Воспитательная программа "Наша Вселенная"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
МКОУ Гогинская ООШ № 50
Утверждаю
Директор МКОУ СОШ № 50 г. Челябинск
___________ Талбаева Г. Г.
«___» ____________2015г.
Воспитательная программа
«Наша вселенная»
(срок реализации – 4 года)
Классные руководители:
Жаксалыкова Жанна Муратовна
Зыкова Кристина Владимировна
Челябинск, 2015
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………….3
Актуальность программы…………………………………………………………….3
Цель и задачи программы…………………………………………………………….4
Формы работы и условия реализации программы………………………………….4
Планируемые результаты реализации программы………………………………….5
Содержание программы………………………………………………………………5
Концептуальные подходы…………………………………………………………….5
Направления воспитательной программы…………………………………………...6
План реализации программы воспитания…………………………………………..11
Методическое обеспечение………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………...27
Пояснительная записка
“Воспитание — великое дело:
им решается участь человека”.
В.Г. Белинский.
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
Школа призвана посредством воспитания и обучения, реализовывать в ребёнке заложенные природой задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
Воспитательная работа в начальной школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни. Воспитание в начальной школе должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, так как основной задачей начального обучения считается оказание помощи ребёнку в овладении естественными процессами своего развития, а, следовательно, в овладении приёмами и способами поведения. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.
Цель: создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи:
- формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
- развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения;
- воспитание потребности в творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения;
- содействие формированию гражданского и патриотического воспитания, нравственной позиции;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- воспитание сознательного отношения к учёбе, развитие познавательной активности, создание условий для развития детских способностей; обучение приемам самоконтроля и самосовершенствования.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 6 до 11 лет.
Прогнозируемые результаты:
- Сплочение детского коллектива;
- Воспитание у детей любви к близким людям;
- Развитие у детей чуткости, доброты, отзывчивости;
- Развитие активности детей, их творческих способностей;
- Формирование положительного отношения к труду;
- Формирование у детей навыков самостоятельности;
- Снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
- Повышение мотивации к обучению.
Способы проверки прогнозируемых результатов через:
- диагностику общего уровня воспитанности школьников;
- мониторинг участия и результативности школьников в конкурсах, мероприятиях;
- мониторинг уровня культуротворческого и правового сознания учащихся;
- тестирование и анкетирование учащихся.
Формы работы:
- классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, фестивали;
- дискуссии, круглые столы;
- встречи с интересными людьми.
Условия реализации программы:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы;
- совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования;
- повышение воспитательного потенциала образовательного процесса.
Содержание программы воспитания
Концептуальные подходы: проблема активного, творческого поиска, получения и воспитания знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Учебный процесс должен помочь учащимся раскрыть значение получаемых в школе знаний и показать их практическое применение в жизни. Необходимость решения этих проблем продолжает потребность во введении новых педагогических технологий в учебный процесс.
Личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе способствует раскрепощению в каждом учащемся творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя.
Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера.
Деятельностный подход позволяет нам более целенаправленно и эффективно проектировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретную воспитательную деятельность, направленную на развитие индивидуальности как отдельного ребенка, так и школьного сообщества в целом в форме диалога и творчески как для педагога, так и для ученика .
Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы).
Средовый подход в воспитательной деятельности заключается в организации взаимодействия школы со средой, использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка.
Приоритетные направления воспитательной деятельности:
Духовно-нравственное воспитание
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
- формировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
- способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Практическая деятельность:
- беседы, дискуссии;
- экскурсии в галереи, музеи, на природу;
- классные часы;
- участие в акциях милосердия.
Патриотическое воспитание
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.
Задачи:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей ;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
- формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.
- воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям.
Практическая деятельность:
- беседы на темы: «Достопримечательности нашего города», «Символика родного края»;
- встречи с ветеранами, военнослужащими, поэтами и музыкантами;
- праздники на темы: «День Победы», «Мир, труд, май»;
- конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;
- митинги;
- классные часы на темы : «С чего начинается Родина?», «Ими славен наш край», «Я, ты, он, она- вместе - целая страна!»
