Воспитательная система "Древо семьи"
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Познекова Светлана Павловна

Воспитательная программа способствует скреплению отношений между родителями и школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1-4klassa_chernikova_peredelannaya.docx271.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21»

ДОКУМЕНТАЦИЯ

КЛАССНОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ

2 КЛАССА

Черникова Светлана Павловна

п. Горный

2010 – 2011 уч. год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21»

                                                                                                   УТВЕРЖДЕНА  

                                                                                   Зам директора по ВР…………………….. Субботова Ю. Н.

                                             

ПРОГРАММА

«Древо семьи»

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ  КЛАССА

2013 – 2017 гг.

                                                                        Составитель:

Черникова Светлана

Павловна

- классный руководитель 1-4 класса;

                     

Утверждена на МО классных руководителей

29.08.2014года

                     

Адрес: 357377

Ставропольский край,

Предгорный район,

п. Горный,

пер. Северный, 4

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «ДРЕВО СЕМЬИ»

Наименование:

Программа «ДРЕВО СЕМЬИ»  воспитательной системы класса

Сроки реализации:

2013-2017гг (1-4 классы)

Составитель:

Черникова Светлана Павловна

Цель:

Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Перечень воспитательных направлений:

-«Я -человек! Я – Россиянин»

-«Моя учеба -мой труд»

-«Я и моя семьЯ»

-«Я и природа»

-«Я и мое здоровье!»

-«Я и культура»

-«Я сам!»

Исполнители основных мероприятий:

1.Классный руководитель

2.Учащиеся класса

3.Родители

Ожидаемые результаты:

 - Понимание ценности семьи в своей жизни и дружбы со сверстниками; авторитет педагога; положительное отношение к природе родного края, её историческим памятникам; чувство красоты; правдивость, честность; самокритичность; совестливость; нравственная устойчивость; верность данному слову, дружбе; доброта, чуткость, сострадание; трудолюбие .

- Умение слушать и слышать других; устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; учитывать мнение товарищей, быть терпимым к суждениям и оценкам других людей; противостоять безнравственному  поведению и отрицательному  примеру; нести ответственность за своё поведение перед коллективом, за поведение товарищей.

- Инициативность; свобода, независимость, самостоятельность

Система организации и контроля:

1. Разработка методических материалов (рекомендаций для родителей, классные часы, внеучебные мероприятия);

2. Диагностическая работа с классным коллективом;

-уровень нравственной воспитанности учащихся;

-оценка коммуникативных и организаторских способностей учащихся;

-работа с детьми, склонными к правонарушениям;

-мониторинг состояния здоровья учащихся;

3. Контроль  за выполнением общешкольных правил.

  1. АНАЛИЗ  РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

   Об отношениях современной семьи и школы много пишут и говорят. Но, несмотря на стремительное движение времени, каждый классный руководитель должен ставить перед собой основную цель – стать с родителями единомышленниками в воспитании и обучении детей. Какую бы информацию ни давали различные источники, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.

   Как мне, классному руководителю, организовать свою воспитательную работу, как скрепить отношения семьи и школы, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка?

      Главной задачей, которую я поставила перед собой в работе с родителями, стало привлечение их к жизни класса, создание единой системы «Классный руководитель – ученики – родители». Детское самоуправление не будет полностью реализовано, если семья, родители будут вдалеке от проблем класса, а значит, и от проблем своего ребенка.

      В поисках ответов на поставленные вопросы я пришла к выводу, что  в классном коллективе, между родителями и детьми, нужно создавать атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Необходима четкая и ясная система воспитания, без которой любой классный руководитель работать не может. Основой такой воспитательной системы становится ее концепция. 

Вначале мы учим своих детей.

Затем мы сами учимся у них.

Кто этого делать не хочет,

 Тот отстает от своего времени.

Ян Райнис

II. КОНЦЕПЦИЯ  ПРОГРАММЫ  «ДРЕВО СЕМЬИ»

При создании данной воспитательной системы класса  учитывались: 

-интересы, способности, потребности школьников;

-возможности, творческий потенциал педагогического коллектива;

-заинтересованность большинства родителей в результатах образования и воспитания.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы всегда была и остаётся актуальной. Мы можем утверждать, что именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.

    Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса.  Участие, вклад семьи в общее дело воспитания ребёнка порой оказывается недостаточным. Возникает противоречие: говорим о максимальном сближении интересов родителей, учителей  по формированию здоровой, компетентной, социально активной личности, имеющей определённую гражданскую позицию, но родители зачастую остаются вне активной жизни класса, педагогически некомпетентными, пассивными в решении многих организационных, нравственных  гражданских проблем, связанных с жизнедеятельностью ребёнка.

   Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют, конечно, классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимо дополнять друг друга.

     Передо мной встала проблема: как же создать такие условия в сотрудничестве с родителями, чтобы наладить, укрепить и творчески развивать взаимодействие родителей,  учащихся и учителей для успешного выполнения поставленной цели.

