Мероприятие "Сказочный мир дедушки Корнея"
классный час на тему
В игровой форме рассказывается о жизни и творчестве Корнея ивановича Чуковского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_chukovskiy.docx | 44.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомиться с творчеством писателя, расширить читательский кругозор, создать условия для творческой самореализации учащихся.
Оформление сцены: портрет писателя (1882-1969 гг), плакаты с надписями "сказочник", "критик", "переводчик", "литературовед", рисунки доктора Айболита, Бармалея, Бибигона, слона, мухи-цокотухи, чудо – дерево, макеты обложек книг.
Ход праздника
Группа детей читает стихи
Вот и начнутся каникулы вскоре,
Много за год прочитали мы в школе-
Даля, Жуковского, Фета, Толстого,
Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.
Повести, сказки, рассказы, стихи-
Все это сами мы в школе прочли.
В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет.
Были те сказки наперечет;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно не знали.
Бабушки в детстве им сказки читали-
От них они этих героев узнали.
К бабушкам долго мы приставали-
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Бабушки вот что нам рассказали-
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник, критик, поэт, чародей.
Жалко нам стало деда Корнея-
В детстве своем он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею-
Слушаться надо того, кто умнее.
Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
Ведущий 1: Итак, дорогие гости! Как вы уже, наверное, поняли, речь сегодня пойдет о Корнее Ивановиче Чуковском.
Ведущий 2. Родился Корней Иванович 1 апреля 1882 года в городе Петербурге. Вскоре отец навсегда ушёл из семьи. Мать, оставшись одна, решила перебраться на юг, в Одессу. Там она отдала сына учиться, хотя денег им не хватало.
Ведущий 1. Всё своё свободное время Корней Иванович отдавал учёбе. Он много читал. Многие стихи Пушкина , Тютчева, Некрасова Корней Иванович знал наизусть.
Ведущий 2. Несмотря на все трудности жизни, Корней Иванович был весёлым и жизнерадостным человеком.
Ведущий 1. Всю его жизнь вокруг него были дети. Он не уставал общаться с ними. Чуковский даже посвятил самым маленьким свою книгу. Она называется «От двух до пяти».
Ведущий 2. Чуковский говорил: «Вокруг меня ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться!»
Ведущий 1. Чуковского очень забавляли детские изречения и возгласы.
(Инсценировка детских изречений)
Маленькая Леночка разговаривает с дедушкой:
- Ой, дедуля, киска чихнула!
-Почему же ты, Леночка, не сказала кошке : будь здорова?
-А кто мне скажет «спасибо»?
Маленькая Ляля с возмущением говорит:
-Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы — сразу за телевизор. А мама — барыня какая! — сразу стирать начала.
Двухлетнюю Сашу спросили:
— Куда ты идешь?
— За песочком.
— Но ты уже принесла.
— Я иду за ещём.
Девочке четырех с половиной лет прочли «Сказку о рыбаке и рыбке».
— Вот глупый старик, — возмутилась она, — просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху.
Мама: — Сынок, если ты не будешь есть кашу, я позову Бабу-Ягу!
Сын: — Ты думаешь, она станет есть твою кашу?
Утром мама спросила сына:
- Как ты спал, что видел во сне , сынок?
-Ну, да! Разве в такой темноте что-нибудь увидишь?
Ведущий 2. Конечно, приятно узнавать, что у лысого голова босиком, что от мятных лепёшек во рту сквознячок.
Ведущий 1. Что гусеница – это жена гуся, что муж стрекозы – стрекозёл. Корней Иванович написал много интересных весёлых стихов. Это «Бутерброт», «Ёжики смеются», «Радость», «Закаляка» и другие.
(Дети читают стихи)
Ведущий 1. А сейчас вы услышите песню, написанную на стихи К.И. Чуковского «Муха в бане»
Игра «Путаница» (Дети должны дополнять предложения словами из стихотворения)
« Замяукали котята: "Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!"
А за ними и утята: "Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!"
Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Курочки закрякали: Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-у-у!
Прибежал медведь И давай реветь: Ку-ка-ре-ку!
Только заинька Был паинька: Не мяукал И не хрюкал - Под капустою лежал, По-заячьи лопотал И зверюшек неразумных Уговаривал: "Кому велено чирикать - Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать - Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под об облаком!
Ведущий 2. Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком.
