Причины детского воровства
классный час (4 класс) на тему
Родительское собрание о причинах и профилактике детского воровства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_detskogo_vorovstva.docx | 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Дубровская основная общеобразовательная школа
Классный час
«Причины и профилактика детского воровства»
Подготовила:
учитель начальных классов
Самохина Ирина Ивановна
Причины и профилактика детского воровства.
Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками семейного воспитания. Порой такие поступки носят болезненный характер. Как преодолеть это малоприятное явление?
Детское воровство не такое уж редкое явление и возникает не на пустом месте. Каждый директор школы не раз сталкивался с ситуацией, когда у кого-то из детей пропадают вещи, а иногда пропажу обнаруживает и сам учитель. Причем кражи, как потом выясняется, чаще всего не связаны с материальным уровнем семьи. Случаются они как с детьми из очень обеспеченных семей, так и из семей с низким материальным достатком.
Иногда воровство путают с клептоманией, представляющей собой психическое заболевание, характеризующееся навязчивым, внезапно возникающим желанием к хищению вещей. Причем человека не интересует сама вещь, эмоционально значим только сам процесс. Это заболевание распространено незначительно. Его можно наблюдать всего лишь у 0,05% всех людей на земном шаре, а в детском возрасте, по мнению психиатров, оно встречается еще реже. Все остальные случаи детского воровства можно объяснить вполне конкретными причинами.
Психологи выделяют несколько. Одна из них – это сильное желание владетькакой-либо понравившейся вещью. И такое может случиться с ребенком любого возраста. В этом случае он прекрасно понимает, что совершает что-то нехорошее, но искушение так велико, что он не может ему противостоять. Такое поведение напоминает ситуацию, когда человек, забираясь в чужой сад, чтобы полакомиться какими-то фруктами или ягодами, считает, что для хозяина особой трагедии не будет, а мне уж очень хочется.
Большее беспокойство должны вызывать периодические кражи. Ситуация, когда ребенок время от времени ворует деньги или вещи у своих родных или близких, должна насторожить родителей. Кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства.
По мнению известного детского педиатра Б. Спока, «такой ребенок чувствует себя несчастным и одиноким. Я думаю, что тот факт, что воруют чаще всего семилетние дети, говорит о том, что в этом возрасте дети особенно остро чувствуют, как они отдаляются от родителей. Если они не находят настоящих друзей, то чувствуют себя покинутыми и никому не нужными. Вероятно, поэтому дети, ворующие деньги, либо раздают их товарищам, либо покупают конфеты для всего класса. Мало того что ребенок отдаляется от родителей, но и родители бывают особенно придирчивы к детям в этом возрасте. В раннем подростковом периоде ребенок может также чувствовать себя более одиноким из-за возросшей застенчивости, чувствительности и стремления к независимости. В любом возрасте одна из причин воровства – неудовлетворенная потребность в любви и ласке».
Специалисты классифицируют воровство таких детей как способ самоутверждения. Поэтому, чтобы такие ситуации не повторялись, необходимо бороться с причиной. В данном случае она заключается в низкой самооценке и недостаточно развитых навыках общения.
Возможны кражи и с целью мести. Обычно это характерно для дошкольников и младших школьников. Например, мальчик крадет вещи своего младшего брата. Как потом выясняется, он это делает потому, что младший ребенок больше опекается родителями и получает больше родительского внимания. Или в школе у отличника, которого любят и хвалят все учителя, постоянно исчезают карандаши или ручки благодаря
«усилиям» одного из двоечников. Ворующие дети отличаются несамостоятельностью, инфантильностью, находятся под сильным контролем родителей. И, совершая кражи, они понимают, что совершают неблаговидный поступок, но делают это совершенно сознательно, имея определенную цель.
Но есть и другая категория детей, которые совершают кражи в силу ошибок ввоспитании. Наиболее распространенные ошибки, которые могут быть причиной для воровства, следующие: несогласованные действия родителей – один родитель разрешает что-то делать, а другой запрещает; ситуация, когда «можно все» (ребенок ориентируется только на свои желания, не считается с интересами окружающих); «двойная мораль» взрослых (когда родители говорят одно, но на деле поступают совсем по-другому); непоследовательность в воспитании (в одном случае ребенка осуждают за проступок, а в другой раз на эту же ситуацию взрослые «закрывают глаза»).
Некоторые дети легко присваивают себе чужие игрушки, угощаются без разрешения конфетами своих друзей, даже и не подозревая, что нарушают какие-то нормы поведения. С отсутствием понимания отрицательной оценки воровства связана ситуация, когда ребенок крадет деньги из желания сделать подарок кому-нибудь из взрослых. Обычно это случается с детьми, которым родители не объяснили, что такое чужая собственность и что без разрешения нельзя брать чужие вещи.