    Было решено -если мы вместе разработаем Программу работы с семьёй «Древо семьи», то активность родителей в совместном со школой воспитании ребёнка  увеличится, и мы наконец добьёмся максимального сближения интересов родителей и учителей по формированию здоровой, духовно-нравственной, активной личности, имеющей определённую гражданскую позицию.  

Моя задача, как классного руководителя это изучении личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний и создании максимум условий для нравственного, духовного, физического, интеллектуального развития детей, в создании благоприятной воспитывающей среды детей и родителей.

Программа «Древо семьи» обращена к тем ребятам и их родителям, педагогам, которых интересует изучение своей семьи, для которых проблема сплочения младших и старших в семье одна из главных.

Кто я, откуда я, какими были мои родители, когда были маленькими; сколько у  меня прадедушек и прабабушек, кем они были? Каждый из нас пытался и пытается, может быть до сих пор найти ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с историей своего рода, своей семьи.

Основной целью программы является - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

               Задачи:        

В области формирования личностной культуры:

-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

-укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

-формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

-осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

-формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

-формирование основ российской гражданской идентичности;

-пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

-формирование патриотизма и гражданской солидарности;

-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-укрепление доверия к другим людям;

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

-формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

-формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Программа охватывает период обучения школьников с1-го по 4 классы.

Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс учителей школы, работающих в классе; школьников и родителей. Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей 7-10лет.

     Учитывая особенности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте, основной формой организации должна быть коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Поскольку игра ведущая деятельность дошкольника, то рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков. Не последнее значение имеет мастерство воспитателя «подать» игру, чтобы направить инициативу детей в их творческую активность. Для этого следует помнить несколько правил:

  - не заставлять играть ребенка, а создавать условия для возникновения  интереса;

  - не сдерживать двигательную активность детей;

  - хвалить ребенка за успехи;

  - не давать отрицательных оценок ошибкам детей.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное – ребята все проделывают сами.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опыта полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их.

  1. Основные направления работы:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека «Я -человек! Я – Россиянин»

2.Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе. «Моя учеба-мой труд»

3.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье    «Я и моя семьЯ»

4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) «Я и природа»

5.Формирование ценностного отношения  к здоровью и ЗОЖ  «Я и мое здоровье!»

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических   идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)  «Я и культура» 

  1. .В соответствии с этими направлениями предусмотрены следующие виды инновационной деятельности:

ФГОС-

1). «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Духовно-нравственная культура личности»:

- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.

- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные понятия  направления «духовно-нравственная культура личности»:

- нравственный выбор,

- нравственная позиция,

- нравственное поведение,

- нравственные ценности,

- жизненные ценности,

- самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Духовно-нравственная культура личности»:

- Тематические классные часы по нравственной тематике.

- Дискуссии по нравственной тематике.

- Шефская работа учащихся в помощи пожилым людям

- Изучение нравственного наследия мира.

- Читательские конференции.

- Организация  циклов бесед  «Уроки нравственности».

 -  Праздники, сюрпризы, конкурсы.

- Экскурсии, поездки, походы по боевым  местам.

- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории поселка.

  2) «КУЛЬТУРА УЧЕБНОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Цель:  создание условий для получения соответствующего современным  представлениям качественного образования. Формирование ценностного отношения к знаниям.

Задачи:

1. Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей, учащихся средствами воспитательной работы;

2. Знакомить учащихся с достижениями различных людей;

3. Давать возможность детям проявлять свои интеллектуальные возможности проявлять в школе и вне ее.

    Познание занимает ведущее место в сфере интересов школьников, в формировании их планов на будущее. Познание происходит в основном  в классе, поэтому он обычно значим и привлекателен для учащихся. Я также заинтересована в развитии класса, так как вижу в нем дополнительные ресурсы для успешности учебного процесса. Наряду с учебным процессом формирую целенаправленную организацию внеурочного времени ребят. В учебную деятельность стараюсь активно привлекать родителей, которые на практике оказываются отличными помощниками. Постоянно слежу за успеваемостью в классе, оповещаю о них родителей, для сравнительного анализа, заношу данные по успеваемости и составляю диаграммы, из которых ясно видно качество и обученность. Очень важно вовремя увидеть и распознать причины, влияющие на состояние  успеваемости. Совместно с учителями – предметниками, психологами, медицинской службой я провожу индивидуальную работу с учащимися и родителями. Во время учебного года разрабатываю тематику классных часов с использованием русских пословиц на тему «Учеба». Регулярно проводим  предметные олимпиады, вечера, викторины, брейн - ринги. Такие неформальные мероприятия оказывают большое влияние на обучение ребят. Каждый стремится к улучшению своих знаний, повышению интеллектуального уровня. Воспитание интеллекта – это в первую очередь создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, побуждение к самосовершенствованию. 

3).«КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Цель: способствовать и развивать умение общаться, создавать дружескую и творческую атмосферу для общения.

Задачи:

  1. Знакомить ребят с традициями общения различных поколений.
  2. Формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения.
  3. Учитывать возрастные особенности для развития умения общаться.

   Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Успех любого общения определяется, прежде всего, взаимопониманием. Участие ребят в различных мероприятиях, таких, как классные вечера отдыха, мастерские опыта, разнообразные тренинги, экскурсии, походы показывают индивидуальность каждого ребенка, его способности, таланты. В такой воспитательной работе выражается способность к самоанализу и самопознанию. Именно через эти формы реализуется и моя роль. Для ребят я становлюсь другом, который поможет в любой ситуации.  

Цель: способствовать созданию зоны отдыха для восстановления физических, духовных сил, развитию способностей и интересов.

Задачи:

  1. Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
  2. Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе дополнительного образования (кружки, секции, клубы)
  3. Демонстрировать достижения ребят родителям и социуму.
  4. Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам их сверстников.

 Для реализации талантов и способностей ребят я провожу много классных мероприятий, в которых они проявляют себя и свои способности. Ребята сами придумывают конкурсы талантов, такие, как выставки рисунков по различной тематике, концерты, спектакли, проекты творческой деятельности, посещение кинотеатров, театров, музеев, выставок с дальнейшим обсуждением увиденного. Свои впечатления о каждом  мероприятии дети складывают в личный конверт, содержимое которого может прочитать любой одноклассник, в том числе и я. Этот конверт - своеобразный путеводитель, с помощью которого я определяю мероприятия на будущий год, а также отношение ребят к способностям своих друзей.

4). «КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ»

Цель: формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, помочь сделать осознанный выбор здорового образа жизни. 

Задачи:

  1. Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
  2. Формировать положительное отношение к  здоровью как бесценному дару природы.
  3. Способствовать преодолению вредных привычек средствами физической культуры и занятием спорта.
  4. Создавать возможность демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья.

     Сохранение здоровья в современном мире - одна из самых актуальных проблем. Большинство учащихся имеют хронические заболевания, и наша задача не дать прогрессировать этим болезням. Основными формами работы в этом направление являются диспуты, лекции, беседы, спортивные соревнования. Я часто знакомлю ребят со спортивными достижениями знаменитых спортсменов. Обсуждение олимпийских, мировых и российских соревнований дает благоприятный стимул для занятий спортом. Создание на базе школы клуба «Я против наркотиков» показывает, насколько негативное явление возмущает подростков. Беседы о вреде алкоголя и курения я провожу систематически. Но, несмотря на это, показательный пример взрослых манит ребят попробовать. Ответить на вопрос: «А почему, если это вредно, взрослые курят и пьют?» лучше с помощью родителей, вернее, тех отцов, кто имеет положительный опыт борьбы с вредными привычками. Хороший эффект дают совместные походы и соревнования, к проведению которых я привлекаю родителей.  Борьба за здоровый образ жизни должна приобрести иные формы, которые будут наиболее эффективны.   

5).« КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. СЕМЬЯ»

Цель: воспитывать у школьников чувство гордости за свою семью, за свою фамилию, заботы о сохранении семейных традиций.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с основным законом воспитания детей в семье.
  2. Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
  3. Привлекать родителей к жизни и проблемам класса.
  4. Создание единой системы «Классный руководитель + родители + ученики = МЫ»
  5. Вовлекать родителей во все классные и школьные мероприятия.
  6. Знакомить родителей с достижениями их детей.

     Огромное значение в работе с семьей имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. При выборе тем родительских собраний я провожу анкету, чтобы правильно составить тематику лектория по интересам родителей. Безусловно, к просвещению родителей я привлекаю специалистов различных направлений. Но всегда нужно помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей к классному руководителю. Стараюсь не оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Для сплочения коллектива родителей и ребят часто провожу совместные мероприятия: родительские собрания, мастерские семейного опыта, экскурсии, походы на природу. Наряду с самоуправлением учащихся в нашем классе существует самоуправление в родительском коллективе. Созданные ими кружки «В гостях у мамы», «Следопыт» пользуются огромным успехом. Многие родители курируют ячейки классного коллектива. К ним при затруднении ребята могут обратиться с разными вопросами. Единство родителей, учащихся и классного руководителя помогает в решении разных проблем: в ситуации, когда все участники воспитательного процесса ставят перед собой единую цель, и дорогу к выполнению этой цели они выбирают вместе. Родители с большим пониманием относятся к тому, что делается в классе: им интересно присутствовать на уроке, любом мероприятии, посмотреть, как отвечает их ребенок на уроке, какие отношения у него с ребятами в классе, участвует ли он в празднике. 

6)  «ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»

Цель: 

Формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством,  требующих самостоятельного  осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1.    Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами  морального саморазвития.

2.    Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3.     Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданская культура личности»:

- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

- Сотрудничество с  правовыми организациями в  целях правового  просвещения учащихся.

- Организация и проведение  внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Основные понятия направления «Гражданская культура личности»:

- право,

- закон,

- права и обязанности,

- правонарушения,

- преступления,

- ответственность,

- долг,

- честь,

- достоинство,

- личность,

- правовые нормы,

- совесть,

- справедливость.

Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданская культура личности»:

- Тематические классные часы.

- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

- Конкурсы, викторины по правовой тематике.

