«Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся»
статья (4 класс) на тему
Школа ( с лат. "скале") есть скалистая лестница, по ступеням которой проходит духовное и нравственное восхождение ребёнка, его становление как человека. Ежедневно, ежеминутно каждый неравнодушный педагог, чувствуя ответственность за этих маленьких людей, стремится не только дать знания, но и воспитать из маленького человечка, Человека с большой буквы, с пытливым умом и чутким сердцем. Одна из основных задач демократического образования состоит в том, чтобы помочь ребёнку обрести себя как личность, стать полноценным участником экономической , социальной, политической и духовной жизни общества, формирование у учащихся позитивного правосознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_demokraticheskogo_uklada_shkolnoy_zhizni.docx | 41.19 КБ |
formirovanie_demokraticheskogo_uklada_shkolnoy_zhizni.docx | 41.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся» Школа - социокультурное пространство, где ребёнок не только получает знания, но и развивается культурно, духовно. Главная цель современной школы – воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин - подросток должен обладать определенными правовыми знаниями; умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать и общаться), ценностями (уважение прав человека, толерантность, достоинство, гражданское самосознание др.) Поэтому одна из основных задач демократического образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества, формирование у учащихся позитивного правосознания. Учителю необходимо обращаться к подростку не как объекту обучения, а как субъекту образовательного процесса, участнику этого процесса и создавать максимально благоприятные возможности для развития его творческой индивидуальности. Учить детей задавать вопросы, высказывать своё мнение, обосновывать, допускать вариативность. Важно само участие ребят в обсуждении той или иной проблемы. Это формирует опыт осознания правил поведения, культуры общения. В содержании культуры поведения можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к вещам, книгам. Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения. Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах. С моими ребятами мы проводили внеклассные мероприятия на город и в школе «У каждой птицы своя песня», «Мы такие разные, но мы вместе», «Автопортрет класса», «Счастье – быть с природой, видеть её, говорить с ней», на котором дети учились заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение; жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей; воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека. В школе прошёл городской семинар « Виды и формы контрольно - оценочной деятельности в системе ФГОС» мною был показан интегрированный урок Экономика + математика. Цель урока ознакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. Не каждый обладает организаторскими, а тем более лидерскими способностями. Дети разные, и выявить эти способности не так-то просто, это процесс не однодневный. Путём наблюдения, во время проведения классных мероприятий, на переменах, в столовой можно заметить того к кому прислушиваются дети, кто пользуется авторитетом, обладает лидерскими способностями. В каждом классе есть такие ребята, кто обладает такими способностями. Процесс совместной деятельности, общение с одноклассниками помогает ребёнку понять своё место среди окружающих. Во время классного часа ребята сами предложили правила социально – поведенческих норм, и мы назвали их Секреты общения:
- Называй одноклассника по имени.
- Будь вежливым.
- Умей слушать и слышать другого.
- Помогай людям.
- Защити слабого.
- Приноси радость людям. Мои ребята всегда с удовольствием принимали участие в подготовке к проведению различных общешкольных мероприятий и концертов. С каким интересом и творческим мышлением ребята подходили к изготовлению костюмов на тему « Мода Авангард» В ход пошли: газеты, целофан, фантики, цветочная бумага, плёнка, фольга. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, стимулирует самостоятельность учащихся, формирует адекватную самооценку, межличностные отношения, и, главное, происходит интенсивное развитие детей. Вот уже в 1 классе, в 1 полугодие мы с ребятами погружались в проекты: « Жила - была буква», « Почему птицы зимой не поют?», «Необычное из обычного. Олимпийский флаг», « Космос и мы». Учились защищать проекты. И я узнала детей совершенно с другой стороны: оказывается, ребята умеют делать то, о чём мы и не подозреваем. Наличие разнообразных коллективных творческих дел, создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребёнка. Итог: Дух уважения к человеку, помощи друг другу культивируется в нашей школе, хотя не скажу, что он окончательно восторжествовал. Но когда к нам приходят ребята из других школ , мы видим, что наши ребята другие – они у нас замечательные. Пусть наших ребят меньше поступит в институты, пусть мы недоучим чему- нибудь, главное всё же:
- Чтобы они могли протянуть руку другому.
- Чтобы они, сознавая свой интеллект, свои возможности, могли понять другого человека, даже и не с таким высоким интеллектом, и не с такими способностями.
- Чтобы у них не было высокомерия по отношению друг к другу.
- Чтобы у ребят, не было чувства ущербности, униженности перед теми, кто здоров и не имеет физических отклонений, кто не боится выйти на школьную сцену,
- Чтобы у них не было злобы на ребят, которые в чём – то успешнее. Это, в сто раз важнее!
ГБОУ школа №454 Колпинского района г. Санкт - Петербурга учитель начальных классов Сигеева И. П.