Ребенок должен знать, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. Надо установить границы собственности, чтобы понимать, чем можно распоряжаться, а чем нельзя, так как это тебе не принадлежит. В этой связи нелишне напомнить, что и родители должны соблюдать эти границы. Например, когда в пылу уборки квартиры выбрасываются рисунки, игрушки и какие-то ненужные, с точки зрения взрослого, вещицы, взрослые сами нарушают эти границы.
Причиной воровства может быть не только желание самоутвердиться, но и желание поддержать компанию. Для младших школьников достаточно объяснить, что это плохой поступок, и постараться оградить от такой «веселой» компании. В то же время не стоит все сваливать на плохих друзей. Ведь не каждого ребенка можно легко подтолкнуть на неблаговидный поступок, причины следует искать в ошибках воспитания. Неумение сказать «нет», поведение жертвы – все эти качества формируются в семье.
В воспитательных целях можно прочитать с детьми начальной школы рассказ Николая Носова «Огурцы», где очень хорошо показано, что всегда можно исправить ситуацию, если взять на себя ответственность. И что при улаживании проблемы человек испытывает большое облегчение. Однако психологи предупреждают, что не все в этом рассказе следует брать как пример для подражания. Описанная в рассказе реакция мамы, когда она узнает, что ее сын украл с поля огурцы («Пусть лучше у меня вообще не будет сына, чем сын – вор»), не самым лучшим образом может отразиться на психике ребенка. Каждый родитель должен знать, что, отрекаясь от ребенка, он только усугубляет его проблему. Поэтому если ребенок совершил кражу, то вовсе необязательно заставлять его вернуть эту вещь самостоятельно, лучше пойти вместе с ним. Этим шагом вы продемонстрируете, что каждый человек имеет право на поддержку.
Более эффективно наедине поговорить с ребенком, объяснить, какие переживания он доставил своим родителям, учителям и непосредственно самой жертве кражи. Учитель может вернуть краденое владельцу, чтобы уберечь ребенка от публичного разбирательства. С подростками все намного серьезнее, и дети в таком возрасте уже сами выбирают себе друзей. Всякие попытки родителей к ограничению общения с кем-то из сверстников могут привести к совершенно противоположному эффекту. Чтобы подросток не отдалился и его жизнь не стала закрытой, следует познакомиться с его друзьями и, если это возможно, быть в контакте с их родителями. Постарайтесь незаметно для самого ребенка создавать подходящий круг общения. Подберите интересные для него кружки или спортивные секции, чтобы была возможность получения положительных эмоций и самореализации. Ведь немало неприятных историй случается с подростками именно в связи с нехваткой приятных впечатлений и низкой самооценкой.
Если вы подозреваете ребенка в краже, то психологи рекомендуют следующее:
- Пресекать кражи можно только в случае полной вашей уверенности в фактах. Помните, что несправедливое обвинение может нанести ребенку большую психологическую травму.
- Прежде всего помните, что ваш ребенок – это не вор-рецидивист и, поспешив его наказать, вы лишите его уверенности в себе. Жестокое или унизительное наказание лишь ожесточает детей и создает ощущение собственной порочности.
- Объясните ребенку, какие переживания он наносит человеку, у которого он что-то крадет.
- Помните, что воровство – это не врожденное качество, а следствие ваших ошибок в воспитании.
- Не обсуждайте негативные поступки своего ребенка в присутствии посторонних.
- Постарайтесь понять, в чем причина воровства. Возможно, с этим связана какая-то важная проблема. Например, от ребенка кто-то требует возврат долга. Разделите с ребенком ответственность и помогите выйти из трудной ситуации.
- Не возвращайтесь к обсуждению кражи через некоторое время, после того, как ситуация уже разобрана и пережита.
- Не провоцируйте детей на воровство. Деньги, драгоценности не должны находиться на видном месте.
- Четко осуждайте конкретный поступок, а не личность ребенка.
Лучшая профилактика девиантного поведения, в том числе и воровства, – доверительные отношения с ребенком. Чаще обсуждайте с детьми свои проблемы, делитесь своими переживаниями. Ребенок или подросток будет чувствовать ваше доверие, искреннее желание его понять. Помните, что для ребенка очень многие ситуации могут казаться трагичными и безвыходными, поэтому он очень нуждается в эмоциональной поддержке со стороны взрослых.