- Праздники, читательские  конференции по праву

 7) . «КУЛЬТУРА УЧЕБНОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Цель: воспитание трудолюбия, знакомство с миром профессий.

Задачи:

  1. Определить основные обязанности ребёнка дома, в школе.
  2. Прививать трудолюбие, приобщать к общественно - полезной деятельности
  3.  Формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду.

Виды деятельности классного руководителя:

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на знакомство с профессиями;

- профессиональное просвещение учащихся класса, формирование культуры физического труда;  Формы внеклассной работы:

- тематические классные часы, праздники профессий;

- экскурсии, викторины, познавательные игры;

Ориентировочные мероприятия

  • Классный час «Мой дом – наведу порядок в нём»
  • Дежурство в классе
  • Генеральные уборки
  • БУНТ (большая уборка на территории)
  • Праздник труда
  • Выставки работ
  • Беседа «Мои обязанности в семье»
  • Акция «Мой до дыр!
  • Занятия практикумы: уход за комнатными растениями, за домашними животными, культура работы с ручным инструментом.

8) . «РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Орган самоуправления – организация и управление деятельностью учащихся и защита их интересов, прав и обязанностей.

Цель: воспитывать чувство патриотизма, знакомство детей с основами российского законодательства.

Задачи органов самоуправления:

1.   Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских отношений;

2.    Научить  каждого  выполнять поручения коллектива через осуществление самоучёта, самоконтроля по отношению к окружающим: признавать самоценность человека;

3.    Расширить социальные связи;

4.    Обеспечивать условия индивиду для освоения социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный мир.

 Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на достижениях зуновского, компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов.

Компетентностный подход возник в ответ на существующий в рамках «знаниевого» подхода разрыв между знаниями и умением их применять для решения жизненных задач. Эвристическое значение приобретают понятия «компетентность» и «компетенция». Компетентность понимается как результат когнитивного научения, а компетенция — как общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности. Компетенция — это «знание в действии». Компетенция означает способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решения в условиях неопределенности и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком, выделяют такие виды компетенции, как личностная, коммуникативная, интеллектуальная, социальная, общекультурная.

В рамках контекстного подхода (А.А. Вербицкий) культура выступает как основа образовательного процесса, реализуемого в рамках кросскультурного контекста, включающего пять уровней. К ним относятся: 1) мировое образовательное пространство; 2) образовательное пространство государства, заданное системой образовательных стандартов и программ обучения; 3) образовательное пространство средств массовой коммуникации; 4) собственно образовательная система, конкретизированная в системе условий определенного образовательного учреждения; 5) образовательное пространство семьи, задающее систему нравственных и моральных норм. Развитие общества и культуры опережает перестройку содержания и форм образования, что в современном российском обществе создает противоречие между социокультурными реалиями и традиционным способом образования как трансляции учащемуся определенной суммы знаний, умений и навыков. Ярким примером этого противоречия является разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности учащегося, обессмысливающий сам процесс учения. Раз- решение данного противоречия предполагает согласование процесса обучения с реальным жизненным контекстом. Именно поэтому основной единицей содержания образования становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности личности. Системнодеятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Концепция развивающего образования была теоретически обоснована и развита в трудах Л.С. Выготского. Он рас- сматривал обучение как движущую силу развития. Для Л.С. Выготского показатель развития — переход от натуральных психических функций к высшим функциям. Поскольку именно обучение задает образцы высших психических функций или «идеальную форму» развития и обеспечивает их становление как содержательной характеристики сознания, Л.С. Выготский делал вывод о том, что обучение ведет за собой развитие. Однако ведущим является далеко не всякое обучение. Заслуга Л. С. Выготского в том, что он установил, каким требованиям должно удовлетворять развивающее обуче- ние. Обучение, действительно, «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система научных понятий.

  1. Приоритетные принципы воспитательной работы:

Принцип природосообразности. Основное правило воспитания – принимать ребёнка               таким, какой она есть. В основе воспитания – доверие, опора на имеющийся потенциал ребёнка,    поиск его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних духовных сил ребёнка.

Деятельностный принцип. Процесс социализации ребёнка зависит от школьной деятельности, отношений, которые возникают в процессе детской деятельности. Организация жизни детей – главная задача системы воспитания школы.

Принцип целостности. Системы воспитания школы подразумевает целостность всего: школьной и классной жизни, образ окружающего мира и  образ себя, внешний образ педагога и его отношение к делу, урочная и внеурочная деятельность.

Личностно – ориентированный принцип. Задача педагога увидеть и понять детские чувства и побуждения, чтобы быть справедливым в оценке ребёнка.

Возрастной принцип. Необходимо знание специфики педагогических условий, которые педагог обязан создать, чтобы развитие ребёнка осуществлялось последовательно и здоровым образом.

Принцип сотрудничества. Единство целей педагога и ученика основывается на стремлении ребёнка удовлетворить свои потребности и желании педагога сделать всё от него зависящее для создания необходимых условий для этого.

