Феномен детского воровства в работе учителя начальных классов
статья (1 класс)

Захарова Анастасия Александровна

В данной статье рассматриваетс феномен воровства у детей младшего школьного возраста: актуальность данной проблемы, причины её возникновения, а так же некоторые профилактические и коррекционные методы, которые может использовать учитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Феномен детского воровства

в работе учителя начальных классов

В настоящее время, по данным психологов и педагогов, в России увеличилось количество детей младшего школьного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, тревожностью, неуверенностью, агрессивностью, что делает проблему изучения девиантного поведения младших школьников весьма актуальной.

Этапы развития человека в течение всей жизни можно разделить на критические и стабильные. На младший школьный возраст приходятся моменты, во время которых формируются важнейшие новообразования, происходят изменения в социальной ситуации развития, и поэтому этот период характеризуется нестабильностью, возникновением у ребёнка новых потребностей и особенностей. Физиологические и психологические особенности, окружающая среда, отношения в семье – всё это является причиной возникновения асоциального поведения младших школьников. Воровство – наиболее распространённая форма девиантного поведения в этом возрасте. Под воровством понимается тайное хищение чужого имущества, однако чаще всего дети воруют вовсе не потому, что остро нуждаются в какой-либо вещи. Причины детского воровства не всегда очевидны и понятны учителям или родителям.

Центральное место в жизни младшего школьника занимает учитель. В связи с этим становится понятной важность психолого-педагогической профилактики как направления деятельности учителя. Учитель начальных классов должен указать ребёнку на ошибочность его действий, сформировать у него правильное отношение к действительности, понимание основных нравственных ценностей и правил поведения, принятых в обществе. Если не сделать этого вовремя, отклонения в поведении ребёнка перейдут во взрослую жизнь, приобретая гораздо более серьёзные, запущенные формы.

Таким образом, феномен детского воровства – актуальная проблема, с которой нередко приходится сталкиваться учителю начальных классов.

Возникновению отклоняющегося поведения младшего школьника, в том числе воровства, могут способствовать различные факторы. Среди них выделяются социальные и личностные.

Младший школьник попадает в коллектив сверстников, и приспособиться к этому коллективу, адаптироваться очень важно для него – чтобы заслужить уважение и признание одноклассников, он готов на многое. Причиной воровства может являться одиночество ребенка в кругу других детей, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения; это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т.д. Например, ребенок, укравший дома деньги, покупает на них конфеты и раздает одноклассникам, стремясь таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ворующий ребёнок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих – единственно возможным, по его мнению, образом.

Немаловажную роль в возникновении отклоняющегося поведения играет психологический климат в семье младшего школьника. Прежде всего, это связано с нарушением материнской или отцовской привязанности и, в связи с этим, затруднениями в общении с родителями. Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Когда родители слишком поглощены собственными проблемами, ребенок чувствует себя одиноким, ему начинает казаться, что его не  любят, к нему несправедливы. И тогда он может  взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь,  но  всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Ребёнок, возможно, вовсе не нуждается в украденной вещи, однако он бессознательно стремится привлечь внимание родителей, пусть даже это будет гнев, возмущение и наказание.

Социальным фактором детского отклоняющегося поведения является так же проблема малообеспеченных, неблагополучных, неполных семей. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким" – такое возможно, например, если подобная «классовая ненависть» культивируется у него в семье. Дети часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, проживание с отчимом или  мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это, естественно, способствует формированию разных нарушений поведения.

К личностным же факторам проявлений воровства можно отнести:

  • Неумение противостоять импульсивным побуждениям, возникшим под влиянием особенностей сложившейся ситуации, отсутствие сложившейся системы саморегуляции личности, неумение откладывать собственные желания “на потом”, невозможность проявления терпения в ситуации препятствия или лишения. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить, это  страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления «сознательности». Даже если он знает, что нельзя брать  чужое, он может непроизвольно это сделать, если вещь ему очень понравилась.
  • Отсутствие навыков произвольного и волевого управления собственным поведением.
  • Недостаточное развитие нравственных представлений.
  • Отсутствие силы “Я” (ответственности, самостоятельности и т.д.).

