Мероприятие "Сказочный мир дедушки Корнея"
классный час на тему

Куракина Татьяна Ивановна

В игровой форме рассказывается о жизни и творчестве Корнея ивановича Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_chukovskiy.docx44.06 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомиться с творчеством писателя, расширить читательский кругозор, создать условия для творческой самореализации учащихся.

Оформление сцены: портрет писателя (1882-1969 гг), плакаты с надписями "сказочник", "критик", "переводчик", "литературовед", рисунки доктора Айболита, Бармалея, Бибигона, слона, мухи-цокотухи, чудо – дерево, макеты обложек книг.

Ход праздника

Группа детей читает стихи

Вот и начнутся каникулы вскоре,
Много за год прочитали мы в школе-
Даля, Жуковского, Фета, Толстого,
Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.
Повести, сказки, рассказы, стихи-
Все это сами мы в школе прочли.

В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет.
Были те сказки наперечет;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно не знали.
Бабушки в детстве им сказки читали-
От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали-
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила, 
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали-
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник, критик, поэт, чародей. 

Жалко нам стало деда Корнея-
В детстве своем он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял,
Что этих сказок в детстве не знал.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

По ним мы учились все понемногу
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить, 
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею-
Слушаться надо того, кто умнее.

Хорошие книжки писал дед Корней-
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.

Ведущий 1: Итак, дорогие гости! Как вы уже, наверное, поняли, речь сегодня пойдет о Корнее Ивановиче Чуковском.

Ведущий 2. Родился Корней Иванович 1 апреля 1882 года в городе Петербурге. Вскоре отец навсегда ушёл из семьи. Мать, оставшись одна, решила перебраться на юг, в Одессу. Там она отдала сына учиться, хотя денег им не хватало.

Ведущий 1. Всё своё свободное время Корней Иванович отдавал учёбе. Он много читал. Многие стихи Пушкина , Тютчева, Некрасова Корней Иванович знал наизусть.

Ведущий 2. Несмотря на все трудности жизни, Корней Иванович был весёлым и жизнерадостным человеком.

Ведущий 1. Всю его жизнь вокруг него были дети. Он не уставал общаться с ними. Чуковский даже посвятил самым маленьким свою книгу. Она называется «От двух до пяти».

Ведущий 2. Чуковский говорил: «Вокруг меня ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться!»

Ведущий 1. Чуковского очень забавляли детские изречения и возгласы.

(Инсценировка детских изречений)

  Маленькая Леночка разговаривает с дедушкой:

- Ой, дедуля, киска чихнула!

-Почему же ты, Леночка, не сказала кошке : будь здорова?

-А кто мне скажет «спасибо»?

Маленькая Ляля с возмущением  говорит:

 -Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы — сразу за телевизор. А мама — барыня какая! — сразу стирать начала. 

Двухлетнюю Сашу спросили:
— Куда ты идешь?
— За песочком.
— Но ты уже принесла.
— Я иду за ещём.

Девочке четырех с половиной лет прочли «Сказку о рыбаке и рыбке».
— Вот глупый старик, — возмутилась она, — просил у рыбки то новый дом, то новое корыто. Попросил бы сразу новую старуху. 

Мама: — Сынок, если ты не будешь есть кашу, я позову Бабу-Ягу!
Сын: — Ты думаешь, она станет есть твою кашу? 

Утром мама спросила сына:

- Как ты спал, что видел во сне , сынок?

-Ну, да! Разве в такой темноте что-нибудь увидишь?

Ведущий 2. Конечно, приятно узнавать, что у лысого голова босиком, что от мятных лепёшек во рту сквознячок.

Ведущий 1. Что гусеница – это жена гуся, что муж стрекозы – стрекозёл. Корней Иванович написал много интересных весёлых стихов. Это «Бутерброт», «Ёжики смеются», «Радость», «Закаляка» и другие.