Немаловажным фактором является воспитание в ребенке потребности в сопереживании. Следует напоминать, что, совершая поступки, надо знать правило: «Поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой!» Полезно для подростка и знакомство с Уголовным кодексом не только для расширения общего кругозора, но и чтобы дать представление о реальных последствиях и наказании.
По мнению детского медицинского психолога Т.А. Поповой, не существует какой-то одной причины для воровства. Это всегда сочетание в различных пропорциях недостаточного самоконтроля импульсов, несформированность норм социального поведения, неразвитая способность анализировать собственное поведение, неразвитые навыки общения и т.д. Все эти качества формируются достаточно рано, и ошибка родителей или воспитателей заключается в том, что они упустили время их формирования. К сожалению, даже самые замечательные родители не всегда могут восстановить эти пропущенные в воспитании качества.
Иногда такие, на первый взгляд, незначительные нарушения психики без помощи специалистов исправить довольно трудно. Следует помнить, что сам факт воровства – это следствие, а чтобы от него избавиться, надо понять причины. А это возможно только в случае своевременной консультации психолога или психотерапевта.
Причины
и
профилактика
детского воровства.
Роль родителей в развитии ребенка.
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?
А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного влияния "улицы", выражают сомнение в психическом здоровье детей.
По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.
Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
И тем не менее подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность внаправлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.
Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция "над" ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.
Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании.
Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.
Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания "тонких истин детства".
Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.
Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: "Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!", "Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!", "Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!".
Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не "люблю, потому что ты - хороший", а "люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть".
Но если хвалить ребенка за то, что есть, он остановится в своем развитии, как же хвалить, если знаешь сколько у него недостатков? Во-первых, воспитывает ребенка ни одно только принятие, похвала или порицание, воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами.
Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых "портретов" своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.
Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков важно осуществлять, меняя их авторство. Действительно, если назвать своего ребенка недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы. Он может ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому пути, но рано или поздно "высота будет взята", а ваш контакт с ребенком от этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей радостью.
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков "соучастия сердца". Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.
Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма. Без этой связи невозможно развитие, а слишком раннее прерывание этой связи представляет угрозу для жизни. Человек принадлежит к наиболее сложным биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым. Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя. Человеческая жизнь, как говорил психолог А.Н.Леонтьев, - это разъятое, разделенное существование, главным признаком которого является потребность сближения с другим человеческим существом. Вместе с тем связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать. Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир. Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка. Действительно, избранная дистанция в общении с ребенком проявляется уже в той или иной реакции матери на плач младенца. А первые самостоятельные шаги, а первое "Я - сам!", выход в более широкий мир, связанный с началом посещения детского сада? Буквально каждый день в семейном воспитании родители должны определять границы дистанции.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях первоклассник ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездит на занятия через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех, даже мелких, поступках, его не отпускают впоходы и поездки с друзьями, охраняя его безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действия подвергаются строжайшему контролю.
Необходимо иметь в виду, что устанавливаемая дистанция связана с более общими факторами, определяющими процесс воспитания, прежде всего с мотивационными структурами личности родителей. Известно, что поведение взрослого человека определяется достаточно большим и сложным набором разнообразных побудителей, обозначаемых словом "мотив". В личности человека все мотивы выстраиваются в определенную, индивидуальную для каждого подвижную систему. Одни мотивы становятся определяющими, главенствующими, наиболее значимыми для человека, другие - приобретают подчиненное значение. Иными словами, любая человеческая деятельность может быть определена через те мотивы, которые ее побуждают. Бывает так, что деятельность побуждается несколькими мотивами, иногда одна и та же деятельность вызывается разными или даже противоположными по своему психологическому содержанию мотивами. Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными условиями.
Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
детское воровство
Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками семейного...
Родительское собрание "Детское воровство"
Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья само...
Детское воровство. Причины, коррекция.
В статье рассматривается проблма, с которой часто сталкиваются родители. Что делать если ребенок украл?...
Родительское собрание "Детское воровство. Что делать? Кто виноват?"
Презентация по профилактике детского воровства....
"Профилактика и коррекция детского воровства для учащихся 3-4 классов".
Дети младшего школьного возраста могут совершать кражи. Школьным учителям нередко приходится иметь дело с этим поведенческим нарушением. Одной из причин этого явления можно выделить несформирован...
Консультация для родителей " ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО"
Консультация для родителей" ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО"...
Феномен детского воровства в работе учителя начальных классов
В данной статье рассматриваетс феномен воровства у детей младшего школьного возраста: актуальность данной проблемы, причины её возникновения, а так же некоторые профилактические и коррекционные методы...