У ребенка еще не развиты социальные чувства, а также некоторые проявления воли. Личностные качества также продолжают свое формирование и развитие. Следовательно, ему еще тяжело не поддаться соблазнам старших и авторитетных знакомых, а также – одноклассников, обладающих особенностями анти-лидера. Важно, чтобы в период борьбы мотивов оказался рядом человек, способный показать пример нравственного поведения, отговорить от плохого поступка.

  • Чувство одиночества, обиды, фрустрированность.

Детская зависть по поводу дорогих игрушек, обида на родителей, чувство брошенности, – все это может повлиять на спонтанные, плохо осознаваемые поступки, которые в будущем могут перерасти в клептоманию и целенаправленное воровство.

Ребёнку, который, заканчивая начальную школу, не научился делать то, что надо, а не только то, что хочет он сам, не научился отказываться от собственных желаний, у которого к концу начальной школы мотив «хочу» по-прежнему преобладает над мотивом «надо», трудно подчинять свои желания правилам и требованиям, ставить общественные дела выше собственных желаний. Всё это может послужить причиной возникновения различных форм асоциального поведения, в том числе воровства.

Нет возможности однозначно определить, склонен ли младший ребёнок к проявлениям воровства. При диагностике необходимо исходить из причин этой формы девиантного поведения, то есть импульсивности, неразвитости волевых качеств и моральных представлений. Различные методики, анкеты и тесты позволяют в совокупности позволяют выявить склонность ребёнка к воровству.

Ведущая роль в профилактике и коррекции асоциального поведения младших школьников принадлежит родителям и, конечно, учителю начальных классов. Чтобы не допустить возникновения отклонений в поведении, необходимо привить ребёнку правильное отношение к окружающей действительности, понимание нравственных ценностей и правил поведения, принятых в обществе. Коррекционная и профилактическая работа должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от кражи.

Учитель должен проводить профилактические мероприятия, направленные на предупреждение случаев детского воровства. Так как у младших школьников ещё недостаточно развиты нравственные представления, учителю следует прививать им понятия о социальных нормах, о том, какие правила поведения приняты в обществе, а так же следить за выполнением этих правилам учащимися. Необходимо проводить классные часы по проблемам безнравственных поступков, обсуждать их с детьми. Каждый учащийся в классе должен иметь свои собственные обязанности, важные для коллектива. Так же работа учителя начальных классов должна быть направлена на развитие воли у младших школьников. Детей следует приучать к совместной деятельности с одноклассниками, к умению подчинять собственные желания общему делу. Для этого можно использовать какие-либо формы командной работы, общие поручения, где у каждого школьника будет своя важная роль. Не менее важно для учителя следить за тем, чтобы каждый ребёнок сумел адаптироваться к школьной жизни, был принят классом, не испытывал трудностей в коллективе и учебной деятельности. Для сплочения школьного коллектива могут быть использованы совместные задания, работа в группах, игры на знакомство, классные часы, где каждый ребёнок сможет рассказать о себе, лучше узнать своих одноклассников. Необходимо способствовать возникновению между детьми дружеских отношений, следить, чтобы в классе не появилось детей-изгоев.

Если какой-то ребёнок начал воровать, задача учителя – провести коррекционные воздействия, чтобы такое поведение больше не повторялось. Необходимо разобраться в причинах, которые подтолкнули ребёнка к воровству, спокойно обсудить с ним его проблемы и найти общее решение. Так же возможно применение сказкотерапии и игротерапии – методов, которые помогут ненавязчиво и в игровой форме исправить поведение младшего школьника.

Основная задача учителя – указать ребёнку на ошибочность его действий, сформировать у него правильное отношение к окружающей действительности, понимание основных нравственных ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе. Если не сделать этого вовремя, в дальнейшем отклонения в поведении ребёнка перейдут во взрослую жизнь, приобретая гораздо более серьёзные, запущенные формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В. "Детский фольклор в духовно-нравственном воспитании учащихся"

Вопитание и социолизация в первую очередь формируют уклад школьной жизни. В данной статье рассматривается фольклорное творчество, театрализация, как средство духовно-нравственного развития и воспитани...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...