Участники и организаторы программы:  учащиеся 1-4 классов; заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель; педагог – психолог; учитель физкультуры; педагоги дополнительного образования; библиотекарь; руководитель ОБЖ; учителя – предметники; общественность; родители. 

Механизмы реализации программы

Духовное начало данной программы лежит в объединении детей и их родителей для изучения истории семьи, её генеалогического древа, сохранения семейных традиций и обычаев.

Деятельность классного руководителя рассматривается как целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностного – ориентированного подхода к школьным с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса.

4. Условия  реализации  программы.

4.1 ФГОС

 Деятельность классного руководителя направлена на работу со школьниками.

Необходимо:

  • создавать условия для реализации прав детей, закрепленных Уставом школы;
  • формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка;
  • изучать и развивать возрастные и индивидуальные особенности школьников для развития и стимулирования познавательных интересов;
  • создавать благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;
  • формировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, станицы образовательную среду, способствующую формированию личности, умеющей жить в коллективе;
  • развивать потребности ребенка в общении со сверстниками в процессе складывания детского коллектива.

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

1.Изучить потребности,  интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2. Диагностика классного коллектива «Социометрия»

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.

2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

1.Основные направления классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы класса.

  2.     КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА

Месяцы

Основная тематика работы в указанном месяце

Ключевые дела школы

Другие важные мероприятия

Сентябрь

Месячник «Внимание, дети!»

КТД

«День Знаний»

  • День Знаний;
  • Вахта памяти;
  • Всемирный день туризма (день здоровья);
  • Общешкольный кросс «А вам, слабо?»

Октябрь

«Старших надо уважать»

КТД

«День пожилого человека».

благотворительная ярмарка.

  • День пожилого человека;
  • Операция «Забота»;
  • День учителя;
  • Экологические десанты по уборке поселка;
  • День здоровья

 «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

Ноябрь

Месячник «Люби и знай свой край»

КТД

 «День матери!»

  • День рожденья района (23.11.);
  • Всемирный день ребенка.(20.11.);  
  • Международный день толерантности.(16.11.)
  • День здоровья;

-     Осенний бал;

Декабрь

Месячник правовых знаний и профилактики правонарушений

«С любовью к России»

КТД

«Рождество»;

«Новогодний серпантин»;

Конкурс новогодних стенгазет.

  • День Конституции;
  • Неделя права;
  • День здоровья «Народные игры»;
  • Мастерская   Деда Мороза;

Январь

Месячник  народного праздника

КТД

«Старый новый год!» (театрализованные представления)

  • Праздник «Русское красноречие;
  • Конкурс рисунков «Январские пейзажи»;
  • День здоровья;
  • «Снежково».

Февраль

Месячник гражданско-патриотического воспитания.

КТД

 «Смотр строя и песни».

  • День Святого Валентина;(14.02.)
  • Концерт  «России верные сыны» (к 23.02);
  • Конкурс боевых листков;

 -    День здоровья

Март

Экологический месячник

 «Эта земля твоя и моя»

КТД

 «Масленица-праздник  для детей и взрослых» (театрализованные представления).

«Женский день»

  • День здоровья
  •  «Встреча весны»;
  • Праздник «Прощай, Букварь!»;
  • Конкурс  стенгазет

Апрель

Месячник здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»

КТД

« Веселые старты»

  • 07.04. Всемирный день здоровья;
  • Экологические десанты
  • 21.04.- день Земли;
  • Конкурс рисунков «Летим в космос»

Май

Месячник воинской славы России

 «Памяти павших, будьте достойны!»

КТД

«Последний звонок»

-      Вахта памяти;

  • Посещение и поздравление ветеранов;
  • Операция «Забота»;
  • Уборка территории памятника «Неизвестному солдату»;
  • Праздник «Прощание с начальной школой»;
  • День семьи. (15.05.)
  • День здоровья.

. « Я САМ». Работа по развитию классного коллектива. Самоуправление в классном коллективе.

  • представление учащимся реальной возможности участвовать в управлении классом  (прогнозировать, планировать, организовывать, исполнять) через активную работу органов классного ученического самоуправления.

4.2Программно - методическое  и  информационное  обеспечение.

Преобладающими  методами в воспитательной системе являются (расписать):

Формы работы

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы );
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления .);
  • коллективные (коллективно- творческие дела, игры, спектакли, концерты, слеты, дискуссии, состязания, соревнования, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность.).

Виды  и  формы  воспитывающей  деятельности

Вид и цель деятельности

Активная форма

организации деятельности

1. Познавательная

Обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании,  способствует интеллектуальному развитию

Устный журнал, экскурсии (в музей, на выставку, в библиотеку и т.п.), познавательные КТД, конкурсы, турниры, олимпиады, классный лекторий, учебные конференции.

2. Трудовая

Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека

Учебный труд на уроках, общественно-полезный труд по самообслуживанию; игровые формы («трудовые десанты», «операции»)

3. Общественная

Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности

Участие в общественных мероприятиях, участие в конкурсах.