Ведущий 1. «Всегда, - писал он, -где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
Сейчас мы будем вместе их отгадывать.
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну - обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Игла)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (крапива)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, -
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (Цыплёнок и яйцо)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (коньки)
Ведущий 1. Ребята, вы с раннего детства знакомы с Винни-пухом, бароном Мюнхаузеном, некоторые уже успели познакомиться с Робинзоном Крузо Томом Сойером.
Ведущий 2. Но наверное никто не подозревает, что знаете вы их благодаря Корнею Ивановичу. Именно он перевёл эти произведения с иностранных языков на русский.
А ещё Корней Иванович перевёл английские детские песенки. Сейчас вы их услышите.
(Дети читают английские песенки: «Барабек», «Катауси и Мауси», «Скрюченная песня»).
Ведущий 1. И снова игра «Расшифруй имя сказочного героя»
( Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.)
БРМЛЙ ЦКТХ МЙДДР
ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,
Ведущий 2. Детским поетом и сказочником Корней Иванович стал случайно. А вышло это так.
(Дети рассказывают о происхождении сказок.)
Заболел его маленький сынишка. Коней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал. Чтобы его хоть как-то развлечь, его отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был Крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы кури,
По-турецки говорил,
Крокодил, Крокодил, Крокодилович!
Чуковскому самому казалось всё это полнейшей ерундой, но мальчик неожиданно затих и стал слушать. О том, что было дальше, Корней Иванович вспоминал так: «Стихи складывались сами собой, об их форме я не заботился. Главное, чтобы события развивались очень быстро. Мальчик перестал капризничать, затих, а потом уснул».
Так появилась сказка про Крокодила.
Быть может этот случай не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем произошло нечто похожее.
«Однажды работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам-
Стыд и срам! Стыд и срам!»
- Как думаете, как называлась эта сказка?
Ведущий 1. И снова наступило время игры, которая называется «Героический поступок»
(Образуются две команды по восемь человек. Одной команде раздаются карточки со сказочными персонажами, другой – карточки с поступками, которые они совершили)
Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей
(Дети продолжают рассказывать о происхождении сказок)
Вспоминая чёрное море, Корней Иванович писал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
О, если я утону
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными,
Моими зверями лесными?»
-Ребята, как вы думаете, что это за сказка?
Так появилась сказка о добром Айболите.
Однажды Корней Иванович часа три лепил из глины разные фигурки. Дети вытирали брюки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи:
Скачет сито по лугам,
А корыто по полям…
Это и было «Федорино горе».
Ведущий 2.
Корней Иванович написал много интересных и весёлых сказок. Некоторые из них вы уже прочитали, что-то прочитаете позже.
Пред вами по классу развешаны «обложки» книг. Названия частично стёрлись, остались только первые буквы. Вы должны попробовать отгадать всё название сказки:
Ай… Бар…
Кро… Мой…
Пу… Тара…
Теле…
Ведущий 1. В следующей игре нам поможет Чудо-дерево. Вспомните, что растёт на Чудо – дереве? (Одежда и обувь) вы будете срывать туфельку или сапожок с Чуда-дерева, читать отрывок из сказки и отгадывать, как называется эта сказка.
Звери задрожали,
В обморок упали,
Волки от испуга
Скушали друг друга. (Таракинище.)
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка
Ускакала от меня. (Мойдодыр.)
И принесли ему зайку,
Такого больного, хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова. (Айболит.)
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!» (Федорино горе.)
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать
Надо солнышко идти выручать!» (Краденое солнце)
А потом позвонили цапли:
-Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись! (Телефон.)
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу гуляют.
Мышки кошку изловили,
В мышеловку посадили. (Путаница)
(Читает ведущий.)
Вдруг какой-то старичок Паучок
Нашу Муху в уголок поволок-
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить. (Муха - Цокотуха)
Ведущий. И з какой сказки эти строчки?
У этой сказки тоже есть своя история.
У Корнея Ивановича часто бывали приливы радости и веселья. Один такой день он особенно помнил – 29 августа 1923 года. Вот как рассказывал об этом сам Чуковский: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру, и , схватив какой-то запылённый клочок бумаги, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.»
А сейчас мы с вами увидим эту знаменитую сказку о Мухе Цокотухе.
Инсценировка сказки «Муха Цокотуха».