Эстетическое воспитание
Цель: воспитание эстетической культуры младших школьников.
Задачи:
- формирование общей культуры учащихся;
- развитие эстетических чувств младших школьников, творческих способностей;
- формирование активного интереса к произведениям искусства;
- формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;
- воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и явлениям окружающего мира.
Практическая деятельность:
- классные часы на темы: «Мисс Осень», «Здравствуй, весна!»;
- праздники на темы: «Папа может», «Учебный день, которого нет в расписании»;
- утренники на темы: «Здравствуй, осень!»,«Здравствуй, Новый год!».
Спортивно-оздоровительное воспитание
Цель: формирование установки на ведение здорового образа жизни, развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья, обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- познакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
- создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
- формировать у учащихся отношение к здоровью как бесценному дару природы;
- создавать возможность учащимися демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
- способствовать пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и занятием спорта.
Практическая деятельность:
- викторины;
- спортивные праздники;
- дни здоровья;
- секции и кружки.
Интеллектуальное развитие
Цель: развивать познавательную активность и учебные навыки учащихся; формировать положительное отношение к учебе, знаниям, науке; развивать индивидуальные, особенности учащихся.
Задачи:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся; создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Практическая деятельность:
- конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений;
- интеллектуальные игры;
- интеллектуальные бои;
- олимпиады по учебным предметам;
- викторины по различным предметам.
Трудовое воспитание
Цель: уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
Задачи:
- приобщение детей к общественно-полезному труду;
- воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.
- воспитание бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Практическая деятельность:
- субботники;
- трудовые акции;
- трудовые десанты;
- выставки декоративно-прикладного творчества;
- облагораживание пришкольного участка;
- производственная бригада.
Экологическое воспитание
Цель: помочь ребёнку познать природу мира.
Задачи:
- воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
- открыть себя в этом мире и найти своё место в нём.
- развитие логического мышления в процессе ознакомления с природой.
Практическая деятельность:
- Экскурсии на природу;
- Уход за комнатными растениями;
- Озеленение двора;
- Экологический десант.
Работа с родителями
Цель: воспитание в детях чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи.
Задачи:
- привлекать родителей в процесс воспитания по развитию личности ребёнка;
- просвещать родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- вести индивидуальную работу с родителями;
- организовывать совместные праздники;
- поддерживать постоянный контроль за благополучием школьников в семье, характером их семейных отношений.
Практическая деятельность:
- консультации – индивидуальные и коллективные;
- дни открытых дверей – разрешение родителям побывать на уроках, внеклассных мероприятиях;
- телефон доверия – разрешение родителям обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребёнка вопросы;
- совместная деятельность - привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;
- родительские собрания на темы: «Взаимодействие семьи и школы», «О родных и близких людях с любовью», «Мудрость родительской любви», «Взаимопонимание в семье», «Как помочь ребёнку быть внимательным?»;
- совместные праздники, конкурсы;
План реализации программы воспитания:
1 этап: Целью данного этапа является обеспечить плавный переход детей от игровой деятельности к учебной, необходимо изучить потребности, интересы и другие личностные характеристики детей, родителей;
Задачи:
- создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
- изучить личностные особенности обучающихся и их родителей.
- раскрыть индивидуальные интересы и потребности учащихся;
- воспитывать самостоятельность деятельности.
Ожидаемые результаты:
- имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
- созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
- дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
- в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями;
- выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения);
- ребёнок адаптирован к новой социальной роли;
- умеет организовать свое рабочее место.
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
2 этап: Целью данного этапа является обеспечить организационное единство класса. Дети учатся участвовать в коллективно-творческой деятельности.
Задачи:
- сплочение детского коллектива;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
- организация работы актива класса.
Ожидаемые результаты:
- созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
- учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
- функционирует актив класса;
- созданы сменные творческие микрогруппы.
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
3 этап: Целью данного этапа является формирование эмоционально-волевое и интеллектуальное единство класса. Вся деятельность преломляется через творчество.
Задачи:
- изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
- обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
- создать условия для реализации творческого потенциала личности;
- создать условия для творческого взаимодействия формирующихся личностей.