(Дети читают стихи)

Ведущий 1. А сейчас вы услышите песню, написанную на стихи К.И. Чуковского «Муха в бане»

Игра «Путаница» (Дети должны дополнять предложения словами из стихотворения)

« Замяукали котята: "Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!"

А за ними и утята: "Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!"

 Свинки замяукали: Мяу, мяу!

 Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали: Ква, ква, ква!

Курочки закрякали: Кря, кря, кря!

Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-у-у!

Прибежал медведь И давай реветь: Ку-ка-ре-ку!

Только заинька Был паинька: Не мяукал И не хрюкал - Под капустою лежал, По-заячьи лопотал И зверюшек неразумных Уговаривал: "Кому велено чирикать - Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать - Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Не летать лягушатам под об облаком!

Ведущий 2. Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком.

Ведущий 1. «Всегда, - писал он, -где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

  Сейчас мы будем вместе их отгадывать.

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец - глупца, 
Баран - барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну - обезьяна, 
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.                        (Зеркало)

Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.                        (Игла)

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!                        (крапива)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, - 
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.                (Цыплёнок и яйцо)

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.                        (Ёжик)

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!                        (коньки)

Ведущий 1. Ребята, вы с раннего детства знакомы с Винни-пухом, бароном Мюнхаузеном, некоторые уже успели познакомиться с Робинзоном Крузо Томом Сойером.

Ведущий 2. Но наверное никто не подозревает, что знаете вы их благодаря Корнею Ивановичу. Именно он перевёл эти произведения с иностранных языков на русский.

   А ещё Корней Иванович перевёл английские детские песенки. Сейчас вы их услышите.

(Дети читают английские песенки: «Барабек», «Катауси и Мауси», «Скрюченная песня»).

Ведущий 1. И снова игра «Расшифруй имя сказочного героя»

( Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.)

 БРМЛЙ     ЦКТХ    МЙДДР

ФДР            ЙБЛТ      ТРКНЩ

 КРКДЛ     КРКЛ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,

Ведущий 2. Детским поетом и сказочником Корней Иванович стал случайно. А вышло это так.

(Дети рассказывают о происхождении сказок.)

 Заболел его маленький сынишка. Коней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал. Чтобы его хоть как-то развлечь, его отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил,

Папиросы кури,

По-турецки говорил,

Крокодил, Крокодил, Крокодилович!

Чуковскому самому казалось всё это полнейшей ерундой, но мальчик неожиданно затих и стал слушать. О том, что было дальше, Корней Иванович вспоминал так: «Стихи складывались сами собой, об их форме я не заботился. Главное, чтобы события развивались очень быстро. Мальчик перестал капризничать, затих, а потом уснул».

  Так появилась сказка про Крокодила.

Быть может этот случай не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем произошло нечто похожее.

   «Однажды работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам-

Стыд и срам! Стыд и срам!»

- Как  думаете, как называлась эта сказка?

Ведущий 1. И снова наступило время игры, которая называется «Героический поступок»

(Образуются две команды по восемь человек. Одной команде раздаются карточки со сказочными персонажами, другой – карточки с поступками, которые они совершили)

 Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

 Айболит      Зажгли море.

Воробей     Проглотил солнце.

Крокодил    Помыла свою посуду.

Комар    Вернул солнце в небо.

Федора          Потушила море.

Медведь       Спас Муху – Цокотуху.

Бабочка         Съел таракана.

Лисички         Вылечил зверей

(Дети продолжают рассказывать о происхождении сказок)

   Вспоминая чёрное море, Корней Иванович писал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону

Если пойду я ко дну,

Что станется с ними, больными,

Моими зверями лесными?»

-Ребята, как вы думаете, что это за сказка?

Так появилась сказка о добром Айболите.

   Однажды Корней Иванович часа три лепил из глины разные фигурки. Дети вытирали брюки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи:

        Скачет сито по лугам,

        А корыто по полям…

Это и было «Федорино горе».

Ведущий 2.

Корней Иванович написал много интересных и весёлых сказок. Некоторые из них вы уже прочитали, что-то прочитаете позже.

Пред вами по классу развешаны «обложки» книг. Названия частично стёрлись, остались только первые буквы. Вы должны попробовать отгадать всё название сказки:

Ай…                        Бар…

Кро…                        Мой…

Пу…                        Тара…

Теле…

Ведущий 1. В следующей игре нам поможет Чудо-дерево. Вспомните, что растёт на Чудо – дереве? (Одежда и обувь) вы будете срывать туфельку или сапожок с Чуда-дерева, читать отрывок из сказки и отгадывать, как называется эта сказка.

Звери задрожали,

В обморок упали,

Волки от испуга

Скушали друг друга.    (Таракинище.)

 

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка

Ускакала от меня.     (Мойдодыр.)

И принесли ему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки,

И заинька прыгает снова.     (Айболит.)

И ответила посуда:

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»      (Федорино горе.)

И бегут они к Медведю в берлогу:

«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.

Полно лапу тебе, лодырю, сосать

Надо солнышко идти выручать!»     (Краденое солнце)

А потом позвонили цапли:

-Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!        (Телефон.)

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу гуляют.

Мышки кошку изловили,

В мышеловку посадили.       (Путаница)

(Читает ведущий.)

Вдруг какой-то старичок Паучок

Нашу Муху в уголок поволок-

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.      (Муха - Цокотуха)

Ведущий.  И з какой сказки эти строчки?

У этой сказки тоже есть своя история.

   У Корнея Ивановича часто бывали приливы радости и веселья. Один такой день он особенно помнил – 29 августа 1923 года. Вот как рассказывал об этом сам Чуковский: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру, и , схватив какой-то запылённый клочок  бумаги, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.»

        А сейчас мы с вами увидим эту знаменитую сказку о Мухе Цокотухе.

Инсценировка сказки «Муха Цокотуха».

Ведущий 1. Вот и подошёл к концу наш праздник. Надеюсь вам было интересно. Спасибо всем за внимание.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Английские песенки

 

СКРЮЧЕННАЯ ПЕСНЯ

Жил на свете человек, 
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной дорожке.

А за скрюченной рекой

В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные мышки.

И стояли у ворот
Скрюченные ёлки, 
Там гуляли без забот
Скрюченные волки. 

И была у них одна
Скрюченная кошка, 
И мяукала она, 
Сидя у окошка.

А за скрюченным мостом
Скрюченная баба
По болоту босиком
Прыгала, как жаба. 

И была в руке у ней
Скрюченная палка, 
И летела вслед за ней
Скрюченная галка. 

КОТАУСИ И МАУСИ

Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси. 

Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси: 
"Ах, Мауси, Мауси, Мауси, 
Подойди ко мне, милая Мауси, 
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!"

Но ответила умная Мауси: 
"Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!"

Так ответила умная Мауси - 
И скорее бегом от Котауси. . 


БАРАБЕК

(Как нужно дразнить обжору) 
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек, 
И корову, и быка, 
И кривого мясника, 
И телегу, и дугу, 
И метлу, и кочергу, 
Скушал церковь, скушал дом, 
И кузницу с кузнецом, 
А потом и говорит: 
"У меня живот болит!"


Стихи

 

БУТЕРБРОД

Как у наших ворот

За горою

Жил да был бутерброд

С колбасою.

Захотелось ему

Прогуляться,

На траве-мураве

Поваляться.

И сманил он с собой

На прогулку

Краснощёкую сдобную

Булку.

Но чайные чашки в печали,

Стуча и бренча, закричали:

"Бутерброд,

Сумасброд,

Не ходи из ворот,

А пойдёшь -

Пропадёшь,

Муре в рот попадёшь!

Муре в рот,

Муре в рот,

Муре в рот

Попадёшь!

ЗАКАЛЯКА

Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.

"Это - ёлочка мохнатая.

Это - козочка рогатая.

Это - дядя с бородой.