Ведущий 1. Вот и подошёл к концу наш праздник. Надеюсь вам было интересно. Спасибо всем за внимание.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Английские песенки
СКРЮЧЕННАЯ ПЕСНЯ
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки,
Там гуляли без забот
Скрюченные волки.
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у окошка.
А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба.
И была в руке у ней
Скрюченная палка,
И летела вслед за ней
Скрюченная галка.
КОТАУСИ И МАУСИ
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси,
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!"
Но ответила умная Мауси:
"Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!"
Так ответила умная Мауси -
И скорее бегом от Котауси. .
БАРАБЕК
(Как нужно дразнить обжору)
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом,
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
"У меня живот болит!"
Стихи
БУТЕРБРОД
Как у наших ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощёкую сдобную
Булку.
Но чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали:
"Бутерброд,
Сумасброд,
Не ходи из ворот,
А пойдёшь -
Пропадёшь,
Муре в рот попадёшь!
Муре в рот,
Муре в рот,
Муре в рот
Попадёшь!
ЗАКАЛЯКА
Дали Мурочке тетрадь, | |
"Это - ёлочка мохнатая. | |
Это - козочка рогатая. | |
Это - дядя с бородой. | |
Это - дом с трубой". | |
"Ну, а это что такое, | |
"Это Бяка-Закаляка ЧУДО-ДЕРЕВО Как у наших у ворот Чудо-дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А чулки да башмаки, Словно яблоки! Мама по саду пойдёт, Мама с дерева сорвёт Туфельки, сапожки. Новые калошки. Папа по саду пойдёт, Папа с дерева сорвёт Маше - гамаши, Зинке - ботинки, Нинке - чулки, А для Мурочки такие Крохотные голубые Вязаные башмачки И с помпончиками! Вот какое дерево, Чудесное дерево! Эй вы, ребятки, Голые пятки, Рваные сапожки, Драные калошки. Кому нужны сапоги, К чудо-дереву беги! Лапти созрели, Валенки поспели, Что же вы зеваете, Их не обрываете? Рвите их, убогие! Рвите, босоногие! Не придётся вам опять По морозу щеголять Дырками-заплатками, Голенькими пятками! 1926 |
-"РАДОСТЬ
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами,
Лысые - кудрявыми.
Даже мельница - и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу
вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
Сказка – пьеса «Муха Цокотуха»
Муха
Муха, муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
Тараканы
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
Букашки.
А букашки по три чашки
С молоком
И крендельком.
Все:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Блошки
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
Пчела
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…
Бабочка
Ну а Бабочка – красавица
Принесла Цокотухе платьице.
Муха:
Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощение?
Звучит тема паука.
Паук:
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
Муха:
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Паук:
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Гости разбегаются, прячутся.
Тараканы
Тараканы под диваны,
Блошки
А козявочки под лавочки,
Букашки
А букашки под кровать –
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
Паук
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе веревками крутит.
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает.
Муха
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Выход комарика.
Комарик
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скоку
Голову срубает!
Муху за руку берет
И к окошечку ведет:
Комар:
Я злодея зарубил?
Муха
Зарубил
Комарик
Я тебя освободил?
Муха
Освободил
Комарик
И теперь, душа-девица, На тебе хочу жениться!
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Все: Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром.
Слава, слава Комару –
Победителю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Сказки дедушки Корнея"
Разработка урока обучения грамоте по творчеству К.И.Чуковского....
В гостях у дедушки Корнея Ивановича Чуковского
Познавательная игра, посвящённая 130 летию К. И. Чуковскому...
презентация к Викторине "В гостях у дедушки Корнея"
турнир - викторина сопровождается показом слайдов для более полного восприятия материала....
Внеклассное чтение "В гостях у дедушки Корнея"
Цель: - продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского Задачи: - дальнейшее углубление знаний о творчестве К.И.Чуковского; - познакомить учащихся с особенностями языка произведе...
Литературный КВН В гостях у дедушки Корнея.
Цели:В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании произведений К.И. ЧуковскогоСпособствовать развитию коммуникативных умений детей и родителей в совместной деятельностиРа...
Внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Корнея".
Как привить ребенку любовь к чтению волнует как учителей, так и родителей. Внеклассные мероприятия по произведениям детских писателей во многом этому способствуют....
Конспект внеклассного занятия "В гостях у дедушки Корнея"
Внеклассное занятие по литературному чтению для 2 класса с использованием презентации...