Духовно-нравственные основы процесса образования.
презентация к уроку на тему
Цель:
Философское осмысление духовно-нравственных категорий образования.
Задачи:
- Раскрыть духовно-нравственные ориентиры современного общества.
- Исследовать философско-образовательные основы духовности.
- Обосновать совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие духовной культуры учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennye_osnovy_protsessa_obrazovaniya.ppt | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи лекции Цель: Философское осмысление духовно-нравственных категорий образования Задачи: Раскрыть духовно-нравственные ориентиры современного общества. Исследовать философско-образовательные основы духовности. Обосновать совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие духовной культуры учителя.
Современное общество «Деэтизация» современного общества. Идеология прагматизма. Отказ от учета особенностей собственной страны. Резкое снижение востребованности духовных устоев. Усиление социальной и психологической отчужденности. Утрата нравственных ориентиров. Имущественное неравенство. Усложнение криминогенной обстановки.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными «Духовность есть синтез высших нравственных качеств человека» (Васген, представитель церкви)
Духовность – духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа
Духовность – Духовность, по мнению нейрофизиолога и философа П. Симонова, это «…степень представленности в структуре мотивов данной личности двух фундаментальных потребностей человека: потребности познания, не довольствующейся только ныне имеющимися знаниями, и социальной альтруистической потребности («для других»)
Духовность – Высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. (психологический словарь) Духовность воспитать нельзя. Она взращивается через творческую деятельность субъекта, т.е. через развитие способности анализировать и моделировать себя в соответствии с высокими идеалами. В своем развитии духовность есть движение к целостности личности, к единству в нем истины, добра и красоты, что и составляет три лика культуры.
Говорят мудрецы: Духовность есть основа всякого бытия, вечного и бессмертного. Духовность развивается на врожденном чувстве Веры. Высокая Духовность есть любовь ко всему Прекрасному. Любовь к высшей красоте способствует возвышению духовности. Интеллект, уравновешенный высокой духовностью, великая Мощь в Космосе. Распознавание и признание противоположений несравнимо способствует развитию духовности. Чтобы устремить Дух, надо изгнать ненужные мысли.
Нравственность – внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами
НРАВСТВЕННОСТЬ ГЛОБАЛЬНАЯ – общепланетарные нормы поведения людей независимо от их социальных, религиозных , расовых, национальных и других различий, регулирует межчеловеческие отношения и отношения между людьми в процессе их взаимодействия с природой, глобальная нравственность направлена на сохранение биосферы и человеческой цивилизации.
ОБРАЗОВАНИЕ – Процесс и результат усвоения знаний, навыков, умений. Основной путь получения образования – обучение в системе различных учебных заведений. ( Словарь методических терминов Э. Азимова, А. Щукина)
ОБРАЗОВАНИЕ – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. О. - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Основной путь получения О. - обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности. ( Большая советская энциклопедия)
Ш.А. Амонашвили Ребенок проявляет хорошие качества – надо их закрепить. Ребенку не хватает каких-то хороших качеств – надо их взрастить. Какие-то качества в нем искажены – надо их выправить Ребенок набрал дурные качества – надо их отстранить от него
Михаил Пришвин «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня; я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше самого себя».
Вопросы к обсуждению Величайшая миссия воспитания. Изменения в сфере образования. Дефицит нравственности как глобальны проблема. Школа – лестница духовного восхождения ребенка. Неповторимость каждого ребенка и сотрудничество на уроке. Развитие и обогащение духовного мира ученика. Творящее терпение учителя как основа развития ребенка. Доброречие и прекрасномыслие – основы образовательного процесса. Внеклассная и внешкольная работа как облагораживание среды ребенка. Учитель — духовный наставник, воспитатель сердца ребенка. Школа – хранительница национального духа и культуры. Как превзойти самих себя: совершенствовать свой внутренний мир, свою нравственность, свое профессиональное искусство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...
Формирование духовно-нравственной личности через дополнительное образование
Выступление на семинаре...
"Духовно-нравственное воспитание- основа формирования личности."
Доклад на педагогический совет....
Формирование духовно – нравственной личности через проектную деятельность в процессе изучения курса модуля «Основы православной культуры».
Материал курса «Основы Православной культуры», цель его введения требуют от учителя неординарного подхода к его ведению.Какие бы формы работы ни применялись на уроке – главное,...
«Духовно-нравственное воспитание - основа гармоничного развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования»
Духовный мир взрослеющего человека – это та первооснова, которая в течение всей его последующей жизни определяет направленность личности.Недостатки развития и воспитания в школьный период жизни ...
"Духовно–нравственное воспитание через экологическое образование"
Статья "Духовно–нравственное воспитание через экологическое образование"...
Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее»
Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее» ...