4. Ценностно-ориентировочная

Направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии

Элементы практикума по самоанализу и взаимоанализу  «Как мы вели себя на экскурсии?», «Законы товарищества», «Каким быть или кем быть?»; беседы на нравственные темы, например «Зачем человеку учиться?»; уроки культуры поведения

5. Художественная

Развивает чувствительное мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует индивидуальные задатки и способности

Концерты художественной самодеятельности, художественные конкурсы;

посещение театра, экскурсии в художественный музей; школьные балы, праздники.

6. Спортивно-оздоровительная

Культивирует здоровый образ жизни, повышает силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела

Спортивные игры, товарищеские состязания, школьные олимпиады, спортивные секции

7. Свободное общение

Организует взаимно обогащающий досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и содержанием их деятельности является общение с другим человеком как ценностью

Классные праздники,Дни именинников, прогулки, посещение ДК, театра, кинотеатра, поездки

 

Особое место занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и школьников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

4.3 Психолого - диагностическое  сопровождение.

Осуществлять диагностику воспитательного процесса:

1.

Личность ученика

- наблюдение;

1. Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант

Т. А. Нежновой,

Д. Б. Эльконина,

А. Л. Венгера-

Методика «Кто Я?»

(М. Кун).

Методика «Хороший ученик»

проективные  рисуночные методики «Несуществующее животное», «Моя семья»;

- диагностические методики: социометрия, определение темперамента;

- анкетирование по темам: «Что мне нравится в школе».

- методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью:

- мониторинги:

- творческие игры:

- уровень оценки воспитанности.

2.

Воспитательная система: 

1. Основные направления воспитательной системы:
- реализация здоровьесберегающих технологий;

- развитие самоуправления в классном коллективе

3.

Работа с родителями

 - тесты: «Стратегия семейного воспитания».

- анкетирование опросники: «Изучение отношения родителей к школе».

  1. Ресурсное   обеспечение.

  1. Материально – техническое обеспечение.
  • Комплектование кабинета научно-методической литературой, литературой по воспитательной работе, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией данной программы;
  • Использование в работе материальной базы, оборудования школы;
  • Оснащение кабинета необходимыми ТСО;

  1. Социальная защита учеников.
  • Участие в программах по социальной защите школьников.
  • Реализация прав детей, закрепленных Уставом школы.
  • Взаимодействие с заинтересованными организациями и ведомствами по вопросам работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

5.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  В   СОЦИУМЕ.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Взаимодействие  с:

Задачи

Формы работы

1.

 учителями-предметниками:

  • совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы;
  • представление интересов своих учеников в педагогическом совете;
  • привлечение учителей к работе с родителями;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
  • включение школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам:
  • разнообразные предметные кружки, спец.курсы;
  • выпуск стенгазет, совместная организация и участие в предметных неделях;
  • организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических мероприятий,  совет профилактики, ПМПК школы;
  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

2.

педагогом-психологом

  • изучение индивидуальности школьников, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум;
  • координация связи педагога-психолога с родителями, их консультативную поддержку;
  • анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей и возможностей учеников;
  • координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности всех  участников воспитательного процесса.
  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
  • Диагностика   индивидуального развития школьников
  • Диагностика результативности работы с родительским коллективом учащихся класса (по мере необходимости).

3.

педагогами дополнительного образования

  • расширение познавательных, творческих способностей своих учеников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения;
  • поддержка допрофессиональной подготовки учащихся.
  • включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
  • стимулирование и учет разнообразной деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования детей;
  • ведение портфолио учеников и класса

4.

заместителем директора по воспитательной работе

привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др.

организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях

5.

социальным педагогом

  • посредник между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов школьников;
  • организация социально значимой деятельности школьников

мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

6.

старшим вожатым

информирование школьников о действующих детских объединениях в школе;

работе органов самоуправления.

  • разнообразные детские объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности

7.

Библиотекарем

  • Изучения отношения учащихся к чтению;
  • способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
  • сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг).
  • Расширение круга чтения учеников

8.

медицинским работником

забота о здоровье

  • изучение особенности развития детей;
  • выяснение наследственных и хронических заболеваний детей;
  • ведение работы по профилактике заболеваний;
  • проведение  бесед о личной гигиене человека; по половому воспитанию; о вреде курения, алкоголизма, наркомании.

9.

Родителями

  • обеспечение связи школы с семьей;
  • изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.
  • сотрудничество с семьей в интересах ребенка;
  • формирование общих подходов к воспитанию;
  • организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей;
  •  совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей;
  •  выработка близких по сути требований;
  •  организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии;
  •  создание благоприятного климата в семье;
  • психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за ее пределами.
  • Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);
  •  Работа родительского комитета;
  • совместные мероприятия;
  • изучение информации о наклонностях учеников,
  • материально-бытовых условиях,
  • психологическом климате в семье,
  • требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка.
  • оказание  помощи   в   воспитании;
  • индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.
  • привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.
  • Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах.

10.

Общественными объединениями:

  • Казачество
  •  Воспитание патриотического духа.

  • Совет ветеранов
  •  Воспитание уважения к пожилым людям.

