Урок обучения грамоте "Сказки дедушки Корнея"
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

Разработка урока обучения грамоте по творчеству К.И.Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_dedushki_korneya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сказки дедушки Корнея

Цель: Познакомить детей с творчеством  К.И.Чуковского; воспитывать

            чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе

            произведений автора; формировать у детей навыки выразительного

            чтения, совершенствовать различные виды речевой деятельности.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная презентация,

                            музыкальные файлы мп3, книги Корнея Чуковского,

                            реквизиты для сценки.

Ход урока

1. Актуализация знаний

1) Беседа

- Взгляните на портреты писателей. Кто из этих писателей вам знаком? Кому же принадлежит следующий портрет?

- Внимательно послушайте следующие строки.

 2) Чтение учителем стихотворения «Радость»

         

        Радость
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами,
Лысые - кудрявыми.
Даже мельница - и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.

Мы на радугу
вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!

Какое настроение вызывают прочитанные строки?

3) Знакомство с писателем К. Чуковским

- Это веселое стихотворение написал для вас человек, которого мы видели на портрете. Его имя Корней Чуковский. Поднимите руку, кому известно это имя. Так какова же тема нашего урока? Тема урока звучит так: «Сказки дедушки Корнея»

2. Целеполагание.

- Какую же цель мы поставим?(Познакомимся с творчеством писателя)

- Что хотите узнать о творчестве Чуковского? (Что писал, в каком жанре работал? О чем писал?)

- Попробуем вместе найти ответы на поставленные нами вопросы.

3. Рассказ учителя о писателе.

- Корней Чуковский это вымышленное имя, псевдоним. Настоящее имя писателя Николай Васильевич Корнейчуков. Он много лет жил в сорока минутах езды от столицы, в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино,  в небольшом загородном доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители Москвы, и всей нашей огромной страны, и за ее рубежами.

- Взгляните на тему урока. У вас не возникает никаких вопросов? В советской и русской литературе два человека удостоены звания «дедушка». Это И.А.Крылов и К.Чуковский. А почему Чуковского называют дедушкой, постараемся ответить позже.

4. Работа с отрывками из произведений К.Чуковского

1) Чтение детьми отрывков из произведений.

- Прочтите отрывки и угадайте из каких они произведений.

а) Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный…  
(Бармалей)

б) Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

"Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!"

"Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!"  (Айболит)

в) Ехали медведи

На велосипеде.

     А за ними кот

Задом наперёд.

     А за ним комарики

На воздушном шарике.

     А за ними раки

На хромой собаке.

     Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

     Зайчики

В трамвайчике.

     Жаба на метле...

     Едут и смеются,

Пряники жуют.  (Тараканище)

г) Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Словно яблоки!  (Чудо-дерево)

д) Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму".  
(Федорино горе)

е)"Дорогие гости, помогите!

     Паука-злодея зарубите!

     И кормила я вас,

     И поила я вас,

     Не покиньте меня

     В мой последний час!"

     Но жуки-червяки

     Испугалися,

     По углам, по щелям

     Разбежалися… (Муха-Цокотуха)

- Отрывки из произведений какого жанра мы прочитали? (сказки)

- Какой конец в сказках? (счастливый)

5. Игра

 – У меня в мешке находятся разные вещи, их кто-то потерял. Найдите их владельцев.

Воздушный шарик – ( Тараканище)

Блюдце -  (Федорино горе)

Термометр -  (Айболит)

Чулок -  (Чудо дерево)

Монета -  (Муха-Цокотуха)

Акула, горилла -  (Бармалей)

Телефон -  (Телефон)

Мыло -  (Мойдодыр)

6.  Работа с произведением «Мойдодыр»

 - Кому принадлежит данный предмет? (мыло)

     а) История возникновения сказки «Мойдодыр»

Однажды, работая в своём кабинете, Корней Иванович услышал громкий плач. Это плакала его маленькая дочь, она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:      

                        Надо, надо умываться,

                        По утрам и вечерам

                        А не мытым, трубочистам

                        “Стыд и срам!” “Стыд и срам”.

Так родился на свет “Мойдодыр”. 

Физминутка.

 б) Прослушивание отрывка из оперы Ю.Левитана “Мойдодыр”с просматриванием слайдов презентации.

- Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра. Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере.

7. Работа с пословицами (работа в парах на карточках)

- Соотнесите пословицу со сказкой. Связь покажите стрелкой.

