Методическая разработка " Роль трудового воспитания в формировании нравственных качеств характера школьника"
методическая разработка по теме

Малина Анастасия Геннадьевна

Для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrab.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная(коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 565 Кировского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

ТЕМА:

«Роль трудового воспитания в формировании нравственных качеств характера школьников»

Автор - составитель:

Малина Анастасия Геннадьевна

   

2014/15 уч.г

   Трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Ведущую роль в этом процессе занимает школа.

  Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности ребенка.  Труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы ребенка. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в классе ученик становится активным и целеустремленным на занятиях в рабочей комнате, мастерской, на пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в учеников уверенность в свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению уровня мотивации достижения результата. В процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей. Когда ребенку удается сделать нужную вещь правильно, он испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка.

   Когда ученик коррекционной школы получает плохую отметку за неправильно решенную задачу или ошибки в диктанте, он не всегда убежден в том, что эта плохая оценка справедлива. Но когда ученик обнаруживает дефект в сделанной им вещи, - это сразу дает ему представление о допущенной ошибке и побуждает в дальнейшем более внимательно следить за ходом своих действий.

   Формы организации трудового воспитания могут быть самыми различными, но их осуществление связано с тремя видами трудовой деятельности: учебной, бытовой и общественно полезной, каждая из которых способна при правильной организации корректировать личностное развитие учащегося. Так, например, систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности, как настойчивость, честность, правдивость. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорово образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.

   Таким образом, трудовое воспитание в условиях коррекционной школы носит не только обучающий и воспитывающий характер, но самое главное - оно имеет коррекционную направленность. Трудовая деятельность способствует коррекции дефектов в личностном развитии ребенка, формирует волевую и эмоциональную сферы, вырабатывает социально значимую мотивацию, подготавливает ребенка к будущей профессиональной деятельности, то есть, осуществляет его социальную адаптацию.

   Одним из условий успешного включения учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников  школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий.

   Важно научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать у них желание преодолевать эти трудности. Важно показать учащимся ту реальную пользу, которую каждый из них может приносить окружающим. Достигается это сочетанием практической деятельности учащихся с систематической разъяснительной работой. Сюда относятся беседы, рассказы о труде, экскурсии на производство  и т.д. Рассказы учителей, воспитателей о труде, наблюдения учащихся за трудовой деятельностью, а главное - участие в ней.

   Задачи  работы по организации трудового воспитания и обучения следующие:

. обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно-гигиеническом обслуживании себя;

. выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно-бытовом труде, умение выполнять несложные виды этого труда;

. сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени;

. по индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно;

. научить работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения.

   Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда  ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

   Трудовое воспитание должно строиться с учетом индивидуальностей каждого ребенка, оно должно лечить, увлекать, наконец, помочь школьнику стать личностью, а не прививать лишь рефлексы и инстинкты.

  Литература:

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

Чуркина А.И. Трудовое обучение во вспомогательной школе. - М., 2008.

Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников.

По требованиям ФГОС очень актуальна тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное воспитание, социальное, личностное, интеллектуальное развитие. Данный проект сопровождения реб...

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Во все века люди высоко ценили  нравственную  воспитанность.  Глубокие социально-  экономические   преобразования,   происходящие   в   совр...

Выступление на МО воспитателей. Тема "Роль внеклассных мероприятий в формировании нравственных качеств личности"

Актуальная проблема в настоящее время - это воспитатние подрастающего поколения....

«Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода»

Представляю обобщение своего опыта работы на тему «Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода&raq...