Ожидаемые результаты:
- полноценно функционирует актив класса;
- дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение;
- дети развивают свои индивидуальные познавательные и творческие способности.
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.
4 этап: Целью данного этапа является формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности. Создаются условия для преемственности традиций классного сообщества к традициям следующей ступени обучения.
Задачи:
- обучить ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
- создать ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
- поддерживать всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
- воспитывать познавательную социальную активность, гражданское самосознание;
- повышать ценностный потенциал личности;
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
- стремятся к позитивному самовыражению и совершенствованию своих творческих способностей;
- приобщены к ЗОЖ;
- знают основы нравственного поведения;
- осознают свою социальную роль в семье, классе, обществе.
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.
1 направление: духовно-нравственное воспитание
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь
| «Мы теперь одна семья» | Кл. час «Дружба крепкая не сломается..» | Кл. час «Старый друг – лучше новых двух» | Кл. час «Встречают по одежке, провожают по уму» |
Октябрь
| «Наши домашние животные» | Игра-викторина «Мои четвероногие друзья» | «Дай, друг, на счастье лапу мне» | Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
Ноябрь
| Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» | Беседа «Спешите делать добро» | Кл. час «Поговорим о наших мамах» | Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?» |
Декабрь | «Как себя вести, чтобы не подвести?» | «Бессердечность, доброта, злость» | Кл. час «Великодушие» | Беседа «Афоризмы о самовоспитании» |
Январь
| Волшебные слова | Кл. час «Большое значение маленьких радостей» | «Вежливый отказ. Несогласие.» | Беседа «Этикетные ситуации» |
Февраль
| Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает» | Кл. час «Благодарность - это…» | Познаватель-ная программа «Ласковый, любимый, самый красивый» | Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо» |
Март
| «Мои друзья» | Доверительная беседа - «Друг- это..» | «Мама - мой лучший друг» | Игра-викторина «Мы- девочки, мы- мальчики!» |
Апрель
| Ролевая игра «Разговор о честности» | Беседа «О совести и чести» | Беседа-размышление «Что значит быть вежливым?» | Круглый стол «Мои достоинства и недостатки» |
Май
| Игра-путешествие «На волшебном поезде» | Игра «Кем я стану в будущем?» | Экологичес-кая беседа «Человек- хозяин природы» | Кл. час «Все работы хороши» |
2 направление: патриотическое воспитание
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь
| Кл час «С чего начинается Родина» | Праздник «Родина любимая моя» | Моя родина Россия | Кл. час « Я о Родине пою» |
Октябрь
| Кл. час «Наша школа-наш дом» | Кл. час «Наши школьные права и обязанности» | «Правила поведения в общественных местах» учебная игра | Конкурс сочинений «Я – человек и гражданин» |
Ноябрь
| «Я, ты, он, она- вместе - целая страна!» | «Фольклор родного края» исследовательская работа | «Живем в мире и согласии» конкурс стихов | Кл. час «Ими славен наш край» |
Декабрь
| Утренник -экскурсия «Люблю тебя, мой Челябинск!» | «Наши права и обязанности» | Беседа «Символы Российского государства» | «Что значит быть счастливым в своей стране?» |
Январь
| Кл. час «Город Челябинск» | «Рождество христово» | «Газетное слово о жизни в мире» | Заочное путешествие «Чем богат наш край» |
Февраль
