ПРОФИЛАКТИКА ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ПАТОЛОГИЙ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.(Использование технологии развивающего чтения в коррекционной школе)
статья по логопедии по теме
Статья раскрывает вопрос об использовании технологии развивающего чтения Е.М. Плюсниной в коррекционной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Розова Юлия Евгеньевна
учитель-логопед
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VII вида) № 8
Пушкинского района Санкт-Петербурга
ПРОФИЛАКТИКА ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ПАТОЛОГИЙ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(Использование технологии развивающего чтения в коррекционной школе)
Истинные патологии чтения, называемые дислексиями, определяются как частичное расстройство процесса овладения чтением, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.
Специфические нарушения чтения (дислексии) следует отличать от ложных патологий чтения: от ошибок, закономерно встречающихся на начальных этапах овладения чтение у многих детей, которые исчезают в дальнейшем, от нарушения чтения у детей, педагогически запущенных, трудных в поведении.
Особенностью дислексических ошибок является их стойкий и повторяющийся характер на всех этапах формирования навыка чтения (этап овладения звукобуквенными обозначениями, этап послогового чтения, этап становления синтетических приемов чтения, этап синтетического чтения (по Т.Г.Егорову)).
У детей с ограниченными возможностями здоровья (по данным Р.И. Лалаевой, Г.Я. Трошина и др.) процесс овладения чтением более длительный, характеризующийся рядом особенностей. Большую трудность для таких детей представляет усвоение букв из-за недоразвития фонематического восприятия, неумения различать оппозиционные звуки, несформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Особенно сложным является слияние звуков в слоги, так как процесс слияния звуков в слоги осуществляется на основе четкого представления о звуковой структуре слогов, что недостаточно развито у учащихся с ОВЗ. Сложным является для них и формирование представления о слоге. У данной категории учащихся в процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия, почти не существует доминирующих букв. Правильное чтение и понимание прочитанного слова осуществляется на основе синтеза слогов в единое целое, в слово. А раз способность звукослогового синтеза снижена, происходит замедленное узнавание прочитанного слова. Еще большие затруднения вызывает чтение и понимание предложений и текстов. У учащихся с ОВЗ недостаточно развита смысловая догадка, что приводит к неправильному прочитыванию слов, непониманию прочитанного.
Таким образом, основные нарушения чтения у данной категории учащихся могут быть представлены в четырех основных формах: неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, нарушение понимания прочитанного.
Процесс чтения имеет цели и задачи, которые могут быть различными: получение информации различного вида, художественное чтение и т.д. Но при любых целях сам процесс чтения является воссозданием звуковой формы слова на основе ее графической, буквенной модели. У хорошо читающего человека этот процесс становится свернутым, быстрым, но стоит ему столкнуться с трудным, малознакомым текстом, как чтение приобретает свою изначальную форму.
Какие же задачи должен решить педагог, чтобы избежать ложных патологий чтения или устранить истинные патологии чтения (дислексии)?
Приведем некоторые из них:
- Необходимо научить качественному развернутому чтению слова с последующим синтезированием звуковых структур в целые слова. (Этап фонемного анализа слова и следующий этап позиционного буквенного анализа слова).
- Учить читать слова целиком без выделения предлога, союза, частицы в самостоятельную единицу речи, то есть вспомогательные части речи не должны нести на себе ударение.
- Научить понимать читаемый текст, что не возможно без мелодично интонируемого ударного гласного в слове, чему необходимо учить уже на этапе фонемного анализа слова. Без этого не возможно правильное понимание текста.
- Чтение слова, текста «с чувством», «выразительно», что также невозможно без мелодично интонируемого ударного гласного в слове, а не в слоге.
- Учить четко и правильно интонировать начало и конец предложений, различных по цели высказывания. Эту работу начинают в добукварный период, используя графическую схему предложения, и продолжают на всех этапах обучения чтению.
- Отрабатывать технику чтения, то есть выработать скорочтение.
Эти задачи помогают решать задания, представленные в приложении №2.
Основная задача учителя – обучать ребенка чтению так, чтобы не количество читаемых слов переходило в качественное чтение, а качество переходило в количество.
Эти задачи с успехом решает технологии развивающего чтения, разработанные Плюсниной Е.М. при содействии Третьяковой И.В., Даниловой Н.В., Ермаковой Е.А.
Технология развивающего чтения включает следующие разработки:
- «Целостно-ценностный подход в развивающем чтении» (методическое пособие). С-Пб.,2004.
- «Технология словесного чтения» (Часть 1, карточки-горки). С-Пб.,2004.
- «Технология словесного чтения» (Часть 2, карточки-задания).
С-Пб.,2004.
«Уроки развивающего чтения». (Методическое пособие для начальной школы). С-Пб.,2001.
- «Хрестоматия к урокам развивающего чтения». С-Пб.,2001.
- «Читаю сам». (Практические задания для детей от 6 до 9 лет).
С-Пб.,2001.
«Пишу сам». (Практические задания к урокам чистописания).
С-Пб.,2002.
- «Альбом первокласснику». С-Пб., 1998.
- «Голос в развивающем обучении». С-Пб., 1999.
Процесс обучения чтению начинается с осознания ценностно-целевых установок. Самая важная цель и ценность данного способа обучения чтению заключается в возможности одновременно обучать, воспитывать и развивать ученика.
Сначала необходимо отработать качественное чтение отдельных слов. Переходить к чтению предложений, а тем более текстов, не отработав словесного чтения, нельзя, так как оно приведет к появлению регрессий, чтение с возвратом (челночное чтение) может войти в привычку и будет сдерживать беглое чтение.