11.

Учреждениями

ЦДТ

  • Воспитание чувства к прекрасному.

Библиотека и ДК

  • Развитие творческих навыков, предоставление детям необходимой художественной литературы, детских журналов.
  • Танцы, игры, познавательные викторины, посещение кружков.

МДОУ № 29  «Березка»

  • Игры, театрализованные  представления.

ОДН,КДН

  • Профилактика правонарушений, исполнение 120 закона РФ

   

  1. ОСНОВНЫЕ  МЕРОПРИЯТИЯ ПО  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

«Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства».

Эбнер Эшенбах

1 этап. (1 класс) Тема года: «Своя семья – самые верные друзья»

На этом этапе происходит становление ребёнка в статусе ученика и члена нового детского коллектива. Преодолеть трудности этого периода призвана семья. Объективно, сообразно возрасту дети очень привязаны к семье, иногда плохо помнят одноклассников по именам, стремятся вернуться к привычной домашней обстановке. Это в большей мере касается  детей, которые не посещали дошкольные заведения.

Основные понятия: родители, родительский дом, братья и сёстры, Родина, доброта, забота, любовь, вежливость, красота, милосердие, уважение, семейные традиции, уклад жизни, помощь старшим и младшим, день рождения, именины.

2 этап. (2 класс) Тема года: « Древо ценят по плодам, а человека по делам»

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

         Второклассники приучены к школьным условиям, принимают и выполняют общие правила жизни школьного коллектива. Теперь пришло время проявить свои лучшие качества, стать заметным, обрести уважение среди одноклассников, стать лидером, т.е. делами своими завоевать авторитет.

Основные понятия: способности творческие и умственные, культура общения, выбор, нравственное поведение, ответственность, помощь, долг, честность, правда и ложь, совесть, долги честь, честность, аккуратность, опрятность, обязательность и точность, вежливость, гармония души и тела.

3 этап (3 класс) Тема года: «Дерево держится плодами, а человек – друзьями»

                                          Если дети живут в критике, они учатся осуждать других  людей.

                                                   Если дети живут во вражде, они учатся быть злыми.

                                        Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными.

                                                Если дети живут в стыде и смущении, чувство собственного

                                                           достоинства уступает место чувству вины.

Дороти  Нолт

        Общение третьеклассников строится на внутренних взаимоотношениях в коллективе. Приобрести друзей, дорожить сложившимися отношениями – вот задача нового периода жизни ребёнка.

Основные понятия: дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, преданность, справедливость, эмоции и чувства, сочувствие, сопереживание, права и обязанности, честь и честность, труд, общественное поручение, гостеприимство.

4 этап. (4 класс) Тема года: «Родители дали тебе жизнь, а волю воспитай сам»

        Дети на пороге подросткового возраста переживают сложный период. Происходит своеобразная переоценка ценностей. Влияние родителей, семьи ослабевают. На первое место выходят другие приоритеты: мнение сверстников, знакомых. Поэтому важно воспитывать у ребёнка волевые качества личности, качественное самомнение, самооценку.  

Основные понятия: самовоспитание, саморегуляция, творческие способности, уровень интеллектуального развития (IQ), культура умственного труда, управление собой, лидерство, одиночество, нравственный выбор, нравственная позиция, нравственное овладение, жизненные ценности, самоактуализация, самореализация, право и закон, право и закон, правовые нормы, долг и достоинство, личность.

Направление воспитательной работы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Я -человек! Я – Россиянин»

«Моя учеба -мой труд»

«Я и моя семьЯ»

«Я и природа»

«Я и мое здоровье!»

«Я и культура»

Ожидаемые результаты:

У выпускника  начальной школы  сформированы:

- Понимание ценности семьи в своей жизни и дружбы со сверстниками; авторитет педагога; положительное отношение к природе родного края, её историческим памятникам; чувство красоты; правдивость, честность; самокритичность; совестливость; нравственная устойчивость; верность данному слову, дружбе; доброта, чуткость, сострадание; трудолюбие .

- Умение слушать и слышать других; устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; учитывать мнение товарищей, быть терпимым к суждениям и оценкам других людей; противостоять безнравственному  поведению и отрицательному  примеру; нести ответственность за своё поведение перед коллективом, за поведение товарищей.

- Инициативность; свобода, независимость, самостоятельность.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЛ: (на весь период)

№ п/п

Мероприятия

Сроки

I. Развитие нормативно-правовой базы.

1.

Использовать в работе приоритетный национальный проект «Образование»

Ежегодно

2.

Использование в работе :

Конституция Российской Федерации;

-Всеобщая декларация прав человека;

-Конвенция о правах ребенка;

-Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;

-Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

-Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р.

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795.

- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе 2013-2020гг

-«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование»

 -«Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

Программам «Правовое просвещение и формирование основ законопослушного поведения обучающихся общеобразовательных учреждений Предгорного муниципального района Ставропольского края на 2014 -2015 учебный год»

Изучить материалы по развитию воспитательной работы детей в стране.

Ежегодно

Продолжить проведение мониторинга воспитательного процесса.

Ежегодно

2.Программно – методическое и информационное обеспечение.

1.

Продолжить использование в работе журналов: «Воспитание школьников», «Начальная школа», «Классный руководитель», «Учимся, играем, читаем»

ежегодно

2.

Продолжить сотрудничество с районной газетой «Икра»

Ежегодно

3.Информатизация

1.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в воспитательный и образовательный процесс.

Постоянно

3.

Разработка вариантов компьютерных пособий для самоконтроля знаний обучающихся.

4.

Применение информационно-коммуникативных средств в технологиях самообразования, самосовершенствования и саморазвития учеников.

Постоянно

5.

Создание слайд – фильмов (презентаций) по различным видам деятельности класса.

Постоянно

4.Взаимодействие класса и социума.

1.

Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, ветеранами педагогического труда.

2.

Содержание в надлежащем порядке памятников  участников Великой Отечественной войны.

3.

Операция «Забота» (помощь ветеранам войны)

Акция «Согреем ладони, разгладим морщины»

5.Организация деятельности

(конкретные дела по основным направлениям)

Участие  в районных, школьных массовых мероприятиях, конкурсных программах (по отдельному плану)

ежегодно

Мероприятия посвященные Году семьи

2013

Мероприятия посвященные Году культуры

2014

200лет Лермонтову

Октябрь 2014

70-летие Победы

Май 2014

  1. КРИТЕРИИ   И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА.

                В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса целесообразно использовать такие методики, как:

  • тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
  • методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся, методики других авторов;
  • методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»;
  • тест А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;
  • методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА)  А.Н. Лутошкина;
  • методика социально-психологической     самоаттестации     коллектива     (СПСК) Р.С. Немова.

             Критерии оценки осуществления функций классного руководителя:

  • эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
  • критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
  • критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2

2.

Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – М., 2000 г

4.

Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой – М., 1992 г.

5.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000 г.

6.

Ведомственная целевая программа «Развитие образования Ставропольского края»

7.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

8.

Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. – М., 2001 г.

9.

Закон РФ «Об образовании». – М., 1996 г.

10.

Конвенция ООН о правах ребенка.

11.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

12.

Концепция модернизации  дополнительного образования детей РФ до 2010 года.

13.

Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспитание с любовью и логикой. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995

14.

Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования».

15.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

16.

Национальный проект «Образование». Нормативно-правовые документы.

17.

Права ребенка в РФ относительно конвенции ООН о правах ребенка.

18.

Программа развития системы непрерывного педагогического образования  России на 2001 – 2010 годы.

19.

Программа развития воспитания детей и молодежи Ставропольского края

20.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. – М., 2002 г.

21.

Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. – М., 2000

22.

Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004.

23.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 2001.

24.

Журналы:

 «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Справочник классного руководителя», «Воспитательная работа в школе», «Классный руководитель».

Виды  и  формы  воспитывающей  деятельности

Формы деятельности:

  1. В личной беседе с родителями, бабушками и дедушками выявление имен, отчеств прабабушек и прадедушек;
  2. Выявление легенд или исторических событий, связанных с происхождением собственной фамилии;
  3. Написание генеалогического древа семьи, т.е. кто является главой семьи, их дети, внуки и т.д.
  4. Проведение спортивных, интеллектуальных конкурсов для всей семей детей;
  5. Возрождение традиционных национальных семейных  обычаев, традиций характерных для данного региона(области, края, республики).
  6. КТД по выявлению неразрывных связей истории семьей с историей и культурой страны и др.

Используя образное мышление ребёнка, можно наглядно изобразить воспитательную работу, проводимую в классе, выстроив «Древо жизни», отобразив в нём все проводимые мероприятия, все личные классные достижения.

        Для этого ещё в 1 классе силами родителей в классной комнате делается рисунок небольшого ростка дерева. В нём отображается тема года, основные направления деятельности. Постепенно крона деревца заполняется листочками разного цвета. Каждое мероприятие – листок с пометкой о выполненном поручении, проведённом мероприятии. Предположим в первом – это листочки светло – зелёного, во втором – зелёного, в третьем – темно - зелёного, а в четвёртом – синего цвета. К четвёртому году обучения всё дерево становится покрыто густой кроной листьев, которая воочию показывает  всю жизнь классного  коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ

Цель собрания: выявить потенциальные возможности семьи в воспитании детей. Задачи собрания:-  способствовать формированию адекватной, гибкой и прогностичной родительской позиции и уста...

Программа воспитательной работы "СемьЯ"

Обоснованием актуальности основной идеи программы «СемьЯ» считаю:необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов дет...

Воспитательная программа « Семья + школа »

Начало XXI столетия стало переломным моментом в развитии духовно-нравственной культуры и гражданского становления личности. Вопросы его реализации находятся в центре внимания международных организаций...

Воспитательный потенциал семьи

Воспитательный потенциал семьи...

Воспитательная программа "Семь Я"

Цель: создание максимально благоприятных условий для гармоничного развития личности на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитывая природные задатки, возрастные особенности, условия жизни и в...