| Игровая программа «Служу России» | Инфочас «Чем живет планета Земля» | Утренник «Юные герои» | Встреча с воинами-земляками « И я буду солдатом!» |
Март
| Беседа «И вот он, дом, в котором мы живем» | Кл. час «Весенние праздники и обряды» | «Воспитание детей в моей семье» устный журнал | «Кем и чем прославлена наша земля» |
Апрель
| «Человек- хозяин природы» экскурсия в лес | «Праздник русской земли» | Утренник «Мы- земляне» | Кл. час «Береги природу» |
Май
| Утренник «Давно закончилась война» | Встреча с ветераном «О чем расскажет ветеран?» | Кл. час «День Победы» | Игра-викторина «Сохраним нашу Землю» |
3 направление: эстетическое воспитание
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь
| Праздник «Первый раз в первый класс» | Праздник «Учебный день, которого нет в расписании» | Урок знаний | «Здравствуй, 4 класс!» |
Октябрь
| Утренник «Здравствуй, осень!» | Праздник урожая | Конкурс рисунков и поделок из природного материала «Осенний букет» | Кл. час «Мисс Осень» |
Ноябрь
| Праздник «Мамочка моя!» | Выпуск газеты «Моя любимая мамочка» | Кл. час «Наши мамы» | Праздник «Для вас, мамочки!» |
Декабрь
| Утренник «Здравствуй, Новый год!» | «В гостях у деда Мороза» | Репортаж «Встреча Нового года в разных странах» | Новогоднее представление |
Январь
| «Праздник «Азбука, прощай!» | «Ярмарка поделок» | Зимние праздники «Рождество Христово» | «Чудеса своими руками» |
Февраль
| Праздник «Папа может» | Сувенир для папы | «Рыцарский турнир» | «Строим снежный город» |
Март
| Игра «В гости к весне» | Праздник «Самый яркий день 8 марта» | Праздник «Чаепитие» | Игровая программа «А ну-ка, девочки!» |
Апрель
| Кл. час «Здравствуй, весна!» | Концерт «Полюбуйся, весна наступает!» | Праздник весны | Экологический КВН «Защити природу» |
Май
| «Стали мы на год взрослее!» | Игровая программа «Вот оно Лето!» | Игровая программа «Я самый…» | Утренник «До свиданья, начальная школа!» |
4 направление: спортивно-оздоровительное воспитание
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь | День здоровья ( поход) | День здоровья ( поход) | День здоровья ( поход) | День здоровья ( поход) |
Октябрь
| Игры на свежем воздухе «Я, ты, он, она…» | Осенний кросс | Весёлые игры на свежем воздухе | Туристический слёт |
Ноябрь
| «Ребятишкам про глаза» | «Глаза-помощники человека» | «Компьютер – друг или враг?» | Беседа «Азбука здоровья» |
Декабрь
| Утренник «Друзья Вода и Мыло» | Праздник «В гостях у Мойдодыра» | Игра-викторина «Где живут грязнули?» | Игра-викторина «Царица Гигиена» |
Январь
| Инструктаж «Твой безопасный путь домой» | Кл. час «Мой режим дня» | Кл. час «Здоровье-высшая ценность» | «О добрых и вредных привычках» |
Февраль
| Игры «Зимние забавы» | Игры-состязания «Тяни-толкай» | Лыжный поход | «А ну-ка, мальчики! А ну-ка, девочки» спортивные состязания |
Март
| Беседа «Что мы едим?» | Беседа «Правила приёма пищи» | Беседа «Правила здорового питания» | Встреча с медработником «Генномодифицированные продукты и их влияние на организм человека» |
Апрель
| Игра –путешествие с доктором Айболитом «Какие опасности нас подстерегают?» | Устный журнал «Я здоровье берегу!» | «С чего начинается здоровье?» | «Витамины нам нужны» |
Май
| Весенний кросс | Весенний кросс | Весенний кросс | Весенний кросс |
5 направление: интеллектуальное воспитание
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь | «Здравствуй, школа! Посвящение в первоклассники» | Игра «Учиться-значит трудиться» | Игра-викторина «А знаешь ли ты свой город?» | «За страницами учебника» |
Октябрь | «Путешествие в библиотечную страну» | Интеллектуальная игра «В мире сказок» | Кл. час «В песне душа народа» | Литературный праздник «А как у Вас говорят?» |