Технология отработки навыков словесного чтения представлена серией карточек (карточки-столбики, карточки-ёлочки, карточки-горки), подобранными по принципу усложнения материала. Сначала в карточках подобраны односложные слова, которые детям прочитать легко, главное – быть внимательным, поэтому ребенок с первых слов настраивается на внимательное чтение. Затем постепенно увеличивается количество слогов в словах, что усложняет воспроизведение слов. Ученик должен определять и правильную постановку ударения (особенно в малознакомых словах), а, следовательно, стараться понять смысл слова. В процессе чтения подборки слов учащийся будет определять, какие слова ему знакомы, а какие нет, что важно учитывать при отработке навыков чтения с пониманием. Таким образом, данная технология способствует выработке у детей не только беглого. Но и осмысленного чтения.
Принцип работы с карточками:
- Упражнения с карточками-горками (карточками-ёлочками).
Начинать упражнения можно с любой карточки. Читать необходимо по строчкам. Если школьник не умеет еще держать строчку глазами, то он может использовать закладку. Эти задания можно выполнять в парах, что способствует развитию самоконтроля.
- Упражнения с карточками-столбиками.
Сначала по карточке определения порога восприятия чтения выявляется, какое слово может прочитать ученик за одно мелькание, затем подбираются карточки соответствующей сложности.
В каждой серии от 1 до 5 столбиков слов одинаковой длины, но различной звуковой структуры. Слова должны читаться целостно, можно использовать «прием мелькания».
Серия карточек-заданий 1- 13 обеспечивает возможность не только озвучить прочитанное, но и сразу же «включить» осознание того, что прочитал, так как в каждой карточке необходимо выполнить определенное задание. Формирование техники чтения и понимания прочитанного должны идти вместе, чтобы избежать механического чтения. Выработка связи графической формы слова с его семантикой – важная задача при обучении чтению. Для ребенка это является формированием нового речевого механизма. Решению этой задачи служат карточки-задания 1-13. Эти задания можно использовать как для устных, так и для письменных работ.
Карточки-задания 14-23 помогут тщательно отработать фразовое чтение. Этот вид чтения служит переходным звеном от словесного чтения к текстовому. Хорошо отработанное фразовое чтение поможет ученикам освоить чтение текстов. Карточки можно использовать для фронтальной и индивидуальной работы.
Технология развивающего чтения включает в себя и работу с текстами (тексты 1-11). В хрестоматии к урокам развивающего чтения даются небольшие художественные тексты без сокращений, с хорошо проработанной сюжетной линией. Эти тексты подбираются очень тщательно, поскольку они должны быть доступны детям по содержанию и нести нравственную нагрузку. К текстам прилагаются вопросы.
Организационные формы работы с текстами:
- Контрольно-рефлексивное чтение.
Цель - осознание учеником своих возможностей при чтении.
Последовательность проведения:
- Самостоятельное чтение текста с фиксацией времени.
- Письменные ответы на вопросы к тексту.
- Обсуждение содержания текста.
- Выставление детьми самооценки.
- Проверка учителем правильности ответов, самооценки.
- Чтение с предварительным размышлением.
Цель – развитие письменной речи, помощь детям в нахождении главной темы произведения по аналогии.
Последовательность проведения:
- Написание минисочинения-рассуждения на тему, близкую к теме текста.
- Самостоятельное чтение текста с фиксацией времени.
- Письменные ответы на вопросы к тексту.
- Сравнение содержания сочинения и текста.
- Подсказывающее чтение.
Цель – помочь ученикам зафиксировать внимание на основных моментах текста.
Последовательность проведения:
- Учитель зачитывает вопросы к тексту.
- Самостоятельное чтение текста с фиксацией времени.
- Письменные ответы на вопросы к тексту.
- Обсуждение содержания текста.
- Показательно-обучающее чтение.
Цель – показать способ фиксирования внимания на основных моментах текста.
Последовательность проведения:
- Вопросы к тексту написаны на доске или лежат у каждого ученика на парте.
- Учитель зачитывает вопросы к тексту.
- Учитель читает текст по абзацам, дети отвечают на вопросы.
Таким образом, рассмотрев все выше представленные виды работ, можно сказать, что технология развивающего чтения объединяет в себе одновременно количественное измерение качества чтения и обучение самому процессу чтения, все это подчинено одновременно обучению, развитию и воспитанию. Такая технология обучения для начальных классов разработана впервые.
Литература
1.Плюснина Е.М., Третьякова И.В., Данилова Н.В., Ермакова Е.А. Целостно-ценностный подход в развивающем чтении (методическое пособие). С-Пб.,2004.
2. Плюснина Е.М., Третьякова И.В., Данилова Н.В., Ермакова Е.А. «Технология словесного чтения» (Часть 1, карточки-горки). С-Пб.,2004. Технология словесного чтения» (Часть 2, карточки-задания). С-Пб.,2004.Уроки развивающего чтения». (Методическое пособие для начальной школы). С-Пб.,2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Коррекционная работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья обучающимися на дому"
Статья посвящена поискам решения коррекционных проблем, актуальных в наши дни для коррекционного воздействия, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов в его разви...
Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно - развивающего обучения
Cтатья. Применение развивающих игр разработанных и произведённых центром «Развивающие игры Воскобовича» в г. Санкт-Петербурге....
«Использование компьютерных технологий при коррекции нарушения чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Роль чтения нельзя недооценить: хорошо читающий ребенок быстро ориентируется в тексте, испытывает меньше трудностей при решении задач, при выполнении упражнений, так же осознанное беглое чтение ...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), обучающегося в общеобразовательном классе
Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературному чтению для детей с задержкой психического развития 2 класса...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения и развития речи....
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) вариант 7.1...