Это - дом с трубой".

"Ну, а это что такое,
Непонятное, чудн
ое,
С десятью ногами,
С десятью рогами?"

"Это Бяка-Закаляка
   Кусачая,
Я сама из головы её выдумала".
"Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?"
"Я её боюсь!"

ЧУДО-ДЕРЕВО

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

   Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

   Словно яблоки!

Мама по саду пойдёт,

Мама с дерева сорвёт

Туфельки, сапожки.

Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,

Папа с дерева сорвёт

   Маше - гамаши,

   Зинке - ботинки,

   Нинке - чулки,

А для Мурочки такие

Крохотные голубые

Вязаные башмачки

   И с помпончиками!

Вот какое дерево,

Чудесное дерево!

Эй вы, ребятки,

Голые пятки,

Рваные сапожки,

Драные калошки.

Кому нужны сапоги,

К чудо-дереву беги!

Лапти созрели,

Валенки поспели,

Что же вы зеваете,

Их не обрываете?

Рвите их, убогие!

Рвите, босоногие!

Не придётся вам опять

По морозу щеголять

Дырками-заплатками,

Голенькими пятками!

1926

-"РАДОСТЬ

Рады, рады, рады

   Светлые берёзы,

И на них от радости

   Вырастают розы.

Рады, рады, рады

   Тёмные осины,

И на них от радости

   Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака

   И не град,

То посыпался из облака

   Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким мёдом потекли.

Куры стали павами,

Лысые - кудрявыми.

Даже мельница - и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зелёные луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу

   вска-ра-б-каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

Сказка – пьеса «Муха Цокотуха»

Муха

 Муха, муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

 Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!

Тараканы

 Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

Букашки.

А букашки по три чашки

С молоком

И крендельком.

Все: 

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Блошки 

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

В них застежки золотые.

Пчела 

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла…

Бабочка

Ну а Бабочка – красавица

Принесла Цокотухе платьице.

Муха: 

Бабочка-красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощение?

Звучит тема паука.

Паук: 

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

Муха:

 Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!

Паук: 

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Гости разбегаются, прячутся.

Тараканы

Тараканы под диваны,

Блошки

А козявочки под лавочки,

Букашки

А букашки под кровать –

Не желают воевать!

И никто даже с места

Не сдвинется:

Пропадай-погибай,

Именинница!

Паук

 А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе веревками крутит.

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у нее выпивает.

Муха

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит,

Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

Выход комарика.

Комарик 

Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всем скоку

Голову срубает!

 Муху за руку берет

И к окошечку ведет:

Комар:

 Я злодея зарубил?

Муха

Зарубил

Комарик

Я тебя освободил?

Муха

Освободил

Комарик

И теперь, душа-девица,    На тебе хочу жениться!

 Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки:

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Все: Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром.

Слава, слава Комару –

Победителю!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Сказки дедушки Корнея"

Разработка урока обучения грамоте по творчеству К.И.Чуковского....

В гостях у дедушки Корнея Ивановича Чуковского

Познавательная игра, посвящённая 130 летию К. И. Чуковскому...

презентация к Викторине "В гостях у дедушки Корнея"

турнир - викторина сопровождается показом слайдов для более полного восприятия материала....

Внеклассное чтение "В гостях у дедушки Корнея"

Цель:   - продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского   Задачи: - дальнейшее углубление знаний о творчестве К.И.Чуковского; - познакомить учащихся с особенностями языка произведе...

Литературный КВН В гостях у дедушки Корнея.

Цели:В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании произведений К.И. ЧуковскогоСпособствовать развитию коммуникативных умений детей и родителей в совместной деятельностиРа...

Внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Корнея".

Как привить ребенку любовь к чтению волнует как учителей, так и родителей. Внеклассные мероприятия по произведениям детских писателей во многом этому способствуют....

Конспект внеклассного занятия "В гостях у дедушки Корнея"

Внеклассное занятие по литературному чтению для 2 класса с использованием презентации...