Ноябрь | Урок-исследование «Как путешествует письмо» | КВН «Космос» | Игра-исследование «Что мы знаем?» | Выпуск газеты «В стране знаний» |
Декабрь | Конкурс чтецов «Зима-волшебное время года» | Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима» | «Как прекрасен мир вокруг» | Олимпиады по предметам |
Январь
| Час загадок и отгадок | Игровая программа «В поисках Архимеда» | КВН «Умники и умницы» | Конкурс веселых эрудитов |
Февраль
| Предметно-тематический праздник «5+» | Ролевая игра «Мистер и миссис Знание» | «Путешествие по стране Математики» | КВН «Эти волшебные числа» |
Март
| «Путешествие по сказкам» | Кл. час «В гостях у дедушки Корнея» | «Наш друг Г.Х.Андерсен» | Литературный ринг «В мире сказок и легенд» |
Апрель
| Внеклассное занятие «В гости к зверятам» | Кл. час «Животные нашего края» | Кл. час «Братья наши меньшие» | КВН «В мире животных» |
Май
| Экскурсия «Чудеса вокруг» | Урок-презентация «Удивительное рядом» | «Вечер знатоков» | Литературное лото «Мои любимые герои» |
6 направление: трудовое воспитание
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь
| «Я - помощник» | «Все делаем по порядку» | «Намылим руки» | «Все разложим, всем поможем» |
Октябрь
| Трудовой десант по уборке школьного участка | Трудовой десант по уборке школьного участка | Трудовой десант по уборке школьного участка | Трудовой десант по уборке школьного участка |
Ноябрь
| Беседа «Труд-всему голова» | Кл час «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» | «Что нам осень принесла» | Игра-беседа «Наши руки» |
Декабрь | «Мастерская Деда Мороза» | Игра-соревнование «Самый лучший дежурный» | Кл. час «Тяжело в учении, легко в бою» | Труд в природе |
Январь | Игра «Закатаем рукава» | Игра «Мы пришли, чтобы трудиться» | Игра- беседа «Терпение и труд все перетрут» | Игра-беседа «Золотые ручки» |
Февраль
| Беседа «Чистота тела» | Игра «Все держим в чистоте» | Игра-соревнование «Кто опрятней и аккуратнее» | Беседа «Культура трудового поведения» |
Март
| Мамины умелые ручки | Мамины помощники | Беседа «Кем работают наши родители» | Игра-соревнование «Во славу труда» |
Апрель
| Трудовичок | «Мир, труд, май» | Беседа «Труд в природе» | Беседа «Чем славен труд?» |
Май
| Субботник | Субботник | Субботник | Субботник |
7 направление -экологическое воспитание
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь
| Спор овощей | Что растет на дереве, а что на земле? | Игра «Чудесный мешочек» | Игра «Угадай-ка» |
Октябрь
| Экскурсия «Прогулка по лесу» | Экскурсия «Прогулка по лесу» | Экскурсия «Прогулка по лесу» | Экскурсия «Прогулка по лесу» |
Ноябрь
| Игра «Солнечный зайчик» | В гости к деревьям | Игра-экскурсия «Дождик лей, лей!» | Игра-экскурсия «Солнышко и дождик» |
Декабрь | «Поет зима, аукает» | Беседа «Как человек приготовился к зиме» | Игра «Знатоки природы» | Игра «Зимние забавы» |
Январь | Зима в лесу | Как живут наши пернатые друзья зимой | Лес зимой | Холодно зимой в лесу, холодно |
Февраль
| Игра –экскурсия «Идет лисичка по лесу» | Игра-экскурсия «Воробушки и кот» | Игра-экскурсия «Полянка чудес» | Игра-экскурсия, сбор лекарственных трав «Зеленая аптека» |
Март
| «Цветочная гостиная» праздник цветок | Сказка «Колобок» на экологическую тему | Операция «Скорая помощь раненому дереву» | Операция «Нам птицы скажут спасибо» |
Апрель
| Игра-соревнование «Сохраним природу вместе» | Беседа «Наша природа-наша мать» | Экскурсия «Вместе заботимся о нашем зеленом доме» | Экологическая игра «Наша планета в опасности» |
Май
| Беседа «Поможем земле все вместе» | Игра-экскурсия «Экологический патруль» | Игра «Зеленые прятки» | КВН «Растения-легкие нашей планеты» |
8 направление-работа с родителями.