  1. Кто родителей почитает, тот горя не знает. (Бармалей)
  2. Чистота – залог здоровья. (Федорино горе, Мойдодыр)
  3. Сам погибай, а товарища выручай. (Муха-Цокотуха, Айболит, Тараканище)

8. Работа с отрывком из стихотворения «Телефон»

    - А этот предмет из какого произведения Чуковского? (телефон)

    - Кто помнит эту историю, расскажите.

    а) чтение отрывка самостоятельно

    б) чтение детьми вслух

    в) беседа

    - Кто рассказывает историю?

    - Кто с кем ведет диалог?

     г) инсценировка отрывка

- Произведения какого жанра мы читали? (сказки)

   

9. Работа с загадками Корнея Чуковского.

 1) Чтение учителем загадки про ежа

  1. Вот иголки и булавки

      Вылезают из-под лавки.

      На меня они глядят,

      Молока они хотят. (ёж)

- Что я вам только что прочла? (загадку)

- Вы не догадались, кто сочинил эту загадку?

2) Чтение загадок детьми и их разгадывание

  1. Хожу, брожу не по лесам,

           А по усам, по волосам.

           И зубы у меня длинней,

           Чем у волков и медведей. (расческа)

  1. Ах, не трогайте меня:

           Обожгу и без огня. (утюг)

  1. Из горячего колодца

           Через нос водица льется. (чайник)

- Кто автор этих загадок?

Физминутка

10. Работа со стихами и английскими песенками К.Чуковского

1) Прослушивание стихотворения «Котауси и Мауси» (мп3)

- Что вы прослушали? (стихотворение)

- О чем стихотворение? В чем смысл?

2) Чтение детьми наизусть стихов «Закаляка», «Ежики смеются», «Бутерброд»

ЗАКАЛЯКА

Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать. 
"Это — ёлочка мохнатая.
Это — козочка рогатая.
Это — дядя с бородой.
Это — дом с трубой".
"Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?"
"Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала". 
"Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?"
"Я её боюсь!"

ЕЖИКИ СМЕЮТСЯ

У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
"Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы".

БУТЕРБРОД

Как у наших ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощёкую сдобную
Булку.
Но чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали:
"Бутерброд,
Сумасброд,
Не ходи из ворот,
А пойдёшь —
Пропадёшь,
Муре в рот попадёшь!
Муре в рот,
Муре в рот,
Муре в рот
Попадёшь!"

- Какие стихи по настроению? (веселые)

- Есть поучительный смысл? (нет) Зачем же их писал Чуковский? (чувство юмора)

- Чуковский был переводчиком. Он переводил с английского языка на русский песенки. У нас есть возможность прослушать одну из английских песенок Чуковского в современной обработке.

3) Прослушивание английской песенки «Скрюченная песенка» (мп3)

 - Какие впечатления от услышанного?

11. Рефлексия.

- Смогли ли мы ответить на поставленные нами вопросы?

- Что же писал Чуковский, в каких жанрах работал?

- О чем писал?

 - Каким человеком был писатель? Как относился к детям?

- Детям он казался им великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громкоголосый,  щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого – маленького и большого – шутку, присказку, доброе слово. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем Чукоша.

- Выразите свое отношение к поэту смайликами.

- Не возникло ли желание почитать Чуковского?

12. Работа с выставкой книг Корнея Чуковского



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у дедушки Корнея Ивановича Чуковского

Познавательная игра, посвящённая 130 летию К. И. Чуковскому...

презентация к Викторине "В гостях у дедушки Корнея"

турнир - викторина сопровождается показом слайдов для более полного восприятия материала....

Внеклассное чтение "В гостях у дедушки Корнея"

Цель:   - продолжить знакомство с творчеством К.И.Чуковского   Задачи: - дальнейшее углубление знаний о творчестве К.И.Чуковского; - познакомить учащихся с особенностями языка произведе...

Литературный КВН В гостях у дедушки Корнея.

Цели:В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании произведений К.И. ЧуковскогоСпособствовать развитию коммуникативных умений детей и родителей в совместной деятельностиРа...

Внеклассное мероприятие "В гостях у дедушки Корнея".

Как привить ребенку любовь к чтению волнует как учителей, так и родителей. Внеклассные мероприятия по произведениям детских писателей во многом этому способствуют....

Конспект внеклассного занятия "В гостях у дедушки Корнея"

Внеклассное занятие по литературному чтению для 2 класса с использованием презентации...

В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КОРНЕЯ… Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского.Учитель: Шалимова О. В.Цели: знакомство детей начальной школы с творчеством К. И. Чуковского...