/d_bisset/slon_koster_utochka2.htm
Про доброе дело говори |
Жизнь дана на |
Доброе слово лечит, |
Доброе слово и кошке |
Худо тому, кто добра не делает |
Не одежда красит человека, а его |
Доброго человека дела |
Правила для учеников
- Постарайся подумать о том, что есть хорошего в этом человеке
- Подумай, как на твоем месте поступили бы папа, мама, учитель
- Успокой себя: посчитай до 10
- Если не сорвался, не нагрубил, не ударил, похвали себя за это, скажи себе: “Я стал добрее и лучше”
Правила для учеников
- Постарайся подумать о том, что есть хорошего в этом человеке
- Подумай, как на твоем месте поступили бы папа, мама, учитель
- Успокой себя: посчитай до 10
- Если не сорвался, не нагрубил, не ударил, похвали себя за это, скажи себе: “Я стал добрее и лучше”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»
Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...
Твори добро (презентация к классному часу)
презентация...
Твори добро!
Анализ воспитательной работы по духовно- нравственной программе " Твори Добро!" Полезно будет учителям начальнах классов....
Классный час "Твори добро"
Разработка классного часа в форме устного журнала для 3 класса...
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе "Учись творить добро"
Методическая разработка внеклассного мероприятия во 2 классе "Учись творить добро"...
Внеклассное мероприятие "Учись творить добро"
Цель:Формирование понятия «доброта»в сознании детей...
Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
Василий Александрович Сухомлинский сказал, что Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Материалы для классного часа....