Месяц | 1-й год реализации | 2-й год реализации | 3-й год реализации | 4-й год реализации |
Сентябрь
| Организация экскурсионной поездки | Подготовка материалов к проекту «Моя родословная» | Праздничный урок «Обычаи в христианской семье» | Классный час «Пойми меня правильно» |
Октябрь
| Беседа «Дорогие мои старики» ( ко Дню пожилого человека) | Исследовате-льская работа «Моя родословная» | Участие в акции «Ветераны в моей семье» | «За что уважают в семье и обществе?» |
Ноябрь
| Праздник «Мамочка моя!» | Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?» | Кл. час «Самые дорогие для нас слова : мама, Родина, мир» | Кл. час «Я песню милой маме пою» |
Декабрь | «Что означает моё имя?» | Устный журнал «Загляните в семейный альбом» | Беседа «Что означает моя фамилия?» | Беседа «Забота о близких» |
Январь | Беседа «Новый год в моей семье» | Беседа «Семья- это семь «Я» | Устный журнал «Семейные ценности» | Анкетирование «Главное в семье- это…» |
Февраль
| Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?» | «Папа, мама, я - спортивная семья» | Поисковая операция «Как образовалась моя семья» | Отношение к религии в нашей семье |
Март
| Подготовка открыток для мам, бабушек, сестёр | Утренник для мам «Мамин день» | Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой» | Устный журнал «Слово о маме…» |
Апрель
| Организация с родителями похода по родным местам | Организация экскурсион-ной поездки | Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» | Семейный вечер «Классный звездопад» |
Май
| Заочное путешествие «Мои братья, сестры» | Организация с родителями похода по родным местам | «Во имя любви» ( Ко Дню семьи, любви и верности) | Праздник «День защиты детей» |
Итоги реализации программы:
Таким образом, можно говорить о портрете выпускника начальной школы, сформированном педагогом, родителями и самими учениками, который складывается из потенциалов личности:
- нравственного (ценностного) — восприятие и понимание учениками таких ценностей, как семья, школа, учитель, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к старшим; потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведениеодноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, в общественных местах, правила уличного движения;
- познавательного — наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативного - овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками (говорить и слушать, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, к животным, природе), обладание первичными навыками саморегуляции;
- художественного — эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства;
- физического — соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Анализ процесса и реализации программы:
- предварительный сбор данных на воспитанников школы (анкетирование родителей);
- анализ классных мероприятий;
- анализ анкет воспитанников, родителей по окончании каждого учебного года.
Методическое обеспечение
- учебно-наглядные пособия: книжные иллюстрации, картины, расписная посуда разных мастеров
- методические разработки занятий (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций)
- демонстрационный материал: (картины, схемы, диафильмы, тематические видеофильмы, аудиозаписи).
- дидактические пособия (методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы)
- техническое оснащение ( магнитофон, видеотехника)
- помещение
Список литературы:
- http://www.ucheba.com/ur_rus/tematich_plan/templan_vospitat/patriot.htm
- http://globuss24.ru/doc/programma-vospitatelynoy-sistemi-dlya-nachalynoy-shkoli
- http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98713513
- http://festival.1september.ru/articles/619288/
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/01/programma-grazhdansko-patrioticheskogo
- Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.
- Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.
- Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока "Путешествие по Вселенной знаний". К фильму
Учитель начальных классов г.Жуковского МОУ Гимназии №1 Борисова В.В. Первый урок-путешествие в...
Презентация по теме"Вселенная"
Наиболее интересные факты о роджении и развитии вселенной представлены в красочной презентации....
Солнце. Вселенная. Мир глазами астронома
Данная презентация знакомит учащихся с наукой астрономией, с возникновением Вселенной, с планетами Солнечной системы...
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема: "Вселенная, или Космос"
Презентация к уроку окружающего мира в первом классе по системе Л. В. Занкова Рассказывает о небесных телах солнечной системы....
Астрономия - наука о Вселенной
Мультимедийный урок. 4-й класс, УМК "Школа России"Знакомство учащихся со строением Вселенной, Солнечной системы.1 урок: Мир глазами астронома.2 уроу: Планеты Солнечной системы....
Воспитательная программа «Наша вселенная»
Воспитательная программа«Наша вселенная»...
Воспитательная программа "Вселенная познания"
Программа расчитана с 1 по 4 класс....