Мотивация как основа самостоятельной познавательной деятельности на уроке математики.
статья (2 класс) на тему

Васютина Татьяна Викторовна

Мотивация как основа самостоятельной деятельности на уроке математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация как основа самостоятельной познавательной деятельности на уроке математики.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя школа№9», ул.

Выступление на педсовете Васютина Т.В. 29.03.2016г.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов. 

Вопрос о мотивации учения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться, т.к. ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди мотивационных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности

Хотелось бы уделить особое внимание уроку математике. Процесс обучения математике формирует у учащихся такие необходимые качества как умение думать логически, отстаивать свои мысли и идеи. Одна из главных задач в обучении математике – развитие математического стиля мышления.

        А вот хороший урок математики - это тот урок, где царит деловая творческая обстановка, где желания школьников размышлять — бьют ключом, где они самостоятельно, охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и пожеланий, не боясь попасть впросак. 

        Математика – это урок творчества и радости от достигнутых результатов, на котором учитель – помощник и консультант

 Только тот человек пытается достичь чего-либо, кому это интересно. Учитель должен вдохновить, создать ситуации успеха для тех, кто может , но не хочет прилагать для этого усилия.

Говоря о формировании у школьников мотивации как основы самостоятельной познавательной деятельности  на уроках математики, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Организация самостоятельной познавательной  деятельности на уроках математики, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя.

Самостоятельная работа на уроках является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности, компетентности, организованности и самостоятельности как черт личности.

        Учащиеся должны уметь и хотеть прилагать усилия для преодоления своего неумения, неопытности. Затраченные школьником усилия должны быть обязательно оценены учителем, это позволит верить ученику в свои возможности и способности. Поэтому главной задачей становится мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.

Деятельность школьников должна содержать в себе элементы творчества как созидательного усилия. Учитель должен учить учащихся работать «вместе» как между собой, так и с учителем. Все это обязывает учителя уметь находить проблемные формулировки темы урока, ставить перед учащимися вопросы, которые способствуют поиску и совместной работе, создавать учебные ситуации, побуждающие школьников к интеграции усилий, дозировать свою помощь учащимся.

        Таким образом, одним из главных условий осуществления самостоятельной познавательной  деятельности на уроках математики, является мотивация. А в основе мотивации лежат,  потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.  

Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление.

        Педагог- психолог высшей категории, учитель начальных классов  МКОУ «СШ №9» Васютина Татьяна Викторовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Статья "Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики"

В данной статье отражается мнение учителя об использовании игр на уроках математики  в начальной школе....

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе.   Именно на это  я направляю  усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...

"Актуализация умственной и познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах"

Методическая работа по развитию умственной и познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках математики...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Обобщение опыта по теме самообразования...

Активизация учебно-познавательной деятельности на урока математики на основе внедрения технологии дифференцированного обучения.

ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КАК ПРИМЕНЯТЬ ЕГО В ОБУЧЕНИИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Методическая разработка на тему: Формирование у младших школьников навыка самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках математики

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ. 3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.. 81.1. Формирование н...