Предварительный просмотр:
«Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся» Школа - социокультурное пространство, где ребёнок не только получает знания, но и развивается культурно, духовно. Главная цель современной школы – воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин - подросток должен обладать определенными правовыми знаниями; умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать и общаться), ценностями (уважение прав человека, толерантность, достоинство, гражданское самосознание др.) Поэтому одна из основных задач демократического образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества, формирование у учащихся позитивного правосознания. Учителю необходимо обращаться к подростку не как объекту обучения, а как субъекту образовательного процесса, участнику этого процесса и создавать максимально благоприятные возможности для развития его творческой индивидуальности. Учить детей задавать вопросы, высказывать своё мнение, обосновывать, допускать вариативность. Важно само участие ребят в обсуждении той или иной проблемы. Это формирует опыт осознания правил поведения, культуры общения. В содержании культуры поведения можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к вещам, книгам. Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения. Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах. С моими ребятами мы проводили внеклассные мероприятия на город и в школе «У каждой птицы своя песня», «Мы такие разные, но мы вместе», «Автопортрет класса», «Счастье – быть с природой, видеть её, говорить с ней», на котором дети учились заботиться о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение; жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей; воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека. В школе прошёл городской семинар « Виды и формы контрольно - оценочной деятельности в системе ФГОС» мною был показан интегрированный урок Экономика + математика. Цель урока ознакомить детей с понятием «экономика», определить её место и роль в жизни человека, способствовать возникновению интереса к экономической сфере жизнедеятельности. Не каждый обладает организаторскими, а тем более лидерскими способностями. Дети разные, и выявить эти способности не так-то просто, это процесс не однодневный. Путём наблюдения, во время проведения классных мероприятий, на переменах, в столовой можно заметить того к кому прислушиваются дети, кто пользуется авторитетом, обладает лидерскими способностями. В каждом классе есть такие ребята, кто обладает такими способностями. Процесс совместной деятельности, общение с одноклассниками помогает ребёнку понять своё место среди окружающих. Во время классного часа ребята сами предложили правила социально – поведенческих норм, и мы назвали их Секреты общения:
- Называй одноклассника по имени.
- Будь вежливым.
- Умей слушать и слышать другого.
- Помогай людям.
- Защити слабого.
- Приноси радость людям. Мои ребята всегда с удовольствием принимали участие в подготовке к проведению различных общешкольных мероприятий и концертов. С каким интересом и творческим мышлением ребята подходили к изготовлению костюмов на тему « Мода Авангард» В ход пошли: газеты, целофан, фантики, цветочная бумага, плёнка, фольга. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, стимулирует самостоятельность учащихся, формирует адекватную самооценку, межличностные отношения, и, главное, происходит интенсивное развитие детей. Вот уже в 1 классе, в 1 полугодие мы с ребятами погружались в проекты: « Жила - была буква», « Почему птицы зимой не поют?», «Необычное из обычного. Олимпийский флаг», « Космос и мы». Учились защищать проекты. И я узнала детей совершенно с другой стороны: оказывается, ребята умеют делать то, о чём мы и не подозреваем. Наличие разнообразных коллективных творческих дел, создают условия для самовыражения, самореализации, проявления индивидуальности ребёнка. Итог: Дух уважения к человеку, помощи друг другу культивируется в нашей школе, хотя не скажу, что он окончательно восторжествовал. Но когда к нам приходят ребята из других школ , мы видим, что наши ребята другие – они у нас замечательные. Пусть наших ребят меньше поступит в институты, пусть мы недоучим чему- нибудь, главное всё же:
- Чтобы они могли протянуть руку другому.
- Чтобы они, сознавая свой интеллект, свои возможности, могли понять другого человека, даже и не с таким высоким интеллектом, и не с такими способностями.
- Чтобы у них не было высокомерия по отношению друг к другу.
- Чтобы у ребят, не было чувства ущербности, униженности перед теми, кто здоров и не имеет физических отклонений, кто не боится выйти на школьную сцену,
- Чтобы у них не было злобы на ребят, которые в чём – то успешнее. Это, в сто раз важнее!
ГБОУ школа №454 Колпинского района г. Санкт - Петербурга учитель начальных классов Сигеева И. П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Влияние уклада школьной жизни на личность младшего школьника"
Уклад школьной жизни...
выступление на МО классных руководителей "Уклад школьной жизни"
выступление содержит информацию о типах школьного уклада...
«Уклад школьной жизни, как средство воспитания личности младших школьников»
В связи с поисками различных подходов к проблеме содержания воспитания, хотела бы обратить ваше внимание на один из важнейших аспектов в школьном образовании, который затрагивает многие процессы школь...
«Формирование демократического уклада школьной жизни. Формирование культуры поведения и общения учащихся»
Школа ( с лат. " скале") есть скалистая лестница, по ступеням которой происходит духовное и нравственное восхождение ребёнка, его становление как человека. Ежедневно, ежеминутно каждый неравнодушный п...
Выступление на педсовете на тему «Воспитательная система класса как уклад школьной жизни».
А.Н. Тубельский "Уклад школьной жизни – это особый дух, особая атмосфера, которые в не меньшей степени определяют воспитательные и образовательные эффекты"....
ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Введение стандарта второго поколения вносит большие изменения в школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, но...
ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА...