Коучинговый подход в работе с родителями на этапе "Предшколы"
статья на тему
На сегодняшний день, я активно внедряю коучинговый подход в работе с родителями. Учащиеся 1 класса - это малыши, которые пришли первый раз в школу.
И понимая это, я естественно обращаюсь к опыту, который уже на сегодняшний день имеется в области внедрения коучинга в работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kouchingovyy_podhod_v_rabote_s_roditelyami_na_etape_predshkoly_.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Коучинговый подход в работе с родителями.
Учитель начальных классов,
профессиональный коуч,
Никитченко Анжелика Леоновна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
г. Красного Сулина
На сегодняшний день, я активно внедряю коучинговый подход в работе с родителями. Учащиеся 1 класса - это малыши, которые пришли первый раз в школу.
И понимая это, я естественно обращаюсь к опыту, который уже на сегодняшний день имеется в области внедрения коучинга в работе с родителями. Таким бесценным опытом для меня является опыт работы Натальи Сусловой . Это коуч-дневник для родителей, для мам и пап, которые верят в то, что их дети – таланты. Коучинг – искусство создания позитивного пространства, которое даёт родителям возможность видеть в детях всё самое лучшее, слушать и слышать детей, сотрудничать с ними, быть в сотворчестве, расти и изменяться к лучшему, раскрывая в ребёнке его личность, способности и таланты, поддерживая и усиливая поток любви в семье. Из книги «ДЕТИ –ТАЛАНТЫ ПРОСТО И РАДОСТНО». Наталья Суслова.
Эти слова являются для меня неким путеводителем в той работе, которая вдохновляет меня в работе как с родителями и детьми, так и в нашей совместной, созидательной работе, ради самого главного будущего – это развитие воспитания детей.
Изначально хочу обозначить те проблемы с которыми сталкивается каждый учитель, принимающий детей в первый класс. Дети приходят из разных семей, которые отличаются разным стилем взаимодействия со своими детьми. Естественно, в каждой школе, изначально, проводится социальный мониторинг, который показывает, вообще, из каких семей к нам пришли дети. И очень много специфических вещей, которые связаны с тем, в какой среде воспитывается ребенок. Как относятся к нему, какие закладываются предпосылки для мировосприятия, и естественно, иногда наблюдаются такие ситуации, когда, образование - является ли оно показателем. Иногда с высшим образованием, средним, специальным и т.д. возможно это может больше повлиять на то, насколько сами родители готовы чему-то учиться новому, вот в данном случае, а соответственно их вызов к тому насколько они открыты этому, передается и детям, насколько они готовы учиться и узнавать что-то еще.
Таким образом, получается, что происходит
• некое столкновение интересов,
• разных стилей поведения,
• разных потребностей у детей относительно того, сколько внимания нужно уделить ему и как это проявляется в поведении самих детей,
• при этом происходит усвоение новых общепринятых норм и правил поведения в школе.
И в связи с тем, что есть вот такая разность, приходится выравнивать стили взаимодействия и для этого создавать определенную поддерживающую среду. И тут мы уже видим и понимаем, что только совместно
• школа и семья,
• родители и учитель
Выравнивая эти стили взаимодействия, через некое взаимное сотрудничество могут создавать такую поддерживающую среду - сильную поддерживающую среду, которая действительно поможет ребенку
• быстро адаптироваться,
• почувствовать себя значимым в новой среде,
• помочь ему стать уверенным, самостоятельным, инициативным.
Поскольку мы работу эту начали еще на этапе подготовки к школе, то целесообразно было посмотреть даже, хотя бы на таком маленьком промежуточном этапе насколько срабатывает коучинговый подход. Я потом подробно вам расскажу как это было на этапе подготовки, что мы проводили, но несмотря ни на что, уже сейчас хочу поделиться впечатляющими результатами.
Диагностику проводим совместно с психологом школы. Результаты нравственного представления учеников, выделение морального содержания действий ситуаций. Есть такая специальная диагностика, которую мы проводим в рамках реализации ФГОС. Она позволила увидеть, сколько детей с высоким уровнем, средним и т.д.. Это подтверждает, что максимальное использование коучингового подхода в общении с детьми и с родителями помогает продвигать детей добиваться более высоких результатов в формировании универсальных учебных действий, что на сегодняшний день является одним из важных результатов качественного образования.
И так, на этапе подготовки еще к школе, дабы выровнять стили взаимодействия, чтобы родители тоже были готовы к тому, что подход к общению с ребенком строится таким же образом, каким мы сегодня работаем в классе, были проведены коуч-сессии с каждым из родителей, в период с июля по август. Естественно, что направлены эти коуч-сессии были на некое исследования отношения
• с самим собой,
• со своим супругом, т.е. взаимодействие в семье,
• и способом усиления радости, эффективности в общении с детьми.
Вот некоторые из вопросов, это не все вопросы, которые в рамках коуч-сессии (полномасштабной коуч-сессии, по всем стандартам Ай Си Эф, в работе с коучем глубоко исследуется вопрос
-Каким вы хотите видеть своего ребёнка?
-Почему для Вас это важно?
-Что для Вас достигнуть успеха в отношениях с ребёнком?
-Как поймёте, что этого достигли?
-Какие самые первые Ваши шаги на пути к цели?
-Когда Вы готовы сделать первый шаг?
Было проведено 35 коуч-сесиий, понятно, что эти коуч- сессии не вмещались в стандартные 30 мин.+-2 мин., которые у нас на эталонной коуч-сессии являются правилом. Эти коуч- сессии были от 40 мин. до часа. Естественно, родители сталкивались первый раз с такой формой работы, и это было на самом деле для них удивительно, просто удивительно. Потому, что каждый раз выходя после коуч-сесии, то о чем они говорили, то с каким выражением лица они уходили, то какие чувства и эмоции проявлялись, это то, чего никогда не было до того момента - пока мы не начали применять коучинговый подход.
• Мощные открытые вопросы,
• вопросы по стреле коучинга,
• весь процесс, выстроенный по стреле,
позволил на начальном этапе просто переосмыслить всё.
Некая возможность увидеть ситуацию со стороны, не только так, как я её лично вижу, а увидеть её именно со стороны, и запланировать для себя шаги, которые в принципе были видны на ладони, но мы их не делали.
Поэтому самое ценное – это обратная связь от родителей, которая как новое открытие, которое где-то глубоко внутри у каждого есть и вдруг всплывает на поверхность и это становиться открытием для самого родителя. Откровением скорее всего, даже не столько открытием, сколько откровением для себя и пониманием того, что прежде чем что-то хотеть от ребёнка, нужно что-то поменять в себе. Я должен что-то конкретно делать.
-Я его люблю.
-А как он поймет, что вы его любите?
- Как вы это поддерживаете каждый день?
-С помощью, каких простых действий?
и т.д.
И таким образом получается, что если проанализировать все часы, которые были проработаны в результате этой подготовительной работы на этапе предшколы, то их можно было бы распределить следующим образом:
- Помогло разобраться в себе и расставить приоритеты в своей жизни, жизни родителя.
- Осознали важность качественного внимания.
- Выявили огромный потенциал для дальнейшего развития ребёнка.
- Узнали, как найти подход в решении проблем, с которыми сталкиваются дети.
- Открыли для себя множество положительных качеств детей.
- Переосмыслили свои взгляды на воспитание.
И тогда после коуч-сессий нами на этапе подготовки было проведено традиционное родительское собрание, но уже не в традиционной форме, а в форме коучингового подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы в работе с родителями
Взаимодействие с родительской общественностью – это вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс – одна из главных задач педагогического коллектива школы. Её решение ведется по следующим напра...
Активное применения коучингового подхода, как залог эффективного сотрудничества с родителями
Активное применения коучингового подхода, как залог эффективного сотрудничества с родителями...
«Дифференцированный подход в работе с родителями, имеющие ребенка с отклонениями в развитии в условиях ГБУ СО СРЦ «Волжанка»».
Данная работа содержит теоретический и практический материал для индивидуальной и групповой работы с родителями в условиях ГБУ СО СРЦН "Волжанка"...
Коучинговый подход в работе с родителями на этапе "Предшколы"
На сегодняшний день, я активно внедряю коучинговый подход в работе с родителями. Учащиеся 1 класса - это малыши, которые пришли первый раз в школу.И понимая это, я естественно обращаюсь к опыту, котор...
Дифференцированный подход в работе с родителями в классах казачьей направленности.
Целью данного опытa является создание условий для активизации процесса воспитания и совместных практических действий с родителями, содействующих счастливому развитию ребенка, его успешной ...
Семинар-практикум «Диалог семьи и школы: современные подходы к работе с родителями»
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремя...
Семинар-практикум «Диалог семьи и школы: современные подходы к работе с родителями»
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремя...