«Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся»
статья (4 класс) на тему

Школа ( с лат. "скале") есть скалистая  лестница, по ступеням которой проходит духовное и нравственное восхождение ребёнка, его становление как человека. Ежедневно, ежеминутно каждый неравнодушный педагог, чувствуя ответственность за этих маленьких людей, стремится не только дать знания, но и воспитать из маленького человечка, Человека с большой буквы, с пытливым умом и чутким сердцем. Одна из основных задач демократического образования состоит в том, чтобы помочь ребёнку обрести себя как личность, стать полноценным участником экономической , социальной, политической и духовной жизни общества, формирование у учащихся позитивного правосознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    «Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся»                                                                                                          Школа - социокультурное пространство, где ребёнок не только получает знания, но и развивается культурно, духовно.                                                                                                                            Главная цель современной школы – воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин - подросток  должен обладать определенными правовыми  знаниями; умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать и общаться), ценностями (уважение прав человека, толерантность,  достоинство, гражданское самосознание др.)                                                                                Поэтому одна из основных задач демократического образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность,  быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества,  формирование у учащихся позитивного правосознания.                                                                                                                        Учителю необходимо обращаться  к подростку  не как объекту обучения, а как субъекту образовательного процесса, участнику этого процесса и  создавать  максимально благоприятные  возможности  для развития его творческой индивидуальности. Учить детей задавать вопросы, высказывать своё мнение, обосновывать, допускать вариативность.  Важно само участие ребят в обсуждении той или иной  проблемы. Это формирует опыт осознания правил поведения, культуры общения.                                                         В содержании  культуры поведения  можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.                                                                                                       Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к  вещам,  книгам.                                                                       Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.                                                                                                                                  Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах. С моими ребятами мы проводили  внеклассные мероприятия на город и в школе «У каждой птицы своя песня»,  «Мы такие разные, но мы вместе», «Автопортрет класса», «Счастье – быть с природой, видеть её, говорить с ней», на котором дети учились  заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их   мнение;  жить по законам добра и справедливости,  соотносить свои интересы с интересами своих товарищей; воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека.                                                                                                                                                                                                       В школе прошёл городской семинар « Виды и формы контрольно - оценочной деятельности в системе ФГОС» мною был показан интегрированный урок Экономика + математика. Цель урока ознакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. Не каждый обладает организаторскими, а тем более лидерскими способностями. Дети разные, и выявить эти способности не так-то просто, это процесс не однодневный.  Путём наблюдения, во время проведения классных мероприятий, на переменах, в столовой можно заметить того к кому прислушиваются дети, кто пользуется авторитетом, обладает лидерскими способностями. В каждом классе есть такие ребята, кто обладает такими способностями.                                                                                                                                        Процесс совместной деятельности, общение с одноклассниками помогает ребёнку понять своё место среди  окружающих.  Во время классного  часа  ребята сами предложили правила социально – поведенческих  норм, и  мы назвали их Секреты общения:                                             

  •  Называй  одноклассника  по имени.
  • Будь вежливым.
  • Умей слушать и слышать другого.
  • Помогай людям.
  • Защити слабого.
  • Приноси радость людям.                                                                                                                              Мои ребята всегда с удовольствием принимали участие в подготовке к проведению различных общешкольных  мероприятий и концертов. С каким интересом и творческим мышлением ребята подходили к изготовлению костюмов на тему                         « Мода Авангард» В ход  пошли: газеты, целофан, фантики, цветочная бумага, плёнка, фольга.   Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, стимулирует самостоятельность учащихся, формирует адекватную самооценку, межличностные отношения, и, главное, происходит интенсивное развитие детей. Вот уже в 1 классе, в 1 полугодие мы с ребятами погружались в проекты: « Жила - была буква», « Почему птицы зимой не поют?», «Необычное из обычного. Олимпийский флаг», « Космос и мы».  Учились защищать проекты. И я узнала детей совершенно с другой стороны: оказывается, ребята умеют делать то, о чём мы и не подозреваем. Наличие разнообразных коллективных творческих дел, создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребёнка.                                                                                                                                                                                Итог: Дух уважения к человеку, помощи друг другу культивируется в нашей школе, хотя не скажу, что он окончательно восторжествовал.  Но когда к нам приходят ребята из других школ , мы видим, что наши ребята другие – они у нас замечательные.                                                                                                                           Пусть наших ребят меньше поступит в институты, пусть мы недоучим чему- нибудь,  главное  всё же:
  • Чтобы они могли протянуть руку другому.

  • Чтобы они, сознавая свой интеллект, свои возможности, могли понять другого человека, даже и не с таким высоким интеллектом, и не с такими способностями.

  • Чтобы у них не было высокомерия по отношению друг к другу.

  • Чтобы у ребят, не было чувства ущербности, униженности перед теми, кто здоров и  не имеет физических отклонений, кто не боится выйти на школьную сцену,

  •  Чтобы у них не было злобы на ребят, которые в чём – то успешнее.                                                 Это,   в сто раз важнее!                                                                                                                                                            

ГБОУ школа №454 Колпинского района  г. Санкт - Петербурга                                           учитель начальных классов Сигеева И. П.



Предварительный просмотр:

    «Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся»                                                                                                          Школа - социокультурное пространство, где ребёнок не только получает знания, но и развивается культурно, духовно.                                                                                                                            Главная цель современной школы – воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин - подросток  должен обладать определенными правовыми  знаниями; умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать и общаться), ценностями (уважение прав человека, толерантность,  достоинство, гражданское самосознание др.)                                                                                Поэтому одна из основных задач демократического образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность,  быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества,  формирование у учащихся позитивного правосознания.                                                                                                                        Учителю необходимо обращаться  к подростку  не как объекту обучения, а как субъекту образовательного процесса, участнику этого процесса и  создавать  максимально благоприятные  возможности  для развития его творческой индивидуальности. Учить детей задавать вопросы, высказывать своё мнение, обосновывать, допускать вариативность.  Важно само участие ребят в обсуждении той или иной  проблемы. Это формирует опыт осознания правил поведения, культуры общения.                                                         В содержании  культуры поведения  можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.                                                                                                       Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к  вещам,  книгам.                                                                       Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.                                                                                                                                  Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах. С моими ребятами мы проводили  внеклассные мероприятия на город и в школе «У каждой птицы своя песня»,  «Мы такие разные, но мы вместе», «Автопортрет класса», «Счастье – быть с природой, видеть её, говорить с ней», на котором дети учились  заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их   мнение;  жить по законам добра и справедливости,  соотносить свои интересы с интересами своих товарищей; воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека.                                                                                                                                                                                                       В школе прошёл городской семинар « Виды и формы контрольно - оценочной деятельности в системе ФГОС» мною был показан интегрированный урок Экономика + математика. Цель урока ознакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. Не каждый обладает организаторскими, а тем более лидерскими способностями. Дети разные, и выявить эти способности не так-то просто, это процесс не однодневный.  Путём наблюдения, во время проведения классных мероприятий, на переменах, в столовой можно заметить того к кому прислушиваются дети, кто пользуется авторитетом, обладает лидерскими способностями. В каждом классе есть такие ребята, кто обладает такими способностями.                                                                                                                                        Процесс совместной деятельности, общение с одноклассниками помогает ребёнку понять своё место среди  окружающих.  Во время классного  часа  ребята сами предложили правила социально – поведенческих  норм, и  мы назвали их Секреты общения:                                             

  •  Называй  одноклассника  по имени.
  • Будь вежливым.
  • Умей слушать и слышать другого.
  • Помогай людям.
  • Защити слабого.
  • Приноси радость людям.                                                                                                                              Мои ребята всегда с удовольствием принимали участие в подготовке к проведению различных общешкольных  мероприятий и концертов. С каким интересом и творческим мышлением ребята подходили к изготовлению костюмов на тему                         « Мода Авангард» В ход  пошли: газеты, целофан, фантики, цветочная бумага, плёнка, фольга.   Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, стимулирует самостоятельность учащихся, формирует адекватную самооценку, межличностные отношения, и, главное, происходит интенсивное развитие детей. Вот уже в 1 классе, в 1 полугодие мы с ребятами погружались в проекты: « Жила - была буква», « Почему птицы зимой не поют?», «Необычное из обычного. Олимпийский флаг», « Космос и мы».  Учились защищать проекты. И я узнала детей совершенно с другой стороны: оказывается, ребята умеют делать то, о чём мы и не подозреваем. Наличие разнообразных коллективных творческих дел, создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребёнка.                                                                                                                                                                                Итог: Дух уважения к человеку, помощи друг другу культивируется в нашей школе, хотя не скажу, что он окончательно восторжествовал.  Но когда к нам приходят ребята из других школ , мы видим, что наши ребята другие – они у нас замечательные.                                                                                                                           Пусть наших ребят меньше поступит в институты, пусть мы недоучим чему- нибудь,  главное  всё же:
  • Чтобы они могли протянуть руку другому.

  • Чтобы они, сознавая свой интеллект, свои возможности, могли понять другого человека, даже и не с таким высоким интеллектом, и не с такими способностями.

  • Чтобы у них не было высокомерия по отношению друг к другу.

  • Чтобы у ребят, не было чувства ущербности, униженности перед теми, кто здоров и  не имеет физических отклонений, кто не боится выйти на школьную сцену,

  •  Чтобы у них не было злобы на ребят, которые в чём – то успешнее.                                                 Это,   в сто раз важнее!                                                                                                                                                            

ГБОУ школа №454 Колпинского района  г. Санкт - Петербурга                                           учитель начальных классов Сигеева И. П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на МО классных руководителей "Уклад школьной жизни"

выступление содержит информацию о типах школьного уклада...

«Уклад школьной жизни, как средство воспитания личности младших школьников»

В связи с поисками различных подходов к проблеме содержания воспитания, хотела бы обратить ваше внимание на один из важнейших аспектов в школьном образовании, который затрагивает многие процессы школь...

«Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся»

Школа ( с лат. " скале") есть скалистая лестница, по ступеням которой происходит духовное и нравственное восхождение ребёнка, его становление как человека. Ежедневно, ежеминутно каждый неравнодушный п...

Выступление на педсовете на тему «Воспитательная система класса как уклад школьной жизни».

А.Н. Тубельский "Уклад школьной жизни – это особый дух, особая атмосфера, которые в не меньшей степени определяют воспитательные и образовательные эффекты"....

ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

      Введение стандарта второго поколения вносит большие изменения в школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, но...

ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...